Внеклассная работа по экологии 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Внеклассная работа по экологии 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota_ekologiya.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ №69»
___________Рычагова Е.Ю.
Программа внеурочной деятельности
«Друзья природы»
Программа рассчитана на учащихся 7-8 классов
Направление программы – общеинтеллектуальное
Срок реализации - 1 год;
Учитель географии Тихонова Н.А.
2017- 2018
Пояснительная записка
Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, общекультурное.
В нашем образовательном учреждении имеется опыт организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. Учитывая то, что в Учебном плане ОУ нет предмета экология, я написать авторскую программу экологической направленности, которая направлена на формирование экологической культуры и мышления обучающихся.
Авторская программа «Друзья природы» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 7го класса, срок реализации программы 1 год.
.
Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной деятельности. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона социализации личности обучающегося. Развитый интеллект, в рамках проектной деятельности, отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи; системность, обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности.
Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др. Понятие “интеллект”, перешедшее в современные языки из латыни в XVI веке и обозначавшее первоначально способность понимать, становится в последние десятилетия все более важной общенаучной категорией. В литературе обсуждаются интеллектуальные ресурсы отдельных групп населения и интеллектуальные потребности общества в целом.
Доказано, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта. Организация внеурочной деятельности в рамках проектного направления, как достаточно сложной формы деятельности, продолжение предметных линий и использованием эффективных форм проведения занятий, позволит успешно решать проблемы развития интеллекта обучающихся.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в селе.
Задачи программы:
- Развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность мышления. Продолжить развитие способности обучающихся к мыслительным операциями – анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию. Обучать приемам доказательства.
- Продолжить обучение школьников способам самостоятельной организации учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при выполнении исследовательских и проектных работ.
- Способствовать расширению кругозора, развивать навык интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач.
- Продолжить обучение школьников работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы.
- Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми.
- Продолжить формирование рефлексивной культуры школьников.
Особенность программы:
1. Практическая проектная и исследовательская направленность занятий; оптимальное использование имеющихся ресурсов в Первомайском филиале ГБОУ СОШ с. Подбельск; формирование системы социально значимых ценностей через деятельность.
2. Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения воспитательно-образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Реализация связи с урочной деятельностью: содержание программы выстроено на принципе межпредметной интеграции и позволяет обучающимся расширить кругозор по предметам естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география).
Использование технологий
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД во внеурочной деятельности в основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые могут быть построены на предметном, межпредметном содержании. Основные виды учебных ситуаций:
- ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
- ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
- ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
- ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач:
- На развитие личностных универсальных учебных действий:
- на личностное самоопределение;
- на развитие Я-концепции;
- на смыслообразование;
- на мотивацию;
- на нравственно-этическое оценивание.
- На развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
- на учёт позиции партнёра;
- на организацию и осуществление сотрудничества;
- на передачу информации и отображению предметного содержания;
- тренинги коммуникативных навыков;
- ролевые игры;
- групповые игры.
- На развитие познавательных универсальных учебных действий:
- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
- задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
- задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
- задачи на смысловое чтение.
- На развитие регулятивных универсальных учебных действий:
- на планирование;
- на рефлексию;
- на ориентировку в ситуации;
- на прогнозирование;
- на целеполагание;
- на оценивание;
- на принятие решения;
- на самоконтроль;
- на коррекцию.
При проведении занятий внеурочной деятельности будут использоваться технологии: технология проблемно-диалогового обучения, групповые технологии, ИКТ - технологии, технология системно-деятельностного обучения, интерактивные формы обучения.
Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения.
Представленная программа направлена на формирование:
• мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;
• коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем локального, регионального и глобального масштабов;
• опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний в социоприродной среде;
• потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты
В качестве ожидаемых результатов реализации и апробации программы внеурочной деятельности экологической направленности «Друзья природы» на ступени основного общего образования рассматриваем:
• личностные результаты - сформированность основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической деятельности в повседневной жизни;
• метапредметные результаты - сформированность экологического мышления, умений выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;
• предметные результаты – сформированность представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; сформированность исследовательских умений.
Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил в решении экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
- Принцип добровольности. Во внеурочную деятельность принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
- Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
- Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
- Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
- Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
- Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
- Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 7а класса общеобразовательной школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель.
Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Программа внеурочной деятельности «Друзья природы» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 35 часов учебного времени из них: 11 - часов лекций, 19 ч - практикумов и 5 ч – семинаров (конференция и «круглый стол»). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинетов-лабораторий.
Методическое обеспечение
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
- Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
- Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
- Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
- Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
- Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
- Методики проведения исследований по темам;
- Основные экологические понятия и термины;
- Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории села;
- Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
- Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
- Виды - биоиндикаторы чистоты классных комнат;
- Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
- Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в селе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
- Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;
Учащиеся должны уметь:
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
- Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
- Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
- Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
- Проводить анкетирования, социологические опросы.
- Работать с определителями растений и животных;
- Работать с различными источниками информации.
- Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
- Применять коммуникативные навыки;
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.
Формы контроля.
Тема | Форма контроля |
Введение | Беседа, результаты экскурсии. |
Исследовательская деятельность | Беседа, результаты опросов и исследований, презентация работ творческих групп по выбранным темам, конференция «Экологическое состояние села», оформление стенда «Боль природы». |
Флора и фауна РТ | Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования, оформление стенда «Вода – это жизнь», конференция. |
Заключение | Беседа, презентация исследовательских работ по выбранным темам. |
Формы подведения итогов реализации программы.
- Итоговые выставки творческих работ;
- Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
- Участие в районных, областных и всероссийских конкурсах исследовательских работ;
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Друзья природы»
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Планируемые универсальные учебные действия | Планируемые результаты | |||
| |||||||
1 | Вводное занятие. Я – и экология! Ознакомление с содержанием программы обучения. Знакомство с обучающимися и организация знакомства между детьми. | Круглый стол | Личностные УУД: мотивация учения. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | ||||
2 | Экологическая безопасность. Модели поведения. | Конспект | |||||
| |||||||
3 | Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. | Лекция | Личностные: - изучение природы родного края; - воспитание любви к своей малой родине. Познавательные: - приобщать к наблюдению за природой; - развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); Коммуникативные: - уметь работать в команде; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. | Изучение особенностей воды в пределах населенного пункта, создание профиля берега водоема, описание ландшафта, приобщение к работе на местности в полевых условиях | |||
4 4 | Методы отбора проб воды. Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы. | Полевая практика | |||||
5 | Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных исследований. Анализ полученных результатов | Лабораторный практикум | |||||
6 | Глобальные экологические проблемы. | Мини - исследование | Познавательные: - строить логические рассуждения; -объяснять явления, процессы; Коммуникативные: -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. | Отчет об экскурсии | |||
7- 9 | Работа над проектами: «Пути решения экологических проблем», «Переработка и повторное использование бытовых отходов», «Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде», «Правила утилизации бытовых отходов». | Исследование | Оформление результатов исследовательской работы | ||||
| |||||||
10 | Роль комнатных растений в жизни человека. | Мини исследование | Познавательные: - строить логические рассуждения; -объяснять явления, процессы; Коммуникативные: -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. | Оформление результатов исследовательской работы | |||
11 | Мини-проекты «Мои зелёные друзья: растения – индикаторы, вредные растения». | Исследование | |||||
12 | Уход за комнатными растениями. | Практикум | Умения работать с инвентарем; | ||||
13-14 | Озеленение классных комнат. | ||||||
| |||||||
15-16 | Фауна РТ | Мини исследование | Личностные: - изучение природы родного края; - воспитание любви к своей малой родине. Познавательные: - приобщать к наблюдению за природой; - развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); Коммуникативные: - уметь работать в команде; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. | Умение различать изученные объекты и явления живой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы | |||
17-19 | 3 четверть – 10 часов. Красная книга животных РТ | Экскурсия | Регулятивные: - планировать ход проведения исследований; -уметь самостоятельно принимать решения при проведении наблюдений; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий Познавательные: - проводить исследования под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе наблюдений; Коммуникативные: -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь | Повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний , развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки | |||
20-24 | Проектная деятельность: Составление Красной Книги животных РТ | ||||||
25-26 | Флора РТ 4 четверть – 8 часов. | Мини исследование | Регулятивные: - планировать ход проведения исследований; -уметь самостоятельно принимать решения при проведении наблюдений; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий Познавательные: - проводить исследования под руководством учителя; -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе наблюдений; Коммуникативные: -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь | Умение различать изученные объекты и явления живой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы | |||
27-29 | Красная книга растений РТ | Экскурсия | Повышение интереса к предмету, родной природе, энциклопедическое развитие знаний , развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки | ||||
30-33 | Проектная деятельность: Составление Красной Книги растений РТ | Полевые практики Работа над проектами | |||||
34-35 | Итоговое занятие-семинар «Природные богатства РТ» | Защита проектов | |||||
ИТОГОВОЕ КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ | 35 часа |
Содержание программы
- Введение. (2 часа)
Теоретические знания:
- «Я – и экология!» Ознакомление с содержанием программы обучения. Знакомство с обучающимися и организация знакомства между детьми.
Теоретические знания.
Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга.
- Экологическая безопасность. Модели поведения.
Практикумы. Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
2. Пропаганда экологических знаний (7 ч.)
1. Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды.
2. Методы отбора проб воды. Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
3. Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных исследований. Анализ полученных результатов.
4. Глобальные экологические проблемы.
Теоретические знания:
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Практикум.
Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.
Экскурсии.
К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".
Работа над проектами:
А) «Пути решения экологических проблем села»,
Б) «Переработка и повторное использование бытовых отходов»,
В) «Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде»,
Г) «Правила утилизации бытовых отходов».
Теоретические знания
Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.
Экскурсии:
В окрестности школы, на водоемы села (река, родники)
Практикумы:
Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение конференции, сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.
Практические работы:
- Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы;
- Определение шумового загрязнения территории города и микрорайона школы;
- Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).
3. Озеленение школы (5 часов)
1. Роль комнатных растений в жизни человека.
2. Мини-проекты «Мои зелёные друзья: растения – индикаторы, вредные растения».
3. Уход за комнатными растениями.
4. Озеленение классных комнат.
Теоретические знания.
Воздушное и почвенное питание растений. Виды удобрений. Питание и рост проростков. Рост корней и побега. Как можно повлиять на рост растения. Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Прищипка и пикировка. Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян.
Темы работ
Реферативные:
- Мои зелёные друзья: растения – индикаторы.
- Вредные растения.
- Роль зеленых насаждений в защите от пыли.
Практические работы
Уход за комнатными растениями, озеленение классных комнат.
- Флора и фауна своего края (20 часов)
- Флора РТ
- Фауна РТ
- Красная книга растений, животных РТ.
- Составление Красной книги РТ отдельно для животных, отдельно для растений.
Теоретические знания:
Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушений экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)
Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.
Экскурсии
В лес, на водоемы
Практикум
Обучение работы с определителями растений и животных, обучение методикам проведения оценки экологического состояния водных объектов, села и леса, проведение конференции «Загрязнения микрорайона школы», оформление стенда «Город, в котором мы живем».
Возможные темы проектов:
Исследовательские:
- Составление Красной Книги животных РТ.
- Составление Красной Книги растений РТ
- Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков.
- Изучение флоры и фауны своего края
- Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.
- Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев.
- Антропогенная нагрузка на экосистемы села
Творческие:
- Оформление стенда « Красоты нашего края ».
Реферативные:
- Биоиндикация. Методы исследования.
Итоговое занятие-семинар «Природные богатства РТ»
Практикум.
Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.
Методические рекомендации
Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого–биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.
Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно –исследовательской работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Формируемые УУД
В результате внеурочной деятельности у выпускников кружка будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Класс | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
7класс | 1. Ценить и принимать базовые ценности. 2. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 3. Понимать смысл и цель самообразования. 4. Давать нравственно-этические оценки. | 1. Ориентироваться в литературе: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений | 1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
7 класс |
|
|
|
|
7 класс |
|
|
|
|
Список литературы:
1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
2. Данилов-Данильян, В. И. Переход к устойчивому развитию как научная проблема // Наука и образование в интересах устойчивого развития. – М.: МГАДА, 2006. – С. 20-24.
3. Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер, А. Ю. Либеров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. − № 2. С. 4–15.
4. Захлебный, А. Н., Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А. Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире - 2008.
5. Касаткина, Н. Э. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие в 3 ч. / В. Г. Черемесина, О. Б. Лысых, З. В. Крецан и др. / под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – Часть I. – 91 с.
6. Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
8. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. − № 2. – С. 16–29.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по баскетболу для внеклассной работы учителей старших классов
Программа рассчитана на 3 года для обучения основам баскетбола детей 13-16 лет...
Интегрированный урок - путешествие с элементами внеклассной работы в 5 классах по теме: "Заимствованные слова."
Развитие интереса к предметам: "Русский язык", "Английский язык"через интеграцию предметов: русский язык, английский язык, георграфия, краеведение....
Внеклассная работа в 6 классе по теме "Фразеология"
Для развития русской речи учащихся, обогащение их активного словаря русскими фразеологизмами поможетданный материал.Представленный материал можно использовать и на уроках русского языка и в 10 кл...
Основные принципы осуществления внеклассной работы в младших классах.
Основные принципы осуществления внеклассной работы в младших классах. ...
Презентация для внеклассной работы в 5 классе "Ребусы"
Презентация для внеклассной работы в 5 классе "Ребусы"...
Формирование ценностных ориентаций обучающихся в процессе обучения математике во внеклассной работе ( 5-6 класс)
В данной презентации представлен опыт работы за 2 года....
Курс для внеклассной работы "Английский + Экология"
Интегрированные уроки и интегрированные курсы основной и старшей профильной школы активно внедряются в педагогический процесс в школах. Межпредметная интеграц...