Урок географии в 6 классе адаптивной школы "Физическая карта полушарий"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Урок "Физическая карта полушарий" относится к разделу "Земной шар". На уроке происходит знакомство учащихся с физической картой полушарий, основными точками, линиями, объектами, изображенными на карте полушарий, выявляются общие и отличительные черты глобуса и карты полушарий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока "Физическая карта полушарий" | 204.87 КБ |
Презентация "Физическая карта полушарий" | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Физическая карта полушарий
Цель: Познакомить с физической картой полушарий.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с физической картой полушарий, основными точками, линиями, объектами, изображенными на карте полушарий, выявить общие и отличительные черты глобуса и карты.
2. Развивать логическое мышление на основе сравнения глобуса и физической карты полушарий.
3. Воспитывать мотивацию к учению.
Речевой материал: Западное полушарие, Восточное полушарие
Оборудование: глобус, карта полушарий, карточки, листы самооценки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I Оргмомент
- Настрой учащихся на работу, организация внимания.
Приветствую Вас, ребята, на уроке географии.
Пусть мысли ваши будут быстрыми, как река,
Глубокими, как море,
А память светлой, как безоблачное небо.
Когда вы действуете, вы полезны людям.
А вот первое наше действие будет направлено на проверку готовности к уроку:
- Наличие школьных принадлежностей (учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши, атласы, листы самооценки).
- Какими личностными качествами необходимо обладать, чтобы хорошо работать на уроке? (внимание, активность, самоконтроль).
- Что значит быть внимательным?
(не отвлекаться, смотреть и запоминать, слушать и запоминать)
- Что значит быть активным?
(поднимать руку, отвечать на вопросы, выполнять разные задания)
- Что означает самоконтроль? (работать с листами самооценки, стараться правильно
оценивать свою работу)
В ходе урока мы выполним много разных действий: будем работать все вместе, выполнять индивидуальные задания, работать в парах и группах.
Повторение изученного материала | Проверка домашнего задания | Работа с таблицей «Сравни глобус и карту полушарий» | Работа с контурной картой | Работа в группах «Заполни пропуски в тексте» | Оценка за урок |
Давайте повторим, какие условные цвета используем для самооценки?
Красный: задание выполнено правильно, получен полный ответ, работал самостоятельно.
Желтый: задание выполнено с одной ошибкой, отвечал неуверенно, требовалась небольшая помощь учителя.
Синий: в задании много ошибок, отвечал одним словом, учитель часто помогал, подсказывал.
2. Определение темы, цели, задач урока.
- Какой раздел изучаем? (Земной шар)
- Что изучили? (Что такое космос, Солнечная система, что Земля имеет форму шара, изучать Землю можно с помощью глобуса)
Сегодня мы продолжим изучать Землю, а вот с помощью чего, я вам не скажу. Вы это определите сами, сложив из отдельных частей слова и составив из них предложение.
Работа в парах (зеленый конверт)
Правила: говорим шепотом, работаем вместе. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
Откройте тетради, запишите число и тему урока: Физическая карта полушарий.
- Как вы думаете, какая цель у нашего урока? (Познакомиться с физ. картой полуш.)
-А как мы будем знакомиться? Какие задачи перед собой поставим?
Вспомним: Что такое Космос, Солнечная система, какую форму имеет Земля. С какими формами изображениями земной поверхности уже познакомились.
Узнаем: Как выглядит физическая карта полушарий, какие основные точки, линии, объекты изображены на ней, в чем сходство и различие физической карты полушарий и глобуса.
Научимся: Показывать основные точки, линии на физической карте полушарий, отмечать их на контурной карте.
II Актуализация опорных знаний
- Повторение.
-Что такое космос? (бесконечное пространство)
-Что такое Солнечная система? (Солнце и планеты, которые движутся вокруг него, называются Солнечной системой)
-Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? (Только на Земле есть жизнь)
- Приведите доказательства шарообразности Земли. (Кругосветные путешествия и снимки Земли из космоса)
- Ребята, с какими формами изображения земной поверхности мы уже знакомы?
(карта, глобус)
- Что такое географическая карта? (уменьшенное изображение земной поверхности)
- Что изображают на физической карте? (поверхность суши, моря, океаны)
Для чего нужно знать карту? Где это может нам пригодиться? (Знакомясь с картой, человек узнает много нового о своей местности, о нашей стране, о разных государствах, о материках и океанах. Без карты невозможно в школе изучать географию и историю)
- Проверка домашнего задания.
Загадка: У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками... О глобусе мы говорили на прошлом уроке.
- Что означает слово глобус? (Глобус - шар)
- Что такое глобус? (Глобус – модель земного шара)
- Какое строение имеет глобус? (У глобуса есть: шар, подставка, железная ось, Южный полюс, Северный полюс, линия экватора)
Основные понятия:
Земная ось – условная линия, которая проходит через центр Земли. Вокруг земной оси вращается Земля. Ось можно увидеть только на глобусе.
Полюс – место «выхода» земной оси на поверхность.
Экватор – условная линия, которая делит земной шар на два полушария.
- Как называется полушарие, которое находится севернее (выше) экватора?
- Как называется полушарие, которое находится южнее (ниже) экватора?
- Какими условными цветами на глобусе обозначены равнины, возвышенности, горы,
вода?
III Изучение нового
- Рассказ учителя.
Поворачивая глобус вокруг оси, мы можем увидеть весь земной шар. Но если глобус перестать поворачивать, тогда мы видим только одну половину. Это не всегда удобно.
Для того чтобы увидеть сразу всю Землю, ученые–картографы разделили глобус пополам на 2 части. А как они это сделали, вы прочитаете в учебнике. Откройте учебник на с. 103, второй абзац… Через Северный и Южный полюсы провели линию и получили два полушария. Левое полушарие назвали западным, правое - восточным. Так получилась карта полушарий. (Приложение, с. 4-5)
- Практическая работа «Сравнение глобуса и карты полушарий».
“физис” - природа. Это карта природы мира.
Физическими называются карты, на которых изображены равнины, горы, моря, реки, озёра и другие
Для того, чтобы понять особенности этой карты, проведём сравнение ее с глобусом.
Карточка-задание: сравнить изображение земной поверхности на глобусе и карте полушарий, заполнить таблицу и сделать вывод.
Признаки сравнения | Глобус | Карта полушарий |
Какая территория изображена? | Вся Земля | Вся Земля |
Форма изображения | объемная | плоская |
Отличия условных цветов | нет | нет |
Отличия условных знаков | нет | нет |
Вывод:
- Чем похожи карта полушарий и глобус? И на глобусе и на карте полушарий изображена вся Земля, на них используются одинаковые условные цвета и знаки.
- Чем отличается карта полушарий от глобуса?
Глобус имеет шарообразную форму, это модель Земли;
карта – изображение Земли на плоскости.
Физкультурная минутка.
На нашей физминутке с нами поиграет ветер.
С четырёх сторон Земли ветры в гости к нам пришли:
Целый лес наших рук вырастает на юг,
А теперь на запад, детки потянулись наши ветки!
Ветер гнет нас на восток, с нами учит он урок!
А теперь на север …
Снова, продолжать урок готовы!
IV Закрепление
- Работа с контурной картой.
На карте полушарий, так же как и на глобусе обозначены линия экватора, Северный и Южный полюсы.
- Работа в группах.
Работа в группах по 4 человека.
Задание: заполнить пропуски слов в тексте. Слова и словосочетания необходимо вклеить.
Правила работы в группе: Говорим шепотом. Работаем месте. Советуемся друг с другом, договариваемся. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
Проверка.
IV Итог урока
- Какие задачи перед собой ставили?
Что вспомнили: Что такое Космос, Солнечная система, какую форму имеет Земля. С какими формами изображениями земной поверхности уже познакомились.
Что узнали: Как выглядит физическая карта полушарий, какие основные точки, линии, объекты изображены на ней, в чем сходство и различие физической карты полушарий и глобуса.
Чему научились: Показывать основные точки, линии на физической карте полушарий, отмечать их на контурной карте. Справились?
- Самооценивание. Оценивание учителем
- Рефлексия. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, используя метод незаконченного предложения:
Я сегодня узнал (а) …
Мне показалось самым интересным…
Я сегодня научился (лась) …
Мне показалось трудным …
Мне пригодится в жизни …
После урока я сам (а) смогу…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пусть мысли ваши будут Б ыстрыми , как река, Глубокими, как море. А память светлой, К ак безоблачное небо. Когда вы действуете, вы полезны людям.
В А С Личностные качества ВНИМАНИЕ АКТИВНОСТЬ САМОКОНТРОЛЬ
Лист самооценки 5 4 3 Повторение Проверка домашнего задания Работа с таблицей «Сравни глобус и карту полушарий» Работа с контурной картой Работа в группах «Заполни пропуски в тексте » Оценка за урок
Что изучили в разделе «Земной шар»?
Вспомним … Узнаем … Научимся … Что такое космос , Солнечная система. Какую форму имеет Земля. С какими формами изображениями земной поверхности уже познакомились. Как выглядит физическая карта полушарий, какие основные точки, линии, объекты изображены на ней, в чем сходство и различие физической карты полушарий и глобуса. Показывать основные точки, линии на физической карте полушарий, отмечать их на контурной карте.
Северный полюс Южный полюс Линия э кватора Земная ось
с еверное полушарие южное полушарие
Какая территория изображена? Форма изображения Отличие условных цветов Отличие условных знаков Признаки сравнения Физическая к арта полушарий Глобус Вся Земля П лоская О бъёмная Н ет Вся Земля Н ет Н ет Н ет
Северный полюс Южный полюс Северный полюс Южный полюс экватор экватор Карта полушарий Западное полушарие Восточное полушарие
Работа в группах Напиши, через какие две точки нужно провести линию, чтобы получить два полушария. Через ________________________ и __________________ . Правое полушарие называют __________________ , а левое полушарие называют __________________ . Всю карту называют __________________________ . Северный полюс Южный полюс восточным западным картой полушарий
Вспомнили … Узнали … Научились … Как выглядит физическая карта полушарий, какие основные точки, линии, объекты изображены на ней, в чем сходство и различие физической карты полушарий и глобуса. Показывать основные точки, линии на физической карте полушарий, отмечать их контурной карте. Что такое космос , Солнечная система. Какую форму имеет Земля. Различные изображениями земной поверхности.
Лист самооценки 5 4 3 Повторение Проверка домашнего задания Работа с таблицей «Сравни глобус и карту полушарий» Работа с контурной картой Работа в группах «Заполни пропуски в тексте » Оценка за урок
Я сегодня узнал(а) … Мне показалось самым интересным … Я сегодня научился( лась ) … Мне показалось трудным … Мне пригодится в жизни … После урока я сам(а) смогу…
Глобус 1 http :// www.kramola.info/sites/default/files/any_images/globus.jpg Глобус 2 http :// 10kr.ru/upload/iblock/be6/ecd2aee805d811e3aa86005056c00008_d29e10f6297340acb8700a06ec238bfb.jpg Планета Земля http :// pixelbrush.ru/uploads/posts/2014-03/1395040463_y9fjcckv258vmu4.jpg Космос http :// bbeautyworld.ru/wp-content/uploads/2015/11/53.jpg Карта полушарий http ://geography505.ucoz.com/_ ph/4/948955814.jpg Источники иллюстраций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии, 6 класс, "Реки в природе и на географических картах"
Цель: формирование глобальной картины мира через изучение темы «Реки»;Задачи: - сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; - способствоват...
Урок географии 6 класс по теме: "Условные знаки. Масштаб карты "
Урок географии 6 класс: "Условные знаки.Масштаб карты." В результате педагогического взаимодействия на этом уроке учащийся сможет на ...
Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)
Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
Разработка урока география 6 класс План и карта
План конспект. Урок игра. Маршруты....
Технологическая карта к уроку географии 7 класс. Тема урока Географическое положение и исследование Антарктиды
использована технология Проблемного обучения...
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...