«Особенности урбанизации в России. Городское население»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Конспект урока в рамках реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_urbanizatsii_v_rossii._gorodskoe_naselenie.docx | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока географии 8 класс Учитель: Яскилка Е. П., учитель географии МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области | |
Тема урока Цели урока Тип урока Методы обучения Виды учебной деятельности Оборудование УМК Планируемый результат | «Особенности урбанизации в России. Городское население» - организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации об особенностях урбанизации в России и городском населении; - содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности; - создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект; - содействовать развитию умений использовать научные методы познания. Урок «открытия» новых знаний Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый, рефлексия. планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция; Компьютер, технологические карты.
Предметные: - знать и объяснять особенности урбанизации в России; - определять особенности городского населения; - работать с картами и текстом учебника, делать выводы.
Общеучебные: - умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; - формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; - развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;
Метапредметные: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Личностные: - формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира; - формирование желания выполнять учебные действия; - формирование позитивного отношения к окружающему миру; - желание участвовать в творческом, созидательном процессе; - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. |
Этапы урока | Формы работы, средства обучения, приемы обучения | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Что нужно для успешной работы на уроке? Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех» | Регулятивные: саморегуляция Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие | Почему норманны называли Русь «Гардарикой»? Что вы знаете об этом? | Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
Выявление места и причины затруднения. | Тема урока: «Особенности урбанизации в России. Городское население» Какие вопросы мы можем поставить к данной теме? | Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: формирование интереса к окружающему миру. |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Цель: изучить, как проходил процесс урбанизации в России, типологию городов и функции городов. Как мы можем достичь поставленной цели? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия. |
Реализация построенного проекта | Работа в группах:
| Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира. |
Первичное закрепление с комментированием | Ответы обучающихся. | Регулятивные: коррекция, оценка Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Этап применения знания и способов действий | Найдите на карте города-миллионники. В какой части страны располагается большинство из них? С чем это связано? Определите по карте атласа, каких регионах России самые высокие и низкие показатели урбанизации. Можно ли утверждать, что в настоящее время в России процесс урбанизации прекратился (для ответа используйте данные диаграмм 213 и 214) | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Включение в систему знаний и повторение | Задание 6. | Регулятивные: прогнозирование. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Домашнее задание | п. 47, ответить на вопросы 1 и 2. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (Итог урока). | Достигнута ли цель нашего урока? Удалось ли решить поставленные задачи? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать еще? Где можно применить новое знание? | Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Страна городов
Древняя Русь была страной городов. Норманны называли Русь «Гардарикой»; т. е. «страной городов».
Первые города возникли еще в I тысячелетии н. э. В IX в. в летописях упоминаются города Новгород, Ростов Великий, Смоленск, Муром. К XII веку насчитывалось уже около 150 городов, а до нашествия монголов на Руси насчитывалось до 3000 городов. Во времена Петра I было основано много новых городов. Все знают об «окне в Европу» - Санкт-Петербурге. А при Екатерине II было изменено территориальное деление России, создано 500 уездов, для которых были учреждены уездные центры. Многие села (165) получили статус города.
В XIX веке города, как опорные пункты, были образованы на границах Российской империи: на Дальнем Востоке (Владивосток, Благовещенск), на Кавказе (Грозный, Владикавказ).
Более 600 городов было образовано после Октябрьской революции. Больше всего возникло промышленных центров в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке. В сер. XX в. рядом с крупными городами возникли города науки - «наукограды» (около Москвы - Дубна, Реутов, Зеленоград и др.). Выросли города-курорты в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа (Ялта, Сочи). Появились города - центры военной промышленности, так называемые закрытые города (города призраки).
К росту числа городов привело строительство железных дорог. Города, через которые проходила железная дорога, получили преимущество для своего развития.
В кон. XIX - нач. XX в. в России было всего два города-миллионника (Санкт-Петербург и Москва) и около десятка городов с населением более 100 тысяч жителей (Киев, Ростов-на-Дону, Казань, Нижний Новгород, Астрахань и др.). Что привело к росту городов в последующие годы? Как изменилась численность городов? К росту городов привели: отмена крепостного права (1861 г.), процесс индустриализации 30-х годов XX в. К концу 30-х гг. в России доля городского населения (уровень урбанизации) увеличилась с 18% до 34%; к 1958 г. доля городского населения достигла до 50%, а к началу 2002 года она оставила 74%.
Современные города-милионники Москва -8,4 млн чел.; Санкт-Петербург -4,7 млн чел.; Новосибирск - 1,4 млн чел.; Нижний Новгород - 1,36 млн чел.; Екатеринбург - 1,27 млн чел.; Самара -1,17 млн чел.; Омск- 1,158 млн чел.; Челябинск -1 млн чел.; Пермь - 1 млн чел.; Уфа- 1,0 млн чел.; Казань- 1,0 млн чел.; Ростов-на-Дону -1,0 млн чел.
Городом может считаться населенный пункт с населением более 12 тысяч человек, которые работают не в сельском хозяйстве.
Города различают по функциям и по численности населения: по численности населения
- Малые до 20 тысяч жителей (до 50 тысяч).
- Средние до 100 тысяч жителей.
- Большие - более 100 тысяч жителей.
- Крупные - более 250 тысяч.
- Крупнейшие - более 500 тысяч.
- Города-миллионеры.
по функциям
центральные места | отраслевые центры |
1. Столица (Москва) 2. Неофициальные столицы (Санкт-Петербург,) 3. Центры республик, краев, областей (Казань, Тверь) 4. Районные центры | 1. Промышленные центры (Нижний Тагил) 2. Транспортные центры экономических районов (порты:Находка, Новороссийск) 3. Наукограды Нижний Новгород, Новосибирск) (Обнинск, Зеленоград) 4. Туристические центры (Суздаль) 5. Города-курорты (Сочи) |
Города - многофункциональные центры, т. к. они выполняют множество функций: административные, промышленные центры, культурные, научные, транспортные.
Запись в тетрадь
Мегалополис (греч. мега - большой, полис - город; происходит от названия цревнегреческого г. Мегалополь, возникшего от слияния более чем 35 поселений) -наиболее крупная форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций.
Городская агломерация - это группы близкорасположенных городов, объединенных тесными связями:
- трудовыми (в Московской агломерации ежедневно тысячи людей, живущих в городах-спутниках (Люберцы, Мытищи, Одинцово...) едут на работу в Москву.
- культурно-бытовые (поездки на выставки, в театры, в магазины и др.).
- производственные (поставки сырья, материалов и др., т. е. связи между предприятиями городов-спутников и крупного города).
- инфраструктурными - совместное использование коммуникаций, сетей (тепло-, энерго-, водо-, газоснабжения, очистных сооружений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Население России. Размещение населения России.
Организационная информацияТема урокаНаселение России. Размещение населения России.ПредметгеографияКласс9Автор урока (ФИО, должность) Федорова Ольга Петровна, учитель географииОбразовательно...
урок географии 8 класса с практической работой по теме "Составление картосхемы"Урбанизация в России"
Практическая работа по теме: «Составление картосхемы «Урбанизация в России» проводится в 8 классе. Целью данной работы было составить картосхему для обобщения и применения полученные ранее знаний...
Урбанизация в России. Города
Как проходил прцесс урбанизации в России, типология городов и функция городов. Значение городов в материальной и духовной жизни населения....
Тест по теме: «Особенности расселения людей. Сельское и городское население».
Тест разработан для учащихся 7 класса...
Урок географии по теме: "Урбанизация в России. Города России".
Урок изучения нового 8 класс...
Проверочная работа по теме «Географические особенности размещения населения России. Воспроизводство населения» 9 класс
Проверочная работа по теме «Географические особенности размещения населения России. Воспроизводство населения»...
География 8 класс "Особенности урбанизации в России"
Конспект урока география 8 класс "Особенности урбанизации в России"...