Технологическая карта урока, реализующая формирование УУД. Циклоны и антициклоны.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Технологическая карта урока, реализующая формирование УУД. Циклоны и антициклоны. Урок в 8 классе, приобретения новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_tsiklonov_i_antits.doc | 449.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока, реализующая формирование УУД.
Циклоны и антициклоны.
Урок по географии в 8 классе.
УМК проект «Сферы» Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство»,
Арефьева Елена Васильевна, учитель географии МКОУ СОШ с УИОП №2 им.А.Жаркова г. Яранска Кировской области
Дидактическая цель: создать условия для получения новых знаний, формировать информационные, предметные, коммуникативные компетентности.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Вид урока: урок решения познавательных задач.
Технология: проблемного обучения, элементы информационных технологий.
Обучающие цели: Дать представление о циклонах и антициклонах, синоптической карте, прогнозах погоды. Показать их влияние на погоду и климат.
Развивающие цели:
Развивать умение работы с климатической и синоптической картой. Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Развивать самостоятельность учащихся, умения систематизировать и обобщать учебный материал, логично излагать его. Развивать умение выявлять закономерности, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные цели: способствовать развитию коммуникативной, социальной, информационной компетентности на основе мировоззренческой идеи взаимосвязи природных компонентов изучаемой темы.
Задачи при изучении темы:
Предметные - формирование новых понятий.
Метапредметные - совершенствование умений работать с различными источниками информации, текстом учебника, тематическими картами, картосхемами; выявление причинно-следственных связей - влияния атмосферной циркуляции на климат; умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами; представление информации в форме компьютерной презентации.
Личностные - оценить значимость знаний о циклонах и антициклонах для себя лично.
Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский
Оборудование: УМК проект «Сферы» Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство», 8 кл., компьютерная программа, интерактивная синоптическая карта, презентации учителя (25 слайдов) и учащихся.
Ход урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД, способы деятельности |
| -Приветствует класс, создает позитивный настрой, проверяет готовность учащихся к занятию. | Настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. УМК Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство», 8 кл., с. 60, атлас с. 14-15, К.К., Т.Т. | |
2. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности. | -Фронтальная беседа, используя рубрику: «Вспомните», стр.60. -Задает уточняющие вопросы по пройденному материалу. -Делает вывод по фронтальному опросу. |
| Регулятивные: -планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, через ответы на поставленные и уточняющие вопросы. -с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, делая выводы, выполняя задания рубрики «Вспомните» Познавательные: -проявляют инициативу и самостоятельность в обучении, через выбор ответов на вопросы учителя. -осуществляют сравнение, классификацию по заданным вопросам, используя алгоритм ответа. Коммуникативные: -оценивают позиции других, слушают и понимают, формулируют и аргументируют свое мнение, используя знания, приобретенные на предыдущих уроках. |
3.Актуализация и мотивация. | -Формулирует проблемный вопрос. Вы знаете, что для каждой широты характерен определенный тип погоды. Может ли меняться погода на одной широте в течение месяца, недели, дня. Что является причиной изменения погоды? Как меняется погода? На эти проблемные вопросы мы ответим сегодня на уроке. -Создает проблемную ситуацию. -Ориентирует ребят на постановку темы урока. Ребята, сегодня утром я позвонила на метеостанцию и узнала прогноз погоды, обратите внимание на экран. «Сегодня днем в нашем городе ожидается: температура воздуха - -6º, -8º; давление– 725 мм. рт. ст.; осадки виде небольшого снега, ветер – северо-западный, 2 м/с, прохождение циклона». Что в этом прогнозе вам не знакомо (циклон). Примените принцип природной противоположности (антициклон) -Ставит цель урока. . | -Дети выдвигают свои версии и приходят к общему мнению - это циклоны.
-Делают записи в тетради:
- понять, где эти знания могут пригодиться. | Познавательные: -развитие познавательных интересов, используя алгоритм решения проблемы; -ориентируются на разнообразие способов решения проблемы, используя прием сравнения решения учебных задач; Регулятивные: -самостоятельно планируют решение учебных задач, вносят коррективы, отвечая на творческие вопросы Коммуникативные: -понимают позиции других учащихся, формулируют собственное мнение и позицию, используя предложенные гипотезы. |
4.Открытие нового знания | -Работа в парах: по Презентации «Циклоны и антициклоны» и ответы на вопросы №1-2 Рабочего листа(познавательные задачи) -Выполнить задание в тренажоре стр.37 №2,3, стр.36 №16, стр.35№12, стр. 44№2 (познавательные задачи) -Физкультминутка - я буду называть признаки либо циклона, либо антициклона. А вы, если признак относится к циклону, поднимаете левую руку, если к антициклону – правую. Начиная с 6 вопроса, наклоняют голову вправо, влево. -Решают задачу «Погоду портят циклоны» - Задает проблемный вопрос о синоптической карте. - Работа в парах, используя инструкцию в Рабочем листе (зад.5) (познавательные задачи)
– Слова учителя о составлении прогнозов погоды. – -Работают по синоптической карте (познавательные задачи) – Можете ли вы озвучить прогноз погоды? –Можете ли сделать прогноз на ближайшие дни? –Исследовательский проект «Метеорологические наблюдения в г.Яранске».
– А сейчас ребята мы с вами узнаем, что же за профессии такие: синоптик, метеоролог (опережающее задание) -Какие учебные приемы мы продолжили формировать? -Проанализируйте слова из песни: «У природы нет плохой погоды, всякая природа благодать» | - Составляют модель решения проблемы. -Выполняют работу в парах, используя инструкцию в Рабочем листе. - Отвечают на вопросы. -Выполняют задания в тренажере.
-Решают проблему, отвечают на уточняющие вопросы -Работают с заданиями рабочего листа -Выполняют задание 5 «Погоду портят циклоны», читая инструкцию в Рабочем листе -Отвечают на вопросы по синоптической карте. -Ставят задачи: - узнать, что изображают на синоптической карте – научиться читать синоптическую карту -научиться составлять прогноз погоды -Изучают синоптическую карту. - Работают с заданиями Рабочего листа. -Работают с синоптической картой в Рабочем листе, отвечают на вопросы. -Выполняют задание №7- озвучьте прогноз погоды. -Слушают выступление ученика с проектом. - Отвечают на вопросы учителя. -Выявляют взаимосвязь между атмосферным давлением, облачностью, температурой воздуха, выпадением осадков. -Слушают материал о профессиях -Отвечают (учебные приемы - работа с картой, текстом, стат.материалом) -Выдвигают версии о состоянии разных типов погод. -Озвучивают прогноз погоды. -Делают выводы, записывают в тетрадь | Познавательные: -формирование ИКТ- компетенции, через составление презентаций; -осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, используя задания учебной презентации и новый материал; -осознанно строят речевые высказывания, используя теоретический материал рабочего листа; -структурируют знания, составляют модель решения проблемы, используя инструкцию. Регулятивные: -умение работать по плану, планируют решение поставленной задачи, самостоятельно преобразовывают практическую задачу в познавательную, через работу с синоптической картой, составлении прогноза погоды, участие в проектной деятельности, через перенос знаний в жизненную ситуацию. Предметные: -развитие географических знаний через выполнение заданий Рабочего листа ученика. Коммуникативные: -задают вопросы, формулируют и аргументируют свое мнение, слушают и понимают других, принимают совместное решение, контролируют действия партнера, через решение проблемных задач, выполнение творческих заданий, работу в «мозговом штурме» |
5. Осознание и осмысление нового материала. | -Заполните таблицу, определив линии сравнения. Задает познавательные задачи на определение погоды циклона и антициклона. - Дополнительное задание, для учащихся, имеющих опыт в составлении презентаций:1) «Портят погоду циклоны», 2) «Да здравствует антициклон!» (познавательные задачи) -Парная работа. Тесты (компьютерная программа) Практика (компьютерная программа) | -«Мозговой штурм»- выполняют работу, используя инструкцию Рабочего листа (зад. 8). -Ребята устно описывают погоду. -Выполняют задание №9 Рабочего листа. -Отвечают на вопросы теста программы, получают оценку компьютера | Регулятивные: -оценивают свои действия, оценивают правильность выполнения задания, вносят необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок, выполняя сравнительную характеристику природных процессов. Личностные: -формируют границу собственного знания и незнания, формируют адекватную самооценку, через выполнение тестовой работы электронного учебника. |
6. Подведение итогов | -Предлагает работу с интерактивной картой (познавательные задачи) | -Выполняют предложенную работу | Регулятивные: -адекватно воспринимают оценку учителя, выполняя творческую работу |
|
| Выбирают и записывают домашнее задание. | Коммуникативные: -осуществляют выбор домашнего задания с учетом собственных возможностей. |
|
| ||
|
Приложение №1.
«Портят погоду циклоны»
В циклоне, в северном полушарии, ветры дуют против часовой стрелки.
Значит, когда циклон идет с запада на восток, в его передней по движению, восточной части ветер дует с юга, сравнительно тепло. Потом, если через пункт, где мы находимся, проходит середина циклона, погода становится дождливой, а когда циклон уже прошел (продолжается движение против часовой стрелки!), обрушивается масса воздуха с севера или северо-востока, наступает резкое похолодание. А ход суточных температур в циклоне гораздо более плавный, чем в антициклоне. Значительная облачность, днем солнце не греет, ночью земля и нижние слои воздуха остыть не успевают. Иногда дневные и ночные температуры вообще одинаковы.
Задание: Перед вами циклон с системой ветров, сформулируйте задание к схеме и выполните его.
М1, М 2, М 3, М 4, М 5 –последовательные положения на чертеже пунсона, означающего город. Опишите погоду в городе М по мере продвижения циклона.
Приложение №2.
Озвучьте прогноз погод, используя синоптическую карту и текст, для этого вставьте пропущенные слова.
«Сегодня на синоптической карте Европейской России существуют два ярко выраженных атмосферных объекта - холодный арктический антициклон, с центром над югом Баренцева моря, и дождливый циклон, уходящий на Южный Урал.
Во власти антициклона сегодня окажутся приполярные районы и Русский Север, северо-западные и центральные области, а также Черноземье. В этой части нашей страны осадков ожидать не стоит. Днем температура в Центре ожидается +18…+23°, а в приполярных районах - не выше +6…+11°.
Ну а циклон и его атмосферные фронты спровоцируют дожди, местами с грозами и порывистым ветром, в Предуралье и Поволжье, а также на территории южных регионов. При этом температура составит в Предуралье и Поволжье +17…+22°, а в Южном и Северокавказском округах воздух прогреется до +22…+27°.В Калининградской области, днем там +16…+21°,без осадков».( антициклон, осадков ожидать не стоит, циклон, дожди, местами с грозами и порывистым ветром, без осадков).
Приложение №3.
СОСТАВЬ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ ДЛЯ Г.ХОЛМСКА, ИСПОЛЬЗУЯ СИНОПТИЧЕСКИЕ КАРТЫ.
Ответы
30 января 1994 г. Холмск находится в теплом секторе циклона. С запада надвигается холодный фронт. Ожидается кратковременный, но интенсивный снегопад при сильном ветре, можно дать штормовое предупреждение; в дальнейшем понижение температуры.
30 января 1998 г. Через Холмск только что прошел теплый фронт, установилась относительно высокая температура воздуха, которая продержится один-два дня, после чего с востока надвинется холодный фронт с сильным ветром, интенсивными осадками, наступит похолодание.
30 января 2001 г. Холмск находится на юго-западной периферии малоподвижного антициклона. Ясная морозная погода без осадков в ближайшее время не изменится, ветер несильный, юго-восточный.
30 января 2002 г. С юго-запада на Холмск надвигается циклон с очень низким давлением в центре. Ожидается увеличение облачности, снег, ветер восточный; и здесь штормовое предупреждение будет нелишним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД по теме “Квадрат суммы и квадрат разности”
Тип урока: урок изучения нового материала Тема раздела: “Формулы сокращённого умножения” Тема урока: “Квадрат суммы и квадрат разности” Класс 7 ...
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Технологическая карта очень удобный конспект урока. Краткое описание действий на уроке...
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД по английскому языку на тему: Дикие животные. Введение новой лексики
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
План-конспект урока в 8 классе по теме: "Неполные квадратные уравнения"....
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (Экологически безопасные виды транспорта, 10 класс).
Технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии.Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, активные методы обучения.Приемы: при...
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (Образование, 10 класс)
Технология критического мышления.Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод «мозгового штурма» («брейнсторминг»), «микрофон&raqu...
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (Великий Барьерный Риф, 10 класс)
Технология проблемного обучения...