Публичный отчёт учителя географии «Проектная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС»
материал по географии по теме
В данной работе описан опыт учителя географии по организации проектной деятельности школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_shkolnikov_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 220.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС»
Я, Злобина Людмила Владимировна, в 1989 году окончила Днепропетровский горный институт, геологоразведочный факультет, специальность горный инженер-геофизик. В 2016 году прошла профессиональную переподготовку по программе «Педагогическое образование: учитель географии». Мой педагогический стаж 25 лет. Имею высшую квалификационную категорию. Работаю в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» со дня её открытия, 18 лет. В 2009 году общероссийская энциклопедия «Одаренные дети – будущее России» опубликовала материал о школе, лучших педагогах, разрабатывающих и внедряющих новые методы воспитания и обучения подрастающего поколения, в рубрике «Доска Почета» занесено и моё имя. Кандидатуры были включены по рекомендации региональных и федеральных органов образования.
Считаю, основными чертами моей педагогической деятельности являются – взвешенность в выборе технологии обучения, высокий методический уровень каждого урока и внеклассного мероприятия, демократический стиль общения с обучающимися, сочетающийся с обоснованной требовательностью, использование современных педагогических и информационных технологий. Это позволяет добиваться высоких результатов и положительной динамики в учебной и во внеурочной деятельности.
Мои обучающиеся успешно выступают на конкурсах, конференциях разного уровня, подтверждают свои знания на государственной (итоговой) аттестации, обладают сформированными специальными умениями и навыками.
Главной задачей, которую я определила для себя, является предоставление качественных образовательных услуг, чтобы обучающиеся нашей школы оказались конкурентно способными, обладающими определенным набором компетенций.
За время работы разработана собственная методическая система, апробированную в профессиональном сообществе таким педагогическим опытом, который дает стабильно высокие результаты обучения.
Следует отметить, что сложившаяся собственная система характеризуется общей направленностью на дидактические системы личностно-ориентированного обучения, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания обучающимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить обучающихся учиться».
В связи с этим ведущей идеей стала идея формирования социально значимых надпредметных компетенций посредством технологии проектной деятельности.
В своей педагогической деятельности давно и активно использую проектную технологию. Ещё в 2010 году опыт своей работы по использованию проектной технологии представляла на Республиканском конкурсе «Инноватика в образовании», где получила Сертификат, удостоверяющий инновационность разработки .http://school10inta.ucoz.ru/index/geografija_biologija_istorija/0-49
С тех пор количество проектов в моей копилке увеличилось, от проектов в рамках класса я «перешла» к общешкольным проектам. Так, в 2014 и 2015 году я была руководителем общешкольного проекта, посвященного 60-летию города: информационно-творческий проект «Инта, к тебе я сердцем прикоснусь», о котором я писала выше и литературно-художественный альманах «Моя Инта!». В альманахе под одной обложкой оказались разные по возрасту авторы: ученики 1-11 классов нашей школы, их родители, учителя, то есть наша дружная школьная семья. Работы, представленные авторами, сгруппированы в четыре раздела: «Поэтическая страничка», «Инта в объективе», «Рисунки и поделки», «Рассказы, очерки об Инте». Все эти работы объединяет одно великое чувство авторов – любовь к своему любимому городу, к своей малой Родине. На этих примерах мы видим, что особенностью применения технологии в обучении географии, является ярко выраженная краеведческая направленность проектной деятельности учащихся.
Данный проект наряду с другими материалами, представляющий инновационный опыт МБОУ «СОШ № 10» был представлен на Республиканской выставке «Школа-2015», а также на виртуальных стендах Всероссийской выставки образовательных учреждений (16.12.2014г. – 16.02.2015г.). Продукт проекта - альманах «Моя Инта» можно увидеть на странице школьного сайта http://school10inta.ucoz.ru/index/mediaprodukt/0-181
(http://ru.calameo.com/read/004100528662c86790465)
Использую проектную технологию и на уроках географии, особенно если необходимо познакомиться с объемным материалом за короткие сроки. Например, ученики 8-х классов каждый год пополняют материал к проекту «Заповедники России», «Русские путешественники и первооткрыватели». Накоплен большой фактический материал, который ребята используют при подготовке к экзаменам, олимпиадам.
Опыт своей работы по применению проектной технологии в урочное и внеурочное время в виде мастер – класса я представила на республиканской площадке в рамках курса повышения квалификации по теме «Особенности реализации ФГОС общего образования» в 2017 году.
Формировать умения проектной деятельности начинаю с 5-го класса, поэтому к старшим классам ребята уверенно создают свои проекты.
С 2013 года наша школа является республиканской пилотной площадкой по введению ФГОС ООО, что позволило привнести новые формы и методы работы с учащимися. В школе учащиеся могут работать над проектами по естествознанию в рамках Месяца естественных наук Открытого фестиваля «Созвездие наук», где есть своя научно-практическая конференция, и могут работать над разнообразными темами в рамках Научного общества школьников, где есть своя научно - практическая конференция «Шаг вперед».
Особо хочу остановиться на научно-практической конференции в рамках Месяца. В течение месяца ребята под моим руководством выполняют несколько проектов. Учащиеся сами выбирают тему в рамках темы Месяца.
Учебный год | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Тема Месяца, в рамках которой работали учащиеся | «Естествознание в произведениях мировой художественной культуры» | «Удивительное рядом» | «Экология: проблемы, пути решения, перспективы» |
Проблемы, лежащие в основе проектов | «Можно ли через художественные произведения изучать естественные науки? Как поэты, писатели, художники, музыканты используют язык науки? Есть ли в произведениях научные ошибки? Доказать связь науки и искусства экспериментально» | «Как устроен окружающий нас мир с точки зрения естественных наук?», «Какими удивительными свойствами обладают окружающие нас объекты?» | «Как устроен наш дом – Земля?», «Что угрожает благополучию нашей планеты?», «Что мы можем сделать для всеобщего экологического благополучия» |
Темы детских проектов | «По следам Садко», «Робинзон Крузо: правда и вымысел», «Роль ветра в произведениях писателей» | «Клюква», «Северный олень» «Полярное сияние», «Полярный день и полярная ночь» | «Экология детской комнаты», «Жизнь заповедного леса», «Создание логотипа ООПТ Республики Коми». |
Результаты своей работы учащиеся публично представляют перед комиссией. На защиту проектов приглашаются учащиеся других классов, родители, учителя. Традиционное участие в конференции позволяет ребятам набираться опыта и влияет на улучшение качества работ.
В течение 2012 -2017 годов мною совместно с учащимися разработаны следующие проекты, основанные на краеведческом материале:
- «Широка страна моя родная»
- «Глобальные проблемы человечества и проблемы города Инта»
- «Республика Коми на карте России»
- «Удивительное рядом!»
- «Экология: проблемы, пути решения, перспективы»
- «Особо охраняемые природные территории Республики Коми»
- «Инта, к тебе я сердцем прикоснусь»
- Литературно-художественный альманах «Моя Инта».
Данные проекты, которые традиционно вошли в мою практику, формируют у моих воспитанников целостную картину мира, создают широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.
Участие в данных проектах позволяет ребятам развить и метапредметные компетенции, такие как:
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
Кроме того, данные проекты усиливают воспитательную направленность у современного школьника, формируют патриотические чувства, любовь и уважение к своей Родине, к народам, проживающим на территории страны и своего региона.
Каждый ребенок, участвующий в данных проектах, может внести в него свой посильный вклад исходя из своего индивидуального развития. В процессе работы над проектом определяется социальная позиция ребенка, так как дети взаимодействуют между собой, работают в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представляют себя, ведут дискуссии. Такое участие в проектной деятельности создаёт сильную мотивацию к обучению, самообразованию, что позитивно сказывается на результатах учебной деятельности.
Проекты, выполненные ребятами под моим руководством всегда получают высокую оценку зрителей, участников и жюри конференций как школьного, так и муниципального, республиканского уровня. Так как большинство конкурсов федерального и международного уровня являются коммерческими, а большая часть наших детей из семей малообеспеченных, поэтому участие в таких конкурсах мы ограничиваем.
Количество проектов, участвующих на конференциях разного уровня
Из данных диаграммы видна положительная динамика количества и повышение качества проектов, выполненных учащимися по географии на различных уровнях.
Меня, как учителя, привлекает в данной технологии то, что работа над выполнением проектных заданий даёт возможность учителю создать условия подлинной ситуации творчества, при которой, ученик имеет возможность соприкоснуться с нечто удивительным им ещё неведомым и в процессе его познания реализоваться как ищущая, способная к творчеству личность.
2. Результативность представления учебных проектов и научно – исследовательских работ на Муниципальных конференциях:
- Беляева Елена «Где живут счастливые люди?»,I место в научно-практической конференции «Эврика».
- Алексеев Эдуард, Митрофанова Виктория «Экология детской комнаты», II место в научно-практической конференции «Эврика».
- Никишин Сергей, Карналюк Даниил «Северный олень», II место в научно-практической конференции «Эврика».
- Корякина Анна «Снижение экокультуры населения как главная причина загрязнения окружающей среды», III место в научно-практической конференции «Эврика».
Оценкой результативности представленного опыта может служить
- Позитивная динамика «качества знаний» по предмету;
- Увеличение количества школьников, участвующих в конференциях, конкурсах различного уровня;
- Рост количества и повышение качества творческих работ (исследований) учащихся по географии;
- Высокий показатель количества учащихся, испытывающих интерес к изучению географии;
Показателем также может быть востребованность моего профессионального опыта педагогическим сообществом, представление моих методических разработок в различных формах диссеминации.
Презентация моего педагогического опыта по реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся размещена в сетевом образовательном сообществе «Сообщество педагогов Республики Коми, занимающихся дополнительным образованием детей, внеурочной и проектно-исследовательской деятельностью» на портале сетевого образовательного сообщества «Открытый класс» (ГАУДО РК «РЦДО») в рамках III дистанционный Фестиваль педагогического мастерства по проектной и исследовательской деятельности.
За организацию исследовательской и проектной деятельности школьников неоднократно награждена грамотами, дипломами, свидетельствами:
Дата | Наименование |
2002 | Грамота МУ« Городское управление народного образования» за успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения |
2006 | Благодарственное письмо МОУ «СОШ № 10» За вклад в развитие научно-исследовательской деятельности учащихся |
2007 | Благодарственное письмо МОУ «СОШ № 10» за развитие научно-исследовательской деятельности школьников и подготовку победителя научно-практической конференции |
2007 | Почетная грамота Министерства образования и высшей школы Республики Коми за многолетний добросовестный труд в области образования и достигнутые успехи в обучении и воспитании детей |
2008 | Благодарственное письмо Министерства образования и высшей школы Республики Коми за подготовку победителя Республиканской научно – практической конференции |
2008 | Свидетельство Всероссийской научной конференции, удостоверяющее высокий уровень руководства исследовательской деятельностью молодежи |
2008 | Почетная грамота администрации муниципального образования городского округа «Инта» за добросовестный долголетний труд и в связи с празднованием 10-летнего юбилея школы. |
2009 | Диплом Министерства образования Республики Коми за подготовку победителя Республиканской конференции юных исследователей окружающей среды |
2010 | Благодарственное письмо МОУ «СОШ № 10» за научное руководство исследовательской работы участников V школьной научно-практической конференции «Шаг вперед» |
2010 | Благодарственное письмо администрации муниципального образования городского округа «Инта» за плодотворную деятельность в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. |
2010 | Почетная грамота Министерства образования Республики Коми за победу в конкурсе лучших учителей Республики Коми в 2010 году. |
2010 | Благодарственное письмо Главы Республики Коми В.М.Гайзера |
2011 | Благодарственное письмо МОУ «СОШ № 10» за научное руководство исследовательской работы участников VI школьной научно-практической конференции «Шаг вперед» |
2011 | Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников |
2011 | Почетная грамота администрации муниципального образования городского округа «Инта» за победу в конкурсе лучших педагогов муниципальных образовательных учреждений на получение целевых денежных премий МОГО «Инта» |
2012 | Благодарственное письмо МБОУ «СОШ № 10» за большой вклад в развитие научно-исследовательской деятельности школьников и подготовку призера VII научно- практической конференции «Шаг вперед!» |
2012. | Благодарственное письмо Сыктывкарского государственного университета за активное сотрудничество и подготовку докладчика к участию в Республиканской научной конференции учащихся школ, лицеев, гимназий «Север в судьбах моих земляков» |
2013 | Благодарственное письмо МБОУ «СОШ № 10» за большой вклад в развитие исследовательской деятельности школьников и подготовку победителей |
2013 | Благодарность за многолетний, добросовестный труд в МБОУ «СОШ № 10», верность профессии, высокий профессионализм и творческий подход к педагогическому делу |
2013 | Свидетельство Республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи – Республике Коми» о высоком уровне руководства исследовательской деятельностью молодежи |
2014 | Диплом за высокий уровень организации и проведения Месяца естественных наук в рамках II Открытого фестиваля «Созвездие наук» |
2014 | Благодарность МБОУ «СОШ № 10» за большой вклад в развитие проектной деятельности школьников и подготовку призёров IX научно-практической конференции «Шаг вперед!» |
2014 | Благодарность МБОУ «СОШ № 10» за активную проектно-исследовательскую деятельность и в связи с празднованием 10-летия научно-практической конференции «Шаг вперед» |
2015 | Благодарность за эффективную работу в области образования и воспитания подрастающего поколения, за высокий уровень представления опыта работы по применению активных методов обучения в образовательном процессе в рамках подготовки и проведения Месяца естественных наук в рамках III Открытого фестиваля «Созвездие наук» |
2015 | Благодарность отдела образования администрации МОГО «Инта» за подготовку победителя научно-практической конференции «Эврика» |
2015 | Почетная грамота администрации муниципального образования городского округа «Инта» за многолетний добросовестный труд и в связи с 50-летием со дня рождения |
2015 | Свидетельство Республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи – Республике Коми» о высоком уровне руководства исследовательской деятельностью молодежи |
2016 | Диплом за высокий уровень организации и проведения Месяца естественных наук в рамках IV Открытого фестиваля «Созвездие наук» |
2016 | Благодарственное письмо МБОУ «СОШ № 10» за большой вклад в развитие исследовательской деятельности школьников и подготовку призеров |
2016 | Благодарность Отдела образования администрации МОГО «Инта» за подготовку призеров научно-практической конференции «Эврика» |
2016 | Свидетельство Республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи – Республике Коми» о высоком уровне руководства исследовательской деятельностью молодежи |
2016 | Свидетельство проекта «Инфоурок» о подготовке к участию учащихся, ставших победителями и призерами |
2017 | Благодарность за высокий уровень организации и проведения мероприятий Месяца естественных наук в рамках V Открытого фестиваля «Созвездие наук» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО
Слайдовая презентация составленная для районного метеодического объединения....
Технология творческой мастерской как способ активизации мыслительной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения
Труд учителя сложен и многогранен. Современная действительность предъявляет ряд требований не только к методам и формам организации учебного процесса, но к са...
Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологии и в дополнительном образовании»
Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологиии в дополнительном образовании» показывает основные аспекты обучен...
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...
Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»
Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...
Удостоверение №9070-АП, 21.04.2019г. о прохождении курса самообразования и саморазвития «Исследовательская и проектная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС»
Данный документ подтверждает, что я прошла курс смообразования и саморазвития «Исследовательская и проектная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС» в объеме 108 часов в апр...