Конспект урока географии в 5 классе по ФГОС "Изучение Земли в средние века".
план-конспект урока по географии (5 класс)
Технологическая карта урока географии в 5 классе, разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Способствует формированию предметных, метапредметных и личностных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fgos_5_kl._izuchenie_zemli_v_srednie_veka_shilyaeva_m.v.docx | 152.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме « Изучение Земли в Средние века»
Класс: 5
Предмет: география. (учебник Лобжанидзе А. А.География. Планета Земля. 5-6 классы)
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии критического мышления.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Планируемые результаты: знания о развитии географии в Средние века
Предметные: (знания, умения, представления) расширение географического кругозора в средние века; открытия викингов; торговые пути в Азию; географические достижения на Арабском востоке.
Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, осознавать, как трудно создавалась карта мира, представлять информацию в соответствии с учебной задачей, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценность географических знаний как важного компонента культуры.
Образовательная цель: продолжить формирование знаний о состоянии науки география в Средние века, путешествиях и географических открытиях.
Развивающая цель: продолжить обучение приемом работы с картами, текстом учебника, решать групповые задачи.
Воспитательная цель: стимулировать формирование нравственного опыта школьников на примерах истинного служения Родине и науке путешественников.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая
Средства обучения: 1) учебник Лобжанидзе А. А.География. Планета Земля. 5-6 классы. Сферы. М.: изд-во «Просвещение»
2) географический атлас 5-6 класс. Сферы. М.: изд-во «Просвещение»
3) презентация учителя.
Этапы урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые УУД | ||||
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||
1 | Организационный момент | Приветствует класс, проверяет готовность рабочих мест. | Приветствуют учителя. | ||||
2 | Актуализация | Проводит беседу с целью воспроизведения опорных знаний. - Какую тему мы начали изучать на предыдущем занятии? - Чем отличаются карты мира, составленные по представлениям Эратосфена и Птолемея, от современной карты мира? - Каких путешественников-первооткрывателей вы знаете? Когда ими были открыты материки? | Отвечают на вопросы учителя | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | - взаимодействие с учителем во время опроса, высказывать своё мнение, умение слушать собеседника | - определять уровень успешности, самоконтроль | |
3 | Целеполагание, мотивация Стадия вызова | - Итак, получается, что изучение Земли интенсивно шло в 1-3 и 15-20 веках. А что же было с наукой географией и путешественниками-первооткрывателями в средние века? Попробуем понять, знаем – ли мы что-нибудь об этом. Приём «Верные-неверные утверждения» см. прил. №1. По вопросам, на которые вы отвечали, сформулируем тему урока. Прием ЗХУ: - предлагает заполнить колонки, ЗНАЮ и ХОЧУ УЗНАТЬ - на основе предложений из 2 колонки предлагает сформулировать цели урока. | Отвечают в тетрадях на вопросы Заполняют первую и вторую колонку Выводят цели урока | - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | - формирование ценностных ориентиров учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. - сознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | - слушать и понимать речь других, - формулировать и аргументировать своё мнение. | - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно |
4 | Первичное усвоение Стадия осмысления | Предлагает поработать в группах, заполняя совместно рабочие листы по 3 главным вопросам - География в Азии. Арабские путешествия. - Освоение Азии. Путешествие А.Никитина и Марко Поло - География в Европе. Походы викингов и португальских мореплавателей. | Работают в группах. Заполняют рабочие листы. | - умение вести поиск информации и понимание прочитанного текста - анализ объектов с целью выделения признаков | - формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордости за них - осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры | - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. - понимать позицию других, учебное сотрудничество | - эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества - умение договариваться - сверять свои действия с целью, дополнить и исправить свои ошибки |
5 | Осознание и осмысление | - предлагает выступить группам по проделанной работе | Отчитываются о проделанной работе. | структурирование знаний - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | - формирование мотива, реализующего потребность в социально оцениваемой деятельности | - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
6 | Первичное закрепление | Как вы считаете, является ли значение географии в Средние века предпосылками Великих географических открытий. Каковы эти предпосылки? (развитие торговли, поиск новых рынков сбыта и совершенствование морских судов, т.е. возможность больших путешествий, появление книг о сказочных странах, появление новых карт у европейцев и арабов). | Выдвигают предположения | -установление причинно следственных связей, построение логической цепочки рассуждений | - формирование единого образа мира при разнообразии национальностей, уважение истории и культуры всех народов. | - учет разных мнений и умение обосновать собственное. | Выделение и освоение учащимися того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. |
7 | Домашнее задание | 1)Изучить П.5. 2) Мои географические исследования. 3)Доклад о Ермаке или русских поморах | |||||
8 | Рефлексия | - Проверка и коррекция знаний. Прием «Возвращение» Верные-неверные утверждения - Прием ЗХУ – колонка УЗНАЛ - Просит составить синквейн по теме урока | Выполняют тест. Оценивают результаты. Заполнят 3 колонку. Составляют синквейн. | - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия | Выделение и освоение учащимися того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. |
Приложения
Приложение №1
Прием: Верные – неверные утверждения
- Путешествовать по морям и океанам заставляла викингов необходимость.
- «Книга Марко Поло» - это приключенческий роман.
- Афанасий Никитин - первый ученый-географ Руси.
- Первым достиг Америки Лейв Счастливый.
- Уже в 9 веке арабы достигли острова Мадагаскар и проложили древние караванные пути через Сахару.
- В 15 веке лидером в мореплавании стала Португалия.
- Открытия и путешествия в средние века стали предпосылками Эпохи Великих Географических открытий.
Приложение №2.
Рабочий лист учащихся.
Тема: «Изучение Земли в Средние века». (Средние века – это период с5 по15 века.)
Прием: Верные – неверные утверждения (Возвращение)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Прием ЗХУ:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Работа в группах:
1 блок: География в Азии. Арабские путешествия. Задание для 1 группы: Распределите работу в группе, изучите материал, обсудите и сравните результаты. С помощью учебника на с. 18-19ответьте на вопросы и заполните пропуски.
Государство Арабский халифат включало в себя территории: | Что знали и умели арабы в 8-9 веках? | Где путешествовали арабы? | Итог путешествий Абу Абдаллаха Ибн Баттута. |
2 блок: Освоение Азии. Путешествие А.Никитина и Марко Поло. Задание для 2 группы: Распределите работу в группе, изучите материал, обсудите и сравните результаты. С помощью учебника на с. 19и 21 и карты ответьте на вопросы и заполните пропуски.
Жителями каких стран проходило освоение Азии | Кто такой А.Никитин и зачем он отправился в Индию? Какие три моря в своем путешествии пересек А.Никитин и как назывались его путевые записки. | Куда путешествовал в течение 24 лет Венецианский купец Марко Поло и о чем говорится в книге Марко Поло. |
3 блок: География в Европе. Походы викингов и португальских мореплавателей. Задание для 3 группы: Распределите работу в группе, изучите материал, обсудите и сравните результаты. С помощью учебника на с. 20 и 21, а также дополнительной литературы ответьте на вопросы и заполните пропуски.
Каким было состояние географии в Европе. | Кто такие викинги и какие географические открытия они совершили. | Кто первым из викингов достигал восточного побережья С.Америки | Почему в 15 веке Португалия стала лидером в мореплавании. |
Приложение №3
Дополнительная литература для 3 группы.
Викинги. Эйрик Рыжий. Лейф Счастливый.
Викинги- морские жители Скандинавского полуострова. В 9 веке достигли Исландии и поселились там. В 10 веке викинг по имени Эйрик Рыжий открыл о. Гренландия и викинги заселили его побережье. Жизнь в Гренландии была скудная. Почти весь остров был покрыт льдом. Викинги надеялись, что к югу от Гренландии должна быть более благодатная земля, и даже несколько раз пытались ее достичь. Но посчастливилось только одному, сыну Эрика Рыжего, звали которого Лейв. Со своими товарищами он нашел обширную землю. Там не было сильных морозов и трава оставалась зеленой. В реках было много рыбы. Рос даже дикий виноград, и Лейв назвал эту землю Винланд, что означает Виноградная Земля. Там Лейв провел год, и вернувшись домой получил прозвище - Счастливый. Все эти события были записаны в «Сагу о гренландцах». Где находится Винланд, в саге не говорилось. Современные ученые предполагают, что Лейв Счастливый открыл восточные берега Америки, опередив Колумба на 500 лет. Недавно в Америке были обнаружены останки их поселений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"
План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....
Конспект урока географии 5 класс "Оболочки Земли"
Класс: 5Тема урока: §28. «Оболочки Земли» (урок № ___в теме «Природа Земли»)Базовый учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс
Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...
Конспект урока географии 7 класс "Рельеф Земли"
Сведения об автореПьянкова Светлана Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии, МБСКОУ школа-интернат № 4 Предмет, класс География, 7 кл...
Конспект урока географии 5 класс. Тема "Земля - планета Солнечной системы"
конспект урока географии в 5 классе. используется учебник Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений....
План-конспект урока географии 7 класс Распределение температур на Земле
План конспект урока 7 класс...