Конспект урока по теме: "Растительный мир Ростовской области"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Липчанская Ирина Витальевна

Разработка урока по изучению особенностей растительного мира Донского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_rostovskoy_oblasti.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Особенности растительного мира Ростовской области».

Цели: познакомить обучающихся с зональной и азональной растительностью области, её размещением, приспособлением растений к условиям обитания, типичными растениями, их использование человеком,

мерами по охране природы в области;

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, мышление, речь;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник « География Ростовской области», атлас Ростовской области, гербарий, рисунки растений, фотографии.

Словарь урока: степь, лес, луг, болотная растительность, дёрн, целина, эфемеры, эфемероиды.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Определение темы урока, формулировка целей, составление плана работы на уроке.

  1. Чтение ключевых слов урока обучающимися.
  2. Определение обучающимися темы урока: « Особенности растительного мира Ростовской области».
  3. Составление плана урока, формулировка целей.

- узнать основные типы растительности Ростовской области;

- выяснить условия  формирования и причины изменения типов растительности области;

- типичные растения;

- приспособление растений к условиям обитания;

- использование растений человеком;

- меры по охране растительного мира области.

III.Изучение нового материала.

1. В прошлом территорию, на которой сейчас располагается Ростовская область, называли «Великая степь», «Дикое поле» или «Великий луг».

Один из донских исследователей так описывал природу Дона:

« Роскошный убор высоких трав покрывал целину, степь, никогда не знавшую плуга. Всадник скрывался в этой траве совершенно, утопал, как в зелёном море. И волновалась, и играла степь под порывами ветра, как море. Вдоль рек росли дремучие леса: дубы, вязы, клёны, ясени, грабы, тополя. Дикие яблони были оплетены плющом. Между ними теснились кусты колючего терновника, калины, бузины, крушины….»

-Какие типы растительных сообществ описаны в этом тексте?

- Какие преобладают в Ростовской области?

В Ростовской области встречаются разные типы растительных сообществ. Одни из них типичны и занимают практически всю территорию области. Другие распространены в местах с особенными условиями и занимают небольшие площади.

Для лучшего запоминания я предлагаю вам составить схему в тетради на основе имеющихся у нас источников информации – атласа и учебника.

Растительность Ростовской области

2500 видов

зональная        азональная

степи:                                                                                   луга

разнотравно-типчаково-ковыльные                                 болота

типчаково-ковыльные                                                        водная и околоводная

полынно-типчаковые                                                          леса                          

                                                  естественные                                искусственные

                                                 пойменные                            овражно-балочные

                                                 байрачные                             полезащитные

                                                 аренные

Вывод: на территории Ростовской области сформированы зональные и азональные типы растительности.

3.Рассмотрим зональную растительность, её размещение по территории области («Атлас Ростовской области» стр.13)

- Какой тип степей занимает большую часть области? Где он размещается?

- Какой тип второй по занимаемой им площади? Где размещается?

- Какой тип занимает наименьшую площадь? Где размещается?

- В каком направлении изменяется тип степей? С чем это связано?

- Как рельеф и протяжённость области влияют на изменение климатических показателей?

- Установите взаимосвязь между типами почв и типами степей.

- Где на территории области размещена азональная растительность?

Вывод: на формирование типов растительности оказывают влияние рельеф, климат и почвы, внутренние воды.

- Какие растения составляют основу в каждом из типов степей?                       / демонстрация образцов растений из гербария/.

-Как они приспособлены к условиям окружающей среды?

Одним из примеров приспособления являются растения эфемеры и эфемероиды, причём, чем суше степь, тем условия для них более подходящие. Названия созвучны. Эфемерос - в переводе с греческого означает однодневный. Это растения, которые появляются в степи ранней весной, когда в почве ещё достаточно влаги: тюльпаны, крокусы, адонис, ирисы. Они отцветают до конца мая и их луковицы и корневища остаются в земле, накапливая питательные вещества, до следующей весны. Это многолетние растения – эфемероиды. Фиалки и гвоздики – однолетние растения. За короткий срок вегетации (около двух месяцев) они успевают отцвести и дать семена.

Ещё одним примером приспособления к условиям обитания могут служить растения перекати-поле. Название им дано не случайно, по их жизненной форме существования. К таким растениям относятся катран, кермек, зопник колючий. Осенью сильный степной ветер обламывает у корня подобного растения его ветвистый шарообразный куст и гонит погоняет по степным просторам в разные стороны… А зачем? (рассеивает семена).

Перекати-поле - так можно сказать и о человеке? Когда?

Вывод: растения степи по-разному приспособлены к условиям обитания.

 

4.Азональная растительность Ростовской области (работа в группах).

Первая группа. Учебник с.47. Прочитать о лугах и болотах.

Атлас с.11. Найти луга на карте растительности.

Ответить на вопросы:

- Какие виды лугов есть в Ростовской области?

- Где они распространены? Каковы растения характерные для них?

 -Что способствует засолению лугов?

- Какие луга обладают большим разнообразием растений? Почему?

- Где на территории области распространены болота? Как они называются?

Из раздаточного материала выбрать тип растительности, о котором не говорится в учебнике.

Вторая группа. Учебник с. 48-49. Прочитать о лесах Ростовской области.

Атлас с. 11. Найти леса на карте растительности.

Ответить на вопросы:

- Какие виды естественных лесов есть в Ростовской области?

- Где они распространены?

- Какие виды деревьев составляют каждый тип леса?

- Какие породы деревьев являются лесообразующими в Ростовской области?

Третья группа. Прочитать текст, предложенный учителем, и два последних абзаца на с.49 в учебнике.

Ответить на вопросы:

- Какие виды лесов искусственного происхождения описываются в тексте?

-Где они распространены?

- Каковы их функции?

- Что явилось первым опытом лесоразведения в открытой степи?

- Каковы основные породы деревьев данных лесополос?

Вывод: к азональным типам растительности относятся луга, болота,  водная и околоводная растительность, леса естественного и искусственного происхождения.

Какие типы зональной и азональной растительности имеются в Егорлыкском районе? (анализ карты с. 11 в атласе).

 

5. Использование растительных ресурсов человеком.

До середины 19 века казаки, населявшие Дон, земли не пахали и хлеба не сеяли. Кормили степняков охота и рыболовство. По обилию дичи и всевозможного зверя степь можно было сравнить с африканской саванной.

Что же давал растительный мир людям? (пастбища,

 лекарственные травы (называют учащиеся)

 растения-медоносы (донник, осот, белая акация, эспарцет, клевер…)

отдых,

 вдохновение для творческих людей (демонстрация картин, семикаракорской керамики, сухие композиции, стихи, песни, художественные произведения и т.д.)

 Но с середины 19 века на Дону усилилась распашка земель и наш край стал одним из крупнейших поставщиков зерна в центр России и за границу. Благодаря тому, что степи формируются в зонах с благоприятными агроклиматическими условиями, плодородными почвами и равнинным рельефом человек активно использует их в своей хозяйственной деятельности и в первозданном виде они сохранились лишь на особо охраняемых территориях. Есть такие места и в Ростовской области.

Степь приазовская - участок степи близ хутора Недвиговка. Здесь представлены почвы типичной приазовской степи с целинным растительным травостоем (ковыль, типчак, тонконог, шалфей и др.)

 Западенская балка близ города Новочеркасска – небольшой участок природы с режимом заповедника на юго-западной окраине города. Рядом городская роща Красная весна. Заповедник и роща входят в зелёное кольцо города.Здесь большое разнообразие деревьев и кустарников, целинное разнотравье.

Персиановская степь – расположена на территории Донского сельскохозяйственного университета, в 10 км от города Новочеркасска. Это настоящая целинная степь, поросшая дерновинными злаками.

 Редкие растения Ростовской области занесены в Красную книгу. К ним относятся очень много эфемероидов. Причиной их исчезновения является не только хозяйственная деятельность человека, но и желание людей украсить им цветники в своих домах.

IV. Закрепление.

  1. По описанию определить тип растительности.
  2. Отгадывание кроссворда.

V. Подведение итога урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чем понравился урок?

VI. Выставление оценок.

VII.Домашнее задание. 6, подготовить информацию о применении лекарственных трав нашей местности.

 

               

Первая группа. Учебник с.47. Прочитать о лугах и болотах.

Атлас с.11. Найти луга на карте растительности.

Ответить на вопросы:

- Какие виды лугов есть в Ростовской области?

- Где они распространены? Каковы растения характерные для них?

 -Что способствует засолению лугов?

- Какие луга обладают большим разнообразием растений? Почему?

- Где на территории области распространены болота? Как они называются?

Из раздаточного материала выбрать тип растительности, о котором не говорится в учебнике.

Вторая группа. Учебник с. 48-49. Прочитать о лесах Ростовской области.

Атлас с. 11. Найти леса на карте растительности.

Ответить на вопросы:

- Какие виды естественных лесов есть в Ростовской области?

- Где они распространены?

- Какие виды деревьев составляют каждый тип леса?

- Какие породы деревьев являются лесообразующими в Ростовской области?

Третья группа. Прочитать текст, предложенный учителем, и два последних абзаца на с.49 в учебнике.

Ответить на вопросы:

- Какие виды лесов искусственного происхождения описываются в тексте?

-Где они распространены?

- Каковы их функции?

- Что явилось первым опытом лесоразведения в открытой степи?

- Каковы основные породы деревьев данных лесополос?

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Растительное сообщество степи"

На уроке рассматривается  растительное сообщество с разных сторон. Географ - помогает разобраться какие абиотические факторы его сформировали, биолог - знакомит со структурными компонентами сообщ...

Конспект урока "Природно-ресурсные основы экономики Амурской области»

Тема «Природно-ресурсные основы экономики Амурской области» изучается на уроках экономической географии в региональном компоненте. Минерально-сырьевые ресурсы Амурской области занимают заметное ...

Урок английского языка в 7 классе. Раздел 6. Что наилучшего в твоей стране? Урок 6. Моя Родина-Россия. Ростовская область.

. Закрепление лексики по теме Что наилучшего в твоей стране? Урок 6. Моя Родина-Россия. Ростовская область. Город Гуково .2. Развитие умений и навыков устной диалогической речи (вопрос-ответ)3. Развит...

План-конспект урока алгебры в 9 классе "Функция. Область определения и область значений функции"

План-конспект урока алгебры в 9 классе "Функция. Область определения и область значений функции"...

конспект урока по формированию функциональной грамотности в области здоровья

конспект урока по формированию функциональной грамотности в области здоровья...

Конспект урока по теме "Православный храм", предметная область ОДНКНР, 5 класс

Тема урока «Православный храм» является важной в духовно – нравственном образовании подрастающего поколения. Храм – центр духовной жизни. В нем происходит рождение и преображен...

Презентация для обобщающего урока по теме: "Растительный и животный мир России"

В презентации представлены природные зоны России, даны критерии, по которым будут  оцениваться самостоятельные творческие работы учащихся....