Технологические карты уроков «УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН»
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Арефьева Елена Васильевна

Технологические карты уроков «УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН». В данном метериале даютя технологические карты уроков по изучению всего экономического района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_tehnologicheskaya_karta_uroka_ural_9_klass.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Конкурс «Урок Просвещения 2013». Номинащия  «Воспитание экологической культуры»

Технологические карты уроков «УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН»

Арефьева Елена Васильевна, учитель географии

МКОУ СОШ с УИОП №2им.А.Жаркова г. Яранска Кировской области

Д.адрес:г. Яранск, ул. Халтурина, д.16. кв.19

2013


Уральский экономический район.                                                        Технологическая карта урока.

Географическое положение . Особенности природы.(урок №1)

Дидактическая цель: создать условия для получения новых знаний, первичного закрепления на основе ИСО с элементами исследования в форме коллективной познавательной деятельности с ориентацией на формирование информационных, предметных, коммуникативных компетентностей.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Технология: элементы информационных технологий, развивающего обучения.

Образовательные цели:

Б/у: Закрепить понятия: физико-географическое, экономико-географическое, геополитическое положение, горы, климат, природная зональность, природные ресурсы.                                                                                    П/у:Сравнить географическое положение Урала с Поволжьем.               Выявить особенности  природы Урала, роль природной границы (европа-азия).  

У/у: Выделить проблемы Урала, определить причины этих проблем, выявить пути их решения.

Развивающие цели:

Б/у: Назвать географическую номенклатуру;;

П/у: Объяснять причины различий в природе северного, южного, западного, восточного  Урала; экологических проблем.

У/у: Предложить пути решения экологических проблем Урала.

Воспитательные цели: способствовать развитию коммуникативной, социальной, информационной компетентности на основе мировоззренческой идеи взаимосвязи природных ресурсов и отраслей хозяйства изучаемого региона; экологическому воспитанию учащихся.

Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский

Оборудование: УМК проект «Сферы» Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство», 9 кл., компьютерная программа, интерактивная карта «Урал», электронное приложение.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

Приветствует класс, создает позитивный настрой, проверяет готовность учащихся к занятию.

Настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. УМК Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство», 9 кл., с. 152, атлас с. 54-55, КК, Т-Т

  1. Целеполагание

Фронтальная беседа, использую рубрику: «Вспомните», стр.152,154.

  • Чем отличается г.п.Уральских гор от прочих гор России ?
  • В области какой складчатости сформировались Уральские горы?
  • В чем отличия умеренно континентального и континентального климата ?
  • ?
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Читают тему урока: «Уральский экономический район. Географическое положение. Природа.»
  • Отвечают на вопрос: «Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
  • Ставят цель урока.
  • Отвечают на вопросы рубрики «Вспомните» и учителя
  1. Актуализация и мотивация

Урал-опорный край державы,           Её добытчик и кузнец, ровесник нашей прежней славы,

И славы нынешней творец.

Изучением Уральского экономического района мы будем заниматься на протяжении 3-х уроков. К концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос:

Почему Урал – опорный край державы?

Для того, что бы ответить на этот вопрос мы должны на уроках:

  • Выявить значимость Уральского экономического района для хозяйства страны;
  • Оценить природные ресурсы УЭР для развития хозяйства региона;
  • Выделить этапы освоения территории Урала;
  • Установить специфические черты населения;
  • Определить отрасли специализации УЭР
  • Сформулировать проблемы и выявить пути их решения.

Учитель предлагает отправиться в экспедицию с целью изучения природы Уральских гор. Сообщает учащимся о старых названиях Уральских гор. Рифейские горы (античное время) . Каменный пояс Русской земли .        Камень  .                                                Земной пояс  .                                      Урал- 17 век В.Н.Татищев.(прил.1)

Делают записи в тетради

 

  1. Изучение нового материала

1.Выдает план сравнительной характеристики географического положения и беседует с учениками, делают вместе выводы. .(прил.2)

2. Отправляемся в экспедицию  по Уральским горам. В ходе работы заполняем « Дневник экспедиции». (Прил.4)

3.Выявить экологические проблемы охраны природы.

1.Заполняют в тетрадях таблицу « Сравнительная характеристика географического положения Урала и Поволжья», делают выводы.

2.Работают в тетрадях по предложенным вопросам изучения природы Урала с картами, электронным приложением, сайтами Интернет, заслушивают выступление учащегося о полезных ископаемых.(прил3)

3.Записывают проблемы, смотрят презентацию «Хозяйка медной горы» (опережающее задание)      4. Выполняют географ.исследования стр.157

5.Делают выводы, записывают в тетрадь.

5. Осознание и осмысление нового материала

Парная работа.

  • Тесты (компьютерная программа)
  • Практика (компьютерная программа)
  • Тетрадь тренажор страницы: 93 №1, 95 №1,2

  • Отвечают на вопросы теста программы, получают оценку компьютера
  • Выполняют работу в тетради тренажор.

6. Подведение итогов

  • Предлагает работу с интерактивной картой
  • Выполняют предложенную работу
  1. Домашнее задание
  • По итогам экспедиции составить «Образ»Урала- творческое задание. Выполнить задание на контурной карте стр.24,
  • Изучить §45, 46

Выбирают и записывают домашнее задание.

  1. Опережаю-щее задание
  • Подготовить компьютерные презентации «Промышленность Урала», «Экологические проблемы».

Приложение №1.

Пожалуй, никакие другие горы России не имели столько названий.

В античных источниках Урал отчасти связывают с Рифейскими и чаще с Гиперборейскими горами. Начиная с первой летописи — «Повести временных лет», относящейся к XI веку нашей эры, — русские называли Уральские горы Поясовым, Сибирским, или Большим Камнем, или же Земным Поясом. На первой карте Московского государства — «Большом Чертеже», составленном во второй половине XVI века, Урал под названием «Большой Камень» был изображён в виде горного пояса, с которого берут начало множество рек. Название Урал появилось только с XVIIIв. В работах знаменитого русского историка и географа В.Н.Татищева и  прочно закрепилось в деловом и разговорном языке. В. Н. Татищев это название заимствовал у башкир, которые свои родные горы издревле называли «Урал», а свою страну называли «Урал иле» («страна Урала»). Первоначально слово «Урал» применялось только к территории Южного Урала.

Приложение №2.

                                                                                                   План сравнительной характеристики

  1. Положение по отношению к государственным границам.
  2. На территории страны.
  3. Соседи.
  4. Выход к морю.
  5. Транспортное положение.                                                                                                                          Вывод.

     

Приложение №3.

Сообщение ученика о полезных ископаемых

   Урал — это сокровищница разнообразных полезных ископаемых. Из 55 видов важнейших полезных ископаемых, которые разрабатывались в СССР, на Урале представлено 48. По запасам некоторых видов минеральных ресурсов ( медных руд, асбеста, калийных солей) Урал занимает ведущее место в мире. Благодаря тому, что руды многокомпонентные  добыча их

рентабельна.

Урал выделяется большими запасами разнообразных ресурсов цветных металлов

Для восточных районов Урала наиболее характерны месторождения:

1.  медноколчеданных руд: Гайское, Сибайское, Дегтярское месторождения;

2. окисных никелевых руд: группа Орско-Халиловских месторождений;

3.  хромитовых руд;

4. залежи угля: Челябинский угольный бассейн;

5. россыпи и коренные месторождения золота: Кочкарское, Берёзовское;

6. платины: Исовские.

7. крупнейшие месторождения бокситов: Северо-Уральский бокситоносный район;

8. асбест: Баженовское.

На западном склоне Урала и в Приуралье имеются месторождения каменного угля - Печорский угольный бассейн; нефти и газа - Волга-Уральская нефтегазоносная область. Имеются значительные ресурсы алюминиевого сырья.

    Особенно Урал славится своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.). В недрах гор содержится более двухсот разных минералов.

Приложение №4.

Дневник экспедиции

  • Определите части Урала по особенностям рельефа
  • Используя электронное приложение , выявите , в какую складчатость

 и как зарождались горы?

  • Определите самую высокую вершину.
  • В чём отличие умеренно континентального ( западная часть ) и континентального ( восточная часть) климата.
  • Какие закономерности прослеживаются в изменении  климата на территории Уральского района?
  • По каким рекам Урала и в какой сезон можно сплавляться?
  • Почему на Урале много искусственных водоёмов? Какую роль они играют?
  • В какие природные зоны попадёт участник экспедиции, поднимаясь от подножья к вершине на южном Урале?
  • Какими природными ресурсами богат Урал?
  • Укажите особенности размещения месторождения полезных ископаемых.

                                                       Уральский экономический район.                                                        Технологическая карта урока.

Население (урок №2)

Тип урока:комбинированный.

Технология: элементы информационных технологий, развивающего обучения.

Образовательные цели:

Б/у: Закрепить понятия: плотность, урбанизация, народ, религия, занятость населения, денежные доходы.                                                                                     П/у: Сформировать знания о населении Уральского района, выявить главную особенность географии уральских городов. .                                    Развивающие цели:

Б/у: Назвать географическую номенклатуру;;

П/у: Объяснять причины различий в размещении населения, национальном составе , показать взаимосвязь город- миллионер- граница природных зон, выявить социальные  проблемы.

У/у: Предложить пути решения социальных проблем Урала.

Воспитательные цели: способствовать развитию коммуникативной, социальной, информационной компетентности на основе мировоззренческой идеи взаимосвязи природных ресурсов, населения и отраслей хозяйства изучаемого региона; экологическому воспитанию учащихся.

Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский

Оборудование: УМК проект «Сферы» Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство», 9 кл., компьютерная программа, интерактивная карта «Урал», электронное приложение.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

Приветствует класс, создает позитивный настрой, проверяет готовность учащихся к занятию.

Настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. УМК Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство», 9 кл., с. 158, атлас с. 54-55, КК, Т-Т

2.Целеполагание

Фронтальная беседа, использую рубрику: «Вспомните», стр.158.

  • Как классифицируют в России города по численности населения?
  • Какие исторические события Урала Вам известны?
  • Назовите и покажите на карте состав УЭР
  • Какие национальности на территории проживают?
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Читают тему урока: «Уральский экономический район. Население.»
  • Отвечают на вопрос: «Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
  • Ставят цель урока.
  • Отвечают на вопросы рубрики «Вспомните» и учителя

3.Актуализация и мотивация

Работа на уроке начинается с проверки творческого задания «Образы Урала».

1.Учащиеся выступают с подготовленным д.з.

4.Изучение нового материала

1.Задает вопросы для работы:                               Определите численность и плотность населения.                                                             Проанализируйте динамику численности населения, сделайте выводы.                                                                      Оцените урбанизированность  района, сделайте выводы.                                                          Перечислите города- миллионеры Урала.                                                                 Что представляет собой город-завод.

2. Сегодня мы собрались на конференцию по теме «Население и города Уральского района»Задачи конференции: сформировать знания о населении Уральского экономического района, расширить представление о культуре Урала, узнать причины образования городов. Вступительное слово учителя. В культурном отношении Урал является уникальной территорией, в которой традиционная культура разных народов сосуществует в течение столетий, претерпела разнообразные этнические, конфессиональные и цивилизационные воздействия. В результате сложилась неповторимая по своему культурному разнообразию среда, представляющая интерес для широкого круга специалистов - фольклористов, этнографов, историков, искусствоведов и практиков культуры.

Итак, уральцы… что же узнали о них наши журналисты.

1.Работают в тетрадях по предложенным вопросам изучения населения Урала с картами, электронным приложением, сайтами Интернет.  2. заслушивают выступления учащихся – журналистов, делают записи в тетрадь. (прил1)

3.Записывают  основные положения в тетрадь                                    4.Делают выводы, записывают в тетрадь.

5. Осознание и осмысление нового материала

Парная работа.

  • Тесты (компьютерная программа)
  • Практика (компьютерная программа)
  • Тетрадь тренажор страницы: 92 №2, 96 №1.

  • Отвечают на вопросы теста программы, получают оценку компьютера
  • Выполняют работу в тетради тренажор.

6. Подведение итогов

  • Предлагает работу с интерактивной картой
  • Выполняют предложенную работу

7.Домашнее задание

  • Подготовить компьютерные презентации «Промышленность Урала», «Экологические проблемы». Изучить §47.

Выбирают и записывают домашнее задание.

8.Опережаю-щее задание

  • Подготовить компьютерные презентации «Промышленность Урала», «Экологические проблемы».

Приложение №1.

1-й журналист: На Урале было принято жить большими семьями. Женщины работали по дому, воспитывали детей, обрабатывали лен, растили и убирали урожай, пряли, ткали, вышивали зимними вечерами чудные уральские узоры на полотенцах, скатертях, шили одежду, готовили приданое.

2-й журналист: Любимыми блюдами уральцев были пироги, блины гречневые, оладьи, пельмени, вареники из капусты и редьки, различные каши и щи.

3-й журналист: Самобытна уральская культура с её календарными праздниками и семейными традициями.

4-й журналист: Строительство на Руси, за исключением последней сотни лет, было целиком из дерева. Мастера рубили из дерева царские хоромы и дворцы. Из того же дерева рубились избы крестьян и мастеровых.

1-журналист: Путешествуя по Среднему Уралу, посетил молодой небольшой город Новоуральск. Там проживает 60 национальностей. Свой вклад в укрепление межнационального, межэтнического и межконфессионального диалога вносит и Центральная публичная библиотека, которая провела акцию “Хоровод культур”, приуроченную ко дню народов Среднего Урала. Работники библиотеки обратились к жителям города с просьбой принести предметы национальной культуры и быта, получилась необычная и очень интересная интернациональная выставка.

2-журналист: В семье народов, населяющих Россию, башкиры занимают далеко не последнее место, как по своей численности, так и по этнографическим особенностям. Когда-то весь этот край, весь Южный Урал и часть Среднего принадлежали башкирам. Они поселились здесь в IX веке, вытеснив жившую здесь чудь, которая на Урале совершенно исчезла. О далеком прошлом башкир сохранилось очень мало сведений, так как они жили спокойно на своих местах, не трогали соседних земель, лишь защищали свои. Немногие европейские путешественники, посетившие башкир в средние века, говорят о них, как о народе храбром, живом и гостеприимном.

   Журналисты продолжают выступление рассказами о городах-миллионерах.

3-й журналист: Уфа - столица Республики Башкортостан. Крупный промышленный, транспортный, культурный и религиозный центр страны. Численность населения (на 1 ноября 2010) — 1 064 000 человек.

По одной из версий, первоначально, древний город, располагавшийся на территории современной Уфы, носил имя Башкорт.

К 1557 г. фактически завершилось добровольное вхождение основной части Башкирии в состав Русского государства. В те времена управление Башкирией осуществлялось из Казани. Ввиду огромных расстояний это было крайне неудобно. Вот почему в 1573 г. башкиры обратились к Ивану Грозному с челобитьем о строительстве на их земле крепости.

В мае 1574 г. высадился отряд московских стрельцов. Прямо на берегу на горе Туратау (“гора-крепость”) была поставлена церковь, названная Троицкой, немного дальше — первые избы и хозяйственные постройки. Место под строительство крепости было выбрано очень удачно. С севера на юг протекала речка Сутолока, защищая поселение с востока, напротив вздымался крутой подъем, а река Белая представляла для степняков труднопреодолимую преграду. Центром поселения стала укрепленная крепость.

4-й журналист: Челябинск — крупный город в России., административный центр Челябинской обл.. “Танкоград” в годы Великой Отечественной войны. Насчёт происхождения топонима “Челябинск” существует несколько версий. Самое старое объяснение, бытовавшее среди потомков первопоселенцев и старожилов, говорит о том, что название крепости “Челяба” восходит к башкирскому слову “Силбе”, то есть “впадина; большая, неглубокая яма”. До конца XIX века Челябинск был небольшим городом. В 1892 г. через Челябинск прошла Транссибирская магистраль, в 1896 гг. была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал своеобразными воротами Сибири. Буквально за несколько лет, он занял ведущие позиции по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем.

    Сформировать представление о конфигурации восклицательного знака (по С.В.Рогачёву) на примере образования городов Оренбург и Орск.

Учитель:

В какой части Урала расположены города-миллионеры? (На территории Среднего Урала)

Какие высоты? (600-800 м)

Внимательно всмотримся в карту Урала. Как вы думаете, почему именно в этих местах образованы Оренбург, Орск?

На каких высотах расположены Оренбург, Орск? (200 м над уровнем моря)

Горы – природный барьер для развития хозяйственных отношений. На месте объезда препятствия возник древний город Оренбург. Из его точки удобно контролировать торговые потоки. Поскольку юг Уральского экономического района очень широкий, то Оренбургу помогает Омск.

Если представить, что Уральcкие горы – “палочка”, то город Оренбург - точка.

Как вы думаете, что это вам напоминает? (Восклицательный знак)

Попробуйте это схематично изобразить в своих тетрадях. К нам приехали журналисты из Оренбурга и Орска, которые расскажут о населении и культуре этих городов.

   Рассказы “журналистов” об Оренбурге и Орске сопровождаются презентацией.

5-й журналист: Оренбург — город с численностью населения на 1 января 2010 года — 525 600 человек.

Был основан 19 апреля 1743 г. года. Он основывался три раза на трёх разных местах. Первая крепость была заложена 31 августа 1735 г. на месте нынешнего Орска. Происхождение названия города имеет несколько версий. Одна из них: Оренбург был основан на реке Орь, он и получил свое название “Оренбург” — то есть “город на Ори”.

Строился он как город-крепость, как опорный пункт линий крепостей, охранявших юго-восточную границу России. Одновременно город должен был служить центром хозяйственно-экономического общения с народами Востока, что, в первую очередь, предполагало торговлю. Поэтому город носил и военный, и торговый характер: тут и казармы, и артиллерийский двор, и пороховые погреба, и военные учреждения, гостиный и меновой дворы, таможня.

Возник Оренбург как город-воин, охранявший юго-восточные границы Российской империи. Вскоре стал городом-купцом и крупнейшим посредником между Россией и Средней Азией. По прошествии некоторого времени Оренбург становится городом-столицей, центром громадной губернии, простиравшейся от Волги до Сибири, от Камы до Каспия. Оренбург располагается одновременно в двух частях света: Европе и Азии. На пешеходном мосту через реку Урал стоит символический знак границы между Европой и Азией.

6-й журналист: Орск был основан в ходе освоения Южного Урала. Он заложен в 1735 г. под руководством известного учёного-географа 18 в. Ивана Кирилловича Кирилова как крепость у горы Преображенской на левом берегу реки Урал при впадении в неё речки Орь.

Уральский экономический район.   Технологическая карта урока.

Хозяйство. Проблемы, перспективы развития.(урок №3)

Дидактическая цель  урока:  создать условия для получения новых знаний, первичного закрепления на основе кейс-технологи, ИКТ,  уровневой дифференциации в форме коллективной познавательной деятельности с ориентацией на формирование метапредметных ,предметных , личностных результатов.

 Задачи:- обучающие

Б/у:  понятия металлургическая база, обогащение, комбинат, передельная металлургия, руда, сырье, прокат, черная и цветная металлургия, номенклатура, отрасли специализации хозяйства с учетом природных условий и ресурсов, проблемы и перспективы развития региона, социально-экономический образ района.

П/у: Выявить экономическое «лицо»Урала, его роль в хозяйстве России, факторы и центры размещения производств отраслей специализации.

У/у: Выделить проблемы Урала, определить причины этих проблем, выявить пути их решения.

-развивающие

Б/у: Показать  географическую номенклатуру, состав района , отрасли специализации; описать особенности хозяйства с учетом природных условий и ресурсов.

П/у: Объяснять факторы размещения предприятий отраслей специализации, причины экономического кризиса на Урале;

У/у: Исследовать проблемы Урала, спрогнозировать пути   решения проблем.

-воспитательные - способствовать развитию коммуникативной, социальной, информационной компетентностей на основе мировоззренческой идеи взаимосвязи природных ресурсов и отраслей  специализации хозяйства изучаемого региона, развитие экологической культуры на примере анализа и оценки экологической ситуации Урала.

Тип урока - урок приобретения новых знаний с использованием ЦОР и  самостоятельной деятельности учащихся.

Формы работы учащихся -индивидуальная , групповая , парная.

Необходимое техническое оборудование: УМК проект «Сферы» Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство», 9 кл., компьютерная программа, интерактивная карта «Урал», презентации учителя (25 слайдов) и учащихся, ЭОР,  коллекция ЦОР.

                                                 Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Мотивация —Регулятивные УДД , познавательные-выполнение заданий,

 Урал ! Опорный край  державы . Его добытчик и кузнец ! Ровестник древней нашей славы  И славы нынешней творец... (А.Твардовский)             Почему, имея исторически  богатую сырьевую базу, район переживает спад производства?  

  • . УМК “Сферы”Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство», 9 кл., с. 160, атлас с. 54-55, КК . Отвечают на вопросы учителя.

2

Актуализация и целеполагание  

Логические ,регулятивные ,познавательныеУУД

Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии (1)

Фронтальная беседа, используя  рубрику: «Вспомните», стр.160

  • Как влияет на хозяйство транспортно-географическое положение Урала?
  • Какова главная закономерность размещения минеральных ресурсов уральского региона.
  • В какие периоды отечественной истории Урал имел славу?

Повторяем факторы размещения предприятий, Основные металлургические базы Урала

  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Отвечают на вопрос: «Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
  • Совместная постановка целей
  • Отвечают на вопросы рубрики «Вспомните» и учителя

 Работают с ЦОРами.    Деловая  корреспонденция «Старейшие отрасли хозяйства Урала» Делают записи в тетради:

  • Соляные заводы братьев Строгановых
  • Металлургические заводы братьев Демидовых

3мин

6мин.

4

Изучение нового материала-регулятивные , поэнавательные,личностные УУД

Уральский район (2)

Выслушивает опережающее домашнее задание и беседует с учениками, делают вместе выводы.

  1. Докажите, что черная металлургия является главной отраслью специализации района.
  2. Творческое задание «Горнозаводская промышленность Урала.
  3. Оцените перспективность использования ресурсов цветной металлургии для экономики Уральского района, России.
  4. Какие учебные приемы мы продолжили формировать?
  5. Сравните химическую отрасль промышленности Урала и Центральной России.

  1. Докажите, что машиностроение определяет  технологический  уровень развития хозяйства изучаемого района.
  2. Урал в годы Вов (творческое задание).
  3. Прокомментируйте слова Д.И. Менделеева: «Мы так бедны, потому что мы богаты».
  4. Почему, несмотря на экологическое законодательство по охране природы РФ, Урал имеет самую неблагоприятную экологическую ситуацию в России.
  5. Используя методический прием SWOT-анализ, докажите, что Уральский экономический район в перспективе будет одним из самых развитых в России

11.Выявить основные проблемы  Урала.                                        

12. Какую стратегию развития хозяйства Уральского района вы определяете?

Защита домашнего задания:

  • Металлургическая промышленность Урала (Прил. №1)

  • Металлургическая промышленность Урала (Прил. №1)
  • Цветная металлургия  (Прил. №2)

  • Отвечают на вопрос учителя.
  • Химическая промышленность  (Прил. №3)
  • Машиностроение (Прил. №4)

Опережающее задание

Выдвигают гипотезы,комментируют.

Делают выводы, записывают в тетрадь.

Воспроизведение субьектного опыта

Составляют SWOT-анализ( сильные, слабые стороны, возможные риски, угрозы)

Презентации и сообщения:

  • экологические проблемы
  • водная проблема
  • застройка городов
  • утилизация твердых отходов

составляют таблицу.                                Определяют стратегию, делают выводы.(прил.6)

       

12 мин.

5

 Осознание и осмысление нового материала    - Коммуникативные УУД

Парная работа.

  • Практика (компьютерная программа)
  • «Мои географические исследования», с. 161

  • Отвечают на вопросы  программы, получают оценку компьютера
  • Выполняют работу в тетради «Мои географические исследования», с. 161

12мин.

6

Рефлексия

  1. Урал. Контрольные задания(3)

  • Предлагает работу с интерактивной картой .           Социальная  рефлексия — какие вопросы вызвали интерес? познавательная рефлексия  -тест.

Выполняют предложенную работу

5 мин

7

Домашнее задание

  • Подготовить компьютерные презентации «Хозяйка медной горы», «Достопримечательности Урала»
  • Выполнить задание на контурной карте

Изучить §48, 49

Выбирают и записывают домашнее задание.

2мин.

  1. Опережающее задание

Подготовить компьютерные презентации «Западная Сибирь»

Вывод учителя: главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике – это всемирная интенсификация производства, развития наукоемких производств, социальной сферы.

Приложение к плану-конспекту урока

Уральский экономический район.

 Хозяйство. Перспективы развития.  

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии 

Информационный , практический

 Модуль предназначен для использования  на этапе объяснения нового материала или закрепления пройденного. . Целью данного модуля является: ознакомление с основными факторами, влияющие на размещение предприятий черной и цветной металлургии. Особое внимание уделено сформированию представления о основных металлургических базах России.

http://www.fcior.edu.ru/start-download.action?id=118C711E-27FA-97C7-7FEC-921A7E9351

2

Уральский район 

Практический

Модуль содержит физическую, теконическую, экономическую карту

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5d41b444-bbbd-4de9-b585-7ab853cc754c/view/

3

  1. Урал. Контрольные задания

контрольный

 модуль «Регионы России. Урал» предназначен для использования  на этапе контроля полученных знаний  Данный модуль предполагает оценку знаний .

http://www.fcior.edu.ru/start-download.action?id=15C67A18-CD73-29E7-BB83-EABA22193D3E

Приложение №1.

Задание и тесты (элементы кейс-технологий).

Металлургическая промышленность.

.Металлургическая промышленность - одна из старейших отраслей Уральского экономического района, сформировавшаяся на богатой местной сырьевой базе. Главные предприятия: Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский, Учалинский металлургические комбинаты, Челябинский завод с коксовыми установками, использующими угли Кузбасса и Карагандинского бассейна. Среди старых реконструированных предприятий выделяются Завод им. Серова, Златоустовский, Чусовской, Лысьвенский, Верх-Исетский заводы. Создано производство труб (заводы: Первоуральский, Синарский, Челябинский). Имеется крупное производство ферросплавов. Больше половины железных руд для металлургических предприятий поступает из месторождений Магнитогорского, Высокогорского, Гороблагодатского, Первоуральского, Бакальской групп и других. В 1963 году вступил в строй горнообогатительный комбинат на крупнейшем Качканарском месторождении титаномагнетитов. Орско-Халиловский, Магнитогорский, Челябинский и другие металлургические комбинаты получают, кроме руды месторождений Урала, железорудные концентраты из Казахстана и Курской магнитной аномалии. В Уральском экономическом районе представлены почти все главные отрасли цветной металлургии.

  • Какая металлургия занимается добычей, плавкой железной руды? (Черная металлургия.)
  • Назовите 3 стадии металлургического производства? (Доменный процесс -сталеплавильный - прокатный.)
  • Как называется предприятие, если на нем есть все 3 цеха? (Завод полного цикла.)

-        Почему на металлургические заводы везли древесину, которую затем обжигали
в ямах? (На Урале нет угля, топливо получали при обжиге древесины - древесный уголь.)

-        Металлургия - производство водоемкое. Проблема обеспечения водой населения и завода решалась путем создания прудов. Сила воды использовалась на заводах как механическая энергия.

Задания:

-        Найдите центры черной металлургии. (Их было более 200, затем, к XX в.. осталось всего 40. В XX веке были построены заводы-гиганты.)

-        Покажите их на карте «Металлургия».

  1. Нижний Тагил (комбинат);
  2. Челябинск (комбинат);
  3. Магнитогорск;
  4. Новотроицк.            Творческое задание.

-        А теперь давайте прочитаем текст о горно-заводской промышленности  Урала  и составим рассказ о металлургии Урала XVIII-XIX   веков. Используйте для этого опорные слова, написанные на доске:

  1. Петр I;
  2. Крепостные крестьяне;
  3. Лес, Англия;
  4. 1861 г.;
  5. Упадок (причины);
  6. Овес;
  7. Полевые работы.

Или ответьте на вопросы:

  1.  Почему Урал не смог конкурировать с Южной металлургической базой? (Отсталость техники, отсталый общественный уклад.)
  2.  Почему «добыча» чугуна на Урале зависела от урожая овса? (Главным «мотором» была лошадь.)
  3.  Почему деятельность заводов приостанавливалась в летнее время? (Рабочие оставались полукрестьянами с огородами, покосами. Необходимо было дать возможность справиться с полевыми работами.)
  4.  Откуда в XX веке на металлургические заводы Урала доставлялся и доставляется сейчас каменный уголь? (Из Кузбасса.)

                                                                                                                                                                                                             Приложение №2.

Цветная металлургия... В Уральском экономическом районе представлены почти все главные отрасли цветной металлургии.

-        Цветная металлургия представлена добычей руд, обогащением и плавкой различных цветных металлов.Производство меди- Красноуральск. Ревда и др.

Работа с картой:

-        На карте атласа найдите центры плавки меди, никеля, титана, цинка, алюминия, (Медеплавильные заводы - г. Красноуральск, г. Верхняя Пышма, г. Ревда, г. Карабаш. г. Кыштым, г. Медногорск; плавка никеля - г. Орск, г.  Верхний Уфалей; плавка титана и магния - г. Краснотурьинск; плавка цинка -    г. Челябинск; плавка алюминия - г. Североуральск. г. Каменск-Уральский.)

Вопрос к классу:

- С чем связано размещение предприятий цветной металлургии на Урале? (Производство тяжелых цветных металлов из «бедных» руд размещается у сырья - месторождений руды: медной, никелевой, цинковой. Производство энергоемкой плавки легких цветных металлов должно ориентироваться на источники дешевой энергии (на ГЭС), но на Урале это производство ориентировано на сырье.)

Приложение №3.

  1.                Химическая промышленность

Важная отрасль химической промышленности — основная химия: производство соды (Березники, Соликамск, Стерлитамак), минеральных удобрений (калийных в Березниках и Соликамске, азотных и фосфорных в Березниках, Перми, Красноуральске, Ревде и др.), серной кислоты и серы (главным образом в центрах цветной металлургии и нефтегазохимии), хлора и хлоропроизводных, разных солей и др. Развита коксохимическая и лесохимическая промышленность, имеется лакокрасочное производство. Создано значительное производство пластмасс и смол (Екатеринбург, Нижний Тагил, Губаха и др.), спиртов (Орск, Губаха), создаётся производство синтетического каучука (Чайковский) и др. Развивается нефтехимическая промышленность (Пермь, Екатеринбург, Оренбург, Салават), производство искусственных волокон и нитей. Деревообрабатывающие предприятия перерабатывают около половины заготовляемой древесины; большая часть идёт на производство бумаги (1 млн. т в 1973), пиломатериалов, фанеры (213 тыс. м2 в 1973) и др. значительная часть леса сплавляется по Каме в районы Поволжья. Построены крупные предприятия комплексной переработки древесины (Пермь, Краснокамск, Тавда, Красновишерск и др.)

-        Назовите крупнейшие в России центры производства калийных удобрений и укажите их на карте? (Соликамск, Березняки.)

-        Какие удобрения производят на территории металлургических комбинатов? Почему?  (Азотные удобрения производят на отходах металлургического производства.)

-        Какую продукцию производят в Салавате, Уфе, Стерлитамаке, Туймазы, Перми? /Продукцию нефтепереработки.)

Приложение №4.

Лесная промышленность. . Деревообрабатывающие предприятия перерабатывают около половины заготовляемой древесины; большая часть идёт на производство бумаги (1 млн. т в 1973), пиломатериалов, фанеры (213 тыс. м2 в 1973) и др. значительная часть леса сплавляется по Каме в районы Поволжья. Построены крупные предприятия комплексной переработки древесины (Пермь, Краснокамск, Тавда, Красновишерск.

-        На собственном сырье работают на Урале предприятия лесной промышленности.

Задания:

  • Найдите центры лесной промышленности.
  • В какой части Урала находятся лесоизбыточные районы? (На севере Урала.)

-        Где сосредоточена лесная промышленность? (Север Пермской и Свердловской областей.)

  • Где на Урале находятся ЦБК (целлюлозно-бумажные комбинаты)?


Машиностроение.                                                                    

                                                               Приложение №5.

                                                                           

По выпуску продукции машиностроения и металлообработки Уральский экономический район — один из ведущих районов страны. Выделяются заводы тяжёлого машиностроения (Уралмаш, Южуралмаш, Бузулукский), химического машиностроения (Уралхиммаш, Глазовский завод и др.), по производству энергооборудования и электротехнической промышленности (заводы: Турбомоторный, Уралэлектротяжмаш). Широко представлено транспортное машиностроение (производство грузовых вагонов в Нижнем Тагиле, автомобилей в Миассе и Ижевске, мотоциклов в Ижевске и Ирбите, тяжёлых тракторов в Челябинске, тракторных прицепов в Орске, автобусов в Нефтекамске, Кургане). Развита станкоинструментальная промышленность (в Челябинске, Оренбурге, Алапаевске и др.). Выпускаются разнообразные с.-х. машины (Курган и др.), электроприборы, радиоприёмники и радиолы, холодильники (16% общесоюзного производства) и другие машины культурно-бытового назначения. Предприятия Уральского экономического района используют значительную долю производимого на месте металла.

-        Назовите еще отрасли промышленности. (Машиностроение, так здесь есть свой металл, то оно тяжелое (металлоемкое))

  • Назовите продукцию тяжелого машиностроения? (Горношахтное оборудование, оборудование металлургических заводов.)
  • Почему в Челябинске производят гусеничные тракторы? (Здесь находите один из крупнейших металлургических заводов)

Работа с картой:

-        Назовите центры производства:

1)  железнодорожного  машиностроения  (Нижний Тагил.  Камбарка,   Усить-Катав (вагоны), (локомотивы), (трамваи));

2) автомобилестроения (г. Ижевск, (легковые автомобили), г. Ирбит (мотоциклы)

 - В годы войны промышленный потенциал Урала резко возрос. Почему? (На Урал были эвакуированы заводы с запада европейской части).

                                                                                                 Приложение №6.

                                                                                           

Стратегия развития Уральского экономического района.  В перспективе отраслевая и территориальная  структура  хозяйственного комплекса Урала должна совершенствоваться.В рамках сложившейся специализации преимушественное развитие могут получить производства ,выпускающие предметы потребления, в том числе  в результате конверсии оборонного комплекса. В автомобильной промышленности стоит задача повышения ее конкурентноспособности на мировом рынке. Предстоит увеличить масштабы выпуска полимерных материалов, осуществить программу технического перевооружения предприятий металлургии и машиностроения. Особое внммание уделить развитию АПК с целью полного обеспечения  продуктами    питания населения.                                                                                                                                                                                          -Определить  стратегию развития региона , сделать  выводы .

        Используемые ресурсы.

http://www.geogid.ru

http://www.geosite.com.ru

http://www.ms45.edu.ru

http://www.informeco.ru

http://www.georus.by.ru/

http://www.mojgorod.ru

http://www.geografia.ru/russia.html

http://www.5ballov.ru/referats/preview/34373

http://www.textreferat.com/referat-4601.html

http://www.geosite.com.ru/pageid-463-1.html

http://tur-02.narod.ru/sources/articles/id540_3.9.htm

http://www.terrus.ru/mono/index.shtml

А.И. Алексеев География: население и хозяйство России. М. Пр.2005 г. учебник для 9 класса ОУ. С.289-297.

Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика. М: Гардарики. -2003. -368с.

Гохберг М. Уральский федеральный округ // Экономист. - 2004. - N 2.. -  С. 55-70

Геологические памятники природы Оренбургской области / под ред. А.А. Чибилева; Ин-т степи; Ураль. отд. РАН; Комитет природных ресурсов по Оренбург. обл.. -Оренбург : Оренбург. кн. изд-во , 2000. - 400с.

Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г. Экономическая география. Ростов На-Дону: Феникс. 2001. — 384 с.

Круглов  В. В. Правовые и экономические проблемы охраны водных объектов в Уральском регионе  // Экологическое право. - 2004. - N 5. -  С. 23-30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 9 классе "Уральский экономический район"

Проводится при изучении экономических районов России. Тип урока- изучение нового материала. Форма проведения урока - научная экспедиция. Групповая работа: экономисты, географы, геологи, демографы, эко...

Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

Урок по теме "Уральский экономический район, ЭГП, природные условия и ресурсы, население"

Урок изученя нового материала с испоьзованием мультимедийного учебника...

Технологическая карта урока "Типы экономических систем"

Разработка технологической карты урока по обществознанию...

Технологическая карта урока 9 класс "Уральский экономический район"

Технологическая карта преставлена в рамках ФГОС....

Технологическая карта урока Международные экономические отношения, 10 класс

Технологическая карта урока Международные экономические отношения, 10 класс...

Технологическая карта урока «Новая экономическая политика»

Технологическая карта урока - современная форма планирования учебного занятия, которая позволяет структурировать образовательный процесс, установив логическую взаимосвязь между всеми его этапами; быст...