«Особенности урбанизации в России. Городское население»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Яскилка Елена Петровна

Конспект урока в рамках реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_urbanizatsii_v_rossii._gorodskoe_naselenie.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

8 класс

                                                                                                    Учитель: Яскилка Е. П., 

                                                                                                 учитель географии

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

«Особенности урбанизации в России. Городское население»

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации об особенностях урбанизации в России и городском населении;

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Урок «открытия» новых знаний

Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый,  рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

  1. Учебник: География России. Природа. Население: 8 класс: / В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя под общ. ред. В. П.Дронова . – М.: Вентана-Граф,2014.

Предметные:

- знать и объяснять особенности урбанизации в России;

- определять особенности городского населения;

- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.

 

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

 

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:         

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Этапы урока

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Что нужно для успешной работы на уроке?

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Почему норманны называли Русь «Гардарикой»? Что вы знаете об этом?

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,

аргументировать.

Выявление места и причины затруднения.

Тема урока: «Особенности урбанизации в России. Городское население» 

Какие вопросы мы можем поставить к данной теме?

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: изучить, как проходил процесс урбанизации в России, типологию городов и функции городов.

Как мы можем достичь поставленной цели?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

Работа в группах:

  1. Классификации городов.
  2. Функции городов.
  3. Что такое урбанизация и как она изменялась во времени.
  4. Что такое агломерация и её роль.
  5. В чем проблемы больших городов?

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Ответы обучающихся.

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Найдите на карте города-миллионники. В какой части страны располагается большинство из них? С чем это связано?

Определите по карте атласа, каких регионах России самые высокие и низкие показатели урбанизации. Можно ли утверждать, что в настоящее время в России процесс урбанизации прекратился (для ответа используйте данные диаграмм 213 и 214)

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Задание 6.

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

п. 47, ответить на вопросы 1 и 2.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока).

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Страна городов

Древняя Русь была страной городов. Норманны называли Русь «Гардарикой»; т. е. «страной городов».

Первые города возникли еще в I тысячелетии н. э. В IX в. в летописях упоминаются города Новгород, Ростов Великий, Смоленск, Муром. К XII веку насчитывалось уже около 150 городов, а до нашествия монголов на Руси насчитывалось до 3000 городов. Во времена Петра I было основано много новых городов. Все знают об «окне в Европу» - Санкт-Петербурге. А при Екатерине II было изменено территориальное деление России, создано 500 уездов, для которых были учреждены уездные центры. Многие села (165) получили статус города.

В XIX веке города, как опорные пункты, были образованы на границах Российской империи: на Дальнем Востоке (Владивосток, Благовещенск), на Кавказе (Грозный, Владикавказ).

Более 600 городов было образовано после Октябрьской революции. Больше всего возникло промышленных центров в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке. В сер. XX в. рядом с крупными городами возникли города науки - «наукограды» (около Москвы - Дубна, Реутов, Зеленоград и др.). Выросли города-курорты в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа (Ялта, Сочи). Появились города - центры военной промышленности, так называемые закрытые города (города призраки).

К росту числа городов привело строительство железных дорог. Города, через которые проходила железная дорога, получили преимущество для своего развития.

                В кон. XIX - нач. XX в. в России было всего два города-миллионника (Санкт-Петербург и Москва) и около десятка городов с населением более 100 тысяч жителей (Киев, Ростов-на-Дону, Казань, Нижний Новгород, Астрахань и др.). Что привело к росту городов в последующие годы? Как изменилась численность городов? К росту городов привели: отмена крепостного права (1861 г.), процесс индустриализации 30-х годов XX в. К концу 30-х гг. в России доля городского населения (уровень урбанизации) увеличилась с 18% до 34%; к 1958 г. доля городского населения достигла до 50%, а к началу 2002 года она оставила 74%.

Современные города-милионники Москва -8,4 млн чел.; Санкт-Петербург -4,7 млн чел.; Новосибирск - 1,4 млн чел.; Нижний Новгород - 1,36 млн чел.; Екатеринбург - 1,27 млн чел.; Самара -1,17 млн чел.; Омск- 1,158 млн чел.; Челябинск -1 млн чел.; Пермь - 1 млн чел.; Уфа- 1,0 млн чел.; Казань- 1,0 млн чел.; Ростов-на-Дону -1,0 млн чел.

Городом может считаться населенный пункт с населением более 12 тысяч человек, которые работают не в сельском хозяйстве.

Города различают по функциям и по численности населения: по численности населения

  1. Малые до 20 тысяч жителей (до 50 тысяч).
  2. Средние до 100 тысяч жителей.
  3. Большие - более 100 тысяч жителей.
  4. Крупные - более 250 тысяч.
  5. Крупнейшие - более 500 тысяч.
  6. Города-миллионеры.

по функциям

центральные места

отраслевые центры

1. Столица (Москва)   

2.  Неофициальные столицы    (Санкт-Петербург,) 

3.  Центры республик, краев, областей (Казань, Тверь) 

4. Районные центры

1. Промышленные центры (Нижний Тагил)         

2. Транспортные центры экономических районов   (порты:Находка,                                                                Новороссийск) 

3. Наукограды   Нижний Новгород, Новосибирск)        (Обнинск, Зеленоград) 4. Туристические центры (Суздаль)

5. Города-курорты (Сочи)

Города - многофункциональные центры, т. к. они выполняют множество функций: административные, промышленные центры, культурные, научные, транспортные.

Запись в тетрадь

Мегалополис (греч. мега - большой, полис - город; происходит от названия цревнегреческого г. Мегалополь, возникшего от слияния более чем 35 поселений) -наиболее крупная форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций.

Городская агломерация - это группы близкорасположенных городов, объединенных тесными связями:

  1.  трудовыми (в Московской агломерации ежедневно тысячи людей, живущих в городах-спутниках (Люберцы, Мытищи, Одинцово...) едут на работу в Москву.
  2.  культурно-бытовые (поездки на выставки, в театры, в магазины и др.).
  3.  производственные (поставки сырья, материалов и др., т. е. связи между предприятиями городов-спутников и крупного города).
  4.  инфраструктурными - совместное использование коммуникаций, сетей (тепло-, энерго-, водо-, газоснабжения, очистных сооружений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население России. Размещение населения России.

Организационная информацияТема урокаНаселение России. Размещение населения России.ПредметгеографияКласс9Автор урока (ФИО, должность) Федорова Ольга Петровна, учитель географииОбразовательно...

урок географии 8 класса с практической работой по теме "Составление картосхемы"Урбанизация в России"

Практическая работа по теме: «Составление картосхемы «Урбанизация в России» проводится в 8 классе. Целью данной работы было составить картосхему для обобщения и применения полученные ранее знаний...

Урбанизация в России. Города

Как проходил прцесс урбанизации в России, типология городов и функция городов. Значение городов в материальной и духовной жизни населения....

Проверочная работа по теме «Географические особенности размещения населения России. Воспроизводство населения» 9 класс

Проверочная работа по теме «Географические особенности размещения населения России. Воспроизводство населения»...

География 8 класс "Особенности урбанизации в России"

Конспект урока география 8 класс "Особенности урбанизации в России"...