Новой школе - новые технологии
статья по русскому языку по теме
В душе своей мы, учителя, экспериментаторы. Когда находим для своей работы что-то новое, радуемс, как бывают счастливы дети, так и я. Технология РКМЧП как нельзя кстати прижилась в нашей школе: заставляет детей мыслить, говорить, обобщать, сравнивать, сопоставлять. Много форм работы представлено в стать по данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eyu_2.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
В новой школе – новые технологии. Одной из таковых является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Данная разработка помогает учащимся анализировать, применять полученные знания к различным жизненным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разные аргументы. В процессе усвоения знаний по этой технологии каждый ученик вырабатывает свое мнение, свою позицию. Напомню, что технология РКМЧП была впервые применена учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США). С 1996 года технология РКМЧП распространяется по школам многих стран. В России она появилась в 1997 году, ее используют во многих образовательных учреждениях России, в нашей школе с ней познакомились в 2002 году, активно применять начали с 2007 года.
В основе РКМЧП лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
На первой стадии происходит вызов того, что учащиеся знают о теме урока. Это заставляет их анализировать собственные знания, и начинают думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию ученик определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. Главной задачей стадии «осмысления» является поддержка активности, интереса и инерции движения, созданных во время стадии вызова. На стадии «рефлексии» происходит выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.
В РКМЧП существует много стратегий.
«Знаю. Хочу узнать. Узнал». Она используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии.
Урок литературы в 5 классе. Рэй Брэдбери. И грянул гром.
При знакомстве с биографией писателя записывается в виде таблицы в три столбца
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
До работы по биографии ученик записывает в 1 столбик, что он знает про писателя, во 2 столбик, что хочет узнать. После чтения статьи в учебнике – какую информацию получил. Также можно использовать коллективное заполнение 1 и 2 столбиков на доске, а 3 столбик самостоятельно в тетрадях, а затем озвучить при ответе.
На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.
На уроках риторики систематически используется стратегия «Чтение с пометками и таблица INSERT», которая традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов.
Название приема представляет английскую аббревиатуру: I – interactive; N – noting; S – system; Е – effective; R – reading and; Т – thinking и переводится как «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления».
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки, "V", "+", "-", "?", а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.
V | + | — | ? |
я это знал(а) | новое для меняя | думал(а) иначе | непонятно, нужно разобраться |
В таблицу сведения из текста заносятся обязательно кратко, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально. Например, тема «Виды речевой деятельности». Когда текст прочитан и столбцы заполнены, целесообразно поработать в группах и обсудить результаты. Во время проговаривания информация лучше усваивается и дополнительно структурируется.
Например, на уроке литературы в 10 классе так выглядит «сравнительная таблица» при изучении "Грозы" А.Н.Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова
«Гроза» | Линия сравнения | «Леди Макбет…» |
А.Островский | Автор произведения | Н.Лесков |
драма | Жанр произведения | повесть |
Положительные качества героинь. | ||
Отрицательные качества |
Данная работа позволяет развивать у старшеклассников умения работы с текстом, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, способствует навыкам развития монологической речи, а также у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.
Замечательный прием "чтение текста с остановками" содержит все стадии технологии. На 1 стадии вызова на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Рекомендации по использованию приема "Чтение с остановками"
- Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
- При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
- После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?"
- При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.
- На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: "Толстые и тонкие вопросы", составление кластера, эссе, синквейны.
Например, урок литературы в 5 классе. Валентин Распутин «Мама куда-то ушла». По- моему мнению, текст можно разбить на 6 частей, последние строчки которых:
- –Мама, я проснулся!
Учитель:
-Опишите предполагаемого героя: возраст, характер, его настроение, портрет, чувства.
-Предположите, что произойдет?
2.Его лицо напряглось в ожидании ответа, он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришел, и мальчик заплакал.
Учитель:
-Почему заплакал мальчишка?
-Какие чувства овладели мальчишкой?
Как вы думаете, что произойдет дальше?
3.И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.
Учитель:
-Используя свой жизненный опыт, постарайтесь поставить себя на место героя и передайте те чувства, которые овладели бы вами
- Предположите, что будет дальше?
4.И тут ему в голову пришла блестящая мысль.
- Отметьте то предложение в тексте, в котором подчеркивается усугубленное состояние мальчика.
-Какая блестящая мысль пришла мальчику в голову?
5.Заяц, сидя на стуле, удивлено смотрел на него своими большими голубыми глазами.
-Разыграйте ситуацию, когда мальчик играл с зайцем?
-Объясните, любил ли мальчик свою игрушку?
-Предположите, что будет дальше?
6.И мальчик вдруг понял это.
-Проиллюстрируйте предложениями из текста, из которых можно понять угнетенное состояние мальчика.
-Как вы можете объяснить такое неадекватное поведение мальчика?
-Что понял мальчик?
Один из приоритетных приемов на уроке , особенно на стадии рефлексии, - синквейн.
Вспомним, слово «синквейн» обозначает «пять строк», при его написании существуют определенные правила.
- Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
- В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта
-Составьте синквей на слово «одиночество»
Пример синквейна
Одиночество
Страшное, умопомрачительное.
Учит, воспитывает, закаляет.
Приносит сильную душевную боль
Пустота
Синквейн применятся не только на заключительном этапе уроков литературы, но также и на уроках русского языка.
Приемом "Ключевые слова" целесообразно пользоваться в начале урока на стадии вызова. По ключевым словам темы можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. Урок литературы в 7 классе по повести В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки». Вопрос классу: «По названию рассказа определите тему рассказа». Ответы записываются на доску, возможно в виде кластера: о собаке, о доброте, об отзывчивости, о дружбе между человеком и животным, о заботе. В конце урока расширяем темы: о войне, о тяжелой военной жизни, о милосердии, о жестокости.
Урок литературы в 6 классе «Старик в станционном буфете» Г.Паустовского. Вопрос классу: «По названию определите, о чем будет рассказ». Ответы учащихся записываются на 1 часть доски:
о старике
о буфете на станции
об официантах
дед зашел в буфет скоротать время, потому что уезжает
дед зашел в буфет скоротать время, потому что встречает внука
дед зашел в буфет скоротать время, потому что встречает однополчанина
В конце урока на 2 часть доски дописываем, о чем был рассказ на самом деле, и сравниваем ответы с 1 частью.
Также на стадии вызова применяется прием "Верные и неверные утверждения" Урок русского языка в 7 классе, тема «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»
-Верно ли, что наречие самостоятельная часть речи? (Да)
-Верно ли, что наречие изменяется по числам? (Нет)
-Верно ли, что в наречиях в безударном положении пишется окончание –а? (Нет)
Прием «Кластер» может быть применен на стадии вызова. Урок русского языка в 6 классе, тема «Изменение причастий. Вопрос классу:
-Назовите ключевое слово по теме урока, которое мы можем записать в середину.
-Добавьте информацию, которую вы знаете, исходя из темы урока.
Интересным приемом является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. Урок литературы в 7 классе по повести В.К.Железникова «Чучело». На предыдущем уроке ученики получили домашнее задание прочитать предложенный текст. В учебнике 20 страниц отведено этому произведению. На уроке каждому ученику дается по 1 странице для работы, оставшиеся 3 ученика (в классе 23 ребенка) выбирают любую страницу: выписать в левый столбик цитаты, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". А в правой дают им свой комментарий.
Цитата | Комментарий |
Стр75 В это время в дверях появился Валька…Он повернулся к доске и, что-то напевая себе под нос, стер объявление Маргариты. -Вот вы и свободны. Как ветер! Стр76 Когда я проходила мимо физического кабинета, то услышала голос Маргариты и Димки. Значит, Димка попался. | Валька совершил необдуманный поступок, который привел всех учеников к войне с Ленкой. Я иногда тоже совершаю такие поступки. А потом мне становится стыдно, и я боюсь сознаться. Хочется поцеловать маму, чтоб она все поняла без моих объяснений. Интересно, расколется этот стукач или нет. Было бы здорово, если он раскололся, а я все подслушал. |
На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.
Прием “Лови ошибку”. Целью данного приема является актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме и развитие у школьников критического подхода к получаемой информации. Время выполнения: 5-6 минут. Вспомним прием. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: 1 – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; 2 - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Урок русского языка в 5 классе по теме « Отличие правописания окончаний глаголов повелительного наклонения от омонимичных форм глагола»
Материал для наблюдений.
1.Когда вы выпишите журнал «Стригунок»?
2.Выпишете журнал «Стригунок»!
Учащиеся анализируют предложенные предложения, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. В 1 предложении ученики легко выявляют ошибку: у глаголов в изъявительном наклонении 1 спряжения 2 лица множественного числа пишется окончание –ете. А во 2случае данный вид правила не подходит. Необходимо изучить новый материал и исправить ошибку, исходя из орфограммы: у глаголов в повелительном наклонении независимо от спряжения пишется суффикс –и- и окончание –те.
На стадии рефлексии широко применяется прием «Письмо». Письмо может быть адресовано автору или героям. Например, в 10 классе после изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» письма были написаны и Соне Мармеладовой, и Родиону Раскольникову, и самому Федору Михайловичу.
Действ.
Наст.вр
Буд.вр
Страдат.
число
род
Падеж
Прилаг.
глагол
причастие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новой школе – новый профессиональный учитель!
Ключевой фигурой Новой школы является учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользов...
Новой школе - новый учитель, ФГОС - новый классный руководитель
Презентация к выступлению на конкурсе "Учитель года"...
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год
Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...
Доклад НОВАЯ ШКОЛА – НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В период активного преобразования российского общества одной из важнейших задач является обновление системы образования, создание новой школы, основанной на принципах гуманной педагогики отвечающей за...
Презентация НОВАЯ ШКОЛА – НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Презентация к докладу НОВАЯ ШКОЛА – НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ...
консурс профессионального мастерства "Новой школе- новые стандарты" использование метапредметной технологии безотметочного оценивания с использованием фрагмента деловой игры по экономики "Полиграф"
Технология предполагает формирование конкретных критериев оценивания, осуществляет обратную связь: учитель-ученик, ученик-учитель, что способствует мотивации к изучению экономики. Пр...