Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир камня"
методическая разработка по географии (5, 6, 7 класс) на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир камня" ориентирован на учащихся 5-7 классов, интересующихся вопросами геологии. Данный курс внеурочной деятельности позволяет учащимся расширить свой геологический кругозор и сформировать устойчивый интерес к познанию окружающего мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 311 с углубленным изучением физики
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета ГБОУ СОШ № 311 Протокол №___ от «___» августа 20___ Председатель МО: ________________(Ф.И.О.) | ПРИНЯТА на Педагогическом совете ГБОУ СОШ № 311 Протокол №____ от «___» августа 20___ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 311 _______В.Л. Виноградова Приказ №____ от «___» августа 20___ | ||
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ________________(Ф.И.О.) «___» августа 20___ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Удивительный мир камня»
Класс: 5-7
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Алентьева Марина Александровна,
Учитель географии
Санкт-Петербург
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Удивительный мир камня» разработана на основе программы основного общего образования по курсу географии.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание тем, а также учитывает возрастные особенности обучающихся, уровень развития их познавательных способностей, специфику образовательного учреждения.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с последующими изменениями;
3. Инструктивно-методическое письмо от 21.05.2015 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
5. Устав ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
6. Образовательная программа ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
7. Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
8. Учебный план ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.
Актуальность курса
Учащиеся 5-7 классов испытывают повышенный интерес к познанию явлений окружающего их мира. Многие дети собирают коллекции минералов и горных пород, но не могут объяснить сложных процессов их образования. На уроках географии и биологии недостаточно уделяется времени на формирование геологических знаний. Данный курс внеурочной деятельности позволяет учащимся расширить свой геологический кругозор.
Цель курса
Формирование устойчивого интереса у учащихся 5-7 классов к познанию окружающего мира и геологическим знаниям.
Задачи
- Развитие у учащихся любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания.
- Углубление знаний учащихся по темам геологического содержания для построения целостной картины окружающего мира.
- Развитие у учащихся интереса к вопросам охраны и рационального использования полезных ископаемых Земли (нашей страны и региона).
- Воспитание у учащихся чувства коллективизма, творчества и дружбы.
- Ознакомление учащихся с элементами организации исследовательской работы и проектной деятельности.
- Использование полученных геологических знаний учащимися в проектной деятельности, геологических олимпиадах и конкурсах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
По окончании изучения курса «Удивительный мир камня» рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Метапредметные результаты
- Развить любознательность, творческие способности и умения самостоятельно добывать знания.
- Ознакомиться с элементами организации исследовательской работы и проектной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместной деятельности
- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета
- Оценивать достигнутые результаты
- Обобщать понятия и устанавливать причинно-следственные связи
Личностные результаты
- Ученик мотивирован к учебной и активной внеурочной деятельности, стремится к улучшению ее результатов;
- Способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеурочной
деятельности;
- Проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеурочной деятельности;
- Стремится к сотрудничеству с учащимися (класса, школы), учителями, родителями, руководителями внеурочной деятельности.
- Испытать чувство коллективизма, творчества и дружбы
- Иметь представления о целостности природы Земли и необходимости бережного отношения к окружающей среде
Предметные результаты
- Углубить знания по темам геологического содержания для построения целостной картины окружающего мира.
- Развить интерес к вопросам охраны и рационального использования полезных ископаемых Земли (нашей страны и региона).
- Использовать полученные геологические знания в проектной деятельности, геологических олимпиадах и конкурсах.
Формы учёта результатов
В конце каждой четверти в журнале классного руководителя ставится отметка зачёт (З) или не зачёт (НЗ)
Формы подведения итогов реализации программы
Результаты участия в Городском конкурсе по геологии (в заочном и очном туре). Защита творческих проектов на заседании секции в конце года.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки | № | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||||
Сентябрь | 1 | Организационное занятие. Мир моих увлечений. | Круглый стол | + | |
Сентябрь | 2 | Посвящение в клуб « Юный геолог». Права и обязанности членов клуба. | Занятие с элементами театрализации. | + | |
Сентябрь | 3 | История образования материков Земли. Строение земной коры. | Презентация с элементами беседы. | + | |
Сентябрь | 4 | Минералы и горные породы | Презентация «Заочное путешествие по геологическому музею». | + | + |
Октябрь | 5 | Горные породы, условия их образования. Месторождения полезных ископаемых и их использование людьми. | Практикум. | + | |
Октябрь | 6 | Определение минералов и горных пород. | Практикум. | + | |
Октябрь | 7-8 | Природный камень в убранстве Санкт-Петербурга. | Презентация с элементами викторины | + | + |
Ноябрь | 9 | Экскурсия « Природный камень в убранстве Санкт-Петербурга». | Экскурсия. | + | |
Ноябрь | 10 | Ваш талисман. Целебные свойства драгоценных камней. | Презентация с элементами практикума | + | + |
Ноябрь | 11 | Драгоценные и полудрагоценные камни. | Презентация. | + | |
Ноябрь | 12 | Заочный тур Городского геологического конкурса. | Творческая работа. | + | |
Ноябрь | 13 | Геологическое летоисчисление. Геохронологическая таблица. | Практикум. | + | |
Декабрь | 14 | Процессы внутренней динамики Земли. Эндогенные процессы. Землетрясение | Презентация. Исследования по географической карте | + | + |
Декабрь | 15 | Вулканы и их деятельность. | Презентация Исследования по географической карте | + | + |
Декабрь | 16 | Внешние геологические процессы. | Презентация | + | |
Каникулы | 17 | Экскурсия в геологический музей «Удивительный мир камня». | Экскурсия. | + | |
Январь | 18 | История развития палеонтологии. Как образуются окаменелости. | Практикум. | + | + |
Январь | 19 | Ископаемые организмы разных этапов развития органического мира Земли. Архейская и протерозойская эра. Палеозойская эра. Кембрийский период. | Практикум. | + | + |
Январь | 20 | Палеозойская эра. Ордовикский и силурийский период. | Практикум. | + | + |
Февраль | 21 | Палеозойская эра. Девонский и каменноугольный период. | Практикум. | + | + |
22 | Палеозойская эра. Пермский период | Практикум. | + | + | |
23 | Мезозойская эра. Триасовый и Юрский период. | Практикум. | + | + | |
24 | Кайнозойская эра. Палеогеновый и неогеновый периоды. | Практикум. | + | + | |
25 | Кайнозойская эра. Четвертичный период. | Презентация. | + | + | |
Март | 26-27 | Экскурсии по индивидуальным маршрутам. Консультации по оформлению творческих работ. | Консультация. | + | |
Март | 28 | Итоговое занятие по теме « Ископаемые организмы» | Викторина с элементами ролевой игры. | + | |
Апрель | 29 | Подготовка творческих работ учащихся к защите. | Практикум. | + | |
Апрель | 30 | Защита творческих работ учащихся, посвящённая Международному Дню Земли. | Конференция. | ||
Апрель | 31-32 | Игра « Занимательная геология». | Игра по станциям. | + | |
Май | 33 | «Экологический десант». | Экологический практикум на природе. | + | |
Май | 34 | Творческий отчёт о работе клуба « Юный геолог». | Презентация, награждение членов клуба. | + |
Ресурсное обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Оборудование и приборы:
- Школьная коллекция горных пород и минералов
- Географические тематические карты (настенные, атлас)
- Компьютер с проектором
- Макет «Вулкан»
Электронные образовательные ресурсы:
- Электронное приложение к учебникам географии «СФЕРА» 5-8 класс.
- Тематические презентации (в том числе и авторские)
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя и учащихся
1. И.Д. Агеева Весёлая география на уроках и праздниках. Методическое пособие, ТЦ Сфера, М., 2004г.
2. Н.А.Алфимова, Н.Г.Ермош, С.М. Снигиревский Методическое пособие «Игры по геологии» ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», 2006г.
3. Н.Г. Ермош, Методические пособия для подготовки к городскому конкурсу школьников по геологии. ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», 2007, 2009, 2011, 2012г.
4. А.Г. Булах, Н.Б.Абакумова. Каменное убранство центра Ленинграда. Л., Издательство ЛГУ, 1987г.
5. В.В. Девяткин, Ю.М. Ляхова. Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль, Академия развития, 2000г.
6. Л.Дёмина Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах. М. Мирос, 1994г.
7. Т.Б. Здорик. Приоткрой малахитовую шкатулку. М., Просвещение, 1979г.
8. Н.А.Кирилова. Легенды Южного Урала. Челябинск Аркаим,2009
9. Г.Н.Немков, Краткий геологический словарь для школьников. М., Недра, 1989.
10. М.А.Нянковский. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль, Академия развития, 1997.
11. Л.С.Юдасин Путешествие в глубь Земли. Книга для внеклассного чтения .
М,, Просвещение, 1987
12. Энциклопедия для детей. Том 4. Геология. Аванта+
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительная физика". 5 класс
Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир математики» (6 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир математики" (общеинтеллектуальная направленность). Срок реализации программы 1 год. Возраст обучающихся 12-13 лет....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительное рядом" 5 класс
Программа «Удивительное рядом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Удивительный мир математики»
Программа внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению «Удивительный мир математики», составлена на основе: примерной программы по математике и авторского темат...