Доклад на тему: «Экологизация географического образования»
статья по географии

Фоминых Светлана Николаевна

в рамках  Года Экологии 2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9 городского округа город Михайловка Волгоградской области»

Доклад на тему:

«Экологизация географического образования»

Автор: Фоминых С.Н.

Учитель географии

Михайловка, 2017г.

Экологическое образование  имеет  межпредметный  характер, но  главную роль тут играют  естественнонаучные  дисциплины:  география, биология, химия. При изучении этих предметов имеются огромные возможности для формирования экологического сознания.  Такая возможность есть практически на каждом уроке и ее необходимо использовать.      В рамках какого-нибудь одного предмета экологическое образование и воспитание не может быть осуществлено в полной мере.  Содержание экологического образования комплексно. Оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие и практические аспекты. Для их реализации в школьном курсе естественнонаучных дисциплин сложились более благоприятные условия, чем в других предметах. Последнее объясняется прежде всего тем, что цели и задачи естественно-научного и экологического образования тесно взаимосвязаны  между  собой  и дополняют друг друга.

Особое  место  в  экологическом  образовании  принадлежит  географии. Общеизвестно, что  знание  географии  дает  возможность  изучать  экосистемы  на  всех  уровнях – от  планетарного  до  ландшафтного, вооружает  методологией  анализа  взаимодействия  человека  и  природы, является  теоретической  базой  экологических  экспертиз  любых  видов  деятельности  общества. В настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов школьной географии, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Экологизация географического образования заключается, прежде  всего, в формировании экологического мышления, умении делать экологические выводы и заключения на основе имеющегося материала.

1. Экологическое содержание школьной географии может быть успешно  раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов.

Например, изучение энергетики в 9 классе необходимо дополнить материалом об экологических последствиях аварии на Чернобыльской АЭС, о географических факторах распространения радиоактивных веществ, о размещении районов, пораженных радиоактивными осадками.

Приобретение знаний - первоначальная  задача  реализации принципов и условий экологического образования.  Основная  задача заключается в применении  школьниками  полученных  экологических знаний, умений, навыков, методов природоохранительной деятельности в  общественно-полезной  практике  и  тем самым - в содействии дальнейшему активному и творческому познанию действительности.

2. Другим способом является постановка вопросов экологического направления к отдельным разделам, темам, картам, схемам и фотографиям учебника.

        Например, при изучении природных зон (7-8 класс) целесообразно предложить учащимся такие вопросы:

  • Как изменится круговорот веществ в лесной зоне, если человек вырубит леса?
  • Какие компоненты природных  комплексов изменятся в связи с этим?
  • Почему при использовании природных ресурсов необходимо устраивать не только хозяйственно-экономические процессы, но и взаимосвязь природных явлений?

        При изучении климата России (8класс) экологическую направленность обучения усилят такие вопросы:

  • Из каких географических регионов поступает воздух на территорию России?
  • Откуда он поступает наиболее чистым?        
  • Откуда он приходит загрязненным и почему?

При изучении Поволжья (9 класс) можно предложить следующие вопросы:

  • Какие отрасли хозяйства Поволжья загрязняют Волгу в наибольшей степени?
  • В чем проявляются следствия этих загрязнений?
  • Каким образом сооружение ГЭС сказывается на степени загрязненности воды в Волге?
  • Какие меры необходимы для улучшения экологического состояния Волги и её долины?

          На уроках географии необходимо выполнение проблемных заданий, которые предполагают не только нахождение  новых знаний о природе и обществе, но и поиск новых путей этих заданий, что ведёт к  развитию творческого мышления школьников, помогает им  овладевать  методами научного познания, формирует интерес и потребность в творческой  деятельности. Это задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими.

3. Особое место среди многих экологических проблем занимают региональные экологические проблемы. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения экологических знаний, становления экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения процессов экологического образования.        Одним из наиболее эффективных методов изучения региональных экологических проблем является дискуссия.

Выбор региональных экологических проблем, имеющих дискуссионный характер, очень велик. При изучении географии России можно предложить следующие темы:

- «Проблемы Байкальского региона»

- «Проблемы Каспийского региона»

- «Проблемы территории КМА».

Вопросы для дискуссии предлагаются заранее. Например, вопросы для дискуссии по теме «Проблемы Каспийского региона»:

  • Какие страны располагаются в пределах водосборного бассейна Каспия?
  • Для какой из них Каспий имеет наибольшее хозяйственное значение?
  • Как влияют колебания уровня моря на жизнь рыб и перелетных птиц, морской транспорт, работу портов, добычу нефти?
  • Обоснуйте, что лучше для хозяйства России – подъем уровня Каспия, его опускание или стабилизация?
  • Можно ли и нужно ли искусственно регулировать уровень моря?

Изучение региональных проблем возможно также с помощью организации деловых игр. Например, экологическая игра «Наша планета – наше здоровье». Лозунгом такой игры может быть такой: «Думай глобально – действуй локально». _        Задачей таких игр является расширение и углубление знаний учащихся по вопросам охраны природы России и своего края, привлечение их внимания к природоохранительной тематике. Учащиеся представляют экологические проблемы в командах с названиями: «Эколог», «Озон», «Общество зеленых». Изучив карты, литературу и учебники, учащиеся вносят конкретные предложения по сохранению природы и здоровья населения.  Например, в 10-м классе урок по теме: «Экологические проблемы мира. Охрана окружающей среды». Учащиеся работают в группах: «Защитники гидросферы», «Защитники атмосферы», «Защитники биосферы», «Представители промышленных предприятий», «Представители сельскохозяйственных предприятий».

4. Большое значение имеют развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, ребусы, потому что они не требуют большой подготовки, но решают много образовательных задач. В основе этого игрового средства лежит исследовательский рефлекс «что такое?».

Но самое важное место в работе занимают деловые игры, они основаны на трудовом усилии и интеллектуальном напряжении. Использование игр позволяет развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение вести научный спор, вызывает живой интерес к современным экологическим проблемам, создает возможность участвовать в поиске перспективных путей решения. Технология игрового обучения, деловых и других обучающих игр используется в педагогической практике, так как в игре происходит раскрытие творческого потенциала ребёнка,  повышается  его познавательный интерес к предмету. Ученик  работает  в команде, а это формирует его коммуникативные качества, повышает его самооценку. Игры-путешествия, конференции, интеллектуальные ринги чаще используются при обобщающем повторении тем в географии: «Природные ресурсы мира» 10 класс.

5. Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение практических работ оценочного характера (например, оценка ресурсообеспеченности, 9-10 классы)

6. Необходимой частью экологического образования  является непосредственное общение учащихся с природой.        В процессе изучения географии оно осуществляется посредствам практических работ на местности, экскурсий. В их число следует включить и наблюдение за характером воздействия человека на природную среду, за антропогенными изменениями природных условий. В начале экскурсии перед учащимися желательно поставить вопросы.

Во время экскурсии на промышленные предприятия необходимо обращать особое внимание на влияние производства на экологические условия, организацию ресурсосберегающих технологий, работу очистных систем, малоотходных производств.

Перед экскурсией учащимся предлагаются вопросы экологической направленности:

  • Какие природные ресурсы используются в производстве?
  • Какие виды топлива служат источником энергии?
  • Какие виды отходов образуются на производстве? Как они утилизируются?
  • Какой экологический ущерб наносит предприятие природной среде?

          Для экологического образования важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду. На их основе у учащихся вырабатывается  правильно, критически оценивать своё поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества.

Необходимой частью экологического образования является эколого-краеведческое изучение учащимися своего города. Однако организация экологического образования городских школьников сопряжена с большими трудностями. В городах природные объекты обычно удалены от школ на большие расстояния, что мешает проводить экологические экскурсии и наблюдения в естественных условиях. Значительный интерес вызывают экскурсии, на которых сравниваются экологически неблагоприятные районы с районами, где состояние городской среды благоприятно для жизни людей. В ходе таких экскурсий рассматриваются следующие вопросы:

  • В каких районах города больше зеленых насаждений?
  • Какую экологическую роль они играют в городе?
  • Как отличаются районы города по качеству воздуха, плотности застройки и особенностям планировки, по уровню шума?
  • Есть ли участки для отдыха взрослых и детей?

7.Одно из плодотворных направлений модернизации географического образования – проектная деятельность школьников. Исследовательская работа учащихся помогает сформировать определённый объём знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек-природа-хозяйство-окружающая среда», осознать место человека в природе. При этом  учитель может   раскрыть перед учащимися лично – значимые для них проблемные ситуации, лежащие в области их непосредственных интересов,  позволяет учащемуся пережить ситуацию самореализации, что  решает задачи  нравственно-экологического воспитания.

Проекты дети  начинают составлять в начальном курсе географии: проект охраны природы своего края, в курсе география океанов и материков - проекты по материкам и странам, природным зонам. В старших классах   требования к творческой деятельности повышаются, и ребёнок составляет компьютерную презентацию своих проектов, задания усложняются, проекты носят исследовательский характер:  «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Татарстана», «Редкие и исчезающие растения и животные нашего края», « НТР   и окружающая среда».

Рациональный отбор методов обучения, оценка характера познавательной деятельности учащихся и эффективность процесса обучения определяют уровень усвоения знаний, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, их саморазвитию. Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках и во внеурочное время позволяет поддержать интерес к предмету, переключать внимание учащихся.

Уроки являются основным элементом школьного образования, и недостаточное воспитание на уроках приводит к тому, что знания и умения учащихся не оформляются в правильное поведение в природе и обществе. Решение воспитательных задач на уроках географии возможно через методику содействия становлению  эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе. Позитивные ценности в отношениях «Человек – природа» усваиваются на основе положительных эмоций. Они включаются в эмоционально-ценностную сферу личности, и становится стержнем культуры человека. Необходимо насыщение содержания образования на основе привлечения образного, эмоционального материала: используются слайды, фотографии, репродукции произведений живописи, графики, скульптуры; музыкальные произведения, фрагменты произведений художественной литературы и поэзии.

Учащимся предлагается прослушать стихотворения о природе, экологических проблемах – и ответить на вопрос: какие переживания, ощущения возникли у вас при прослушивании? (Приложение №1)

Одним из примеров означивания явлений природы является обращение к жизненному опыту школьников. Перед учащимися ставятся следующие вопросы: Какова значимость для вашей жизни водных ресурсов? Лесов? Разнообразие живых организмов?

Созданию образов природы способствуют следующие задания:

  Экологические проблемы по степени значимости:

  1. Транспортная перегруженность улиц (84% опрошенных).
  2. Недостаток зеленых насаждений (80% опрошенных).
  3. Однотипность строительства жилых микрорайонов (73%).
  4. Загрязнение воздуха, воды, почв (65%).

Учащиеся предложили меры  для снижения отрицательного воздействия экологических факторов на свое здоровье:

  1. Озеленение микрорайона
  2. Установка фильтров на воду
  3. Внедрение новых безотходных технологий на предприятиях
  4. Здоровый образ жизни

         Практически на каждом уроке географии возможно осуществление экологического воспитания, например:

класс

Тема урока

6 класс

Изучение и охрана Мирового океана

Охрана поверхностных вод

Подземные воды

Природный комплекс

7 класс

Океан как среда жизни

Природные зоны Африки

Органический мир Австралии

Природа Антарктиды

Внутренние воды Евразии

8 класс

Моря России

Минеральные ресурсы России

Озеро Байкал

Особо охраняемые территории России

9 класс

Процесс урбанизации в России

Топливно-энергетический комплекс

Химико-лесной комплекс

Уральский экономический район

Электроэнергетика Поволжья

10 класс

Природные ресурсы мира

Металлургия мира

Глобальные проблемы человечества

11 класс

Промышленность Зарубежной Европы

Население Зарубежной Азии

Природные ресурсы Латинской Америки

Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей  среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека.  В целом школьный курс географии помогает  учащимся  осознать значение природы для общества, понять, что природа - основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить  необходимость ответственного отношения  к ней.  Знание и соблюдение учащимися правил  поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов  свидетельствуют  о  степени  сформированности  их нравственного облика.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме »Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы»

В рамках соглашения о сотрудничестве минобразования и минздрава Ростовской  области, разработан уникальный пилотный проект, направленный на комплексное решение проблемы сохранения и укрепления зд...

выступление на тему: «Роль географического образования в формировании современной личности".

    География – одна из древнейших наук на Земле. Но это не значит, что она потеряла свою актуальность и значимость в современном обществе. В связи с возрастающей необходимостью...

Экологизация географического образования

Обоснование педагогического опыта учителя географии МАОУ "СОШ № 10" Юртаевой Оксаны Юрьевны....

Доклады на тему: Технологии в образовании.Особенности педагогического общения.

В статьях представлены новые технологии в образоании. Например: технология проблемного обучения,игровые технологии и др. А также представлены особенности педагогического общения в системе инновационно...

Доклад на тему: «Концепция иноязычного образования в современных условиях в Республике Бурятия»

Доклад на тему "Концепция иноязычного образования в современных условиях в Республике Бурятия"  предназначен для учителей и будет полезен при подготовке материала на выступлении в метод...

ДОКЛАД На тему: «Проблемы эстетического образования в ДШИ»

ЭСТЕТИКА-философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идеальной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни. А поск...