Статья "Философия ученика… (Современный учитель… Каким он должен быть?)"
статья по теме

Каримова Зульфия Шакирьяновна

 В чем же заключается миссия учителя? Почему же нужно поднять престиж педагогической профессии? Каким же должен быть «совершенный», идеальный учитель? Какие отношения должны быть между учителем и учеником?Все эти вопросы волнуют нас, педагогов, и наших воспитанников. Что думают об этом учащиеся? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с учащимися нашей школы (МБОУ «Средняя школа №6») решили провести исследование.Для проведения исследования были выделены два класса – 5-й и 8-й среднего звена. Вот каким долженбыть учитель :

Умным

Честным

Искренним

Творческим

Единым в своих поступках

Любознательным

Ь – мягким, как этот знак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_filosofiya_uchenika.docx37.99 КБ

Предварительный просмотр:

Каримова З.Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №6»

Философия ученика…

(Современный учитель… Каким он должен быть?) 

Каримова З.Ш., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №6»,г.Когалым

Ты нужен, нужен на веку
И юноше, и старику,
Чтоб их обогащать упорно.
Так добывается руда,
Так весны света ждут всегда,
И так выращивают зерна…
                                   Б. Гайкович

Учитель…Простое слово, в котором таятся неизведанные просторы для ученика…

Учитель…Это слово заставляет любого человека вспомнить школьные годы, одноклассников, друзей, первого учителя…Нет, наверное, ни одного человека на земном шаре, который не знал бы значение этого слова.

Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали их следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. (1,с.12) Он так же, как и тысячелетие назад, должен донести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества. Поэтому с целью поднятия престижа профессии учитель распоряжением Правительства Российской Федерации 2010 год был объявлен Годом учителя. 10 марта 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года учителя». Постановление направлено было на повышение социального престижа педагогической профессии, развитие творческого и профессионального потенциала учителя, расширение системы моральных и материальных стимулов для поддержки лучших педагогов, привлечение в школы молодых учителей.

        Изменения в политическом, социально-экономическом, культурном развитии страны требуют от школы особого выпускника – человека творческого, с нестандартным мышлением, способного быстро перестраиваться в столь динамично меняющемся мире; человека высоконравственного, культурного, способного качественно овладеть профессией, а потом самореализоваться в деятельности (2.с 9).  Из этого вытекает главная цель школы – запустить механизм самообразования ребенка, его мотивацию к учению, научить самообразованию. Современной школе нужен высокий профессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент и инноватор.

В свое время Л. Н. Толстой отмечал, что «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать,— он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель»[1]. По мнению В. Даля, «учитель – преподаватель, наставник »[2].  Значит, учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколением. Это доверенное лицо общества. Обучать и воспитывать – это две основные функции деятельности учителя (4.с 31). Эти функции сохраняются во все времена, меняется только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; меняются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания, обучения; новые методы, формы работы учителя. Следовательно, современному обществу нужен совершенный учитель.

Каким же должен быть «совершенный», идеальный учитель? В чем же заключается миссия учителя? Почему же нужно поднять престиж педагогической профессии? Какие отношения должны быть между учителем и учеником? Что думают об этом учащиеся? Все эти вопросы волнуют нас, педагогов, и наших воспитанников. Чтобы на них ответить, мы с учащимися нашей школы (МБОУ «Средняя школа №6») решили провести исследование.

Для проведения исследования были выделены два класса – 5-й и 8-й среднего звена.

Учащимся 5-го класса был предложен список качеств характера человека, которыми должен обладать идеальный учитель, и им нужно было их (качества) расположить по значительности. Анализ проведенного обследования 5-классников показал, что у учащихся младших классов на первое место выдвигаются профессиональные качества учителя(6.с.43): он должен «рассказывать много интересного», «понятно объяснять», быть «умным». Это свидетельствует о высоком познавательном интересе детей, который может удовлетворить учитель. Ведь в 5-х классах дети не только изучают предметы, которые им преподают учителя, но и познают вместе с ним весь окружающий мир. Именно учитель просвещает ребенка в его начинающейся жизни.  

Ученикам 5-х классов от педагога необходима поддержка и забота. Поэтому важное место занимают такие качества, как любовь к детям, справедливость, доброта… Для них учитель был образцом для подражания.

Таким образом, пятиклассники в основном выделяют внешние стороны поведения и деятельности учителя, воспринимают учителя в целом, не разделяя его деловые и нравственные качества. Ведущим мотивом их общения с учителем является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение. Кроме того, педагог выступает для них источником знаний об окружающем мире (7.с.28).

Учащиеся 8-ых классов на первое место поставили индивидуальные человеческие качества – чувство юмора, понимание и доброту. На втором месте оказались профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и справедливость. На третьем – уважение к мнениям учеников. Среди единичных ответов были следующие: учитель должен внятно и энергично объяснять учебный материал, любить детей, быть внимательным и честным.

Ребята этого возраста остро испытывают потребность, чтобы взрослые, в том числе и учителя, признавали их равноправными партнерами в общении. Именно реализация этой потребности проявляется в таких желательных для учителей качествах, которые характеризуют его как «понимающего», «терпеливого», «уважающего мнение учеников», «внимательного», «честного». Неудовлетворенность этой потребности порождает многочисленные и разнообразные конфликты с учителями, что сказывается на успешности их учебной деятельности.

Восьмиклассники подчеркивают такие личностные качества учителей, как «наличие чувства юмора», «доброта», «готовность идти на уступки» и др. Профессиональные качества: «любовь к детям», «внятное и энергичное объяснение учебного материала», «умный», «справедливый» - занимают в этом списке не самые первые места. Исключение составляет такое качество, как «наличие чувства юмора».

Неудовлетворенность личностными качествами педагогов чаще всего воспринимается ими как проблема «справедливости» учителя. Справедливый учитель - на 70 % идеальный учитель(8.с.6). Именно поэтому ученики восьмого класса написали, что «идеальный учитель должен быть справедливым».

Таким образом, у 8-классников на первом месте в портрете идеального учителя располагаются личностные качества. Возможно, это свидетельствует о том, что профессиональные качества педагогов в целом их устраивают, а личностные – нет.

При анкетировании учащиеся должны были ответить на вопрос: «Современный учитель-это идеальный учитель?» Оказывается, не однозначны понятия современный учитель и идеальный учитель. Результаты проведенного исследование показывают, что для восьмиклассников «идеальный» учитель не означает «покладистый». Некоторые из самых лучших преподавателей оказываются и самыми требовательными. Хороший учитель делает учебу интересной, он умеет увлечь школьников своим предметом. Хороший учитель вдохновляет учеников, и память о нем остается на всю жизнь. По мнению ребят, для того чтобы взаимодействовать с подростками, идеальный учитель должен быть: 1) добрым; 2) умным 3) любить детей; 4) быть справедливым. И тогда он будет авторитетом для них, потребность их в личностном общении будет удовлетворена, что способствует тогда сужению зоны конфликтов – внешних и внутренних, повышению интереса к учебной деятельности.

Таким образом, современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности (9 С.21). Отличительными чертами современного педагога, педагога – мастера, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества, это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания.

Подводя итоги, хочется сказать, что образ современного и идеального школьного учителя определен. Он должен быть добрым, отзывчивым, справедливым, честным человеком и профессионалом своего дела. Приятно, что учащиеся отметили, что в нашей школе есть такие учителя, которые соответствуют этому идеальному образу.

Список использованных источников и литературы

  1. Блага, К. Я – твой ученик, ты – мой учитель: / К. Блага, М. Шебек Кн. Для учителя: Пер. с чеш. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
  2. Сухомлинский, В.А. 100 советов учителю/ В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979. – Т.
  3. 2 (а) Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется? – С. 449–454;
  4. б) О здоровье и полноте духовной жизни учителя. – С. 454).
  5. Сухомлинский, В.А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979.– Т. 5.– С. 115–129.
  6. Матюшкин, А. М. Развитие творческой активности школьников/ А. М. Матюшкин, И. С. Аверина. Под ред. А. М. Матюшкина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
  7. Рабочая книга школьного психолога/ под ред. И. В. Дубровиной. М. – 1991. – 303 с.
  8.  Реан, А. А. Психология подростка./ А. А. Реан. - СПб, 2003. – 480 с.  

9.Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик.– М., 1988.– Гл. «Время выбора и решений».– С. 3–19.

10.Леви, В. Искусство быть другим / В. Леви.– М., 1988.


[1] Л.Н.Толстой Сборник сочинений; т 2 стр. 215

[2] В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имидж современного учителя. Какой он?

Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего ...

Современный урок- каким он должен быть в условиях нового государственного стандарта?

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускнико...

Современный учитель – какой он?

В образовательном процессе многое, если не всё,  зависит от нас, учителей. Наша инициатива, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству, владение соврем...

Эссе на тему «Современный учитель – какой он?»

Я думаю, есть такие качества, которые составляют непреходящую ценность человеческой культуры во все века. Учитель – это в первую очередь человек, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, м...

Современный учитель, какой он?

педагогическое эссе...

Современный учитель..Какой он?

Автор размышляет о том, каким должен быть современный учитель...

Современный педагог, какой он должен быть?

Описание важных качеств, которыми должен обладать современный педагог...