Статья. Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
статья по географии на тему
Статья. Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyazdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_geografii.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Яковлева Н.Н.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
МКОУ Манинская СОШ, Воронежская область, Россия
Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоничном развитии организма и здоровья.
Н.Г. Чернышевский
Здоровье человека не в сердце и не в почках… Но самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать что - то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне хорошо – то должно быть и всем хорошо!
М.М. Пришвин
Проблема нашей современной школы – здоровье школьников. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье, - одна из важнейших задач учреждений образования. Современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов самому научиться не болеть, быть здоровым. Для достижения этой цели педагогу нужно использовать здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Главной целью своей работы я вижу обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды.
Достижению цели служит решение следующих задач:
· создание условий для успешной деятельности обучающихся;
· содействие воспитанию здоровой личности;
· развитие познавательного интереса через использование краеведческого материала;
· организация деятельности учащихся по предупреждению утомляемости.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов педагогики оздоровления:
- принципа сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
- принципа наглядности – он обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм чувственного познания человека;
- принципа систематичности и последовательности, он проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала;
- принципа повторения умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
- принципа постепенности – он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;
- принципа доступности и индивидуализации – он осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие;
- принципа непрерывности – он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;
- принципа всестороннего и гармонического развития личности – он предполагает формирование психофизических способностей, двигательных умений и навыков, а также интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;
- принципа оздоровительной направленности – он решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Система моей работы заключается в следующем:
1) формирование дифференцированных групп по способу мотивации в изучении географии: (имеющие повышенную или пониженную мотивацию в изучении географии);
2) создание оптимального тематического и поурочного планирования с целью достижения продуктивности в реализации учебных целей;
3) организация работы с разными группами учащихся:
– с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учению (подготовка к олимпиадам, конкурсам, выполнение творческих работ, участие в работе школьного научного общества);
– с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению (ликвидация пробелов в изучении материала);
4) разработка различных форм проведения учебных занятий:
– нестандартных форм проведения уроков;
– экскурсий, походов, турслётов;
– выполнение групповых и индивидуальных проектов;
5) организация эффективной внеклассной работы, позволяющей реализовать способности учащихся в максимальной степени;
6) использование компьютерных технологий;
7) разработка форм рефлексии урока;
8) проведение самоанализа и самооценки деятельности с целью установления результативности используемых способов деятельности.
Таким образом, при тщательном рассмотрении особенностей учебного процесса в изучении географии можно выделить две группы критериев реализации здоровьесбережения:
– формирование и развитие престижа здорового образа жизни, воспитание активной жизненной позиции через содержание учебного материала;
– сохранение и укрепление здоровья учащихся, снижение умственной утомляемости через организацию учебной деятельности.
В своей практической деятельности одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемому предмету. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Хорошие результаты по профилактике стрессов дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».
На уроках слежу за правильностью осанки учеников, ввожу систему разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - утверждал К.Д.Ушинский.
Используя здоровьесберегающие технологии на своих уроках, мы можем с самого детства научить детей ценить свое здоровье. Тем самым вносим свой личный вклад в становление более здорового, развитого личностно, интеллектуально и духовно молодого поколения, способного реализовать себя в нашем обществе.
Литература:
- Беседы о здоровье школьников: Книги для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1992.
- Журнал «География в школе» №7/ 2005.
- Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.
- Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И Севрук, Е.А. Юнина [Текст] // Школьные технологии, – 2004. – №2. С. 200-207.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"
Здоровье школьника...
Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.
Данная статья о том, как сберечь здоровье наших учеников на уроках математики и не только....
Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках истории"
В статье описаны варианты физкультминуток, которые можно применять на уроках истоии....
Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"
В настоящее время необходимо уделять огромное внимание здоровьесберегаюим технологиям в образовательном процессе. В статье предложены к обсуждению теоретические аспекты данного вопроса, а также даны п...
Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статистические нагрузки являю...
статья ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
статья ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА- это своего рода совет или рекомендация по организации успешного обучения через призму здорового состояния ребёнка и успешного усвоения ...
статья " Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"
В статье перечислены здоровьесберегающие технологии , используемые на уроках. Эти технологии можно использовать на всех уроках....