Конспект урока: Геополитика и политическая география.
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
============================================
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u10-geopolitika-17.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
География 10 класс Тема урока: Геополитика и политическая география.
Практическая работа №3. Характеристика политико-географического положения страны.
Цель:
- Сформировать представление о политической географии как научном направлении.
- Систематизировать и углубить знания учащихся по теме: “Политическая карта мира” и довести до их сведения о новых понятиях как геополитика и политическая география.
- Продолжить формировать умения анализировать и давать оценку важнейшим геополитическим проблемам в мире.
- Помочь учащимся дать оценку геополитического положения отдельных стран.
Оборудование: политическая карта мира, материалы СМИ, атласы, учебник, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Проверка домашнего задания по теме “Государственное устройство стран”.
- тесты (сдать инд. карточки-задания)
- устный опрос:
а) госстрой (1 чел.)
Вопрос классу:
- Влияет ли форма правления на уровень экономического развития страны? В доказательство приведите примеры стран.
(Нет. Доказательства: Монархии в Японии и Великобритании – развитые страны, а монархии в Иордании и Лесото – развивающиеся).
Республики Германия и Франция – развитые страны, а республики Чад и Конго – наименее развитые).
б) форты АТР устройства (1 чел.)
Вопросы классу:
- Используя свои знания по истории объясните, почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и зарубежной Азии, а в Америке их вообще нет. (Америка – “новый свет”)
- По какому принципу выделены республики в составе РФ? (национальный признак)
- Какие проблемы могут возникать в федеративных государствах в связи с их делением на самоупраляющиеся образования? Возможно возникновение конфликтов, связанных с ущемлением прав и свобод самостоятельных единиц центральной властью. (Экономических, национальных, религиозных).
в) показать по ПК мира по 5 стран – монархий, республик; унитарных, федеративных (2 чел.)
- Актуализация знаний «Мозговой штурм» Как называется:
- очаги международной напряженности на политической карте мира - региональный конфликт или горячая точка планеты
- государство, обладающее суверенитетом, т.е. политической независимостью от других государств, в решении внутренних и внешних дел.- суверенное
- страны, политически и экономически зависимые - колонии
- Изучение нового материала: “Политическая география и геополитика” (сопровождается презентацией)
Политическая география как научное направление.
/Работа с текстом учебника стр. 22-23. Учащиеся находят определение понятий политическая география и геополитика, записывают в тетрадь./
Политическая география – это ветвь политической и социальной географии. Это отдельная наука, которая изучает территориальное распределение политических сил и процессов преимущественно в пределах какой-либо страны.
Политическая география изучает:
а) формирование политической карты мира и отдельных его регионов;
б) изменение в политических границах;
в) особенности государственного строя;
г) политические партии, группировки и блоки;
д) территориальные аспекты массовых избирательных кампаний(так называемая «электронная география»).
Составной частью политической географии является геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействие с другими, прежде всего соседними странами.
Геополитика – (по В. А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных ГП страны и другими физико- и экономико-географическими факторами. Круг интересов геополитики выходит за рамки одной страны.
Вопросы:
- В чем сходство и в чем различие этих двух понятий?
- Как вы считаете, изменилось ли политико-географическое положение России после 1991 года? (Да, изменилось в худшую сторону. Особенно на ее западной границе).
- Какие обстоятельства нашего времени отягчают геополитические отношения?
( 1.Расширение НАТО на Восток.
2.Распространение ядерного оружия.
3.Возникновение региональных конфликтов.)
Среди понятий и категорий основными являются: ГП страны, сфера влияния, баланс мощи, жизненное пространство, расстановка сил, динамическое равновесие интересов, буферная (промежуточная) зона, политическая и экономическая интеграция, дуга нестабильности, геополитический сценарий будущего, страны-сателлиты и др.
Интеграция – развитие глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанных на проведении ими согласованной межгосударственной политики. (ПГП и ЭГП).
Сателлит – государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому, более сильному государству.
Самое непосредственное отношение к политической географии и геополитике имеет политико-географическое и экономико-географическое положение страны.
ЭГП – положение страны относительно экономически развитых стран, торговых, транспортных и транзитных путей, сырьевых баз, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков. ЭГП постоянно меняется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.
ПГП (геополитическое) – это положение страны на политической карте, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, меняющаяся во времени.
5. Практическая работа. Учитель знакомит учащихся с планом характеристики ПГП страны.
План характеристики ПГП. (Вариант I).
1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран;
б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;
в) стратегическая оценка государственной границы.
2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:
а) возможность использования морского и речного транспорта;
б) торговые отношения с соседними странами;
в) обеспеченность страны сырьём.
3. Отношение к «горячим точкам» планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;
б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;
в) отношение правительства страны к международной разрядке и разоружению.
4. Общая оценка политического положения страны.
План характеристики ПГП. (Вариант II).
1. Положение страны по отношению к другим странам.
2. Уровень экономического развития соседних стран.
3. Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции.
4. Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.
5. Современное политическое положение, внутренняя и внешняя политика. (Общая оценка).
Образец выполнения работы. Работа выполняется в рабочей тетради В.И. Сиротина.
Политико-географическое положение Франции.
Франция — экономически развитая страна. Она входит в «большую семёрку». Франция расположена в Западной Европе. Имеет центральное положение. На востоке страна граничит с Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Италией. На юге Франция граничит с Испанией и Андоррой. От Великобритании отделена проливом Ла-Манш.
Францию окружают развитые страны. Соседи, как и сама Франция, являются членами военно-политического блока НАТО и экономического союза — ЕС. Соседское положение благоприятно.
Франция имеет приморское положение. На юге она омывается Средиземным морем и имеет крупный порт Марсель. На западе Франция омывается Бискайским заливом Атлантического океана. Таким образом, Франция имеет свободный круглогодичный выход в мировой океан, а следовательно, торговлю со странами мира. Франция имеет густую транспортную сеть, соединяющую её с соседями (автомобильные и железные дороги, реки, каналы). Франция недостаточно обеспечена собственным сырьём и топливом, поэтому она является крупным импортёром газа, угля, нефти, древесины и др. Наибольший объём торговли имеет со странами ЕС.
Франция, являясь членом НАТО, принимает активное участие в урегулировании региональных конфликтов, имеет крупный военный потенциал и военные базы за пределами страны.
Вывод: Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно.
6. Подведение итогов урока.
Вывод: чтобы понимать сдвиги качественные и количественные на политической карте мира, проблемы экономического и политического сотрудничества стран, тенденций развития МГРТ важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих политических и социальных проблем.
7. Домашнее задание: Повторить основные термины и понятия темы по ОК.
Оценки выставляются за итоговую П/Р №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обществознанию "политическая деятельность в избирательной системе"
Конкурсная разработка урока, направленного на формирование активной гражданской позиции, рассмотрение выборной системы РФ...
Конспект урока на тему: "Политические партии и движения".
Конспект урока на тему: "Политические партии и движения". Обществознание 9 класс....
План-конспект урока на тему: "Политические системы англоговорящих стран"
Тема: Политические системы англоговорящих стран.Цели: познавательный аспект – знакомство с политическими системами Новой Зеландии и Австралии; развивающий аспект – развитие способности к репродук...
Конспект урока по теме «Политическая жизнь в 1907-1914 гг.» 9 класс
· сформировать представление о гражданских правах, как социально-значимой ценности....
План - конспект урока по теме "Политическая раздробленность на Руси"
Урок на тему "Политическая раздробленность на Руси" разработан с учетом поурочного планирования по истории России 6 класс ФГОС. Учебник под редакцией академика РАН А.В.Торкунова...
Конспект урока по теме Политические режимы. Автор Журавлев А.А.
Конспект по предмету обществознание, 9 класс, Боголюбов...
Конспект урока по теме «Политическая элита и политическое лидерство»
Дать характеристику понятия «политическая элита»Выявить особенности формирования политических элит, их виды и функцииОхарактеризовать черт политического лидера, сравнить типы лидерст...