программа курса "Решение географических задач"
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Программа курса "Решение географических задач по топографическим, общегеографическим картам. глобусу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_reshenie_geograficheskih_zadach.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультативный курс углубленного изучения предмета направлен на закрепление практического материала изучаемого на  уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора.

Цель курса:

 - формирование систематических и прочных знаний по предмету на углубленном уровне;

- отработка специальных практических умений решать задачи географического содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;

- расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность;

Задачи:  

- формирование систематических и прочных знаний по предмету; углубление и расширение знаний по картографии.

- развивать умения учащихся самостоятельно анализировать картографическое проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества, умения мыслить пространственно.

- отработка специальных практических умений решать задачи географического содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;

- кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность.

Планируемые результаты обучения В результате изучения факультативного курса «Картография» в 6 классе учащиеся должны: иметь представление:

¬ о месте и роли географической карты в системе современных географических и других наук;

¬ о истории развития картографии как отдельной географической дисциплины.

 знать: соотношение понятий «план» и «карта»; виды картографической деятельности; виды картографических проекций и искажений углов и расстояний; способы картографических изображений.

 уметь: использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития различных сфер хозяйственной деятельности человека; давать на основе различны картографических источников характеристику того или иного участка местности, региона, страны и т.д. владеть  способами и методами картографических изображений; умением решать картографические, географические задачи прикладного характера.

Формы организации учебного процесса

лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 6 классов необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта.

На занятиях применяются следующие методы:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с картами);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии», через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа факультативного курса в 6 классе рассчитана на 35 часов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

РАЗДЕЛ 1. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТОПОГРАФИЧЕСКИМ КАРТАМ.

Общие сведения о картографических произведениях. Географические карты, их классификация и правила работы с ними.

ГЛАВА 1. Определение долгот осевых меридианов координатных зон. Определение номенклатуры листов топографических карт.

ЗАДАЧА 1. Определить долготу осевого меридиана шестиградусной зоны.

ЗАДАЧА 2. Определить номенклатуру листа карты заданного масштаба, используя географические координаты пункта, расположенного в пределах этого листа.

ГЛАВА 2. Определение масштабов. Измерение и отложение длин линий на топографической карте. Измерение горизонтальных углов.

ЗАДАЧА 1. Определить масштаб топографической карты.

ЗАДАЧА 2. По топографической карте измерить расстояние по прямой между двумя точками.

ЗАДАЧА 3. Измерить по топографической карте длину извилистой линии.

ЗАДАЧА 4. Отложить на карте отрезок по заданному по горизонтальному положению линии местности.

ЗАДАЧА 5. Измерить горизонтальный угол по топографической карте (плану) между направлениями на заданные пункты.

ГЛАВА 3. Определение по топографической карте площадей участков и выделение участков с заданной площадью.

ЗАДАЧА 1. Определить площадь участка графическим способом.

ЗАДАЧА 2. Определить площадь участка с помощью квадратной, точечной и параллельной палеток.

ГЛАВА 4.  Определение координат точек и объектов местности по топографической карте и нанесение их на карту по координатам.

ЗАДАЧА 1. По топографической карте определить географические координаты точки.

ЗАДАЧА 2. На топографическую карту нанести точку по её географическим координатам.

ЗАДАЧА 3. Определить по топографической карте прямоугольные координаты точки.

ЗАДАЧА 4. На топографическую карту нанести точку по её прямоугольным координатам.

ГЛАВА 5. Ориентирование линий по топографической карте.

ЗАДАЧА 1. Измерить по топографической карте истинный азимут заданной линии.

ЗАДАЧА 2. Измерить по топографической карте дирекционный угол заданной линии.

ЗАДАЧА 3. Измерить по топографической карте истинный румб заданной линии.

ЗАДАЧА 4. Измерить по топографической карте магнитный азимут заданной линии.

ЗАДАЧА 5. Вычислить магнитный азимут линии, если известны её истинный азимут и магнитное склонение.

ГЛАВА 6. Решение задач по карте с горизонталями.

ЗАДАЧА 1. Определить по топографической карте форму и крутизну склона.

ЗАДАЧА 2. Определить по топографической карте высоту сечения рельефа.

ЗАДАЧА 3. Нанести на топографическую карту характерные линии рельефа.

ЗАДАЧА 4. Определить по топографической карте высоту горизонтали.

ГЛАВА 7. Описание местности по топографической карте.

ЗАДАЧА1 .Описать участок местности по топографической карте.

ЗАДАЧА 2. Описать маршрут движения по топографической карте.

ЗАДАЧА 3.  Описать отдельный географический объект по топографической карте.

РАЗДЕЛ 2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОБЗОРНЫМ ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИМ КАРТАМ, ТЕМАТИЧЕСКИМ КАРТАМ И АТЛАСАМ, ГЛОБУСУ

ГЛАВА 1. Описание карт.

ЗАДАЧА 1Описать обзорную общегеографическую карту.

ЗАДАЧА2 Описать тематическую карту.

ЗАДАЧА 3. Сопоставить содержание нескольких карт одной тематики.

ГЛАВА 2. Анализ и описание атласов.

ЗАДАЧА 1. Подробно описать атлас.

ЗАДАЧА 2. Описать школьно-краеведческий атлас области (края, республики)

ГЛАВ3.Решение задач по глобусам.

ЗАДАЧА 1. Ориентировать глобус.

ЗАДАЧА 2. Определить масштаб глобуса.

ЗАДАЧА 3. Определить по глобусу географически координаты точки.

ЗАДАЧА 4.  Измерить по глобусу кратчайшее расстояние между двумя пунктами.

.

КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на факультативном курсе.

Факультативный курс предполагает тематический контроль по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Формы контроля: устные и письменные ответы, сравнительные таблицы, практические работы, работа с картами.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название тем курса

Количество

часов

дата

план

фактич.

I

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТОПОГРАФИЧЕСКИМ КАРТАМ.

25

1

Определение долгот осевых меридианов координатных зон. Определение номенклатуры листов топографических карт.

2

1.1

Определить долготу осевого меридиана шестиградусной зоны.

1

1.2

Определить номенклатуру листа карты заданного масштаба, используя географические координаты пункта, расположенного в пределах этого листа.

1

2

Определение масштабов. Измерение и отложение длин линий на топографической карте. Измерение горизонтальных углов.

5

2.1

Определить масштаб топографической карты.

1

2.2

По топографической карте измерить расстояние по прямой между двумя точками.

1

2.3

Измерить по топографической карте длину извилистой линии.

1

2.4

Отложить на карте отрезок по заданному по горизонтальному положению линии местности.

1

2.5

Измерить горизонтальный угол по топографической карте (плану) между направлениями на заданные пункты.

1

3

Определение по топографической карте площадей участков и выделение участков с заданной площадью.

2

3.1

Определить площадь участка графическим способом.

1

3.2

Определить площадь участка с помощью квадратной, точечной и параллельной палеток.

1

4

Определение координат точек и объектов местности по топографической карте и нанесение их на карту по координатам.

4

4.1

По топографической карте определить географические координаты точки.

1

4.2

На топографическую карту нанести точку по её географическим координатам.

1

4.3

Определить по топографической карте прямоугольные координаты точки.

1

4.4

На топографическую карту нанести точку по её прямоугольным координатам.

1

5

 Ориентирование линий по топографической карте.

5

5.1

Измерить по топографической карте истинный азимут заданной линии.

1

5.2

Измерить по топографической карте дирекционный угол заданной линии.

1

5.3

 Измерить по топографической карте истинный румб заданной линии.

1

5.4

 Измерить по топографической карте магнитный азимут заданной линии.

1

5.5

Вычислить магнитный азимут линии, если известны её истинный азимут и магнитное склонение.

1

6

Решение задач по карте с горизонталями.

4

6.1

Определить по топографической карте форму и крутизну склона.

1

6.2

Определить по топографической карте высоту сечения рельефа.

1

6.3

Нанести на топографическую карту характерные линии рельефа.

1

6.4

Определить по топографической карте высоту горизонтали.

1

7

Описание местности по топографической карте.

3

7.1

Описать участок местности по топографической карте.

1

7.2

 Описать маршрут движения по топографической карте.

1

7.3

Описать отдельный географический объект по топографической карте.

1

II

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОБЗОРНЫМ ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИМ КАРТАМ, ТЕМАТИЧЕСКИМ КАРТАМ И АТЛАСАМ, ГЛОБУСУ

10

1

1.1

Описание карт

Описать обзорную общегеографическую карту.

3

1

1.2

 Описать тематическую карту.

1

1.3

Сопоставить содержание нескольких карт одной тематики.

1

2

Анализ и описание атласов

2

2.1

Подробно описать атлас 6 класса

1

2.2

Описать школьно-краеведческий атлас Республики Мордовия

1

3

Решение задач по глобусам

4

3.1

Ориентировать глобус.

1

3.2

Определить масштаб глобуса

1

3.3

Определить по глобусу географически координаты точки.

1

3.4

  Измерить по глобусу кратчайшее расстояние между двумя пунктам

1

3.5

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географические задачи.

Географические задачи для учащихся 9 класса, направленные на подготовку к ЕГЭ....

Программа факультативного курса "Решение географических задач"

Программа факультативного курса "Решение географических задач"...

Географические задачи

Материал может быть использован  при выполнении практических работ либо как форма контроля....

Рабочая программа курса «Решение географических задач»

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение...

Рабочая программа элективного курса "Географические задачи"

Курс предназначен для учащихся 9-11 классов для углубленного узучения практической части географии....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение географических задач» 9 класс

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности  «Решение географических задач».Программа составлена для обучающихся 9 классов, которые выбрали предмет «География&ra...