Элективный курс по географии для 9 класса "Юный турист"
элективный курс по географии (9 класс) на тему

Богаченкова Ольга Николаевна

Данный курс создает условия для формирования у обучающихся жизненно важных навыков по технике и тактике туризма; об ориентировании на местности; оказании первой медицинской помощи; знаний о своем крае; о действях в жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«ЮНЫЙ ТУРИСТ»

ЦЕЛЬ: создание условий для формирования у обучающихся жизненно важных навыков по технике и тактике туризма; об ориентирование на местности; оказание первой медицинской помощи; знаний о своём крае.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время определилась весьма актуальная педагогическая задача формирование психосоциальной компетентности подрастающего поколения – способности эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать её требованиям и изменениям, т.е. сохранять высокий уровень мыслительной деятельности и адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных, в т.ч.и экстремальных ситуациях.

Для решения этой задачи необходимо формировать и развить у детей жизненно важные умения и навыки. К их числу необходимо отнести следующие умения:

  • Ставить цели;
  • Принимать решения и решать проблемные ситуации;
  • Критически мыслить;
  • Творчески мыслить;
  • Справляться со стрессами и эмоциями;
  • Позитивно общаться с окружающими;

Формирование и развитие вышеперечисленных умений возможно лишь в процессе какой-либо практической деятельности детей. Туристско-краеведческая деятельность является, наиболее эффективной в вопросе комплексного воспитания детей

Программа рассчитана на 1 год обучения. Критерием оценки по данной программе является, приобретение учащимися знаний по технике и тактике туризма; об ориентирование на местности; оказание первой  медицинской помощи; действие в экстремальных ситуациях природного характера.

При этом предполагается:

  1. Концепция усилий образовательно-воспитательного процесса и тренировочного в четырёх основных направлениях: развитие самодеятельности обучающихся на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развитие творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в  достижении общественно-ценных и личностно-значимых целей.
  2. Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций, преодоление специфических сложностей, возникающих в экстремальных ситуациях.
  3. Формирование разносторонне развитой личности.
  4. Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения.

При этом необходимо учитывать принципы организации самодеятельности курса для успешной реализации данной программы:

  • Обеспечение общественно-полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;
  • Насыщение деятельности обучающихся элементами творчества и инициативы;
  • Дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса;
  • Гедонистическая направленность деятельности курса, предполагающая организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляющих детям удовольствие и радость.

Для эффективного усвоения учебного материала, развития жизненных навыков необходимо организовывать практическую деятельность на местности,  в непосредственном контакте с природной средой во время учебно –тренировочных походов, соревнований,  экспедиций, экскурсий.

Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с системой умственной и физической деятельности обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в группе в период подготовки и проведения соревнований, походов и т.д.

Во время учебно-тренировочного процесса особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого занятия, мероприятия.

Программа предусматривает в конце года организацию и проведение зачётного туристического похода, экспедиции, экскурсии.

Необходимо уделять внимание психологической подготовке воспитанников к зачётному мероприятию, культуре межличностного общения, формированию коллектива.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

1.1. История туризма. Туристические путешествия и экскурсии. Воспитательная роль туризма. Цели и задачи движения «Школа безопасности».

ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

2.1. Личное и групповое снаряжение, требования к ним. Подготовка снаряжения.

Практическое занятие: укладка рюкзака, подготовка снаряжения.

2.2. Туристский быт. Привалы и ночлеги в походе. Требование к месту привала и бивака. Развёртывание и свёртывание лагеря. Установка палаток и правила поведения в них. Уборка места лагеря. Типы костров. Правила разведения костра, работа с топором, пилой. Уход за одеждой и обувью в походе. Меры безопасности на привале. Правила купания. Организация ночлега в помещении.

 Практическое занятие: определение мест пригодных для организации привалов и ночлегов. Развёртывание и свёртывание лагеря. Разжигание костра.

2.3. Подготовка к походу, экскурсии. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Изучение района похода (карта,литература,опрос). Разработка маршрута похода. Подготовка личного и общественного снаряжения.

 Практическое занятие: составление плана подготовки 1-3 дневного похода. Изучение маршрута похода. Составление плана графика движения в походе. Подготовка личного и группового снаряжения.

2.4. Питание в туристическом походе. Составление меню, списка продуктов, фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре.

Практическое занятие: составление меню и списка продуктов для 1-3 дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

2.5. Туристские должности в группе.  Обязанности постоянные  и временные.

Практическое занятие: выполнение обязанностей по должностям. Период подготовки и проведения похода. Подведение итогов.

2.6. Правило движения в походе и преодоления препятствий. Порядок движение группы на маршруте. Туристический строй. Обязанность направляющего и замыкающего. Режим ходового дня.

Практическое занятие: отработка движения в колонне. Отработка техники движения в колонне по дороге, тропам , населенной местности.

2.7. Техника безопасности при проведении занятий, в походе. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Меры безопасности при проведении тур. походов, соревнований, при преодолений естественных препятствий.  

Практическое занятие: отработка правила проведения естественных препятствий. Организация преодоления препятствий с самостраховкой. Узлы и их виды.

2.8. Подведение итогов туристического похода. Обсуждение похода в группе, составление отчета. Обработка собранного материала. Ремонт и сдача инвентаря.

Практическое занятие: составление отчета о походе. Ремонт и сдача инвентаря.

2.9. Туристические слеты и соревнования. Организация слетов. Положение о слете, соревнованиях, экскурсиях. Участие в туристических соревнованиях.

Практическое занятия: участие в туристических соревнованиях.

ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ И ОРИЕНТИРОВАНИЯ

3.1. Понятие о спортивной и топографической картах. Работа с картами разного масштаба. Условные знаки. Топография и ориентирование. Измерение расстояний на картах. Масштаб.

Практические занятия: работа с картами разного масштаба.  «Чтение» карты. Упражнение по определению масштаба, измерению расстояния по карте. Копирования на кальке участка топографической карты. Оценка пройденных расстояний на заданное время.

3.2. Условные знаки. Изучение на местности. Изображения местных предметов.

Практические занятия: изучение условных знаков на местности.

3.3. Ориентирование по горизонту и азимуту. Стороны горизонта , измерение и построение углов на карте.

Практические занятия: построение на бумаге заданных азимутов. Измерение азимутов на карте.

3.4. Компас и работа и ним. Ориентирование по компасу. Правило обращения с компасом. Движение по азимуту.

Практические занятия: ориентирование карты по компасу. Определения азимута на заданный предмет.  Движение по азимуту.

3.5. Виды и способы ориентирования. Виды ориентирования в случаи потери ориентировки. Ориентирование с помощью построек и т.д.

Практические занятия: определение сторон горизонта по местным признакам. Определение точки стояния по спортивной карте.

ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНЬЯ

4.1. Родной край и его природные особенности. Природные памятники.

4.2. История района. Происхождение названий. Архитектурные памятники,  памятники связанные с военной доблестью.

4.3. Знаменитые земляки. Почетные граждане города Демидова. Люди, прославившие демидовскую землю: деятелей искусства, воины, ученые и т.д.

4.4. Туристические возможности родного края. Обзор экскурсионных объектов, музей города, памятные места.

4.5. Изучения района путешествий.

4.6. Общественно - полезная работа в путешествиях, охрана природы и памятников  культуры.

Практические занятия: знакомство с картой родного края. Подготовка и заслушивания докладов о районе предстоящего похода, изучение литературы, знакомство с краеведческими объектами. Посещение музеев, прогулки экскурсии. Работа с информационными источниками: книгами, буклетами, журналами, газетами.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

5.1. Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний. Общие гигиенические требования в походе. Требование к одежде, обуви. Приемы самоконтроля. Питьевой режим.

5.2. Походная медицинская аптечка. Состав аптечки: обезболивающие, сердечные, желудочные, жаропонижающие, противоаллергические и другие средства.

5.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи: тепловой удар, ожоги, помощь утопающему, различные травмы, помощь при желудочных и простудных заболеваниях.

5.4.Приемы транспортировки пострадавшего. Виды транспортировки.

Практические занятия: показ приемов самоконтроля , комплектование походной аптечки, подбор  одежды и обуви для тренировок и походов, изготовление носилок, транспортировка пострадавших.

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

6.1.Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма,  а также  значения физических упражнений.

6.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм на тренировке.

6.3. Общая физическая подготовка (ОФП)

6.4. Специальная физическая подготовка (СФП)

Практические занятия: ОФП – упражнения для всех групп. Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика, лыжный спорт. Спортивные игры. СФП – упражнения на развитие выносливости, быстроты, силы, гибкости, на растяжение и расслабление мышц.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название тем и разделов

Теория

Практика

1.1

ВВЕДЕНИЕ

История туризма.

1

0

2.1

ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

 Личное и групповое снаряжение, требования к ним

1

4

2.2

Туристский быт

2

6

2.3

Подготовка к походу, экскурсии

1

3

2.4

Питание в туристическом походе

1

3

2.5

Туристские должности в группе

1

1

2.6

Правило движения в походе и преодоления препятствий

1

1

2.7

Техника безопасности при проведении занятий, в походе

1

3

2.8

Подведение итогов туристического похода

1

1

2.9

Туристические слеты и соревнования

2

18

3.1

ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ И ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Понятие о спортивной и топографической картах.

1

2

3.2

Условные знаки

1

1

3.3

Ориентирование по горизонту и азимуту

1

1

3.4

Компас и работа и ним

1

1

3.5

Виды и способы ориентирования

1

1

4.1

ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНЬЯ

Родной край и его природные особенности

1

2

4.2

История района

1

2

4.3

Знаменитые земляки

1

2

4.4

Туристические возможности родного края

1

2

4.5

Изучения района путешествий

1

1

4.6

Общественно - полезная работа в путешествиях, охрана природы и памятников  культуры

1

1

5.1

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

 Личная гигиена туриста

1

0

5.2

Походная медицинская аптечка

1

1

5.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

1

2

5.4

Приемы транспортировки пострадавшего

1

2

6.1

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма

1

0

6.2

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм на тренировке.

1

0

6.3

Общая физическая подготовка (ОФП)

1

0

6.4

Специальная физическая подготовка (СФП)

1

0

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ

1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. – М: ФиС. 1983.- 152 с.

2.  Бардин К Азбука туризма. – М.: Просвещение. 1981.

3. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников; Методические рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1979.-48 с.

4.Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. – М.: Издательский дом «Вокруг сваета». 1994.- 46с.

5.Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели.-М.: ФиС, 1973.-143 с.

6.Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. – М.: Физкультура и спорт,1978.-159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов

Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Элективный курс по географии (10-11 класс) "География Всемирного наследия"

За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости культурные и природные достопримечател...

Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»

Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...

Элективный курс по географии: «Глобальная география мира» для 11 класса

Программа рассчитана на 35часов (1 ч в неделю), но в  соответствии с УП школы данный элективный курс рассчитан на 35 часов (1 ч в неделю)....

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...