Организация агро-экотуристического маршрута «Деревня Еланка»
статья по географии на тему

В данной методической разработке  представлен позитивный опыт по организации агро-экотуристического маршрута (тропы) на территории деревни Еланка и культурно-этнографического музея-комплекса “Ямщицкое подворье”, предложена  интересная  форма аграрно-экологического направления, которую возможно создать  у себя в районе.

Крестьяне Ленских станков одновременно с почтовой гоньбой и связи с острой нехваткой хлеба вынуждены были заниматься хлебопашеством и разведением скота. Администрация поддерживала этот почин и начала наделять их хлебопахотными и сенокосными угодьями. Затем постепенно ясачные якуты начинали самостоятельно заниматься земледелием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2msosh_tezis_metod.razr_._agro-ekotur_marshruta.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ефремов Митрофан Ильич,

учитель географии

МБОУ «II Мальжагарская СОШ»

МР «Хангаласский улус»

Методическая разработка

Организация агро-экотуристического маршрута «Деревня Еланка»

        В данной методической разработке  представлен позитивный опыт по организации агро-экотуристического маршрута (тропы) на территории деревни Еланка и культурно-этнографического музея-комплекса “Ямщицкое подворье”, предложена  интересная  форма аграрно-экологического направления, которую возможно создать  у себя в районе.

Крестьяне Ленских станков одновременно с почтовой гоньбой и связи с острой нехваткой хлеба вынуждены были заниматься хлебопашеством и разведением скота. Администрация поддерживала этот почин и начала наделять их хлебопахотными и сенокосными угодьями. Затем постепенно ясачные якуты начинали самостоятельно заниматься земледелием.

На примере варианта агро-экотуристического маршрута мы поясним основные принципы и содержательные аспекты организации, функционирования агро-экологических маршрутов вообще. Наш маршрут - всего лишь очень небольшой участок природы. Но даже при этом она остается «иным миром» для современного городского человека, миром потерянного или практически утерянного.

Агро-экотуристический маршрут «Деревня Еланка» создается с апреля 2015 года как совместное мероприятие РЦЭТАО МО РС (Я). Данный маршрут является экспериментальной формой аграрно-экологического образования населения.

Актуальность создания агро-экотуристического маршрута.

В настоящее время  урбанистическая культура  отдаляет человека от природной среды, сельскохозяйственной деятельности, внушая  ему    мысль  о  собственной исключительности.

Внимательное отношение к природе, чуткое всматривание в явления мира изначально присуще традиционной культуре, оно основано на предельно простой прагматической идее: необходимо     бережно использовать то, что окружает и даёт жизнь тебе и твоим детям - и так от поколения к поколению. Бережливое отношение к природе - к тому, что не всегда понятно и обозримо, что  пугает и угрожает, и даёт жизнь, и спасает род, оберегая его, пронося в тысячелетия. Так существовали многие традиционные культуры прошлого, поглощённые, растворённые затем более сильными и напористыми культурами-космополитами - цивилизациями урбанистического типа, характеризующимися постоянно возрастающим аппетитом материального потребления.

Общей целью работ по созданию агро-экотуристического маршрута (тропы) является введение в практику аграрно-экологического образования и информацию о традициях неразрушающего природопользования.

Цель организации и действия агро-экотуристического маршрута (тропы) – формирование у участников, экскурсантов, туристов маршрута (тропы) базисных элементов аграрной (сельскохозяйственной) и экологической культуры, формирование позитивной направленности к природным объектам, а также - активной личностной биоцентрической позиции и психического истолкования (восприятия, ощущения, осмысления и пр.) природного объекта.

Задачи  агро-экотуристического маршрута (тропы):

1. Изготовление и установка на маршруте (тропы) информационных стендов, популярно раскрывающих некоторые факты аграрно-экологического образования, ориентированных на традициях Приленских ямщиков;

2. Регулярное проведение специалистами – экологами, агрономами, краеведами, а также учителями биологии, истории экскурсий - устных рассказов, бесед о различных формах традиционного ресурсосберегающего природопользования, с привязкой к конкретным объектам территории тропы и привлечение обучающихся школ и ЦДОД в качестве экскурсоводов;

3. Вовлечение участников маршрута (тропы) в простейшие обрядовые действия, имитирующие некоторые позитивно ориентированные на природные объекты (луга, ручьи, деревья и пр.) традиционные ритуалы народов России;

4. Организация на базе агро-экотуристического маршрута (тропы) специальных мероприятий (музыкальные, костюмированные и др. действия), приуроченных к народным праздникам традиционной культуры;

5. Выпуск и распространение среди экскурсантов, туристов тропы печатных материалов (буклеты, путеводители, наборы фотографий, сборники фольклора, пособия по традиционным народным праздникам и экологической этике), дополнительно вербализующих агро-экотуристического содержания маршрутов тропы.

Выбор природного окружения агро-экотуристического маршрута:
        Где закладывать агро-экологический маршрут? Во многом это зависит от той агро-экологической информации, которой вы располагаете и хотите отразить, положить в основу вашего маршрута. Так, к примеру, основным смыслообразующим центром нашего маршрута  явилось история Еланской почтовой станции, которая начинается с 1830 года.
         Идея проекта и разработки “родилась” по просьбе руководства Союза агропрофилированных школ РС(Я) и РЦЭТАО МО РС(Я) создать экскурсионный маршрут для лагеря школьников агрошкол в том, что наша школа является агротехнологической и входит в Союз, а также природа окрестности с. Улахан-Ан и д. Еланка очень красивы
        Поэтому мы считаем необходимым  на территории деревни Еланка и культурно- этнографического музея-комплекса “Ямщицкое подворье” создать агро-экотуристический маршрут «Деревня Еланка», так как крестьяне Ленских станков одновременно с почтовой гоньбой и в связи с острой нехваткой хлеба вынуждены были заниматься хлебопашеством, а также разведением скота. Администрация поддерживала этот почин и начала наделять их хлебопахотными и сенокосными угодьями. Затем постепенно ясачные якуты начинали самостоятельно заниматься земледелием.

Агро-экотуристические точки-объекты маршрута

Данный агро-экотуристический маршрут  представляет  собой маршрут, объединяющий 10 агро-экологотуристических точек-объектов, рассказывающих о традиционной аграрной (сельскохозяйственной) и экологической направленности.
        Каждая агро-экологическая точка маршрута выделена из окружающего пространства специальным оформлением, сочетающим экологическую информацию (стенды, таблички, подписи) с художественно поданным этнографическим материалом.

Показателем эффективности действия агро-экотуристического маршрута (тропы) могут считаться:
        1.   Созерцательные, имеющие позитивную природоориентированную прагматику, рисунки, стихи и др. результаты творчества школьников, студентов и пр., полученные после прохождения маршрута (тропы). Возможно создание контрольных групп школьников, в которых будут представлены рисунки о природе до и после участия их в маршрут (тропе);
        2.   Публикации в улусной и республикаснской прессе, репортажи в др. СМИ,  рекламирующий маршрут (тропу);
        3.   Изменение отношения местных жителей (также: приезжих, дачников, туристов) к природным объектам территории маршрута (тропы): меньшая интенсивность замусоривания территории деревни, берега реки. Интересным "индикатором эффективности" тропы может служить ближайшая свалка бытового мусора (если таковая имеется) - точнее, прекращение ее роста. Возможна трудовая акция по уборке мусора, инициированная авторами маршрута (тропы) среди местного населения. В случае проведения такой акции можно говорить о высокой эффективности действия маршрута;
        4.   Увеличение числа экскурсионных заявок и спонсорских вложений также, несомненно, можно считать показателями эффективности функционирования маршрута.
        5.   Критерием эффективности также является увеличивающаяся "продолжительность жизни" сделанных руками организаторов объектов  маршрута (тропы), а также: низкий "коэффициент запущенности"  - преобладание процессов восстановления и изготовления новых объектов маршрута (тропы) силами и средствами волонтеров, местных жителей, над процессами разрушения, запустения маршрута.
        6.   Успешная организация положительного опыта на базе маршрута (тропы) и проведение школьных, районных, региональных и пр. семинаров, конференций, являются дополнительными критериями успешности.
        7.   В целях отслеживания, учета данных - для функционирования указанных критериев - необходимым является введение постоянных наблюдений, замеров, "истории" развития агро-экотуристического маршрута (тропы).

Список  литературы

  1. Доронин Д.Ю.  Опыт введения в практику экологического образования художественно-экологических и психологических методов.// Экологическое образование и  воспитание в Нижегородской области. – Н.Новгород, 2001.
  2. Западно-Кангаласский улус в начале XX в. До Октябрьской Революции 1917 г., часть 1, часть 2., г. Покровск, районный архив
  3. Курилов В.И. Туризм: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Лугинов В.А. Экологическое образование учащихся в сельской школе. – Якутск., 2001.
  5. Макаров Е.Д. Экологическая культура сельских школьников: проблемы воспитания. – М., Академия, 2001.
  6. Макаров Е.Д. Формы экологического воспитания. – Якутск., 2002.
  7. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб.-метод. Пособие. – М.: изд. Владос, 2000.
  8. Соколов А.Д. По следам государевых ямщиков. Сахаполиграф, Якутск, 2002 г.
  9. Соколов А.Д. Моя Еланка. Сахаполиграфиздат, Якутск, 2005 г.
  10. Энциклопедия туриста. (гл. ред. Е.И. Тамм). – М., 1993 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация школьного маршрута

данная презентация предусматривает изучение нормативных документов по организации школьного маршрута и соответствия автобуса для перевозки детей...

Метод проектов как способ организации индивидуального маршрута ученика на уроках черчения и внеурочной деятельности

В современном мире, в век информационных технологий, жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи. Необходимо дать путевку в жизнь молодому поколению такую, чтобы выпускникам мо...

Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...

Программа организации летнего лагеря "Олимпийская деревня"

Программа организации летнего отдыха детей...

Методическая разработка на тему: "Организация индивидуальных образовательных маршрутов на занятиях."

Актуальность индивидуальных подходов к ученику в дополнительном образовании никогда не ослабевала, а, наоборот, с развитием новых учебных технологий приобретает наибольшую значимость. Если в системе о...

Дифференцированный подход как способ организации индивидуальных образовательных маршрутов на уроке русского языка

Своевременное овладение русским языком и правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью и полноценным знанием русского языка становится полноценным уч...