План конспект по географии на тему: Экономико-географическая характеристика республики Беларусь
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему

Сусляк Алексей Алексеевич

План-конспект урока: ЭГХ республики Беларусь с описанием страны и общей дополнительной информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belarus_glavnaya.odt29.4 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии

11 класс

Тема: Экономико-географическая характеристика Республики Беларусь.

Триединая цель:(Учебно-воспитательные цели)

Сформировать у учеников систему знаний об особенностях населения, экономической политике, отраслях международной специализации Белоруссии.

Совершенствовать навыки учеников оценивать географическое положение и природно-ресурсный потенциал страны.

Продолжать формирование умений учащихся работать с картами атласа и материалом учебника.

Развивать интерес учащихся к предмету, используя современные средства обучения(информационные технологии).

Методы и приемы:комплексный,эвристическая беседа, работа в группах, закрепления.

Оборудование:Политическая карта Европы, физическая карта Европы, атласы, учебники, Компьютерный класс.

План (схема, или на доске)

  1. ЭГП страны;
  2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов;
  3. Населения и трудовые ресурсы. Возможности их использования;
  4. Исторические предпосылки развития экономики;
  5. Специализация экономики, основные черты ее размещения;
  6. Основные черты географии транспорта
  7. Взаимосвязь отраслей и территорий внутри страны, района, города
  8. Общий вывод: перспективы развития.

ход урока

 Организационный момент

Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Беседа за вопросами (эвристическая).

  1. Какие государства входят в состав региона Восточная Европа (Центрально-Восточная)? В состав СНГ (Содружество Независимых Государств)? Какие из них наиболее развиты?
  2. Какие преимущества географического положения стран Восточной Европы?
  3. Существуют ли в Восточной Европе демографические проблемы?
  4. По какому плану мы изучаем экономико-географическую характеристику страны?

Вероятно ответ:

  1. В состав региона Восточная Европа относятся: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Сербия и Черногория, Хорватия, Чехия, Эстония.
  2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Какая же она Беларусь - Центральный обломок Великого княжества литовского !!! Через пару столетий это был уже Западный край Российской империи, а позже Белорусская ССР.
Но на сегодняшнем уроке мы будем рассматривать современную Республику Беларусь откидывающейся Западом (Европой) и недостаточно понимается Востоком (Россией) с полутоталитарную режимом власти и одной из самых экономик среди стран СНГ.

Изучение нового материала

Рассказ учителя (с элементами беседы и использованием компьютеру)

1. Общие сведения:

•Государственный строй: президентская республика, унитарное государство.

•Состав территории 6 областей (Минск, Брестская, Гомельская, Могилевская, Витебская, Гродненская).

•Денежная единица: белорусский рубль.

2. ЭГП и ПГП Белоруссии

•Республика Беларусь расположена на западе Восточно Европейской (Русской) равнины в бассейнах среднего течения Днепра и Западной Двины и верхнего течения Немана и Буга.Белоруссия относится к восточноевропейских государств. Ее территория составляет 207,6 тыс. Кв.км.

Вопрос: Пользуясь политической картой Европы, определите, с какими государствами граничит Беларусь.

•Республика Беларусь расположена на востоке Европы и граничит по суше с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.Отсутствие выхода к морю, удобного для внешнеэкономической деятельности, компенсируется развитой транспортной сетью, которая обеспечивает стране выгоды транзитного положения между Западом и Востоком.

Вопрос: Как вы оцениваете политико-географическое положение страны?

_____________________________________________________________________________

3. Природно-ресурсный потенциал

Вопрос: Пользуясь физической картой Евразии, определите, какие крупные формы рельефа можно выделить в Белоруссии.

•Наибольшая протяженность территории Беларуси с севера на юг составляет 560 км., С запада на восток - 650 км. Средняя высота над уровнем моря 160 м; Самая высокая вершина — гора Дзержинская - 345 м (Минская возвышенность): самое низкое место (менее 85 м) находится в пределах Неманский низины.

•Большая часть территории - равнинная, с многочисленными следами ледниковой деятельности. На северо-западе - система моренных гряд (Свенцянська, Браславская и Освейська), являющиеся частями Балтийской мореной гряды.Между мореными грядами - заболоченные низины (Неманская, Полоцкая и др.). С запада на восток простирается Белорусская гряда (высота до 345 м - высшая точка Белоруссии). На юге - низменное Белорусское Полесье.

Вопрос: С помощью карта атласа определите, месторождения которых полезных ископаемых есть на территории Белоруссии.

•Минеральное сырье представлена залежами калийных и поваренной солей, незначительными запасами нефти, торфом и строительными материалами.

климат

•Территория страны находится в зоне умеренного увлажнения со средним количеством осадков 500-700 мм в год, что, однако, превышает испаряемость и предопределяет заболоченность значительных участков, особенно на юге страны - в Белорусском Полесье.

Состояние окружающей среды

Вопрос: Какие экологические проблемы возникли в результате аварии на Чернобыльской АЭС?

•Около 1/5 территории страны подверглось сильному радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы (1986). Особенно пострадали Гомельская и Могилевская области.

•Ситуация усугубляется чрезмерным развитием химической и нефтехимической промышленности и повсеместным строительством крупных животноводческих комплексов без надлежащих технологий по переработке органических отходов.

4.Население

Вопрос:Какие факторы влияют на естественный прирост населения в восточноевропейских странах?

•Население (по оценке на 2015год) составляет 9.6 млн. человек, средняя плотность населения около 50 человек на км2. Этнические группы: белорусы - 77,9%, русские - 13,2%, поляки - 4,1%, украинцы - 2,9%, другие — 1,9%. Язык: белорусский, русский (обе государственные), польский, литовский, украинский (в основном в приграничных районах).

5.Хозяйство

•Беларусь - индустриально-аграрная страна переходной экономики. Хозяйство страны длительное время развивалось как составная экономики СССР. Это отразилось на её особенностях. Беларусь - одна из наиболее развитых среди республик СНГ. ВНП на душу населения 8700 долларов США

Вопрос: С помощью карт атласа определите и назовите основные отрасли промышленности Белоруссии и их размещения.

•Развитой отраслью промышленности является машиностроение, которое специализируется на выпуске автомобилей, особенно крупнотоннажных, тракторов и сельскохозяйственных машин, станков, приборов, бытовой техники. Основным машиностроительным узлом является Минск.

•Химическая промышленность развивается в двух направлениях: горно-химическая (добыча солей и производство минеральных, особенно калийных удобрений) и нефтехимическая по выпуску синтетических волокон (Могилев), шин (Бобруйск), лаков и красок.

•Территорию страны пересекают мощные нефте- и газопроводы из России в Европу. Нефтеперерабатывающие предприятия Новополоцка и Мозыря используют как привозное российское, так и собственное сырье.

•Она представлена практически всеми ведущими производствами - текстильным, швейным, трикотажным, обувным, ковровым, выпуском искусственного меха. Предприятия работают на собственной и привозном сырье.

•АПК специализируется на выпуске мясных и молочных продуктов, плодоовощных консервов, пищевого спирта и крахмала из продукции, поставляемой сельское хозяйство.

6. Сельское хозяйство

Вопрос: Какая специализация сельского хозяйства Белоруссии?

•Оно имеет животноводческо-растениеводческой направление. Ведущими отраслями животноводства является молочно-мясное скотоводство и свиноводство. Основная продукция растениеводства - лен-долгунец, картофель, зерновые (особенно рожь, ячмень, овес, гречиха).

•Основная продукция растениеводства - лен-долгунец, картофель, зерновые (особенно рожь, ячмень, овес, гречиха).

•Белорусы имеют давнюю традицию льноводства, и страна всегда славилась своими льняными изделиями.

7. Транспорт

•Железные дороги и автомобильный транспорт - главные виды транспортного сообщения в стране. Сеть железных дорог ориентирована на главную магистраль, проходящая через Оршу, Минск и Брест, которая соединяет Белоруссию с Москвой на востоке и Варшавой на западе. В 1992 было около 5480 км. железных и 61 000 км. дорог с твердым покрытием. Речной флот осуществляет перевозки по 1500км. судоходных водных путей (главным образом в бассейне Днепра). Воздушный транспорт развит относительно слабо; крупнейший аэропорт страны находится вблизи Минска.

•Воздушный транспорт развит относительно слабо; крупнейший аэропорт страны находится вблизи Минска.

8.Внешнеэкономическая деятельность

экспорт

•тракторы

•грузовики

•удобрения

•лес

•Картофель

•мясо

•молоко

импорт

•энергоносители

•Прокат черных и цветных металлов

•промышленное сырье

•Текстиль

•сахар

9.Дополнительная информация

города

•МИНСК, столица (с 1919) Белоруссии, город в центральной части страны, город-герой, центр Минской области; на реке Свислочь (бассейн Днепра). Населения 1646,6 тыс. Человек (2004)

•Согласно легенде, Менеськ - имя основателя города. По второй версии, название города происходит либо от небольшой реки Менки, на которой был основан Минск, либо от славянского слова «мина», «менять» (город находился на пересечении торговых путей, где происходил обмен товарами).

•Точное время основания Минска неизвестно. Первое письменное сообщение о Минске встречается в «Повести временных лет» (1067) в связи с междоусобными войнами русских князей.

•ГОМЕЛЬ, город на юго-востоке Белоруссии, центр Гомельской области; порт на реке Сож.Железнодорожный узел. Населения 489,4 тыс. Человек (2004).

•Гомель - один из древнейших городов Белоруссии, возник в конце 1-го тысячелетия н.э. Впервые упомянут в Ипатьевской летописи как владение черниговского князя.

•ВИТЕБСК, город в северо-восточной части Белоруссии. Пристань на Западной Двине. Населения 353,3 тыс. Человек (2004).

•Город сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. К концу войны из 180 тыс. Человек, проживающих в городе в 1940 году, осталось всего 118 жителей. Более чем на 90% Витебск был разрушен.

•Витебск - родина выдающегося художника М. Шагала (в 1992 в городе открыт его дом-музей)

Достопримечательности

•Несвиж - один из старейших и, пожалуй, самый загадочный из городов Беларуси. Город знаменит своей ратушей XVI-го века - одной из старейших в стране. Слуцки Ворота, также построенные в XVI-ом веке, были перестроены в стиле барокко двумя столетиями позже. Большой и мрачный римско-католический Костел - образец раннего барокко, славится своим безупречно пропорциональным фасадом. Дворцовая Крепость (Замок) Радзивиллов, одна из "визитных карточек" Несвижа, была разработана итальянским архитектором Бернардони в XVI-ом веке, а сегодня занята санаторием для сердечных и неврологических пациентов.

Уникальный лесной массив Европы. Широкую популярность пуще добавляют:

•- наличие только здесь последних остатков огромных в XIII в. лесов Европы с присутствием реликтовых популяций растений и животных (в первую очередь зубра)

•- разнообразие и богатство биогеоценозов и экосистем на сравнительно небольшой территории с однородной геологическим строением и климатом близким к центрально-европейского (среднегодовая температура

+ 6,6 ° С).

•Фауна пуще насчитывает более 10 тыс. Видов. Здесь обитает 59 видов млекопитающих, в том числе самый крупный представитель современной европейской фауны — зубр. Наиболее многочисленны грызуны - 20 видов. Среди них наиболее примечательным является бобр. Из хищников в пуще обитают волк, лисица, рысь, куница.

Белорусская кухня

•Отличительной особенностью белорусской кухни является широкое распространение блюд из картофеля, а также использование различных круп, грибов и свинины.

•Своеобразие белорусской кухни определяется географическим местоположением страны, находящейся на грани крупных геополитических регионов и испытала сильное влияние различных культур: православного востока, католического мероприятия, северной прибалтийской культуры, мусульманских народов юга, еврейской кухни и других.

Выдающиеся белорусы

•Айзек Азимов - американский писатель-фантаст, популяризатор науки, биохимик.

•Марк Шагал - художник и график. Выходец из России, с 1922 за рубежом.

Закрепление новых знаний и умений учащихся

Беседа за вопросами

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Итог урока

Заключительное слово учителя или ученика _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

.Домашнее задание:Подготовить рефераты об известных лицах Беларуси


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ. БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ РЕК…»

          Урок посвящен проблеме охраны малых рек Ростовской области и разработан с целью экологического воспитания школьников....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР

Урок географии в 6 классе. Цель  урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Климатообразующие факторы России» с использованием ЭОР

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме "Климатообразующие факторы России" Цель  урока: Цель: сформировать представление о климатообразующих факторах; расширить знания о целостной системе фак...

План-конспект урока географии по теме "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Целью урока является формирование понятия об атмосфере как внешней газовой оболочке, представление о строении атмосферы, ее составных частях....

План-конспект урока географии по теме Страны Южной Африки. ЮАР.

План-конспект урока географии по теме Страны Южной Африки. ЮАР. для 7 класса...

План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»

Аннотация работы Цель работы: Разработать серию уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера». Серия уроков построена на основе бло...