Конспект по географии 7 класс. Особенности северных материков Земли.
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Устинов Александр Павлович

Тема урока: Особенности северных материков Земли. Цель урока: познакомить учащихся с общими чертами северных материков, продолжить развитие умений работать с картами различного содержания. Задачи урока: образовательные: сформировать представление об общих особенностях природы северных материков; активизировать познавательную активность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_osobennosti_severnyh_materikov_zemli.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Устинов Александр Павлович

учитель географии

МБОУ СОШ №2 г. Бугуруслана

География

7 класс

УМК (название учебника, автор, год издания) География. Материки и океаны: в 2ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живем. Африка: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. - М.: ООО Русское слово – учебник, 2014

Уровень обучения: базовый

Тема урока:        Особенности северных материков Земли.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: 43

Цель урока:        познакомить учащихся с общими чертами северных материков, продолжить развитие умений работать с картами различного содержания.

Задачи урока:

образовательные: сформировать представление об общих особенностях природы северных материков; активизировать познавательную активность;

развивающие: сформировать умение выделять черты сходства и различия; продолжить развитие умения анализировать, выделять главное; обобщать и делать выводы; совершенствовать умения работы с источниками знаний: учебником, дополнительной литературой и ЭОР;

воспитательные: воспитать культуру навыков самообразования; вовлечь в активную практическую деятельность; сформировать мировоззренческую идею о познаваемости мира; воспитать культуру экономного расходования времени

Планируемые образовательные результаты:

        предметные:

- выясняют состав группы северных материков, их географическое положение;

-  рассматривают общие черты рельефа и полезных ископаемых;

- выделить общие особенности климата и внутренних вод;

- соотнести расположение природных зон;

        личностные:

- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

        метапредметные:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): - учебник; атлас по географии; раздаточный материал.

http://www.tepka.ru/geografiya_7.2/57.html

Содержание урока

I. Организационный этап

Приветствие учителя. Рапорт дежурного о готовности к уроку, об отсутствующих учащихся.

II. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Итак, мы с вами изучили южные материки. Скажите: какие материки мы будем относить к «северным» и почему? Какие цель и задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Задача сегодняшнего урока познакомиться с особенностями северных материков.

III. Актуализация знаний.

Вспомните:

- почему северное полушарие называют материковым, а южное океаническим? (посмотрите, какую часть полушария занимают суша и океан) атлас с. 2-3.

Давайте вспомним географическую номенклатуру южных материков. Игра «Молчанка» (учитель показывает объекты на карте, ученики с места по очереди отвечают).

IV. Первичное усвоение новых знаний.

С чего мы начнем знакомство с северными материками? С географического положения.

Географическое положение.

Определите, в каких полушариях расположены северные материки?

В чем сходство? В том, что Северная Америка и Евразия расположены в северном и западном полушариях.

В чем различие? Различия в том, что Евразия так же располагается и в восточном (большая часть территории материка) полушарии.

Скажите, от каких и до каких широт  простираются северные материки? От арктических широт до экватора.

Какие океаны омывают берега северных материков?

Давайте сделаем вывод о географическом положении северных материков (запись в тетрадь):

- расположены в северном и западном полушариях;

- оба материка вытянуты с севера на юг от арктических широт до экватора, что отражается на разнообразии их природы;

- большая часть материков расположена в умеренных широтах;

- материки омывают океаны – Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

Общие черты рельефа. http://www.tepka.ru/geografiya_7.2/57.html

Как и материки Южного полушария, Северная Америка и Евразия имеют много общего в природе.

Оба континента отличаются разнообразием рельефа. Большие пространства занимают равнины, удобные для земледелия и сооружения дорог — железных и автомобильных. Горные цепи расположены по окраинам материков. В Северной Америке это громадная цепь Кордильер, протянувшаяся по западной окраине материка на 9 тыс. км, и Аппалачи на востоке. В Евразии горные системы тянутся по южным и восточным окраинам, поднимаясь до высоты почти 9 км. Как в Кордильерах, так и на восточном побережье Евразии много действующих вулканов, часты землетрясения, порой разрушительные.

Образование гор и расположение горных цепей связано с движением литосферных плит. Не меньшее значение имеет и общая история развития земной коры.

Сотни тысяч лет назад Северная Америка и Евразия были единым континентом — Лавразия. Затем между ними образовался Атлантический океан. Оба материка в дальнейшем то соединялись, то разъединялись. На месте нынешнего Берингова пролива, ширина которого не превышает 86 км, относительно недавно существовал своеобразный сухопутный мост, соединявший материки. По этому мосту из Азии в Северную Америку проникли люди — предки нынешнего коренного населения Северной Америки.

Древнее оледенение. 

Территория Северной Америки и Евразии в прошлом неоднократно подвергалась оледенениям. Причина их появления — общее похолодание климата.

Последнее оледенение закончилось около 10—15 тыс. лет назад. Древний ледник покрывал обширные территории обоих материков. Считают, что толщина льда достигала 3 км. Материковые льды в Евразии спускались со Скандинавских гор и покрывали также Альпы, Карпаты, Пиренеи. Лед покрывал значительную часть Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. В Западной Европе ледник доходил до подножия Карпат. В Северной Америке в период наибольшего оледенения лед покрывал примерно 2/3 материка и заходил южнее Великих озер.

Древнее оледенение оказало большое влияние на формирование современных природных условий. Возникли ледниковые формы рельефа в виде холмов и даже возвышенностей. Движущийся ледник выпахал котловины разных размеров, впоследствии заполненные талыми водами. Образовались многочисленные озера, от громадных, напоминающих моря, до самых мелких. И в Евразии, и в Северной Америке появились целые озерные края.

Ледники уничтожили существовавшие ранее теплолюбивые виды растений и животных. Лишь немногие смогли пережить это суровое время. Это северный олень карибу, овцебыки, а из растений — различные мхи и лишайники.

Физминутка.

Общие черты климата и природных зон.

По карте «климатические пояса и области» с. 12 посмотрите и ответьте в каких климатических поясах расположены Северная Америка и Евразия?

Какие отмечаются различия?

В каком климатическом поясе расположена большая часть северных материков? В умеренном поясе.

Сопоставьте климатическую карту, с. 12 и карту природные зоны с. 14, и посмотрите, какая природная зона преобладают в умеренном климатическом поясе? Лесная зона – тайга.

Таким образом, в природе материков Северного полушария имеется много общего, что объясняется рядом причин: а) общей историей развития земной коры; б) длительным временем совместного развития природы; в) сходным географическим положением.

В то же время в Северной Америке растут такие породы деревьев, которых нет в Евразии, — секвойя, тсуга, некоторые травы. Северная Америка и Евразия дали человечеству разные виды культурных растений.

V. Первичное закрепление.

  по физической карте мира объясните расположение горных систем в Евразии и Северной Америке.

  назовите причины сходства в природе материков Северного полушария.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Опорный конспект. 

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

- что нового узнали вы сегодня на уроке?

- понравилось ли вам на уроке?

- какие затруднения возникли?

- какое настроение  у вас сейчас?

- дайте оценку нашей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме "Евразия-величайший материк Земли"

Тема урока:                Евразия – величайший материк Земли.Цели урока: ...

Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс

Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...

План-конспект урока географии по теме "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Целью урока является формирование понятия об атмосфере как внешней газовой оболочке, представление о строении атмосферы, ее составных частях....

Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля.   Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...