Рабочая программа по географии, 5 класс.
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Журавлева Татьяна Николаевна

Данная учебная программа ориентирована на УМК "География.Землеведение. 5-6 класс", авторы Дронов В.П., Савельев Л.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl_2017-18.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2"

 П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ«СОШ№2»п.г.т.Уренгой

________Е.В. Крепешева

Приказ № 274  от   30  августа 2017 г.

                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по географии для 5 класса основного общего образования

(предмет, класс, уровень образования)

 Журавлёвой Татьяны Николаевны, высшая квалификационная категория

(Ф.И.О., категория)

2017/2018учебный год, срок реализации – 1 год

     СОГЛАСОВАНО                                          РАССМОТРЕНО

     Зам. директора по                                         на заседании  методического     объединения

     образовательному процессу                        протокол №1  от  30   августа 2017 г.                                                                                                                                                                                                

     __________        Кузяева Н.В.                       ____ Журавлева Т.Н. руководитель  ШМО

                                                                             

                                                                   

                     п.г.т. Уренгой

     2017

1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии:

- с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № N 1897   от 17.12.2010.

 - «Программой основного общего образования по географии. 5-9 классы», авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е.Савельева, М: «Дрофа», 2014.

 - Положением о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) основного  и среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

      Данная рабочая программа отличается от примерной программы расширением количества часов. В примерной программе на изучение курса География Земли (5 -7 класс) отводиться 78 часов. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в 5 классе.

      Рекомендованные в примерной программе темы практических работ конкретизированы в рабочей программе по темам и урокам. Изучение каждой темы заканчивается  итоговыми уроками по обобщению знаний. Преподавание географии по этой программе ведётся в 5 А, Б  классах. Для учащихся 5Б класса в программе предусмотрен больший объём самостоятельной работы. В 5А  классе предусмотрены задания, выполняемые  по образцу или с  помощью учителя.

 Цель:

  • Заложить основы географического образования учащихся, через раскрытие закономерностей во взаимосвязях в геосферах Земли.

Задачи:

  • освоить с учащимися на начальном уровне географические термины и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  • начать формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
  • начать формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве литосферы;
  • способствовать развитию специфических географических и метапредметных умений;
  • формировать  практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним описания и характеристики географических объектов.

Для реализации данных задач в преподавании применяются системно-деятельностный подход, ЛОО, ИКТ, в том числе работа с мобильным компьютерным классом.

        Данная программа ориентирована на УМК «География. Землеведение. 5—6 классы» издательства «Дрофа»; УМК Дронов В.П., Савельева Л.Е. / Под ред. В.П. Дронова. География. 5-6 класс. – М.: Дрофа. Данное учебное пособие соответствует требованиям ФГОС и входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, для преподавания в 5 классе. В данном УМК разработаны задания для формирования метапредметных и личностных компетенции на базе географического и экологического содержания.

 

2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

       1.Оценивать влияние человека на отдельные компоненты литосферы.

       2. Объяснять:

- построение градусной сетки на карте;

- происхождение землетрясений;                                                                                                                                    

- причины смены дня и ночи, времён года;

- применять понятия: план местности, азимут, масштаб, географическая карта,

    абсолютная и относительная высота, географические координаты, литосфера.

     3. Описывать:

 - внешний вид основных форм рельефа суши;

    4.Определять:

 - по плану местности, глобусу и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек, географические координаты;

 - генезис горных пород;

   5. Называть:

- элементы внутреннего строения Земли;

 - крупнейшие горы и равнины земного шара;

 - положение солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствия и

    солнцестояния;

 - примеры взаимодействия между земными оболочками.

3. Содержание учебного предмета

Темы

Основное содержание тем курса

    Что изучает география (1ч).

География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Эвристическая беседа.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

     Познание Земли в древности (1ч). Древняя география и географы. География в Средние века.

      Великие географические открытия(1ч). Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

     Открытие Австралии и Антарктиды(1ч). Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

    Современная география(1ч).  Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

     Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» (1ч)

Проектная технология. Личностно-ориентированные технологии.

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

    Земля и космос. (1ч) Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

    Земля— часть Солнечной системы. (1ч) Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета.

    Влияние космоса на Землю и жизнь людей (1ч). Земля и космос. Земля и Луна.

    Осевое вращение Земли (1ч). Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

    Обращение Земли вокруг Солнца (1ч). Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

    Форма и размеры Земли (1ч). Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» (1ч)

 Личностно-ориентированные технологии. Технология формирования приемов учебной деятельности.

Раздел III. Географичекие модели Земли (10 ч)

Ориентирование на земной поверхности(1ч) Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

    Изображение земной поверхности (1ч). Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли.

Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

    Масштаб и его виды (1ч). Масштаб. Виды записи масштаба.

Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

    Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах (1ч). Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

    Планы местности и их чтение (1ч). План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Составление плана местности(1ч).

 Практические работы. 2. Составление плана школьного кабинета.

    Параллели и меридианы (1ч). Параллели и меридианы на картах.

    Градусная сеть. Географические координаты(1ч). Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

    Географические карты (1ч).  Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практическая работа 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. 

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» (1ч)

Личностно-ориентированные технологии. Технология формирования приемов учебной деятельности.

Раздел IV. Земная кора (11 ч)

  Внутреннее строение земной коры (1ч). Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

      Разнообразие горных пород (1ч). Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

      Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли (1ч).

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

      Разнообразие форм рельефа Земли (1ч). Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры.

     Движения земной коры и залегание горных пород(1ч).

     Землетрясения. Вулканизм (1ч). Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

     Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра(1ч). Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.  Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

     Главные формы рельефа суши (1ч). Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

     Рельеф дна океанов(1ч). Неровности океанического дна.

     Человек и земная кора(1ч). Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы 4. Определение горных пород и описание их свойств.

  5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

  Итоговый урок по разделу «Земная кора» (1ч)

Личностно-ориентированные технологии. Технология формирования приемов учебной деятельности.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности.

                                                 4. Календарно-тематическое планирование

№ урока

тема урока

          дата

 формы организации учебных занятий,

основные виды учебной деятельности

домашнее

задание

1 четверть

1

Что изучает география

13.09.

2017

Чтение схем, систематизация учебного материала.

§1, вопросы.с.274-277. Разделить географические объекты и явления.

 Раздел 1. Накопление знаний о Земле (5 ч)

2

Познание Земли в древности

20.09.

2017

Групповая работа по изучению нового материала, с заполнением рабочих тетрадей.

Работа с картой по определению маршрутов путешествий Марко Поло и А. Никитина.

Сравнение древних карт и современных.

§2, в.5,6 выполнить задания.

3

Великие географические открытия

27.09.

2017

Защита учебных проектов. Изложение материала с использованием компьютерной презентации.

Работа с картой по определению маршрутов путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана на карте, выбирая необходимую информацию из атласа, анализировать, оперировать фактами.

§3, в.2,3 выполнить на к/к.

4

Открытие Австралии и Антарктиды

04.10.

2017

Защита учебных проектов. Изложение материала с использованием компьютерной презентации.

Обозначение маршрутов путешествий на к\ к.

§4, в.5 выполнить на к/к.

5

Современная география

11.10.

2017

Урок-практикум.

Эвристическая беседа при чтении электронных карт.

Описание иллюстрации, знакомство с космическими снимками.

Работа с геоинформационным порталом Googl «Планета Земля».

§5,в.4, написать сочинение.

6

 «Накопление знаний о Земле». Обобщение знаний.

18.10.

2017

Контроль знаний по теме.

Сравнение информации, представление  своей точки зрения;

работа на к/к;

решение тестовых заданий;

работа в парах по проблемным вопросам.

Индивид.

задания.

 Раздел 2.Земля во Вселенной (7 ч)

7

Земля и космос

25.10.

2017

Эвристическая беседа по теме урока.

§6,в.

2 четверть

8

Земля — часть Солнечной системы

08.11.

2017

Эвристическая беседа с целью актуализации темы урока.

Объяснение различий небесных тел,

сравнивая объекты природы.

§7, в.

9

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

15.11.

2017

Работа в группах по освоению нового материала, с заполнением рабочих тетрадей.

Определять учебные задачи и находить их решение. Составление описаний и  формулирование  свои суждения.

§8,в.

10

Осевое вращение Земли

22.11.

2017

Урок-практикум.

Работа с глобусами.

Формулирование выводов из наблюдений, описаний.

Анализ схем  в учебнике.

§9, в

11

Обращение Земли вокруг Солнца

29.11.

2017

Урок-практикум.

Работа с глобусами, теллурием.

Формулирование выводов из наблюдений, описаний.

Анализ схем  в учебнике.

§10, в

12

Форма и размеры Земли

06.12.

2017

Урок - практикум.

Групповая работа по заданиям в рабочих тетрадям.

Объяснять, как размеры Земли влияют на жизнь человека; анализ схем.

§11, в. с 42. Групповые задания по подготовки к итоговому уроку.

13

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» Практическая работа №1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

13.12.

2017  

Воображаемое путешествие по планетам Солнечной системы.

Сравнение объектов природы, анализ научных фактов, постановка вопросов по теме урока.

Индивид. задания

 Раздел 3. Географические модели Земли (10 ч)

14

Ориентирование на земной поверхности

20.12.

2017

Урок-практикум.

Работа с компасом, определение азимута по рисункам и по компасу на местности.

§12, в. Определить азимут основных и промежуточных сторон горизонта.

15

Изображения земной поверхности

27.12.

2017

Урок - практикум. Работа в группах.

Сравнивать, определять преимущества разных видов изображений земной поверхности, формулирование выводов.

§13, в. Зад, по топ, карте в рабочих тетрадях.

3 четверть

16

Масштаб и его виды

17.01

.2018

Урок-практикум.

Решение расчетных задач с использованием масштаба.

§14, в. Задания по масштабу в рабочих тетрадях.

17

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

24.01.

2018

Усвоение понятий - рельеф, горизонтали, абсолютная, относительная высота.

Уметь: читать на карте формы рельефа с использованием шкалы высот и горизонталей. Обозначение проблемы – «Как изобразить разновысотные формы рельефа на плоскости?»

Определение высот и глубин по шкале высот и глубин.

§15,в.

18

Планы местности и их чтение

31.01.

2018

Урок-практикум. Работа в группах.

Чтение  плана местности – определение расстояния, направления, чтение условных  знаков;

работа с измерительными приборами на плане местности.

§16,в.

19

Составление топографического  плана.

Практическая работа

 № 2. Составление плана школьного кабинета.

07.02.

2018

Усвоение понятий: масштаб, условные знаки, направления сторон горизонта.

Учиться чертить план с использованием масштаба.

Оформить план Составить план своей квартиры.

20

Параллели и меридианы

14.02.

2018

Усвоение понятий: линии градусной сетки. Градусное деление земного шара. Полушария.

Определение различии параллелей и меридианов на разномасштабных и картах разных проекций.

Определять своё положение на карте.

§17, в.

21

Географические координаты

21.02.

2018

Учиться пользоваться градусной сеткой на разных типах карт

Определение географических координат.

§18,в.

22

Географические карты. Практическая работа №3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

28.02.

2018

Определение отличий карты от плана.

Определение географических координат на разных по масштабу картах.

§19,в. с.74.

23

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»

07.03.

2018

 Топографический диктант. Выявление преимущества карт при сравнении моделей земной поверхности.

Индивидуальные задания.

Раздел 4. Земная кора (11 ч)

24

Внутреннее строение Земли. Земная кора.

14.03.

2018

Усвоение понятий: Земная кора. Литосфера. Горные породы.

Учиться сравнивать природные объекты. выстраивая логический рассказ по рисункам.

Делать выводы из рассуждений.

§20,в. Написать минисочинение  «Путешествие вглубь Земли»

25

Разнообразие горных пород.

Практическая работа №4. Определение горных пород и описание их свойств.

21.03.

2018

 Изучение групп горных пород по происхождению и их свойства.

Определить основные свойства горных пород.

Учиться классифицировать объекты по свойствам.

§21, в.табл.4. с.125.

4 четверть

26

Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли

04.04.2018

Усвоение понятий: типы земной коры, Литосфера, литосферные плиты.

Учиться: выстаивать логичный рассказ по иллюстрациям учебника, атласа.

Сообщение о использовании горных пород.

27

Разнообразие форм рельефа Земли

11.04.

2018

Усвоение понятий: формы рельефа; внутренние, внешние силы.

Учиться сравнивать формы рельефа по характеристикам.

§23,в.

28

Движения земной коры и залегание горных пород

18.04.

2018

Эвристическая беседа по определению видов движения земной коры

Учиться различать формы залегания горных пород по моделям, схемам.

§24, в, табл. 8,с.125

29

Землетрясения. Вулканизм.

25.04.

2018

Групповая работа по изучению причин возникновения землетрясений, районов вулканизма.

Описание природных процессов с

использование шкалы в оценке природного явления.

§25, 26в. Мини сочинение «Я видел извержение вулкана».

30

Внешние силы, изменяющие рельеф

02.05.

2018

Эвристическая беседа с использованием компьютерной презентации по изучению видов и причин действия внешних сил. Виды выветривания. Работа текучих вод, ледников и ветра.

Учиться систематизировать информацию о формах рельефа в таблице. 

§27,28,в. Мини сочинение «Архитекторы рельефа»

31

Главные формы рельефа суши. Практическая работа №5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

09.05.

2018

Урок-практикум. Работа с атласом. Усвоение понятий: горы, равнины. Различие гор и равнин по высоте. Уметь: определять формы рельефа на физической карте. Заполнение к\к.

.

§29,в.

32

Рельеф дна океанов

16.05.

2018

Работа с профилями дна океана. Усвоение понятий: элементы рельефа дна океана и их связь с процессами в земной коре.

§30,в.

33

Человек и земная кора

23.05.

2018

Усвоение понятий: месторождения полезных ископаемых, неблагоприятные природные явления, связанные с рельефом.

По иллюстрациям различать природные и антропогенные формы рельефа.

§31.в, 6.с.12

34

Итоговый урок по разделу «Земная кора»

26.05.

2018

Заочное кругосветное путешествие с   описанием форм рельефа. Контроль знаний в форме тестовой работы.

Индив.

задания

35

Итоговый урок

30.05.

2018

Представление учебных проектов по разным темам курса

Летнее задание.

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...