Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительное рядом" 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Садыкова Халита Раимгуловна

Программа «Удивительное рядом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения предметного курса биологии в 5 классе:

Живые организмы

Обучающийся научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям; проводить наблюдения за живой объект; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Обучающийся овладеет системой биологических знаний – понятиями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Обучающийся освоит общие приемы: оказания первой помощи; размножения культурных растений; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Обучающийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природу;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы размножения культурных растений, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, ; размножения  культурных растений;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности  

Введение-1 час. Макромир. Мегамир. Микромир

Микроскопы-2 часа. Телескопы и микроскопы. Какие бывают микроскопы. Какие бывают микроскопы, правила работы с микроскопами Просмотр презентации, знакомство со школьным  микроскопом

Частицы микромира-6 часов. Молекулы, атомы, живые клетки, препараты. Микроскопическое строение животной и растительной клетки. Молекулы и атомы. Кристаллическая решетка. Просмотр презентации, собирание модели кристаллической решетки.

Твердые и жидкие объекты неживого мира-4 часа. 

Песок и почва под микроскопом Сахар, чай, кофе, крупы под микроскопом. Ткани, шерсть, ворс под микроскопом.    Жидкости под микроскопом              Изучение готовых препаратов и создание своих, наблюдение, краткие выводы в графической или табличной форме

Животные «Светлячки» (2часа).

Поверхность моря, микроскопические ночесветки. Погружение в море -медузы, светящиеся рыбы. Морское дно - светящиеся черви и моллюски.

Светящиеся животные-обитатели суши. Микроскопические организмы, которые излучают свет. Проект  №1 «Удивительное»

Удивительные постройки животных, птиц и насекомых (3часа).

Строительное искусство водных животных. Строительный инстинкт птиц. Замечательные постройки насекомых. Два миллиона разных жизней. Замечательные постройки термитов.

Чадолюбивые отцы (2 часа).

Интереснейшие явления живой природы. Самец колюшки - задорное создание. Костяной крючок самца рыбы куртус. Роль самца жабы - повитухи. Создание презентации.

Цветы и насекомые (2 часа).

Цветы и насекомые - два мира. Разнообразие насекомых-опылителей. Роль в природе и жизни человека. Наблюдение препаратов насекомых под микроскопом. Графический отчет

Растения-хищники (2 час).

Странные растения. Кора кустарников и деревьев под микроскопом. Роль ловчих снарядов насекомоядных растений. Просмотр презентации

Потомки вымерших деревьев (2 час).

Плаун - вымирающий потомок древнейших на земле деревьев. Хвощи - накопители кремнезема. Создание презентации

Тема: Удивительные растения (8 час)

История открытия удивительных растений: виктории-регги, раффлезии, сейшельским пальмы Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и   др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. творческий отчет учащихся о полученных знаниях за год Просмотр презентации

3.Тематическое планирование

Разделы

Количество часов

Темы занятий

1

Введение-1 час

1

1.Макромир. Мегамир. Микромир.

2-3

Микроскопы-2часа

1

1

1.Телескоп и микроскоп.

2.Какие бывают микроскопы

4-9

Частицы микромира-6 часов

1

1

1

1

1

1

1.Молекулы и атомы.

2.Кристаллическая решетка

3.Живая клетка

4.Школьный микроскоп

5. Школьный микроскоп

6.Препараты

10-13

Твердые и жидкие объекты неживого мира-4 часа

1

1

1

1

1.Песок и почва под микроскопом

2.Сахар, чай, кофе, крупы под микроскопом.

3.Ткани, шерсть, ворс под микроскопом.

4.Пластик, бумага, чернила под микроскопом

14-15

Животные «Светлячки» -2часа

1

1

1. «Светлячки» - обитатели моря»

2. «Светлячки» - обитатели суши. Проект №1 «Удивительное»

16-18

Удивительные постройки животных, птиц и насекомых -3часа

1

1

1

1.Удивительные постройки животных, птиц и насекомых

2.Искусство водных животных и птиц

3.Замечательные постройки насекомых

19-20

Чадолюбивые отцы -2 часа

1

1

1.Роль самцов рыб в воспитании потомства

2.Интереснейшие явления в живой природе

21-22

Цветы и насекомые -2часа

1

1

1.Два мира

2.Насекомые в нашем дворе

23-24

Растения-хищники -2часа

1

1

1.Растения-хищники

2.Странные растения

25-26

Потомки вымерших деревьев-2часа

1

1

1.Потомки вымерших деревьев

2.Хвощи и плауны

27-34

Удивительные растения -8 часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1.«Рассматривание клеток под микроскопом»

2.Удивительные растения вокруг нас.

3.О чем шепчутся деревья?

4.В непознанном мире грибов Грибы и лишайники под микроскопом.

5.Человек в цифрах.

Практическая работа«Изучение некоторых характеристик»

6.Игра «Удивительные загадки природы»

7.Игра – обобщение «Хочу все знать»

8.Создание и защита проекта «Удивительное в …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...