Мастер-класс «Элементы, методы и приемы развития исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения географии»
методическая разработка по географии на тему
Мастер-класс «Элементы, методы и приемы развития исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения географии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 24.55 КБ |
dop_._material.docx | 130.75 КБ |
yabloki.docx | 160.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя географии МБОУ СОШ № 16
Виноградской Анны Артуровны
«Элементы, методы и приемы развития исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения географии»
“Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу.
География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями, позволяющими развивать такие качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, склонность к самореализации. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в моей работе.
Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер-класса: познакомить с элементами, методами и приемами развития исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения географии, а также познакомить с приемами вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Знакомство с основными формами, методами и приёмами исследовательской деятельности учащихся.
- Практическое выполнение участниками мастер-класса различных элементов исследовательской деятельности.
Основные методы, используемые при обучении учебному исследованию:
- метод вживания – ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Применим для изучения объектов окружающего мира;
- метод эвристических вопросов. Применим для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте. Задаются семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?
- метод эвристического наблюдения. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдения;
- метод эвристического исследования. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования – факты об объекте – опыты – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – гипотезы – рефлексивные суждения – результаты;
- метод «Если бы…» - ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут все растения, упадет метеорит, все люди переселятся на Луну.
Система работы по развитию исследовательских способностей школьников, сложившаяся в моей практике:
-организация исследовательской деятельности на уроке;
-проведение наблюдений или эксперимента дома;
-самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск информации в том числе и в Интернете, презентации по теме, визитки географических объектов и т.д.);
При организации учебного исследования обычно включаю такие основные элементы:
- выделение и постановку проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- анализ и обобщение полученных данных;
- подготовку и защиту итогового продукта.
Сегодня мы попробуем вжиться в роль ученика и первое с чего мы начнём это
выяснение ожиданий слушателей мастер-класса
-Для выяснения ожиданий учащихся от урока можно использовать следующий метод: Метод «Фруктовый сад»
Оборудование: заранее готовится плакат с нарисованным деревом.
- Наше дерево «Яблоня», оно будет выражать ваши ожидания по теме мастер-класса.
(Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки).
- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса.
- Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
- Готовы наши участники.
- Какие цели преследует исследовательская деятельность?
(Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, умение получать новую информацию)
- - Задача современного учителя – подготовить ученика, умеющего ориентироваться в любой ситуации.
- Попробуем воплотить это практически.
- Я предлагаю вам, уважаемые участники, посетить турагенство «Пегас» и в рамках реальной ситуации попробовать решить данную проблему.
- Итак, добро пожаловать. Сегодня у нас для вас есть несколько уникальных предложений, ведь в каждой стране есть что-то свое, своя изюминка.
- Представьте себя жителями, например ЮАР, которые выбирая маршрут для туристической поездки, увидели клип о стране с незнакомым названием Россия (Клип «У моей России»).
- Что могло удивить вас – жителей Южной Африки, - в клипе о нашей стране?
Мнения…
- Образ России для иностранца – это что? Что вы видите?
(Ответы: матрешка, березка, медведь, нефть)
- Замечательно! А какими ещё природными особенностями, рекордами и чудесами мы – россияне можем заинтересовать иностранных туристов?
Мнения ….
- У вас есть сейчас прекрасная возможность блеснуть эрудицией!
Предлагаю прием «Самое, самое»
1. Самое глубокое озеро России? (Байкал)
2. Самая большая по площади природная зона? (Тайга)
3. Самые высокие горы России? (Кавказ)
4 Самые крупный остров у восточных берегов России? (Сахалин)
- Один древний философ не уставал твердить: «Все, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды...» Только я боюсь, что выбирать ответы вам сегодня придется очень быстро.
- Внимание на экран: о какой стране идет речь? (на слайдах музыка и образ страны)
1. Франция.
2. США.
3. Германия.
-Вернемся в наше агентство.
-Внимание на слайд: сегодня наше агентство готово представить несколько туров. (на слайде названия стран)
-На экране будут представлены города, которые вы сможете посетить, а вы соответственно назовете страну.
1. Лион, Ницца, Руан – Франция.
2. Чикаго, Нью-Йорк, Майами – США
3. Гамбург, Бремен, Берлин – Германия
- Уважаемые коллеги, мы с вами успешно справились с этапом самоконструкции, который был организован при помощи приема «Помню все». Этот прием способствует формированию универсальных учебных действий и водворению необходимой информации из долговременной памяти.
-Я на уроках географии могу использовать этот прием следующим образом: слово-объект.
-Наш мастер-класс подходит к концу, и мы подошли к очень важному этапу – рефлексии.
-Уважаемые участники, проведите самооценку своей работы в группе: выберите тот цвет авиабилета, который соответствует вашей оценке.
Прием «Могу больше»
Красный – мы легко нашли общее решение;
Зеленый – мы с трудом нашли общее решение;
Синий – мы не пришли к общему мнению.
-Этот прием называется «Могу больше», применяемый в организации рефлексионной деятельности . Это богатейший материал для рефлексии самого учителя, для усовершенствования им конструкции урока, для дальнейшей работы.
-Уважаемые участники! Спасибо за работу, а нам пора подвести итог нашего мастер-класса.
- Вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они. (Ответы участников)
-Спасибо!
Предварительный просмотр:
Третий по количеству жителей город Франции, порт, который представляет центральные курорты Франции. Красивая местность, изобилующая садами и виноградниками, стала поводом для того, чтобы здесь началось развитие туризма. Лион основан свыше 2000 лет римлянами. Старый Лион внесен ЮНЕСКО в список городов с ценным культурным наследием.
Город Ницца расположен на средиземноморском побережье Франции. Это один из важных городов страны и крупный город французской Ривьеры. Ниццу считают жемчужиной Лазурного побережья Франции. Благодаря мягкому климату, близости гор, великолепному природному ландшафту здесь давно развивается сфера туризма.
Северо-западнее Парижа, на берегу Сены, расположен Руан – столица Верхней Нормандии. Это настоящий музей шедевров готической архитектуры, в нем развита сфера туризма и представлены все разновидности туризма. Руанский кафедральный собор Нотр–Дам – один из величественных памятников средневековья.
Многие достопримечательности центра Чикаго находятся прямо под открытым небом. Просторные площади, необычные скульптуры Пикассо, а также фантастические здания. Центр Чикаго носящий название « Петля»-это захватывающее пособие по архитектуре. Сосредоточение небоскребов, роскошных магазинов, лучших отелей и достопримечательностей, музей науки и промышленности.
Мегаполис мирового значения и крупнейший город в США с населением свыше 8,3 мил.человек. В Нью-Йорке лучшие образцы искусства, архитектуры,музыки и моды.
Название «МАЯМИ» означает « Сладкая вода».Один из немногих крупных городов США,который был спланирован женщиной. Джулия ТАТЛ владела большими участками земли ,на которых сегодня расположен Майами. И часто упоминается ,как «Мама Майами».
Экономический центр Гамбурга –его порт. Гамбург является резиденцией множества торговых фирм, экономических учреждений. К тому же Гамбург является важнейшим городом прессы в Германии. Известным на весь мир считается ботанический сад и зверинец Хаденбеккс.
Бремен известен во все мире благодаря знаменитой сказке братьев Гримм, а в России стал очень популярным после выхода великолепного мультфильма «Бременские музыканты» (1969). Бремен расположен на обеих берегах реки Везер, географическое положение безусловно способствовало бурному развитию торговли и судоходства. Бремен богател и застраивался прекрасными зданимями,многие из которых сохранились и до сих пор.
Столица Германии – огромный многомиллионный мегаполис, непохожий на другие города и столицы своей архитектурой. Берлин образовался в 1237 году, из двух поселений на реке Шпреее. Печально знаменитая Берлинская стена стала самой большой в мире картинной галерей под открытым небом.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы
Работа посвящена актуальной проблеме организации исследовательской деятельности в процессе обучения школьников: выявлены педагогические и психологические условия, необходимые для проведения исследоват...
Формирование навыков научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения физики
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией ...
Использование методов и приемов развития творческих способностей обучающихся на уроках проектирования.
Творческая деятельность предполагает высокую культуру труда и внутреннюю дисциплину. Быть творческим человеком - значит постоянно совершенствовать свои знания, быть любознательным....
Научно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения химии
Презентация к выступлению на районном семенаре (2014-2015 учебный год)...
«Применение активных методов и приемов активизации познавательной деятельности – условие успешности процесса обучения детей с ОВЗ»
Выступление с докладом в рамках муниципального этапа профессионального конкурса "Учитель года России"...