Рабочая программа по географии для 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, программы основного общего образования предметной линии «Сферы» . 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – Москва, «Просвещение, 2011.
Учебник: Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. Просвещение, УМК «Сферы», 2014г.
Программа рассчитана на 34 уч. недели, 68 часов в год, согласно учебному плану школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._geogr.docx | 49.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пехлецкая средняя школа им. В.В.Соловова»
Утверждаю Рассмотрено Рассмотрено
на педагогическом совете на ШМО
« ___» ____________ 20___г. Протокол №____ Протокол №_______
Директор школы:___________ от «_____»____________20___г. от «____» _____________20____г.
Н.И.Сорокина Приказ №___ Руководитель ШМО _____________
по основной деятельности __________________
Рабочая программа
по географии
для 8 класса
Составил учитель географии
Манаева Галина Александровна
Рабочая программа курса «География России». 8 класс.
(учебник авт. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География: природа, население, хозяйство)
(2 часа в неделю 68 часов в год)
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, программы основного общего образования предметной линии «Сферы» . 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – Москва, «Просвещение, 2011.
Учебник: Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. Просвещение, УМК «Сферы», 2014г.
Программа рассчитана на 34 уч. недели, 68 часов в год, согласно учебному плану школы.
Планируемые результаты освоения учебной программы.
В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине:
- Называть и (или) показывать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации;
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государства;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
- границы часовых поясов;
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек страны по бассейнам океанов;
- основные области современного оледенения и крупные ледники;
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
- народы, наиболее распространенные языки, религии;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
- экологически неблагополучные районы России;
- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
- Определять (измерять):
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- погоду по синоптической карте;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
- Описывать:
- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
- особенности быта и религий отдельных народов.
- Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
- особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
5. Оценивать и прогнозировать:
- природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- экологическую ситуацию в стране, регионе;
- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие
- системы городских поселений;
- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Особенности формирования знаний и умений.
- Связаны с появлением новых источников знаний (экономических карт, статистических данных, документов), усложнением содержания старых средств обучения.
- Усложняются задания – спроектировать, спланировать, спрогнозировать. Многие работы проводятся на основе физико-географических характеристик.
- В обучении необходимо использовать задания, которые нацелены на применение ранее полученных ЗУН, т.к. это способствует преодолению трудностей.
- Регулярная опора на краеведческий материал,
- Рекомендуется на уроке включать работу с текстом.
- Задания включаются с постепенным усложнением – типовые, проблемные, творческие. Обязательно подключается работа с картой.
- Большое место занимает работа со схемами, диаграммами с целью объяснения структуры и взаимосвязей объект
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч
Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности
Тема 1. Географическое пространство России – 10ч
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны и его виды. Характеристика географического положения России. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны. Географического положение России как фактор развития ее хозяйства. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Соседи России
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
№1Определение поясного времени для разных городов России.
№2Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады. Влияние географического положения на природу и хозяйство страны.
№3Анализ административно – территориального деления России.
Тема 2.Природа России - 46ч
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России. Классификации природных ресурсов.
РЕЛЬЕФ И НЕДРА
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Геологическое летосчисление. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Охрана ресурсов недр.
Практическая работа:
№4 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Определение особенностей рельефа России
КЛИМАТ
Воздушное пространство России как составная часть атмосферы Земли. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс, близость морей и океанов, особенности рельефа. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Климатические пояса и типы климатов России. Составление прогноза погоды. Комфортность климатических условий.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей: на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Анализ физической карты и карт компонентов природы.Агроклиматические ресурсы.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Охрана воздушного бассейна.
Определение особенностей климата своего региона.
Практические работы.
№5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление макета климатической карты.
№6Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.
№7 Выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям.
№8 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И МОРЯ
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Воды России как составная часть мировой гидросферы. Природно-хозяйственные различия морей России. Хозяйственное использование и охрана ресурсов морей.
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Бассейны стока рек. Главные речные системы России. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, зажоры, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.
Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, её распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Рациональное использование, пути сохранения качества и охрана водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы.
№9Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.
№10Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
№11 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
№12 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР
Российская часть биосферы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа.
№13 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
ПОЧВЫ
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России, их рациональное использование и охрана. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Практическая работа.
№14 Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
ПРИРОДНО – ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ
Физико-географическое районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Широтная зональность и высотная поясность на территории страны. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей. Рациональное использование ресурсов и охрана природы. Природно-хозяйственная зона своего района и своей местности.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.. Особо охраняемые природные территории России. Памятники всемирного природного наследия.
Практическая работа.
№15 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах
Тема 3. Население России – 12ч
Численность населения России. Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности численности, воспроизводства и механического прироста российского населения на рубеже XX и XXI веков. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Естественное движение населения. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий. Демографические проблемы страны.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Половозрастная пирамида, причины её своеобразия в России. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России. Возрастная структура населения.
Народы и основные религии России. Народы и основные религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Национальный и языковой состав населения. География основных религий..
Особенности расселения населения России. Геодемографическое положение России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Низкая средняя плотность населения страны. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим д анным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.
Практические работы.
№16 Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.
№17Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории.
Тематическое планирование курса «География России». 8 класс.
(учебник авт. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География: природа, население, хозяйство)
(2 часа в неделю 68 часов в год)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата | |
План | Факт | ||||
Введение | 1 | ||||
1 | Введение | 1 | География России. Комплексное и взаимосвязанное изучение России во всем её многообразии и контрастности. | ||
Раздел I. Особенности географического положения России | 9 | ||||
2 | Границы России | 1 | Определение границ РФ и приграничных государств по физической и политической картам. Нанесение этих объектов на контурную карту. Сравнение морских и сухопутных границ РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. | ||
3 | Размеры территории. Часовые пояса. | 1 | Выявление зависимости между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны. Определение положения РФ на карте часовых поясов. Объяснение роли поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей. | ||
4 | Географическое положение России | 1 | Выявление особенностей разных видов географического положения России. Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение России. | ||
5 | Россия в мире | 1 | Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации. | ||
6 | Освоение и изучение территории России | 1 | Выявление особенностей формирования государственной территории России, ее заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Подготовка и обсуждение презентаций о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий. | ||
7 | Районирование - основной метод географических исследований | 1 | Выявление специфики административно-территориального устройства Российской Федерации. Знать что такое район, для чего нужно районирование. | ||
8 | Административно-территориальное устройство России | 1 | Определение субъектов РФ и их столиц по политико-административной карте РФ. Определение состава и границ федеральных округов по карте федеральных округов. | ||
9 | Географическое положение и районирование Рязанской области. | 1 | Определять географическое положение Рязанской области, его особенности. Соотносить территории Рязанской области с соседними территориями. Знать районирование и основные этапы освоения, заселения территории Рязанской области. | ||
10 | Обобщение по теме «Географическое пространство России» | 1 | Знать объекты, связанные с географическим положением (см. номенклатуру). определять специфику географического положения и административно-территориального устройства | ||
Раздел II. Природа России | 46 | ||||
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 8 | ||||
11 | Природные условия и ресурсы | 1 | Определение состава природных ресурсов России (минеральные, водные, биологические, земельные и т.д.). Сравнение разных видов природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости. Оценивание обеспеченности России природными ресурсами; объяснение их значения для развития хозяйства страны. Определение особенностей размещения и потребления разных видов природных ресурсов на территории страны. Определение территорий с наиболее неблагоприятной и наиболее благоприятной экологической ситуацией на территории России по экологической карте. Обсуждение проблем и перспектив охраны и рационального использования природного и экологического потенциала России. | ||
12 | Формирование земной коры на территории России | 1 | Определение основных этапов формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице. Определение основных тектонических структур на территории страны по тектонической карте России. | ||
13 | Рельеф | 1 | Определение особенностей рельефа России по физической карте. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны. | ||
14 | Изменение рельефа под воздействием внутренних и внешних процессов. | 1 | Выявление внутренних и внешних процессов, оказывающих влияние на формирование рельефа страны. Определение территорий распространения стихийных природных явлений по физической и тематическим картам. Подготовка и обсуждение презентаций о видах стихийных природных явлений в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями. | ||
15 | Минеральные ресурсы и их использование | 1 | Определять полезные ископаемые и составлять их характеристику | ||
16 | Земная кора и человек | 1 | Объяснение взаимозависимостей между особенностями литосферы и жизнью и хозяйственной деятельностью населения России. | ||
17 | Рельеф и полезные ископаемые Рязанской области. | 1 | Знать и объяснять закономерности размещения основных форм рельефа и полезных ископаемых Рязанской области. | ||
18 | Обобщение по теме «Рельеф и недра» | 1 | Знать и объяснять закономерности размещения основных форм рельефа Уметь сопоставлять карты разного содержания | ||
Тема 2. Климат и климатические ресурсы | 11 | ||||
19 | Географическое положение и климат | 1 | Выявление факторов, определяющих климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс | ||
20 | Солнечное излучение, земная поверхность и климат. | 1 | Знать закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Уметь выявлять факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс | ||
21 | Воздушные массы и их циркуляция | 1 | Уметь анализировать свойства воздушных масс и объяснять их трансформацию при перемещении. | ||
22 | Атмосферные фронты | 1 | Составление прогноза погоды, анализ синоптических карт. Объяснять образование циклонов и антициклонов, изменения погоды, связанные с ними | ||
23 | Циклоны и антициклоны | 1 | |||
24 | Распределение температуры воздуха | 1 | Определение климатических показателей для различных пунктов по климатическим картам (карты суммарной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков и испаряемости). Выявление закономерностей в распределении климатических показателей на территории России. | ||
25 | Распределение осадков и увлажнения | 1 | |||
26 | Климатические пояса и области | 1 | Определение районов распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и типов климата. Выявление особенностей опасных и неблагоприятных климатических явлений. Определение районов их распространения на территории страны по тематическим картам. Подготовка и обсуждение презентаций о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и хозяйство | ||
27 | Климат и человек | 1 | Подготовка и обсуждение презентаций о роли методов изучения и прогнозирования климатических явлений в жизни и хозяйственной деятельности человека. Обсуждение проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. | ||
28 | Климат Рязанской области. | 1 | Знать закономерности, определяющие климат и климатические ресурсы Рязанской области. | ||
29 | Обобщение по теме «Климат» | 1 | Владеть понятиями и закономерностями, определяющими климат и климатические ресурсы нашей страны | ||
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы | 8 | ||||
30 | Моря. | 1 | Составлять характеристику морей, анализировать хозяйственное использование и обсуждать охрану ресурсов морей | ||
31 | Особенности природы морей | 1 | |||
32 | Внутренние воды России. Реки | 1 | Определение состава внутренних вод на территории страны. Определение рек, относящихся к бассейнам разных океанов, по физической карте. Нанесение на контурную карту водоразделов океанских бассейнов. Определение падения, уклона, особенностей питания и режима крупных рек России по физической и тематическим картам. Подготовка и обсуждение презентаций о роли рек в жизни населения и развитии хозяйства России, региона своего проживания. | ||
33 | Озера, водохранилища, болота | 1 | Определение типов озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам. Нанесение на контурную карту разных видов озер России. Определение основных районов распространения болот, горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты по физической и климатическим картам. Оценивание обеспеченности водными ресурсами страны и ее отдельных территорий. Обсуждение проблем, связанных с использованием водных ресурсов, и определение путей их охраны и рационального использования. Подготовка и обсуждение презентаций о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений, связанных с водами (наводнения, снежные лавины), на жизнь населения и особенности развития хозяйства России. | ||
34 | Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | 1 | |||
35 | Вода и человек | 1 | |||
36 | Внутренние воды Рязанской области | 1 | Знать состав внутренних вод на территории Рязанской области. Уметь оценивать обеспеченность водными ресурсами Рязанскую область. | ||
37 | Обобщение по теме «Внутренние воды и моря» | 1 | Знать номенклатуру по теме, показывать их по карте. Объяснять закономерности размещения внутренних вод и связанных с ними опасных явлений. | ||
Тема 4. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 3 | ||||
38 | Растительный и животный мир. | 1 | Выявление факторов, определяющих состав и разнообразие органического мира России. | ||
39 | Биологические ресурсы и человек. | 1 | Определение состава биологических ресурсов. Выявление особенностей использования человеком разных видов биологических ресурсов. Определение основных мероприятий по рациональному использованию и охране растительного и животного мира России, своей местности. | ||
40 | Обобщение знаний по теме «Растительный и животный мир» | 1 | Определение состава биологических ресурсов. Выявление особенностей использования человеком разных видов биологических ресурсов. Определение основных мероприятий по рациональному использованию и охране растительного и животного мира России, своей местности. | ||
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы | 5 | ||||
41 | Почвы и факторы их образования | 1 | Выявление основных факторов почвообразования. Определение почвенных горизонтов, свойств главных типов почв, сравнение их строения и плодородия по типовым схемам. | ||
42 | Основные типы почв России | 1 | Определение главных зональных типов почв и закономерностей их распространения на территории страны по карте почв. | ||
43 | Почвы и человек. | 1 | . Подготовка и обсуждение презентаций о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основных мероприятиях по рациональному использованию почвенных ресурсов. Наблюдение образцов почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования. | ||
44 | Почвы, растительный и животный мир Рязанской области. | 1 | Знать структуру земельного фонда Рязанской области. Уметь оценивать почвенные ресурсы области. | ||
45 | Почвенные ресурсы России. Обобщение по теме «Почвы» | 1 | Определение структуры земельного фонда России. Оценивание почвенных ресурсов страны | ||
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны | 11 | ||||
46 | Природные районы и природно-хозяйственные зоны | 1 | Определение особенностей размещения природно-хозяйственных зон и районов распространения высотной поясности на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Объяснение закона широтной зональности | ||
47 | Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр | 1 | Выявление взаимозависимостей между компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану. Определение особенностей распространения антропогенных ландшафтов и выявление экологических проблем зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности. Выявление освоения и изменения зон в результате хозяйственной деятельности людей. Характеристика особенностей размещения населения в разных природо-хозяйственных зонах (обучающая практическая) | ||
48 | Население и хозяйство в арктике и тундре | 1 | |||
49 | Природа лесных зон | 1 | |||
50 | Население и хозяйство лесных зон | 1 | |||
51 | Природа лесостепей и степей | 1 | |||
52 | Население и хозяйство лесостепной и степной зон | 1 | |||
53 | Засушливые территории России. Горные области. | 1 | Выявление причинно-следственных связей между географическим положением и характером высотной поясности территории. Выявление особенностей проявления высотной поясности различных горных систем России. | ||
54 | Природные ресурсы. Охрана природы и особо охраняемые территории | 1 | Определение видов особо охраняемых природных территорий и особенностей их распространения на территории страны по карте особо охраняемых природных территорий. Подготовка и обсуждение презентаций о важнейших ООПТ и памятниках всемирного природного наследия на территории России | ||
55 | Природно-хозяйственные зоны Рязанской области | 1 | |||
56 | Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственные зоны» | 1 | Знать специфику природно хозяйственных зон России, уметь объяснить их существенные признаки, способы рационального использования и их экологические проблемы. | ||
Раздел III. Население России | 12 | ||||
57 | Численность населения. Почему снижалась численность населения России? | 1 | Определение места России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдение динамики численности населения России в ХХ веке и выявление факторов, влияющих на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнение особенностей традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определение и сравнение показателей естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания по статистическим данным. Сравнение показателей воспроизводства населения России с другими странами мира по статистическим данным. Прогнозирование темпов роста населения России и ее отдельных территорий на основе статистических данных. | ||
58 | Мужчины и женщины. Молодые и старые. | 1 | Выявление факторов, определяющих соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определение полового и возрастного состава населения регионов России по статистическим данным (обучающая практическая). Сравнение половозрастных пирамид России начала и конца XX в., разных территорий России, региона своего проживания. Сравнение средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по статистическим данным. | ||
59 | Народы | 1 | Определение крупнейших по численности народов России по статистическим данным. Определение особенностей размещения народов России и сравнение географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ по тематическим картам. Определение основных языковых семей (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и групп народов России. Определение современного религиозного состава населения России по статистическим данным. Определение главных районов распространения христианства, ислама, буддизма и прочих религий по карте религий народов России. Нанесение на контурную кару крупнейших религиозных центров российского православия, ислама, буддизма. | ||
60 | Языки и религии | 1 | |||
61 | Размещение населения | 1 | Выявление факторов, влияющих на расселение населения страны. Выявление закономерностей в размещении населения России. Нанесение на контурную карту основной зоны расселения и хозяйственного освоения, зоны Севера. Выявление особенностей урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным. Определение территорий России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации по тематической карте. Определение видов городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Обсуждение социально-экономических и экологических проблем в крупных городах страны. Определение видов сельских населенных пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Выявление причинно-следственных связей между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений. Обсуждение современных социальных проблем малых городов и сельских поселений.Сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. | ||
62 | Города России. Урбанизация | 1 | |||
63 | Сельские поселения и сельское население | 1 | |||
64 | Миграции населения | 1 | Определение видов и причин внутренних и внешних миграций. Подготовка и обсуждение презентаций об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России. Определение основных направлений современных миграционных потоков на территории России (обучающая практическая). Определение территорий России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным. | ||
65 | Человеческий капитал страны | 1 | Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определения. Проблемы безработицы и пути их решения. Качество жизни населения. | ||
66 | Особенности населения Рязанской области | 1 | Уметь оценивать демографическую ситуацию в Рязанской области. | ||
67 | Обобщение по теме «Население России» | 1 | Оценивать демографическую ситуацию в стране, и конкретном регионе. | ||
68 | Итоговый урок | 1 | Подведение итогов изучения курса «Природа России». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...