Рабочая программа и КТП по географии 8 класс
рабочая программа по географии на тему

Семенова Елена Александровна

Рабочая программа и КТП по географии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass_2016-17.docx436.32 КБ

Предварительный просмотр:

G:\аттестация\Титульники\1 - 0001.jpgПояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы  для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2009 г. Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

        Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

 Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        

        Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  136 часов (по 68 часов в 8кл.  и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Учебно-тематический план:

Тема раздела

Кол-во часов авторской программы

Кол-во часов рабочей  программы

1

Введение

1

1

2

Часть I.Россия на карте мира

11

13

Тема 1. Географическое положение России

5

Тема 2. Границы и Административно-территориальное устройство России

8

3

Часть II. Природа России

42

35

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

7

Тема 2. Климат и климатические ресурсы

7

Тема 3. Внутренние воды и Водные ресурсы

5

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы

4

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

3

Тема 6. Природное районирование.

9

 4

Часть III. Население России

10

8

Тема 1. Численность населения.

2

Тема 2. Национальный состав.

1

Тема 3. Городское и сельское население страны.

2

Тема 4. Миграции населения.

1

Тема 5. Трудовые ресурсы.

1

Обобщение по теме: Население

1

5

Часть IV. Хозяйство России

4

13

Тема 1 Общие сведения о хозяйстве России

2

Тема 2. Первичный сектор экономики-отрасли, эксплуатирующие природу.

10

Итоговая контрольная работа за курс 8 кл.

1

Итого

         68 часов

70

Изменения, внесенные в рабочую программу и их основание.

Согласно базисному плану 8 класс география 70 часов, 2часа в неделю. В связи с этим рабочая программа изменена  на 70 часов в год (2 час в неделю). Добавлены часы:

 Часть I- 2 часа:

Тема 1 -1 час. Географическое положение России: государства, береговая линия - закрепление знаний по теме.

Тема 2. Границы и Административно-территориальное устройство России Практическая работа: Субъекты Российской Федерации - для закрепления знаний и умений работы с картами.

Часть II. Природа России - уменьшение часов до 35 часов, данные темы изучались на уроках в 6,7 классе, сложности и трудностей не имеют.

Часть IV.Хозяйство России отводится 11 часов, так как тема объёмная требуется большее количество часов.

Для оценки знаний выделен 1 час:  Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

      Контрольных работ-3.           Проверочных работ-9     Практических работ – 8, из них оценочных-8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8  класс

 (70 ч, 2 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ(1ч)

Что изучает география России. Источники географических знаний.

Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА(13ч)

Тема 1: Географическое положение России (5ч)

Виды  географического  положения  России:   физико-географическое,   математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения.  Сравнение географического  положения России и положения других государств.

Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России (8ч)

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения территории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Субъекты Российской Федерации.

Часть II ПРИРОДА (35 ч)

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7ч)

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования,   землетрясений  и  вулканизма.   Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера.  Закономерности размещения месторождений   полезных   ископаемых.   Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.

Практическая  работа. 1.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы (7ч)

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы  климатов  России.   Комфортность  (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.   Опасные  и  неблагоприятные  климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.4. Описание типов климата территории России.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы (5ч)

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод  суши на территории страны. Главные речные системы,  водоразделы,   бассейны.   Распределение  рек   по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы.1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.

3. Объекты водных ресурсов.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы (4ч)

Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местности.

Практические работы.1. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла,влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.2. Описание типов почв территорий России.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3ч)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Тема 6: Природное районирование (9ч)

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практические работы.1. Описание и сравнение природных комплексов России. 2. Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»

Часть III

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (9 ч)

Тема 1: Численность населения (2ч)

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Практическая работа. 1. Численность населения.

Тема 2: Национальный состав (1ч)

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Тема 3: Городское и сельское население страны (2ч)

Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Тема 4: Миграции населения (1ч)

Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Тема 5: Трудовые ресурсы (1ч)

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость,   изменения   структуры   занятости   населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.

Практические работы. 1. Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.  2. Определение различий в расселении населения по территории. 3. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране. 4. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.

Часть IV

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 ч)

Тема 1: Общие сведения о хозяйстве России (2ч)

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Тема 2: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу (9ч)

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского  хозяйства  страны.   Понятие   об   агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Практические работы. 1. Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства. 2. Составление типовой схемы АПК. 3. Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства.

Выполнение контрольных, проверочных  работ

Тема и вид контроля

дата

четверть

план

факт

план

факт

1

Проверочная работа по теме:

Географическое положение России.

2

Проверочная работа по теме:

Границы и Административно-территориальное устройство России

3

Проверочная работа по теме:

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

4

Проверочная работа по теме:

Климат и климатические ресурсы

5

Проверочная работа по теме: Внутренние воды и Водные ресурсы

6

Проверочная работа по теме:

Почва и почвенные ресурсы

7

Проверочная работа по теме: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

8

Проверочная работа по теме:  

Природное районирование

9

Контрольная работа по теме: Природа России.

10

Контрольная работа по теме: Население России.

11

Проверочная работа по теме: Хозяйство России

12

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

Оценочные практические работы

Тема

Тема проверочной работы

1

 Географическое положение

Географическое положение, государства, береговая линия.

(Контурная карта)

2

 Границы и Административно-территориальное устройство России

Субъекты Российской Федерации

(Контурная карта)

3

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий

Тектонические структуры, формы рельефа, полезные ископаемые (Контурная карта)

4

Климат и климатические ресурсы

Описание типов климата территорий России

5

Внутренние воды и Водные ресурсы

Объекты водных ресурсов.

(Контурная карта)

6

Почва и почвенные ресурсы

Описание типов почв территорий России

7

Природное районирование.

Описание и сравнение природных комплексов территории России.

8

Численность населения.

Графическое изображение численности населения городов. Субъектов.

Описание  практических работ

Тема

Описание работы

Дата

Четв

1

Географическое положение

Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Россия материк, часть, омывается, пересекается, государства соседи.

Океаны, моря, заливы, проливы, полуострова, острова, архипелаги. (Контурная карта)

2

Границы и Административно-территориальное устройство России.

Субъекты Российской Федерации.

Территория субъекта, границы, центр.

(Контурная карта)

3

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий Тектонические структуры, формы рельефа, полезные ископаемые

 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых, речных систем. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от  строения земной коры на примере отдельных территорий. (Контурная карта)

4

Климат и климатические ресурсы.

Описание типов климата территорий России.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

5

Внутренние воды и Водные ресурсы.

Объекты водных ресурсов.

Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного освоения.

Реки, озёра, водохранилища, болота, ледники

(Контурная карта)

6

Почва и почвенные ресурсы.

 Описание типов почв территорий России

Сравнение типов почв, описание, распространение, площади, использование.

7

Природное районирование.

Описание и сравнение природных комплексов территории России.

Оценка природных условий и ресурсов природных комплексов (по выбору) на основе анализа общегеографических и климатических карт.

Сравнение ПК.

8

Численность населения. Графическое изображение численности населения городов. Субъектов.

Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным деление Российской Федерации.

Составление графиков численности  населения городов, субъектов

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Называть и (или) показывать:
  • предмет изучения географии России;
  • основные средства и методы получения географической информации:
  • субъекты Российской Федерации;
  • пограничные государств;
  • особенности   географического  положения,   размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • границы часовых поясов:
  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • климатообразующие факторы, особенности  погоды в циклонах и антициклонах;
  • распределение рек страны  по бассейнам  океанов;
  • основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники:
  • зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  • важнейшие   природно-хозяйственные   объекты страны,    в   том   числе   центры:    промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические,   районы   нового  освоения,   старопромышленные и депрессивные:
  • народы, наиболее распространенные языки, религии;
  •  примеры рационального и нерационального размещения производства;
  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);
  • экологически неблагополучные районы России:
  • маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

 2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени территорий;
  • погоду по синоптической карте;
  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

  • географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
  • образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль   географических   знаний   в   решении   социально-экономических,   экологических   проблем
  • страны;
  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • почвообразовательные    процессы,    особенности растительного и животного мира природных зон;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;
  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий;
  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
  • объяснять   причины   географических   явлений на  основе   применения   понятий:   «геологическое летоисчисление»;  «циклон», «антициклон»,  «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ":       «агломерация»;       «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»;     «кооперирование';     «комбинирование»; «топливно-энергетический   баланс»;    «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

  1. Оценивать и прогнозировать:
  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе
  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
  • изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Критерии и нормы оценочной деятельности.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся  положены объективность и единый подход.

 При 5 - балльной оценке для всех установлены:

1. Общедидактические критерии.

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка"4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка"3"

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

2.Устный ответ.

Оценка"5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка"4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.  

3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. 2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Учебно-методический комплект / Литература

Программа

  • Баринова И.И., Дронов В.П. Программы  для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2009 г.

Основная литература

Базовый учебник

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.
  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.
  • Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.
  • География России.  8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
  • География России.  9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
  • Пресняков В.Н., География Республики Мордовия: учебн. пособие для учащихся  8-9 кл.- Саранск. 2005.

Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  • Летягин А.А. - Тесты: 8-9 кл. - М.: Аквариум, 1997.
  • Элькин Г.Н. – Тесты, 8-9 кл. – СПб.: Паритет, 2005.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • БариноваИ.И. и др. - Дидактич. материалы по геогр. России. 8-9кл. -М.: Просвещение, 1996.
  • Барабанов В.В. и др. – ГИА 9кл. в новой форме, 2009/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  • Баринова И.И, Дронов В.П. - Методическое пособие, 8-9 кл. -М.: Дрофа, 2003.
  • Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса, 2003.
  • Бенькович Т.М. - Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - М.: Просвещение, 1997.
  • Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008.
  • Воробцова Т.Н. -Поурочные планы: 8кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.
  • Воробцова Т.П. - Поурочные планы 9 кл. (по уч.В.Л. Дронова) - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.
  • Дюкова С.Е. – Программы элективных курсов, 9 кл. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2006.
  • Лисенкова Г.Я. -Разноуровневыепрактич. работы: 9 кл.-М.: Просвещение. 1997.
  • Монакова Г.Г., Яковлева Н.В. – Олимпиадные задания по географии. 9-11 кл. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Моргунова А.Б. – Олимпиадные задания по географии, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.
  • Перепечеева Н.Н. – Нестандартные уроки, 8 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
  • Раковская Э.М. -Методическое пособие: 8кл. - М.: Просвещение. 1999.
  • Элькин Г.Н. - Поурочное планирование, 9кл. - СПб.: Паритет, 2001, 2002.
  • Элькин Г.Н. - Поурочное планирование: 8кл. -СПб.: Паритет, 2001. (2шт.)
  • Элькин Г.Н. – Природа России – Твой справочник, 8 кл. – СПб.: Паритет, 2005.

Дополнительная

литература

  • Арефьев И.П. – Экономика России в опорных схемах и таблицах – М.: НЦ  ЭНАС, 2005.
  • Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словарик-справочник школьника. – Спб.: Литера, 2009.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема
урока

Тип
урока

Элементы
обязательного минимума
образования

Требования
к уровню
подготовки
обучающихся

Дополни

тельный материал

Формы
контроля

Практические
работы

Домашнее задание

Дата

(План/

Факт)

Введение (1 час)

1.

Что изучает география России

Вводный урок

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации.

Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

С. 7-8

Часть I. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (13 ЧАСОВ)

Тема 1. Географическое положение России (5 час)

2

Географическое положение как зеркало России. Виды и уровни географического положения России

Урок изучения нового материала

Географическое положение. Виды и уровни географического положения.

Понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

П. 1,2

3

Сравнение географического положения России и положения других стран

Урок актуализации знаний и умений

Особенности географического положения России

Знать специфику географического положения России

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран

П. 1-2

4

Экономико- транспортно-географическое положение России

Практикум

Особенности географического положения России

Знать специфику географического положения России. Объяснять существенные признаки объектов

П. 3

5

Геополитичес

кое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

Урок обобщающего повторения

Особенности географического положения России

Знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Практ раб №1 Географическое положение, государства, береговая линия.

П. 4

6

Урок обобщения по теме Географическое положение России

Урок обобщающего повторения

Особенности географического положения России

Знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект

Пров. Работа №1 по теме:

Географическое положение России.

П. 1-4

Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России (8 час)

7

Государственная территория России

Урок изучения нового материала

Территория и акватория

Знать понятие «государственная территория». Уметь находить информацию для изучения территории

История освоения и изучения территории России

Исследование по картам, составление таблицы по результатам

П. 5

8

Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория

Урок актуализации знаний и умений

Экономически эффективная территория

Знать связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны. Выделять существенные признаки объектов

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

П. 6

9

Государственные границы России. Типы и виды российских границ

Урок актуализации знаний и умений

Типы границ, виды  границ

Знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры

Фронтальный устный опрос

П. 7

10

Сухопутные и морские границы России

Практикум

Сухопутные и морские границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации

Знать понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и называть соседние страны

Групповая работа, беседа по результатам сравнения карт

П. 8

11

Россия на карте часовых поясов

Практикум

Часовые пояса

Знать в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Определение поясного времени для разных пунктов России

П. 9

12

Этапы и методы географического изучения территории

Урок-путешествие

История освоения и изучения территории России

Административно- территориальное и политико- административное деление

Знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках

История освоения и изучения территории России

Анализ карт, сооставление таблицы по результатам сравнения, работа по заполнению контур.карт

Составление по карте маршрута путешествия

П. 10

13

Особенности административно-территориального устройства России

Урок изучения нового материала

Знать специфику административно-территориального устройства Российской Федерации. Уметь анализировать карту

Фронтальный устный опрос и индивидуальная письменная работа

Практ раб №2

Субъекты Российской Федерации.

П. 11

14

Обобщение по разделу «Россия на карте мира»

Урок обобщающего повторения

Особенности географического положения России. Территория и акватория. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф. Экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса

Знать объекты, связанные с географическим положением (см. номенклатуру), определять специфику географического положения и административно- территориального устройства

Проверочная работа по теме:

Границы и Административно-территориальное устройство России

П. 1-11

Часть II. ПРИРОДА РОССИИ (35 часов)

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)

15

Геологическая история и геологическое строение территории России

Урок изучения нового материала

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры

Знать основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории. Уметь показывать их на карте и объяснять причины такого размещения

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология»

П. 12

16

Рельеф России

Практикум

Распространение крупных форм рельефа

Знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины (см. номенклатуру). Уметь показывать на карте эти объекты

Анализ физической карты России

П. 13

17

Как и почему изменился рельеф России

Урок-исследование

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизм

Понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Практ. Раб №3

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

П. 14

18

Стихийные природные явления в литосфере

Урок актуализации знаний и умений

Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой

Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений

Индивидуальный устный опрос

П. 15

19

Человек и литосфера

Урок актуализа

ции знаний и умений

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

Знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения (см. номенклатуру). Уметь определять местоположение этих объектов на карте

Индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

П. 16

20

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона

Практикум

Особенности геологического строения, крупных форм рельефа и полезных ископаемых вашего региона

Понимать закономерности природных явлений. Уметь сопоставлять карты разного содержания

Фронтальная письменная работа

Используя атлас своего региона, описать рельеф области по типовому плану

П.16, повторить п. 12-16

21

Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

Урок обобща

ющегоповторе

ния

Проверочная работа по теме:

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Тест

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (7 часов)

22

Факторы, определяющие климат России. Циклоны и антициклоны

Урок изучения нового материала

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны

Знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснить образование циклонов и антициклонов

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

П. 17

23

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

Урок-исследование

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)

Понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

1. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиац.баланса.

2. Анализ климатической карты.

3. Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории

П. 18

24

Сезонность климата

Урок актуализации знаний и умений

Сезонность климата. Чем она обусловлена

Знать понятие «сезонность». Использовать знания для фенологических наблюдений природы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

П. 19

25

Типы климатов России

Урок актуализации знаний и умений

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса

Знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды

П. 20

26

Комфортность (дискомфортность) климатических условий

Урок-исследование

Степень благоприятности природных условий

Знать понятие «комфортность» («дискомфортность») климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям

Фронтальная письменная работа

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека

П. 21

27

Климат и человек

Практикум

Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления

Знать: неблагоприятные явления, о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Уметь приводить примеры и объяснять причины явлений

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Тестирование

Практ. Раб №4

Описание типов климата территорий России.

П. 22, повторить п. 17-22

28

Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы»

Урок обобщающего повторения

Проверочная работа по теме:

Климат и климатические ресурсы

Тест

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

29

Разнообразие внутренних вод России. Реки

Урок изучения нового материала

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России

Знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки. Уметь показывать объекты на карте, распределение рек по бассейнам океанов

Индивидуальный устный опрос

1. Анализ карты «Водные ресурсы». 2. Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности её хозяйственного использования

П. 23

30

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Урок актуализации знаний и умений

Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты

Анализ карт, работа по заполнению контурных карт

Объяснение закономерности размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата

П. 24

31

Водные ресурсы и человек

Урок актуализации знаний и умений

Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны

Знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Пакт. Раб №5

Объекты водных ресурсов.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогнозов и их использование

32

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона

Практикум

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны

Знать особенности вод своего региона, бассейны, режим, использование. Уметь объяснять их размещение

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Оценка обеспеченности внутренними водами и водными ресурсами своего региона

Сообщение , повторить п. 23-25

33

Обобщение по теме «Внутренние воды»

Урок обобща

ющегоповторе

ния

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота

Знать номенклатуру по теме. Уметь называть и показывать на карте географические объекты

Проверочная работа по теме: Внутренние воды и Водные ресурсы

Нанесение на контурную карту географических объектов по теме

Тест

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)

34

Образование почв и их разнообразие

Урок изучения нового материала

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В. В. Докучёв – основоположник почвоведения

Знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почвы. Уметь объяснять существенные признаки почв

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

П. 26

35

Закономерности распространения почв

Практикум

Размещение основных типов почв

Знать закономерности распространения почв, уметь анализировать карту почв

Индивидуальный устный опрос

Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

П. 27

36

Почвенные ресурсы России

Урок актуализации знаний и умений

Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв

Знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь приводить примеры

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Пров. Раб №6

Описание типов почв территорий России

П. 28, повторить п. 26-28

37

Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

Урок обобщающего повторения

Почвы и почвенные ресурсы. Размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв

Проверочная работа по теме:

Почва и почвенные ресурсы

Тест

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)

38

Растительный и животный мир России

Урок изучения нового материала

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России

Знать растительный и животный мир России, видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Анализ карт «Растительность» и «Животный мир»

П. 29

39

Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира

Урок актуализации знаний и умений

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира

Знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы

П. 30

40

Итоговый урок

Урок обобщающего повторения

Проверочная работа по теме: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Тест

Тема 6. Природное районирование (9 часов)

41

Разнообразие природных комплексов. Формирование природных комплексов (ПТК) как результат длительного развития географической оболочки. Моря как крупные ПК

Урок изучения нового материала

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России

Знать понятие ПТК, уровни ПТК, физико-географические района России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России

Учебное исследование по картам, решение географических задач

П. 31

42

Природно-хозяйственные зоны России

Урок актуализации знаний и умений

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Роль В. В. Докучёва и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны

Знать что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В. В. Докучёва и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

П. 32

43

Арктические пустыни, тундра и лесотундра

Урок-путешествие

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Знать характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр. Природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

П. 33

44

Леса

Урок-путешествие

Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы

Знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

П. 34

45

Лесостепи, степи и полупустыни, пустыни

Урок-путешествие

Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Знать характерные черты лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

П. 35

46

Высотная поясность

Практикум

Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов

Знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснять набор высотных поясов в горах

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт

Групповая работа. Проверочная работа по теме:  

Природное районирование

Практ. Раб № 7

Описание и сравнение природных комплексов территории России

П. 36  Составление по карте маршрута путешествия..

47

Особо охраняемые природные территории

Урок актуализации знаний и умений

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы

Знать заповедники России (см. номенклатуру). Уметь показывать их на карте

Особо охраняемые территории

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»

П. 37

48

Природные зоны ХМАО. Экологические проблемы этих зон

Практикум

Природная зона своей местности

Знать специфику природы своего края. Уметь использовать приобретённые знания

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану

Итоговое задание по теме «Природное районирование» стр. 179-180

49

Обобщение по теме «Природное районирование»

Урок обобщающего повторения

Природно-территориальные комплексы. Уровни ПТК. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые территории

Знать специфику природно-хозяйственных зон России. Уметь объяснить существенные признаки природных зон, их экологические проблемы

.Контрольная работа по теме: Природа России.

Часть III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 часов)

Тема 1 Численность населения (2 часа)

50

Численность населения России. Особенности воспроизводства

Урок изучения нового материала

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства

Знать численность населения страны, факторы влияющие на численность. Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Сопоставление карт атласа

Практ. Раб №8

Численность населения.

П. 38.

51

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни

Урок актуализации знаний и умений

Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие её факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян

Знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Сопоставление карт атласа

П. 39

Тема 2. Национальный состав (1 час)

52

Этнический, языковой и религиозный состав населения

Урок актуализации знаний и умений

Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий

Знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии. Уметь приводить примеры, работать с картой

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны, и её отдельных территорий

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

П. 40

Тема 3. Городское и сельское население страны (2 часа)

53

Городское и сельское население

Практикум

Городское и сельское население, роль крупнейших городов

Знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них соц-эконом- и экологических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

П. 41

54

Размещение населения России

Практикум

Географические особенности размещения населения: их обусловленность, природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения

Понимать географические особенности размещения: их обусловленность, природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметьприводить примеры, анализировать карты

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

П. 42

Тема 4. Миграции населения 1 час

55

Миграция населения в России

Семинар

Направления и типы миграции. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны

Знать понятие «миграция» и её основные виды. Основные направления миграции на разных этапах истории. Причины миграции. Уметь приводить примеры миграции

Сопоставление карт атласа, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

П. 43

Тема 5. Трудовые ресурсы 1 час.

56

Люди и труд

Урок-исследование

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность размещения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы

Знать понятия трудовые ресурсы, экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость. Уметь приводить примеры

Сопоставление карт атласа, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

П.44, повторить п. 38-44

Тема 6. Обобщение

57

Обобщение по теме «Население»

Урок обобщающего повторения

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения: городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны

Знать различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровни урбанизации отдельных территорий, направления миграции, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения. Оценивать изменения в численности населения, изменение в соотношении городского и сельского населения, развитие системы городских поселений. Описывать особенности быта и религий отдельных народов

Контрольная работа по теме: Население России.

Раздел IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (13 часов)

Тема 1 Общие сведения о хозяйстве России (2 часа)

58

Что такое хозяйство страны?

Урок изучения нового материала

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора.

Знать об изменении пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства

Частично поисковая беседа

П. 45

59

Как география изучает хозяйство

Урок актуализации знаний и умений

Причины размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства

Знать условия и факторы размещения предприятий. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения

Эвристическая беседаПроверочная работа по теме: Хозяйство России

П. 46, диктант

Тема 2. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (11 часов)

60

Состав первичного сектора экономики, особенности входящих в него отраслей

Урок изучения нового материала

Состав отраслей, эксплуатирующих природу: добыча животного и растительного сырья, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство

Знать состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять особенности размещения отраслей, входящих в его состав

Фронтальный устный обзор

П. 47

61

Природно-ресурсный потенциал России

Практикум

Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования

Знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны

Учебное исследование по картам, решение географических задач

П. 48,49

62

Сельское хозяйство

Практикум

Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК

Понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства

Учебное исследование по картам, решение географических задач

П. 50

63

Земледелие

Урок актуализации знаний и умений

Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградорство

Знать основные районы выращивания зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградорства. Уметь объяснить принципы их размещения

Анализ экономических карт России с целью определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям

Учебное исследование по картам, решение географических задач, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

П. 51

64

Животноводство

Практикум

Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства

Знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснить принципы их размещения

Анализ карты «Животноводство»

П. 52

65

Лесное хозяйство. Охота

Урок актуализации знаний и умений

Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в Российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль Российской экономики

Знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Уметь объяснять  проблемы этих отраслей

Анализ карт «Растительность» и «Животный мир»

П. 53

66

Рыбное хозяйство

Урок актуализации знаний и умений

Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озёрного рыболовства

Знать рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства в России. Уметь объяснить проблемы этой отрасли

П. 54

67

Географический фактор в развитии общества

Урок-исследование

Влияние природной среды на исторический процесс развития общества

Знать влияние природного фактора на развитие общества

П. 55, повторить п. 47-55

68

Обобщающее повторение. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

Урок обобщающего повторения

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов

Знать особенности отраслей, эксплуатирующих природу, их географию и проблемы развития

Тестирование

Повторить п. 1-55

69

Итоговая конторольная работа за курс 8 класса

Контрольная работа

70

Урок – игра «Путешествие по карте России»

Урок обобщающего повторения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» для 5 класса "Географйия .Планета Земля" автор А.А.Лобджанидзе и КТП

Рабочая программа по географии 5 класс  к учебнику "География .Планета Земля " автора Лобджанидзе А.А. и КТП к ней...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...