Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительное рядом" 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Программа «Удивительное рядом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-5-klass-udivitelnoe-ryadom4.doc | 355.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения предметного курса биологии в 5 классе:
Живые организмы
Обучающийся научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям; проводить наблюдения за живой объект; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Обучающийся овладеет системой биологических знаний – понятиями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Обучающийся освоит общие приемы: оказания первой помощи; размножения культурных растений; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Обучающийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природу;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Обучающийся научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы размножения культурных растений, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, ; размножения культурных растений;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Введение-1 час. Макромир. Мегамир. Микромир
Микроскопы-2 часа. Телескопы и микроскопы. Какие бывают микроскопы. Какие бывают микроскопы, правила работы с микроскопами Просмотр презентации, знакомство со школьным микроскопом
Частицы микромира-6 часов. Молекулы, атомы, живые клетки, препараты. Микроскопическое строение животной и растительной клетки. Молекулы и атомы. Кристаллическая решетка. Просмотр презентации, собирание модели кристаллической решетки.
Твердые и жидкие объекты неживого мира-4 часа.
Песок и почва под микроскопом Сахар, чай, кофе, крупы под микроскопом. Ткани, шерсть, ворс под микроскопом. Жидкости под микроскопом Изучение готовых препаратов и создание своих, наблюдение, краткие выводы в графической или табличной форме
Животные «Светлячки» (2часа).
Поверхность моря, микроскопические ночесветки. Погружение в море -медузы, светящиеся рыбы. Морское дно - светящиеся черви и моллюски.
Светящиеся животные-обитатели суши. Микроскопические организмы, которые излучают свет. Проект №1 «Удивительное»
Удивительные постройки животных, птиц и насекомых (3часа).
Строительное искусство водных животных. Строительный инстинкт птиц. Замечательные постройки насекомых. Два миллиона разных жизней. Замечательные постройки термитов.
Чадолюбивые отцы (2 часа).
Интереснейшие явления живой природы. Самец колюшки - задорное создание. Костяной крючок самца рыбы куртус. Роль самца жабы - повитухи. Создание презентации.
Цветы и насекомые (2 часа).
Цветы и насекомые - два мира. Разнообразие насекомых-опылителей. Роль в природе и жизни человека. Наблюдение препаратов насекомых под микроскопом. Графический отчет
Растения-хищники (2 час).
Странные растения. Кора кустарников и деревьев под микроскопом. Роль ловчих снарядов насекомоядных растений. Просмотр презентации
Потомки вымерших деревьев (2 час).
Плаун - вымирающий потомок древнейших на земле деревьев. Хвощи - накопители кремнезема. Создание презентации
Тема: Удивительные растения (8 час)
История открытия удивительных растений: виктории-регги, раффлезии, сейшельским пальмы Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. творческий отчет учащихся о полученных знаниях за год Просмотр презентации
3.Тематическое планирование
№ | Разделы | Количество часов | Темы занятий |
1 | Введение-1 час | 1 | 1.Макромир. Мегамир. Микромир. |
2-3 | Микроскопы-2часа | 1 1 | 1.Телескоп и микроскоп. 2.Какие бывают микроскопы |
4-9 | Частицы микромира-6 часов | 1 1 1 1 1 1 | 1.Молекулы и атомы. 2.Кристаллическая решетка 3.Живая клетка 4.Школьный микроскоп 5. Школьный микроскоп 6.Препараты |
10-13 | Твердые и жидкие объекты неживого мира-4 часа | 1 1 1 1 | 1.Песок и почва под микроскопом 2.Сахар, чай, кофе, крупы под микроскопом. 3.Ткани, шерсть, ворс под микроскопом. 4.Пластик, бумага, чернила под микроскопом |
14-15 | Животные «Светлячки» -2часа | 1 1 | 1. «Светлячки» - обитатели моря» 2. «Светлячки» - обитатели суши. Проект №1 «Удивительное» |
16-18 | Удивительные постройки животных, птиц и насекомых -3часа | 1 1 1 | 1.Удивительные постройки животных, птиц и насекомых 2.Искусство водных животных и птиц 3.Замечательные постройки насекомых |
19-20 | Чадолюбивые отцы -2 часа | 1 1 | 1.Роль самцов рыб в воспитании потомства 2.Интереснейшие явления в живой природе |
21-22 | Цветы и насекомые -2часа | 1 1 | 1.Два мира 2.Насекомые в нашем дворе |
23-24 | Растения-хищники -2часа | 1 1 | 1.Растения-хищники 2.Странные растения |
25-26 | Потомки вымерших деревьев-2часа | 1 1 | 1.Потомки вымерших деревьев 2.Хвощи и плауны |
27-34 | Удивительные растения -8 часов | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1.«Рассматривание клеток под микроскопом» 2.Удивительные растения вокруг нас. 3.О чем шепчутся деревья? 4.В непознанном мире грибов Грибы и лишайники под микроскопом. 5.Человек в цифрах. Практическая работа«Изучение некоторых характеристик» 6.Игра «Удивительные загадки природы» 7.Игра – обобщение «Хочу все знать» 8.Создание и защита проекта «Удивительное в …» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...