Календарно - тематическое планирование по географии в 8 классе ФГОС под редакцией Алексеева
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Рабочая программа рассчитана на изучение географии на базовом уровне и реализуется в учебнике по географии для 8 класса «География. Россия» линии «Полярная звезда» под редакцией  профессора   А.И. Алексеева.

Данная рабочая программа составлена на основе:

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО;

- примерной программы ООО по географии как обязательной части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Рабочая программа курса «География. Россия» составлена на основе рабочей программы по географии линии «Полярная звезда» авторов А. И. Алексеева, Е.К.Липкиной, В.В.Николиной для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Содержание разных разделов курса насыщено аспектами, которые помогут учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом образовательное, развивающее и воспитательное значение данного курса.                                                                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 475_p2s.rar81.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа рассчитана на изучение географии на базовом уровне и реализуется в учебнике по географии для 8 класса «География. Россия» линии «Полярная звезда» под редакцией  профессора   А.И. Алексеева.

Данная рабочая программа составлена на основе:

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО;

- примерной программы ООО по географии как обязательной части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Рабочая программа курса «География. Россия» составлена на основе рабочей программы по географии линии «Полярная звезда» авторов А. И. Алексеева, Е.К.Липкиной, В.В.Николиной для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Содержание разных разделов курса насыщено аспектами, которые помогут учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом образовательное, развивающее и воспитательное значение данного курса.                                                                                                                                                              География России учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о закономерностях развития природы России,  размещения населения и хозяйства, об особенностях природных зон, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально- экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, о географических подходах к устойчивому развитию России. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных  взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека с учетом природных условий России. Изучение Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом. Изучение курса «География. Россия. 8 класс»,  позволяет ориентировать будущую деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре России.                                                                                                      Главной целью изучения  географии России в 8ом классе является формирование у учащихся географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности; установление  взаимосвязи трёх основных компонентов – природы, населения и  хозяйства России.                                                        Задачи  изучения курса  «География. Россия» в основной школе - это:                                                                                                                                     - формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;                                                                                                                         - познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину - от локального до глобального;

- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и других процессов,  происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;                                                                                                              - ориентация в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

  • применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, сопутствующих хозяйственной деятельности населения России;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;  экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально - ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для уровня основного общего образовании. География России в основной школе изучается в 8 и в 9 классах. В 8 классе программой предусмотрено изучение физической географии России.                                                                               Общее число учебных часов за 8ой  класс составляет                                             68 часов  и рассчитано на 2 часа в неделю.

Используемые технологии  обучения                                                                 При работе с учащимися  8-х классов возможно использование следующих технологий:                                                                                                                         - личностно-ориентированная технология (межсубъектные отношения, оптимистичность оценивания, свобода выбора);                                                          - технология мыследеятельности (практически на каждом занятии используются задания на анализ, сравнение, синтез изучаемого материала);                                                                                                                   - технология проблемного обучения (решение исследовательских,                             творческих задач по проблемам регионов России);                                                          - технология коллективной творческой деятельности;                                             - технология проектов (подготовка индивидуальных творческих работ);                        - технология интегрированного обучения (интеграция с курсами географии               6 - 7 классов, биологии, химии);                                                                                           - информационные технологии (презентации, видеоэкскурсии, интерактивные карты, видеофрагменты, видеоуроки).                                                                                        В качестве важнейших методов обучения в курсе «География. 8 класс» можно назвать такие, как:                                                                                                                   1)  игровой (организация игровых ситуаций);                                                                       2)  проектный (организация деятельности, направленной на решение конкретной задачи (проблемы) и создание определенного продукта);                                               3)  дискуссионный (организация дискуссии, в процессе которой у обучающихся формируется собственная точка зрения);                                                                          4)  исследовательский (организация деятельности, обеспечивающей обучающимся возможность самостоятельного изучения ряда вопросов, выполнения действий поискового характера);                                                                                                       5)  практический (организация деятельности, способствующей формированию умений работать с картой, диаграммами, Интернет-ресурсами).                    Наиболее эффективные учебные приёмы обучения:                                                                   – синтез и анализ схем, диаграмм и таблиц,                                                                                       - анализ картографических, статистических, табличных данных,                                                                                  - написание краткого рассказа или эссе,                                                                                     - применение кейс - метода,                                                                                                - создание рекламных проспектов и рисунков.                                                            Такие учебные приёмы способствуют формированию эмоционального восприятия (эмоциональная составляющая) и познавательной активности (когнитивная составляющая).                                                                        

Возможные формы контроля достижений обучающихся.                                      Для контроля и учёта достижений обучающихся  используются следующие формы:                                                                                                                                    1. Текущая аттестация:                                                                                 

  • фронтальный опрос,
  • устный индивидуальный опрос,
  • выполнение заданий в тренажёрах,
  • самостоятельная работа,
  • практическая работа,
  • работа с карточками,
  • тестовая работа,
  • создание модели,
  • составление схем, графиков и таблиц,
  • вопросы и задания  рубрик «Это я знаю», «Это я могу»,                               «Это мне интересно», «Откройте атлас»
  • компьютерная презентация,
  • составление эссе, рассказов, мини-сочинения,
  • письменное или устное описание,
  • ведение дневника,
  • подготовка докладов и рефератов.  

2. Итоговая аттестация.

  • итоговая проверочная работа
  • географический диктант
  • защита проектов
  • компьютерное тестирование

Планируемые результаты обучения                                                                  географии России к концу 8 класса

В ходе реализации данной рабочей программы к концу 8 класса учащимися должны быть достигнуты следующие результаты:

Личностные:  

1)  воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной;                                                                                                                   2)  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;                                                                                                             3)  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира;                                                                                                                              4)  формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;                                                                                                                                                  5)  освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критического мышления;                                                                                                                                6)  формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;                                                                                                                                                   7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;                                                                                                                                                        8) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;                                                                                                               9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при чрезвычайных  ситуациях;                                                                                                                          10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:                                                                                                             1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;                                        2)  умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;                                                                                          3)  формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания;                                                                                            4) умение организовать  и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;                                                                            5)  формирование и развитие компетентности в области использования технических средств ИКТ;                                                                                                           6)  умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;                                                                                                          7)  умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;                                                                                                                         8)  умение пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования;                                                                                                               9) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;                                                                      10) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.

Предметные:                                                                                                                    1)  формирование географических знаний и их использование для решения современных практических задач своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;                                                                                                                                   2)  формирование  навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;                                                                                                             3)  формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о географии России, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах страны;                                                                                       4)  овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;                                                                                                                                                      5)  овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;                                    6)  овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;                                                                                                                  7)  формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;                                                                                                                      8)  создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.                                                                В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:                                                                                                                   - основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;                                                                                                                - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;                                                                    - численность и динамику населения России и её отдельных районов;                             - различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграции, проблемы современной урбанизации;                                                                               - особенности современного положения экономики России в мире. Роль России в международном географическом разделении труда;                                                          - тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

В результате изучения географии России к концу 8 класса

обучающийся научится:

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;
  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России, и ее отдельных регионов;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России, и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;  
  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

В результате изучения географии России обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику климата своей области (края, республики);
  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации, гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

                                                               

 

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

Тема урока

Кол-во час

В том числе

практические

проверочные

1

Россия в мире

8

1

1

2

Россияне

10

1

1

3

Природа

17

3

2

4

Природно-хозяйственные зоны

7

1

1

5

Хозяйство

23

3

3

Итого:

65

9

8

Резервное время:

3

Содержание курса « География. Россия»                                                                               8 класс  (68 ч)

Тема 1.  Россия в мире  ( 8 часов)                                                                                                 Россия на карте мира. Географическое положение России. Место России среди других стран мира. Место России в Европе и Азии.                                      Государственная граница России.                                                                                                                         Россия на карте часовых поясов. Карты часовых поясов. Разница во времени по карте часовых поясов. Основные природные объекты России. Географические районы России. Административно-территориальное деление России.                                   Формирование и заселение территорий России. Освоение Сибири и Дальнего Востока.  Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Природа – часть нашего наследия. Главная ценность – человек.                                                                                                                      Всемирное природное и культурное наследие. ЮНЕСКО.                                          Семь чудес России. Объекты Всемирного культурного наследия России.                              

Тема 2.  Россияне  ( 10 часов)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный  естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение. Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов. «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края.                        Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Тема 3.  Природа России ( 17 часов)

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. Минеральные ресурсы России. Полезные ископаемые. Месторождения полезных ископаемых. Стихийные явления в России. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Атмосферный фронт. Антициклон. Зима и лето в нашей стране.  Карта климатических поясов. Климатические особенности России. Наши моря. Наши реки. Где спрятана вода. Водные дороги и перекрёстки. Почва – особое природное тело и основа сельского хозяйства.

Тема 4.  Природно-хозяйственные зоны ( 7 часов)

Зональность в природе и жизни людей. Природная зона. Северные безлесные зоны. Тундра и лесотундра. Лесные зоны. Зона тайги. Население таёжной зоны.                                                                                                       Смешанный и широколиственный лес. Степи и лесостепи. АПК степной зоны. Чернозёмы – самые плодородные почвы в мире. Южные безлесные зоны. Полупустыни пустыни. Жители полупустынь. Оазис.                                         Субтропики. Черноморское побережье Кавказа и южный берег Крыма. Высотная поясность в горах. Жизнь и хозяйство людей в горах.                                                                                    

Тема 4.  Хозяйство ( 23 часа)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Развитие хозяйства. Секторы хозяйства. Особенности экономики России. Циклы Кондратьева.                                        Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Угольные бассейны. Проблемы  Печорского бассейна. Нефтяная и газовая промышленность.                                                                                 Электроэнергетика. Размещение электростанций. Металлургия: чёрная и цветная. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Растениеводство. Животноводство.  Практикум. Изучение АПК своего района; выявление экологических проблем, связанных с АПК; составление и дополнение схемы «структура АПК»; нанесение на к/к районов отраслей хозяйства.

Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.                                                                                              

Примерные темы практических работ                                                                              1. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.

2. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.

3. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.

4. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.

5. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

6. Построение профиля своей местности.

7. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.

8. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатическими диаграммами.

9. Описание характеристики климата своего региона.

10. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.

11. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

12. Чтение и анализ половозрастных пирамид.

13. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.                                                                                                                    14.  Определение величины миграционного прироста населения в разных частях РФ.

Примерные темы проектных работ

1. «Объекты культурного и природного наследия моей местности»                     2. «Демографическая ситуация в моей республике»                                                  3. «Человеческий капитал – главное богатство страны»                                            4. «Россия – самая холодная страна»                                                                              5. «Водные ресурсы моего региона»                                                                                 6. «Что мы оставим потомкам»                                                                                                   7. «Особенности сферы обслуживания моего региона»                                                   8. «Прокладываем экологическую тропу»

Нормы оценивания по географии                                                                      Оценка теоретических знаний                                                                         Отметка «5»                                                                                                                           ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; 
 правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; 
 правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4» 
 ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3» 
 ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко не определяет понятия и закономерности; 
 затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании  карт при ответе.
Отметка «2» 
 ответ неправильный; 
 нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся
Оценка  умения работать с картой и другими источниками              географическ
Отметка «5»
 - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве
Отметка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.                                                                                                            Отметка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «2» - неправильное выполнение задания,  неумение делать выводы на основе наблюдений.

                                       

   Перечень учебно - методического  обеспечения    

Рабочая программа по географии составлена по учебно-методическому комплекту:

1. Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. Рабочие программы. География. Предметная линия «Полярная звезда».  5-9 классы – М. «Просвещение», 2011.

 2. Учебник  География. Россия. 8 класс, для общеобразовательных учреждений/ под редакцией А.И. Алексеева линии «Полярная звезда»- Москва. Просвещение, 2014-15.

3. Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 8 класс, В.В Николина - Москва, Просвещение,       2014-15                                                                                                                                                                4. В.В Николина. Пособие для учителей общеобразовательных школ, Москва  Просвещение, 2014

5. Атлас с комплектом контурных карт География России 8-9 класс                                      Федеральная служба геодезии и картографии России, Москва, 2012- 2015

6. УМК по новому образовательному стандарту (второго поколения):

И.И. Баринова Р.М.Елисеева . Тесты по географии России издательство «Экзамен». Москва. 2014.

7. В.И. Евдокимов. Тесты по географии России. «Экзамен», Москва, 2012-14 г.                                                                                             8. Контрольно-измерительные материалы. География: 8 класс/ сост. Е.А. Жижина.-  М.; ВАКО, 2012г.                                                                                                                                           Научно - популярные издания.                                                                                 Мультимедиа-поддержка предмета:                                                                                        Мультимедийное  приложение к учебнику «География. 8 класс» -М. Просвещение, 2014 г., электронный оптический  диск.                                                                                                   Цифровые образовательные ресурсы.                                                                             Средства обучения:                                                                                                                              Печатные пособия:   тематические карты, портреты, таблицы, схемы, плакаты, рисунки, фотографии.                                                                                                                          Технические средства:   компьютер, экран проекционный, телевизор, мультимедийный проектор.                                                                                                                                         Натуральные объекты:   глобусы, модели, коллекции, муляжи, диапозитивы, макеты.                                                                                                                                          Учебно-практическое оборудование:    приборы, приспособления, материалы.                                                                                                             Информационно – коммуникационные средства: мультимедийное приложение,  материалы ЦОР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...

Календарно-тематическое планирование по географии. 6 класс по ФГОС ООО по учебнику Е. М. Домогацких

Календарно-тематическое планирование по географии. 6 класс по ФГОС ООО по учебнику Е. М. Домогацких...

Календарно- тематическое планирование по географии 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс ФГОС по учебнику Домогацких...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 5 класс ФГОС

Рабочая программа и календарно тематическое планирование по географии для 5 класса , соответствующая требованиям ФГОС ООО...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...

календарно-тематическое планирование по географии 7 класс (ФГОС) по программе издательства "Вентана-Граф"

КТП составлено на основе рабочей программы, составленной учителем географии МАОУ СОШ № 62 Сусь Маргаритой Геннадьевной в соответствии с авторской  авторской программы по географии издательства "В...