Новые технологии - новому поколению
статья по географии (9 класс) на тему

Косолапенкова Ольга Николаевна

Использование современных технологий на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Новые технологии – новому поколению

О.Н.Косолапенкова

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области

с.Митрофановка Воронежской области

 

Образование не дает ростков в душе,
если оно не проникает до значительной глубины

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому основной задачей учителя стала подготовка молодого поколения, способного активно жить в информационном обществе. Важным актуальным условием этого является умение самостоятельно, творчески, аналитически работать с новыми цифровыми инструментами. Учитель становится организатором познавательной деятельности учащихся, способным помочь в освоении навыков работы с информационными технологиями. Использование новых цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационнных технологий на уроках географии представляет новые возможности для развития мышления, творческих, интеллектуальных способностей, повышает мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.    

Инновационно - ресурсное пространство МКОУ Митрофановской СОШ Воронежской области, представленное интерактивно-насыщенной образовательной средой, создает современные условия для развития и взаимодействия. Оснащение кабинета географии инновационным интерактивным оборудованием позволяет решать поставленные учебные, методические и воспитательные задачи. Это интерактивная доска с полным программным обеспечением, интерактивный планшет, автоматизированное рабочее место учителя, беспроводной Интернет WiFi, настенный телевизор с ЖК панелью, видеоплейер, мультимедиаучебники и видеофильмы  по всему курсу школьной географии. Так же установлена настенная дидактика с выдвигающимися картами.  

В зависимости от дидактических целей на уроке использую компьютерные программы: учебные, демонстрационные, тренажеры, справочно-информационные, контролирующие, мультимедиа-учебники.  Интерактивные средства обучения создают возможность доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности не только представления учебной информации, но и  ее эффективного запоминания. Большой интерес у ребят вызывает работа с интерактивными картами. Современные дети с удовольствием выполняют научно-практические и творческие работы не только на компьютерах, но и на графических планшетах в виде презентаций, собственных схем, графиков, диаграмм, сравнительных таблиц, что является составной частью социальной географии и географии населения. ИКТ требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях. 

В преподавании географии применяю и новые интерактивные средства обучения, имеющиеся в нашей школе. Интерактивный обучающий центр Smart table - на уроках физической географии. Он позволяет организовывать работу в учебной группе, гибко сочетая индивидуальную и групповую формы. Горизонтальная поверхность более удобна для совместных действий учеников, чем вертикальная в интерактивной доске. Несколько учеников  одновременно выполняют одинаковые операции либо каждый – отдельную часть общего задания. Во время работы над учебным заданием учитель контролирует, отслеживает и направляет одновременно два процесса: решение учебной задачи и формирование социальных взаимосвязей в группе. Программное обеспечение позволяет создавать множество игровых ситуаций разного уровня, проводить ситуационные и ролевые игры по физической географии в 6,7 классах. Современные гаджеты: графические и сенсорные планшеты, приносят эффективность при изучении экономической и социальной при построении графиков, диаграмм, схем, работы со статистическим материалом. Система электронного голосования к интерактивной доске, позволяет не только сделать любое тестирование интересным и увлекательным  для ребят, но и сразу увидеть свою оценку, поставленную программой  интерактивной доски за работу на уроке. Программное обеспечение робототехники, установленное в одном из кабинетов информатики, является самым эффективным средством на уроках физической географии в 5,6 и 7 классах, формируя одновременно первые навыки компьютерного програмирования. Наиболее красочными и запоминающимися стали уроки, проводимые в поливалентном зале школе. Его оборудование помогло организовать нестандартные формы обучения, как, например, аудиовизуальные брейн-ринги и деловые игры. При помощи интерактивного образовательного комплекса ТеасhТouсh, создаю и провожу  интерактивные уроки, демонстрирую учебные материалы в любых форматах, провожу веб-видеоконференции, использую возможности сети Интернет.  Хочу остановиться на использовании мультимедиа-учебников. Это комплексные программы, сочетающие в себе учебные программы - ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний; программы тренажёры – предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся; контролирующие программы – предназначенные для контроля определённого уровня знаний и умений; демонстрационные программы – предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, к этому типу можно отнести также и презентационные программы; информационно-справочные программы – предназначенные для вывода необходимой информации с подключением сети Интернета. Мультимедиа-учебник – средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ и, соответственно, целый ряд функций. Во-первых, как и традиционный учебник, он осуществляет информационную функцию, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета. Кроме базового учебного материала, в таком учебнике предусмотрены возможности для углубленного изучения географии. Одной из важных его функций является организация самостоятельной учебной деятельности школьников. Учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, итоговые) и тестовых заданий, вести учёт результатов. Большинство практических заданий носит игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и других средств обучения. Все эти возможности способствуют развитию желания учиться, развивают интерес к географии.

      Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Применение ИКТ позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Информационные технологии так же помогают мне изготовить и оформить дидактический материал.

В итоге, интерактивные средства обучения дают положительный эффект на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Компьютерные программы обеспечивают представление информации в разнообразных формах: в виде текста, сложных иллюстраций разного масштаба, используют анимацию рисунков, аудио - сопровождение, видеоматериалы, позволяют организовать интерактивную деятельность обучаемого с информацией. Лежат в основе современных дистанционных форм работы с информацией.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии позволило мне достигнуть определённых результатов:

- у большинства учащихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии;

- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей школьников.

Современный педагог-профессионал должен не только успешно ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть компетентным в развитии педагогики нового времени – педагогики творческого развития личности. Поэтому для меня главным результатом  являются слова  выпускников: «Я люблю свою школу», «Я умею и люблю учиться», «Я сам выбираю свой жизненный путь и хочу учиться дальше».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новой школе - новые технологии

В душе своей мы, учителя, экспериментаторы. Когда находим для своей работы что-то новое, радуемс, как бывают счастливы дети, так и я. Технология РКМЧП как нельзя кстати прижилась в нашей школе: застав...

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Материалы для обсуждения в творческой группе на педагогическом семинаре "Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность"...

Выступление из опыта работы «Интерактивная доска. Новые технологии - новые возможности обучения детей со слуховой депривацией»

Использование учителями интерактивных образовательных систем создает новые развивающие возможности, как для школьников адаптивных школ, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень обра...

Шоу технология. Новейшая технология современности.

В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая  задача в системе образования России. Определена приоритетная роль воспитания, цель которого: воспитание ребенка,...

Доклад с презентацией на педсовет от 20.02.2022г. тема - "Новые технологие для нового поколения-цифровая образовательная среда"

laquo;Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современного образования».                          ...