Проектно – исследовательская деятельность учащихся в экологическом воспитании
статья по экологии по теме
Задача современного учителя соединить воедино два понятия "Экология" и "Воспитание" в учебно - воспитательном процессе, в учебном занятии и во внеурочной деятельности, так как школа сегодня ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchikhsya_v_ekologichkskom_vospitanii.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно – исследовательская деятельность учащихся в экологическом воспитании
Учитель биологии и экологии:
Зайцева Людмила Станиславовна
Экология (от греческого olkos – дом, жилище, местопребывание и logos – слово, учение) – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением.
Задача современного учителя соединить воедино эти два понятия в учебно - воспитательном процессе, в учебном занятии и во внеурочной деятельности, так как школа сегодня ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка.
В ходе проектно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется систематизация и расширение представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание у них любви к своей Родине. Идёт формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся познавательных процессов: сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания; а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Главным в этой работе является предоставление ведущей роли самостоятельной активности учащихся, поиск новых путей в обучении, связанных с возможностью применения учащимися личного опыта при овладении новыми знаниями, которые способствуют переводу познавательной деятельности учащихся на более высокий уровень – исследовательский. Поэтому основным методом работы на уроках и во внеурочной деятельности стал исследовательский метод как один из методов развития способностей учащихся и их умения самостоятельно организовывать процесс получения знаний.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства.
Формирование начальных основ экологической культуры у школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
В работе своей школы мы используем следующие формы работы по экологическому воспитанию:
- походы
-экскурсии
-урочная деятельность
- проектно-исследовательская работа
- внеурочная работа
- кружки
- опытническая деятельность пришкольного участка
Огромную роль играет проектно-исследовательская деятельность. Учебное исследование школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы:
1. Актуализация проблемы.
Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования.
Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования.
Цель: обозначить границы исследования.
4. Выработка гипотезы.
Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
Цель: выбрать методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации.
Цель: зафиксировать полученные знания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов.
Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
9. Подготовка отчета.
Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10. Доклад.
Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11. Обсуждение итогов завершенной работы.
Проектно – исследовательская деятельность в школе охватывает все ступени.
В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время.
В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Темы, которые мы используем в своей работе носят экологическую направленность. Я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования.
При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие интеллектуальных способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с тремя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Третий – нравственное воспитание, в данном случае экологическое. Все эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников, получают право на участие в научно-практических конференциях.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)...
Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"
В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....
Проектно - исследовательская работа – как способ экологического воспитания школьников
В статье автор делится своим опытом ведения проектно – исследовательской работы со школьниками, методах привлечения внимания людей к охране ландшафтов родного края....
Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...