Конспект урока по теме: "Растительный мир Ростовской области"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Разработка урока по изучению особенностей растительного мира Донского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_rostovskoy_oblasti.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Особенности растительного мира Ростовской области».
Цели: познакомить обучающихся с зональной и азональной растительностью области, её размещением, приспособлением растений к условиям обитания, типичными растениями, их использование человеком,
мерами по охране природы в области;
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, мышление, речь;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник « География Ростовской области», атлас Ростовской области, гербарий, рисунки растений, фотографии.
Словарь урока: степь, лес, луг, болотная растительность, дёрн, целина, эфемеры, эфемероиды.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Определение темы урока, формулировка целей, составление плана работы на уроке.
- Чтение ключевых слов урока обучающимися.
- Определение обучающимися темы урока: « Особенности растительного мира Ростовской области».
- Составление плана урока, формулировка целей.
- узнать основные типы растительности Ростовской области;
- выяснить условия формирования и причины изменения типов растительности области;
- типичные растения;
- приспособление растений к условиям обитания;
- использование растений человеком;
- меры по охране растительного мира области.
III.Изучение нового материала.
1. В прошлом территорию, на которой сейчас располагается Ростовская область, называли «Великая степь», «Дикое поле» или «Великий луг».
Один из донских исследователей так описывал природу Дона:
« Роскошный убор высоких трав покрывал целину, степь, никогда не знавшую плуга. Всадник скрывался в этой траве совершенно, утопал, как в зелёном море. И волновалась, и играла степь под порывами ветра, как море. Вдоль рек росли дремучие леса: дубы, вязы, клёны, ясени, грабы, тополя. Дикие яблони были оплетены плющом. Между ними теснились кусты колючего терновника, калины, бузины, крушины….»
-Какие типы растительных сообществ описаны в этом тексте?
- Какие преобладают в Ростовской области?
В Ростовской области встречаются разные типы растительных сообществ. Одни из них типичны и занимают практически всю территорию области. Другие распространены в местах с особенными условиями и занимают небольшие площади.
Для лучшего запоминания я предлагаю вам составить схему в тетради на основе имеющихся у нас источников информации – атласа и учебника.
Растительность Ростовской области
2500 видов
зональная азональная
степи: луга
разнотравно-типчаково-ковыльные болота
типчаково-ковыльные водная и околоводная
полынно-типчаковые леса
естественные искусственные
пойменные овражно-балочные
байрачные полезащитные
аренные
Вывод: на территории Ростовской области сформированы зональные и азональные типы растительности.
3.Рассмотрим зональную растительность, её размещение по территории области («Атлас Ростовской области» стр.13)
- Какой тип степей занимает большую часть области? Где он размещается?
- Какой тип второй по занимаемой им площади? Где размещается?
- Какой тип занимает наименьшую площадь? Где размещается?
- В каком направлении изменяется тип степей? С чем это связано?
- Как рельеф и протяжённость области влияют на изменение климатических показателей?
- Установите взаимосвязь между типами почв и типами степей.
- Где на территории области размещена азональная растительность?
Вывод: на формирование типов растительности оказывают влияние рельеф, климат и почвы, внутренние воды.
- Какие растения составляют основу в каждом из типов степей? / демонстрация образцов растений из гербария/.
-Как они приспособлены к условиям окружающей среды?
Одним из примеров приспособления являются растения эфемеры и эфемероиды, причём, чем суше степь, тем условия для них более подходящие. Названия созвучны. Эфемерос - в переводе с греческого означает однодневный. Это растения, которые появляются в степи ранней весной, когда в почве ещё достаточно влаги: тюльпаны, крокусы, адонис, ирисы. Они отцветают до конца мая и их луковицы и корневища остаются в земле, накапливая питательные вещества, до следующей весны. Это многолетние растения – эфемероиды. Фиалки и гвоздики – однолетние растения. За короткий срок вегетации (около двух месяцев) они успевают отцвести и дать семена.
Ещё одним примером приспособления к условиям обитания могут служить растения перекати-поле. Название им дано не случайно, по их жизненной форме существования. К таким растениям относятся катран, кермек, зопник колючий. Осенью сильный степной ветер обламывает у корня подобного растения его ветвистый шарообразный куст и гонит погоняет по степным просторам в разные стороны… А зачем? (рассеивает семена).
Перекати-поле - так можно сказать и о человеке? Когда?
Вывод: растения степи по-разному приспособлены к условиям обитания.
4.Азональная растительность Ростовской области (работа в группах).
Первая группа. Учебник с.47. Прочитать о лугах и болотах.
Атлас с.11. Найти луга на карте растительности.
Ответить на вопросы:
- Какие виды лугов есть в Ростовской области?
- Где они распространены? Каковы растения характерные для них?
-Что способствует засолению лугов?
- Какие луга обладают большим разнообразием растений? Почему?
- Где на территории области распространены болота? Как они называются?
Из раздаточного материала выбрать тип растительности, о котором не говорится в учебнике.
Вторая группа. Учебник с. 48-49. Прочитать о лесах Ростовской области.
Атлас с. 11. Найти леса на карте растительности.
Ответить на вопросы:
- Какие виды естественных лесов есть в Ростовской области?
- Где они распространены?
- Какие виды деревьев составляют каждый тип леса?
- Какие породы деревьев являются лесообразующими в Ростовской области?
Третья группа. Прочитать текст, предложенный учителем, и два последних абзаца на с.49 в учебнике.
Ответить на вопросы:
- Какие виды лесов искусственного происхождения описываются в тексте?
-Где они распространены?
- Каковы их функции?
- Что явилось первым опытом лесоразведения в открытой степи?
- Каковы основные породы деревьев данных лесополос?
Вывод: к азональным типам растительности относятся луга, болота, водная и околоводная растительность, леса естественного и искусственного происхождения.
Какие типы зональной и азональной растительности имеются в Егорлыкском районе? (анализ карты с. 11 в атласе).
5. Использование растительных ресурсов человеком.
До середины 19 века казаки, населявшие Дон, земли не пахали и хлеба не сеяли. Кормили степняков охота и рыболовство. По обилию дичи и всевозможного зверя степь можно было сравнить с африканской саванной.
Что же давал растительный мир людям? (пастбища,
лекарственные травы (называют учащиеся)
растения-медоносы (донник, осот, белая акация, эспарцет, клевер…)
отдых,
вдохновение для творческих людей (демонстрация картин, семикаракорской керамики, сухие композиции, стихи, песни, художественные произведения и т.д.)
Но с середины 19 века на Дону усилилась распашка земель и наш край стал одним из крупнейших поставщиков зерна в центр России и за границу. Благодаря тому, что степи формируются в зонах с благоприятными агроклиматическими условиями, плодородными почвами и равнинным рельефом человек активно использует их в своей хозяйственной деятельности и в первозданном виде они сохранились лишь на особо охраняемых территориях. Есть такие места и в Ростовской области.
Степь приазовская - участок степи близ хутора Недвиговка. Здесь представлены почвы типичной приазовской степи с целинным растительным травостоем (ковыль, типчак, тонконог, шалфей и др.)
Западенская балка близ города Новочеркасска – небольшой участок природы с режимом заповедника на юго-западной окраине города. Рядом городская роща Красная весна. Заповедник и роща входят в зелёное кольцо города.Здесь большое разнообразие деревьев и кустарников, целинное разнотравье.
Персиановская степь – расположена на территории Донского сельскохозяйственного университета, в 10 км от города Новочеркасска. Это настоящая целинная степь, поросшая дерновинными злаками.
Редкие растения Ростовской области занесены в Красную книгу. К ним относятся очень много эфемероидов. Причиной их исчезновения является не только хозяйственная деятельность человека, но и желание людей украсить им цветники в своих домах.
IV. Закрепление.
- По описанию определить тип растительности.
- Отгадывание кроссворда.
V. Подведение итога урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем понравился урок?
VI. Выставление оценок.
VII.Домашнее задание. 6, подготовить информацию о применении лекарственных трав нашей местности.
Первая группа. Учебник с.47. Прочитать о лугах и болотах.
Атлас с.11. Найти луга на карте растительности.
Ответить на вопросы:
- Какие виды лугов есть в Ростовской области?
- Где они распространены? Каковы растения характерные для них?
-Что способствует засолению лугов?
- Какие луга обладают большим разнообразием растений? Почему?
- Где на территории области распространены болота? Как они называются?
Из раздаточного материала выбрать тип растительности, о котором не говорится в учебнике.
Вторая группа. Учебник с. 48-49. Прочитать о лесах Ростовской области.
Атлас с. 11. Найти леса на карте растительности.
Ответить на вопросы:
- Какие виды естественных лесов есть в Ростовской области?
- Где они распространены?
- Какие виды деревьев составляют каждый тип леса?
- Какие породы деревьев являются лесообразующими в Ростовской области?
Третья группа. Прочитать текст, предложенный учителем, и два последних абзаца на с.49 в учебнике.
Ответить на вопросы:
- Какие виды лесов искусственного происхождения описываются в тексте?
-Где они распространены?
- Каковы их функции?
- Что явилось первым опытом лесоразведения в открытой степи?
- Каковы основные породы деревьев данных лесополос?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме "Растительное сообщество степи"
На уроке рассматривается растительное сообщество с разных сторон. Географ - помогает разобраться какие абиотические факторы его сформировали, биолог - знакомит со структурными компонентами сообщ...
Конспект урока "Природно-ресурсные основы экономики Амурской области»
Тема «Природно-ресурсные основы экономики Амурской области» изучается на уроках экономической географии в региональном компоненте. Минерально-сырьевые ресурсы Амурской области занимают заметное ...
Урок английского языка в 7 классе. Раздел 6. Что наилучшего в твоей стране? Урок 6. Моя Родина-Россия. Ростовская область.
. Закрепление лексики по теме Что наилучшего в твоей стране? Урок 6. Моя Родина-Россия. Ростовская область. Город Гуково .2. Развитие умений и навыков устной диалогической речи (вопрос-ответ)3. Развит...
План-конспект урока алгебры в 9 классе "Функция. Область определения и область значений функции"
План-конспект урока алгебры в 9 классе "Функция. Область определения и область значений функции"...
конспект урока по формированию функциональной грамотности в области здоровья
конспект урока по формированию функциональной грамотности в области здоровья...
Конспект урока по теме "Православный храм", предметная область ОДНКНР, 5 класс
Тема урока «Православный храм» является важной в духовно – нравственном образовании подрастающего поколения. Храм – центр духовной жизни. В нем происходит рождение и преображен...
Презентация для обобщающего урока по теме: "Растительный и животный мир России"
В презентации представлены природные зоны России, даны критерии, по которым будут оцениваться самостоятельные творческие работы учащихся....