«Применение активных методов и приемов активизации познавательной деятельности – условие успешности процесса обучения детей с ОВЗ»
опыты и эксперименты
Выступление с докладом в рамках муниципального этапа профессионального конкурса "Учитель года России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_6.02.17_1.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги и члены жюри, вашему вниманию предоставляется обобщение педагогического опыта по теме: «Применение активных методов и приемов активизации познавательной деятельности – условие успешности процесса обучения детей с ОВЗ»
И своё сегодняшнее выступление я хотела бы начать со стихотворения (слайд 2)
Учащиеся, с которыми я работаю, имеют в своём развитии сложную структуру дефекта.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. В связи с этим возникает ряд вопросов: Как обратить на себя внимание ребенка – аутиста? Как его заинтересовать? Как ребенка, имеющего тяжелое нарушение речи, который молчалив и замкнут в себе, научить, не стесняясь говорить? Как ребенку с детским церебральным параличом привить интерес к учебе, научить писать?
Ответы на эти вопросы требуют поиска и использования наиболее действующих методов и приёмов активизации познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения, с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в целом.
Прежде, чем более подробно перейти к рассмотрению основных методов и приемов, хотелось бы озвучить несколько определений познавательной деятельности. Великие педагоги – классики всех времен, подчеркивали первостепенное значение в обучении познавательной деятельности. Так Рапацевич Е.С., Петровский А.В., Сластенин В.А. дают следующие определения этому понятию (слайд 3).
Активизация познавательной деятельности осуществляется благодаря следующим принципам (слайд 4).
Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации познавательной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Также одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность, является активность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.
Для активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения я использую следующие методы и приемы: (слайд 5, 6)
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка (слайд 7). Например, на уроке чтения нужно определить, где находится в слове изученный звук: в начале, середине или в конце слова. Учащиеся с помощью сигнальных карточек выполняют это задание: красный круг – начало слова, желтый – середина слова, зеленый – конец слова.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова, картинки) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. (слайд 8). На доску вывешиваются картинки с изображением очков, хомяка и т.д. Учащимся нужно назвать, что нарисовано на картинке, и озвучить букву, с которой начинается слово.
3. Узелки на память. Данный приём используется в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов и в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий (слайд 9). На уроке математики при изучении числа и цифры 10 учащиеся делают вывод по следующей схеме: замечают, чем число 10 отличается от других чисел, размышляют над этим в течение урока, наблюдают при выполнении различных заданий и в конце урока делают вывод, что число 10 – первое и самое маленькое двузначное число.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия, при изучении нового материала. В результате чего программный материал усваивается лучше. Например: ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес, закройте глаза, представьте, что мы с вами идем по тропинке, а вокруг нас волшебные деревья…
5. Использование ИКТ. На слайдах можно поместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением (слайд 10). На классном часе, посвященном правилам дорожного движения, учащиеся выполняют задания интерактивного героя Светофорика.
6. Также я считаю уместным использование обучающих музыкальных компьютерных программ. Музыка формирует и развивает ребенка разносторонне, является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Кроме вышеназванных эстетических функций, искусство обладает большим оздоровительно-развивающим потенциалом. Кроме того, это способствует укреплению и тренировке двигательного аппарата: развитию равновесия, свободы движений, снятию излишнего мышечного напряжения, улучшению ориентировки в пространстве, координации движений; развитию дыхания; воспитанию правильной осанки и походки; формированию двигательных навыков и умений; развитию ловкости, силы, выносливости (слайд 11). На слайде представлены названия музыкальных компьютерных программ, которые использую в работе. По использованию этого вида программ мною были разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов.
7. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи (слайд 12). На уроках живого мира и развития речи использую плакаты: времена года, овощи, домашние животные и т.д.
8. Здоровьесберегающие технологии. К ним относятся упражнения для снятия напряжения мышц глаз, физкультминутки, упражнения на развитие мелкой моторики рук и т.д. (слайд 13). Здесь продемонстрировано, как осуществляется развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения.
9. Работа в системе «ученик – родители – педагог». Работа по активизации познавательной деятельности не может быть односторонним процессом и возлагаться полностью на плечи педагога. Должен быть определенный тандем между педагогом и родителями, так как успешность процесса обучения зависит и от участия родителей в этом процессе. Участие родителей в праздниках, экскурсиях, мероприятиях различной направленности (слайд 14, 15).
10. Социализация. Ограниченные возможности здоровья – это не приговор. Процесс социализации обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения, и играет немало важную роль в активизации познавательной деятельности (слайд 16, 17). Организация для учащихся различного рода мероприятий. В течение первого полугодия мы посетили с выездом в Челябинск 8 мероприятий.
11. Рефлексия. На уроках при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто использую рефлексию настроения и эмоционального состояния, приём с различными цветовыми изображениями. Дети показывают карточку в соответствии с их настроением. (слайд 18). С помощью сигнальных карточек контролирую эмоциональное состояние учащихся перед началом урока и перед его завершением. В случае, если перед началом урока учащийся показывает карточку коричневого цвета, это говорит о его эмоциональном напряжении, в этом случае я понимаю, что усвоение программного материала не произойдет на должном уровне. Для этого я использую игровые моменты с интересующими ребенка игрушками, мягкими модулями. В результате использования данного приема, эмоциональное состояние ребенка улучшается, уровень усвоения программного материала повышается.
Таким образом, все вышеперечисленные методы и приёмы, используемые мной в процессе обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развивают их творческие способности, активно вовлекают в образовательный процесс, стимулируют самостоятельную деятельность.
Результаты уровня сформированности познавательной деятельности за 2015- 2016 учебный год и за 1 полугодие 2016-2017 учебного года представлены на слайде (19) . Так как познавательная деятельность неразрывно связана с учебной и влияет на неё, то на слайде представлены результаты мониторинга оценки ЗУН учащихся, которые складываются из следующих составляющих:
- Графомоторные умения
- Знания об окружающем мире
- Социальная адаптированность
- Развитие связной речи
- Чтение и развитие речи
- Письмо и чистописание
- Математика
- Изобразительная деятельность
- Трудовое обучение
Результаты мониторинга показывают, что применение активных методов и приемов активизации познавательной деятельности являются залогом успешности процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ (слайд 20)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"
Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии
Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....
«Методы и приемы активизации познавательной деятельности уч-ся на логопедических занятиях»
Выстуление на педсовете....
Презентация «Методы и приемы активизации познавательной деятельности уч-ся на логопедических занятиях»
Презентация на педсовет....
Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в условиях ФГОС.
Вместо сухого и монотонного изложения материала, можно применять живое и активное общение. Творческий подход повышает интерес у обучающихся, а значит и результативность урока....
«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»
Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...
Статья "Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей на уроках английского языка".
В данной статье рассматривается проблема поиска эффективных методов и приемов активизации познавательной деятельности детей на уроках английского....