Организация агро-экотуристического маршрута «Деревня Еланка»
статья по географии на тему
В данной методической разработке представлен позитивный опыт по организации агро-экотуристического маршрута (тропы) на территории деревни Еланка и культурно-этнографического музея-комплекса “Ямщицкое подворье”, предложена интересная форма аграрно-экологического направления, которую возможно создать у себя в районе.
Крестьяне Ленских станков одновременно с почтовой гоньбой и связи с острой нехваткой хлеба вынуждены были заниматься хлебопашеством и разведением скота. Администрация поддерживала этот почин и начала наделять их хлебопахотными и сенокосными угодьями. Затем постепенно ясачные якуты начинали самостоятельно заниматься земледелием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2msosh_tezis_metod.razr_._agro-ekotur_marshruta.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ефремов Митрофан Ильич,
учитель географии
МБОУ «II Мальжагарская СОШ»
МР «Хангаласский улус»
Методическая разработка
Организация агро-экотуристического маршрута «Деревня Еланка»
В данной методической разработке представлен позитивный опыт по организации агро-экотуристического маршрута (тропы) на территории деревни Еланка и культурно-этнографического музея-комплекса “Ямщицкое подворье”, предложена интересная форма аграрно-экологического направления, которую возможно создать у себя в районе.
Крестьяне Ленских станков одновременно с почтовой гоньбой и связи с острой нехваткой хлеба вынуждены были заниматься хлебопашеством и разведением скота. Администрация поддерживала этот почин и начала наделять их хлебопахотными и сенокосными угодьями. Затем постепенно ясачные якуты начинали самостоятельно заниматься земледелием.
На примере варианта агро-экотуристического маршрута мы поясним основные принципы и содержательные аспекты организации, функционирования агро-экологических маршрутов вообще. Наш маршрут - всего лишь очень небольшой участок природы. Но даже при этом она остается «иным миром» для современного городского человека, миром потерянного или практически утерянного.
Агро-экотуристический маршрут «Деревня Еланка» создается с апреля 2015 года как совместное мероприятие РЦЭТАО МО РС (Я). Данный маршрут является экспериментальной формой аграрно-экологического образования населения.
Актуальность создания агро-экотуристического маршрута.
В настоящее время урбанистическая культура отдаляет человека от природной среды, сельскохозяйственной деятельности, внушая ему мысль о собственной исключительности.
Внимательное отношение к природе, чуткое всматривание в явления мира изначально присуще традиционной культуре, оно основано на предельно простой прагматической идее: необходимо бережно использовать то, что окружает и даёт жизнь тебе и твоим детям - и так от поколения к поколению. Бережливое отношение к природе - к тому, что не всегда понятно и обозримо, что пугает и угрожает, и даёт жизнь, и спасает род, оберегая его, пронося в тысячелетия. Так существовали многие традиционные культуры прошлого, поглощённые, растворённые затем более сильными и напористыми культурами-космополитами - цивилизациями урбанистического типа, характеризующимися постоянно возрастающим аппетитом материального потребления.
Общей целью работ по созданию агро-экотуристического маршрута (тропы) является введение в практику аграрно-экологического образования и информацию о традициях неразрушающего природопользования.
Цель организации и действия агро-экотуристического маршрута (тропы) – формирование у участников, экскурсантов, туристов маршрута (тропы) базисных элементов аграрной (сельскохозяйственной) и экологической культуры, формирование позитивной направленности к природным объектам, а также - активной личностной биоцентрической позиции и психического истолкования (восприятия, ощущения, осмысления и пр.) природного объекта.
Задачи агро-экотуристического маршрута (тропы):
1. Изготовление и установка на маршруте (тропы) информационных стендов, популярно раскрывающих некоторые факты аграрно-экологического образования, ориентированных на традициях Приленских ямщиков;
2. Регулярное проведение специалистами – экологами, агрономами, краеведами, а также учителями биологии, истории экскурсий - устных рассказов, бесед о различных формах традиционного ресурсосберегающего природопользования, с привязкой к конкретным объектам территории тропы и привлечение обучающихся школ и ЦДОД в качестве экскурсоводов;
3. Вовлечение участников маршрута (тропы) в простейшие обрядовые действия, имитирующие некоторые позитивно ориентированные на природные объекты (луга, ручьи, деревья и пр.) традиционные ритуалы народов России;
4. Организация на базе агро-экотуристического маршрута (тропы) специальных мероприятий (музыкальные, костюмированные и др. действия), приуроченных к народным праздникам традиционной культуры;
5. Выпуск и распространение среди экскурсантов, туристов тропы печатных материалов (буклеты, путеводители, наборы фотографий, сборники фольклора, пособия по традиционным народным праздникам и экологической этике), дополнительно вербализующих агро-экотуристического содержания маршрутов тропы.
Выбор природного окружения агро-экотуристического маршрута:
Где закладывать агро-экологический маршрут? Во многом это зависит от той агро-экологической информации, которой вы располагаете и хотите отразить, положить в основу вашего маршрута. Так, к примеру, основным смыслообразующим центром нашего маршрута явилось история Еланской почтовой станции, которая начинается с 1830 года.
Идея проекта и разработки “родилась” по просьбе руководства Союза агропрофилированных школ РС(Я) и РЦЭТАО МО РС(Я) создать экскурсионный маршрут для лагеря школьников агрошкол в том, что наша школа является агротехнологической и входит в Союз, а также природа окрестности с. Улахан-Ан и д. Еланка очень красивы
Поэтому мы считаем необходимым на территории деревни Еланка и культурно- этнографического музея-комплекса “Ямщицкое подворье” создать агро-экотуристический маршрут «Деревня Еланка», так как крестьяне Ленских станков одновременно с почтовой гоньбой и в связи с острой нехваткой хлеба вынуждены были заниматься хлебопашеством, а также разведением скота. Администрация поддерживала этот почин и начала наделять их хлебопахотными и сенокосными угодьями. Затем постепенно ясачные якуты начинали самостоятельно заниматься земледелием.
Агро-экотуристические точки-объекты маршрута
Данный агро-экотуристический маршрут представляет собой маршрут, объединяющий 10 агро-экологотуристических точек-объектов, рассказывающих о традиционной аграрной (сельскохозяйственной) и экологической направленности.
Каждая агро-экологическая точка маршрута выделена из окружающего пространства специальным оформлением, сочетающим экологическую информацию (стенды, таблички, подписи) с художественно поданным этнографическим материалом.
Показателем эффективности действия агро-экотуристического маршрута (тропы) могут считаться:
1. Созерцательные, имеющие позитивную природоориентированную прагматику, рисунки, стихи и др. результаты творчества школьников, студентов и пр., полученные после прохождения маршрута (тропы). Возможно создание контрольных групп школьников, в которых будут представлены рисунки о природе до и после участия их в маршрут (тропе);
2. Публикации в улусной и республикаснской прессе, репортажи в др. СМИ, рекламирующий маршрут (тропу);
3. Изменение отношения местных жителей (также: приезжих, дачников, туристов) к природным объектам территории маршрута (тропы): меньшая интенсивность замусоривания территории деревни, берега реки. Интересным "индикатором эффективности" тропы может служить ближайшая свалка бытового мусора (если таковая имеется) - точнее, прекращение ее роста. Возможна трудовая акция по уборке мусора, инициированная авторами маршрута (тропы) среди местного населения. В случае проведения такой акции можно говорить о высокой эффективности действия маршрута;
4. Увеличение числа экскурсионных заявок и спонсорских вложений также, несомненно, можно считать показателями эффективности функционирования маршрута.
5. Критерием эффективности также является увеличивающаяся "продолжительность жизни" сделанных руками организаторов объектов маршрута (тропы), а также: низкий "коэффициент запущенности" - преобладание процессов восстановления и изготовления новых объектов маршрута (тропы) силами и средствами волонтеров, местных жителей, над процессами разрушения, запустения маршрута.
6. Успешная организация положительного опыта на базе маршрута (тропы) и проведение школьных, районных, региональных и пр. семинаров, конференций, являются дополнительными критериями успешности.
7. В целях отслеживания, учета данных - для функционирования указанных критериев - необходимым является введение постоянных наблюдений, замеров, "истории" развития агро-экотуристического маршрута (тропы).
Список литературы
- Доронин Д.Ю. Опыт введения в практику экологического образования художественно-экологических и психологических методов.// Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области. – Н.Новгород, 2001.
- Западно-Кангаласский улус в начале XX в. До Октябрьской Революции 1917 г., часть 1, часть 2., г. Покровск, районный архив
- Курилов В.И. Туризм: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1988.
- Лугинов В.А. Экологическое образование учащихся в сельской школе. – Якутск., 2001.
- Макаров Е.Д. Экологическая культура сельских школьников: проблемы воспитания. – М., Академия, 2001.
- Макаров Е.Д. Формы экологического воспитания. – Якутск., 2002.
- Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб.-метод. Пособие. – М.: изд. Владос, 2000.
- Соколов А.Д. По следам государевых ямщиков. Сахаполиграф, Якутск, 2002 г.
- Соколов А.Д. Моя Еланка. Сахаполиграфиздат, Якутск, 2005 г.
- Энциклопедия туриста. (гл. ред. Е.И. Тамм). – М., 1993 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация школьного маршрута
данная презентация предусматривает изучение нормативных документов по организации школьного маршрута и соответствия автобуса для перевозки детей...
Метод проектов как способ организации индивидуального маршрута ученика на уроках черчения и внеурочной деятельности
В современном мире, в век информационных технологий, жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи. Необходимо дать путевку в жизнь молодому поколению такую, чтобы выпускникам мо...
Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе
На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...
Благодарность за участие в программе "Зритель" - за помощь в организации Московского этапа маршрута эстафеты Олимпийского огня ХХII Олимпийских игр в Сочи
Благодарность Управы Чертаново Центральное...
Программа организации летнего лагеря "Олимпийская деревня"
Программа организации летнего отдыха детей...
Методическая разработка на тему: "Организация индивидуальных образовательных маршрутов на занятиях."
Актуальность индивидуальных подходов к ученику в дополнительном образовании никогда не ослабевала, а, наоборот, с развитием новых учебных технологий приобретает наибольшую значимость. Если в системе о...
Дифференцированный подход как способ организации индивидуальных образовательных маршрутов на уроке русского языка
Своевременное овладение русским языком и правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью и полноценным знанием русского языка становится полноценным уч...