Конспект по географии 7 класс. Особенности северных материков Земли.
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Тема урока: Особенности северных материков Земли. Цель урока: познакомить учащихся с общими чертами северных материков, продолжить развитие умений работать с картами различного содержания. Задачи урока: образовательные: сформировать представление об общих особенностях природы северных материков; активизировать познавательную активность;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_osobennosti_severnyh_materikov_zemli.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Устинов Александр Павлович
учитель географии
МБОУ СОШ №2 г. Бугуруслана
География
7 класс
УМК (название учебника, автор, год издания) География. Материки и океаны: в 2ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живем. Африка: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. - М.: ООО Русское слово – учебник, 2014
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Особенности северных материков Земли.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: 43
Цель урока: познакомить учащихся с общими чертами северных материков, продолжить развитие умений работать с картами различного содержания.
Задачи урока:
образовательные: сформировать представление об общих особенностях природы северных материков; активизировать познавательную активность;
развивающие: сформировать умение выделять черты сходства и различия; продолжить развитие умения анализировать, выделять главное; обобщать и делать выводы; совершенствовать умения работы с источниками знаний: учебником, дополнительной литературой и ЭОР;
воспитательные: воспитать культуру навыков самообразования; вовлечь в активную практическую деятельность; сформировать мировоззренческую идею о познаваемости мира; воспитать культуру экономного расходования времени
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
- выясняют состав группы северных материков, их географическое положение;
- рассматривают общие черты рельефа и полезных ископаемых;
- выделить общие особенности климата и внутренних вод;
- соотнести расположение природных зон;
личностные:
- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
метапредметные:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): - учебник; атлас по географии; раздаточный материал.
http://www.tepka.ru/geografiya_7.2/57.html
Содержание урока
I. Организационный этап
Приветствие учителя. Рапорт дежурного о готовности к уроку, об отсутствующих учащихся.
II. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Итак, мы с вами изучили южные материки. Скажите: какие материки мы будем относить к «северным» и почему? Какие цель и задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Задача сегодняшнего урока познакомиться с особенностями северных материков.
III. Актуализация знаний.
Вспомните:
- почему северное полушарие называют материковым, а южное океаническим? (посмотрите, какую часть полушария занимают суша и океан) атлас с. 2-3.
Давайте вспомним географическую номенклатуру южных материков. Игра «Молчанка» (учитель показывает объекты на карте, ученики с места по очереди отвечают).
IV. Первичное усвоение новых знаний.
С чего мы начнем знакомство с северными материками? С географического положения.
Географическое положение.
Определите, в каких полушариях расположены северные материки?
В чем сходство? В том, что Северная Америка и Евразия расположены в северном и западном полушариях.
В чем различие? Различия в том, что Евразия так же располагается и в восточном (большая часть территории материка) полушарии.
Скажите, от каких и до каких широт простираются северные материки? От арктических широт до экватора.
Какие океаны омывают берега северных материков?
Давайте сделаем вывод о географическом положении северных материков (запись в тетрадь):
- расположены в северном и западном полушариях;
- оба материка вытянуты с севера на юг от арктических широт до экватора, что отражается на разнообразии их природы;
- большая часть материков расположена в умеренных широтах;
- материки омывают океаны – Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
Общие черты рельефа. http://www.tepka.ru/geografiya_7.2/57.html
Как и материки Южного полушария, Северная Америка и Евразия имеют много общего в природе.
Оба континента отличаются разнообразием рельефа. Большие пространства занимают равнины, удобные для земледелия и сооружения дорог — железных и автомобильных. Горные цепи расположены по окраинам материков. В Северной Америке это громадная цепь Кордильер, протянувшаяся по западной окраине материка на 9 тыс. км, и Аппалачи на востоке. В Евразии горные системы тянутся по южным и восточным окраинам, поднимаясь до высоты почти 9 км. Как в Кордильерах, так и на восточном побережье Евразии много действующих вулканов, часты землетрясения, порой разрушительные.
Образование гор и расположение горных цепей связано с движением литосферных плит. Не меньшее значение имеет и общая история развития земной коры.
Сотни тысяч лет назад Северная Америка и Евразия были единым континентом — Лавразия. Затем между ними образовался Атлантический океан. Оба материка в дальнейшем то соединялись, то разъединялись. На месте нынешнего Берингова пролива, ширина которого не превышает 86 км, относительно недавно существовал своеобразный сухопутный мост, соединявший материки. По этому мосту из Азии в Северную Америку проникли люди — предки нынешнего коренного населения Северной Америки.
Древнее оледенение.
Территория Северной Америки и Евразии в прошлом неоднократно подвергалась оледенениям. Причина их появления — общее похолодание климата.
Последнее оледенение закончилось около 10—15 тыс. лет назад. Древний ледник покрывал обширные территории обоих материков. Считают, что толщина льда достигала 3 км. Материковые льды в Евразии спускались со Скандинавских гор и покрывали также Альпы, Карпаты, Пиренеи. Лед покрывал значительную часть Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. В Западной Европе ледник доходил до подножия Карпат. В Северной Америке в период наибольшего оледенения лед покрывал примерно 2/3 материка и заходил южнее Великих озер.
Древнее оледенение оказало большое влияние на формирование современных природных условий. Возникли ледниковые формы рельефа в виде холмов и даже возвышенностей. Движущийся ледник выпахал котловины разных размеров, впоследствии заполненные талыми водами. Образовались многочисленные озера, от громадных, напоминающих моря, до самых мелких. И в Евразии, и в Северной Америке появились целые озерные края.
Ледники уничтожили существовавшие ранее теплолюбивые виды растений и животных. Лишь немногие смогли пережить это суровое время. Это северный олень карибу, овцебыки, а из растений — различные мхи и лишайники.
Физминутка.
Общие черты климата и природных зон.
По карте «климатические пояса и области» с. 12 посмотрите и ответьте в каких климатических поясах расположены Северная Америка и Евразия?
Какие отмечаются различия?
В каком климатическом поясе расположена большая часть северных материков? В умеренном поясе.
Сопоставьте климатическую карту, с. 12 и карту природные зоны с. 14, и посмотрите, какая природная зона преобладают в умеренном климатическом поясе? Лесная зона – тайга.
Таким образом, в природе материков Северного полушария имеется много общего, что объясняется рядом причин: а) общей историей развития земной коры; б) длительным временем совместного развития природы; в) сходным географическим положением.
В то же время в Северной Америке растут такие породы деревьев, которых нет в Евразии, — секвойя, тсуга, некоторые травы. Северная Америка и Евразия дали человечеству разные виды культурных растений.
V. Первичное закрепление.
по физической карте мира объясните расположение горных систем в Евразии и Северной Америке.
назовите причины сходства в природе материков Северного полушария.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Опорный конспект.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
- что нового узнали вы сегодня на уроке?
- понравилось ли вам на уроке?
- какие затруднения возникли?
- какое настроение у вас сейчас?
- дайте оценку нашей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок географии в 7 классе по теме "Евразия-величайший материк Земли"
Тема урока: Евразия – величайший материк Земли.Цели урока: ...
Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс
Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...
План-конспект урока географии по теме "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"
Целью урока является формирование понятия об атмосфере как внешней газовой оболочке, представление о строении атмосферы, ее составных частях....
Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"
Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля. Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...
Конспект урока 7 класса по теме: "Природные зоны Евразии. Особенности их размещения на территории материка. Высотная поясность в горах материка."
конспект урока с использованием ИКТ...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...
План-конспект урока географии "Открытие, изучение и преобразование Земли"
План-конспект урока географии...