Урок по географии "Атмосфера"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Литвинова Светлана Витальевна

Урок обобщения знаний. Урок - соревнование, на котором показана работа в группах. В разработке представлены разнообразные формы работы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_atmosfera-r.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                          АТМОСФЕРА

                          Обобщающий урок–соревнование

Цели:    Обобщить и проверить знания, умения и навыки,    

              полученные при изучении темы.                          

              Развивать умение работать в группах.

              Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:  физическая карта, таблицы, графики, сигнальные карточки,

              компьютерные презентации

 

                                     Ход урока

  І.  Организационная часть

- Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дети! Сегодня у нас обобщающий урок-соревнование по теме «Атмосфера», в ходе которого мы должны повторить, обобщить и проверить знания, умения и навыки, полученные при изучении этой темы.

- Девизом нашего урока будет китайская мудрость: «Не бойся, что не знаешь - бойся, что не научишься!» Поэтому, не бойтесь ошибиться!

- Поэт сказал: «Считай, ты потерял тот день,

                          В какой не улыбнулся!»

 - Покажите свое настроение, с которым вы пришли на урок сегодня.

Карточка красная – отличное, зеленая – нормальное, синяя - плохое.

- Улыбнитесь друг другу! Хорошее настроение поможет вам быть активными на уроке. Я желаю вам успехов!

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся 

1. Прием «Да - нет»

- Что такое атмосфера?

- Отвечайте хором: «Да - нет»

        - Что такое атмосфера?

          Может быть, это литосфера? - Нет!

          Может быть, это гидросфера? - Нет!

          Может, это просто точка? - Нет!

          Значит это оболочка? – Да!

    2. Проблемный вопрос 

- Определите значение атмосферы, прослушав стихотворение.

- Я до синего неба рукой дотянусь.

К облакам я ладошкой своей прикоснусь,

Наслаждаясь покоем и светом,

Облаков бело-розовым цветом.

Только небо мое встрепенулось,

Понеслось и обратно вернулось,

Сильным ветром в лицо мне дохнуло

И куда-то опять упорхнуло.

Я с восторгом и трепетной верой,

Наблюдаю дела атмосферы.

Где-то дождь почему-то пролился.

Где-то снежный буран расшалился.

Иней тонким пушистым налетом,

Покрывает крыло самолета.

Сквозь туманы плывут корабли

Далеко от родимой земли.

Много вредных космических лучиков,

Атмосфера не пустит без ключика.

Для непрошенных, злобных лучей,

Не должно быть открытых дверей.

Наш воздушный большой океан,

«Омывающий» множество стран,

Наш защитник, обидчик, помощник,

Без которого жить не возможно. 

III.  Обобщение знаний, умений и навыков 

1. Прием «Ассоциации»

- Изучая тему «Атмосфера», мы познакомились с множеством новых терминов. Вам нужно подобрать к каждой букве слова «Атмосфера» слова, которые связаны с этой темой.

А - зот

Т - ермометр

М - уссон

O - садки

C - нег

Ф - люгер

E - вропа

P - оса

A - нтициклон

 

2. Блиц - турнир 

    І команда 

1. Атмосфера – не водная оболочка Земли, а ...(воздушная)

2. В каком направлении дует северо-восточный ветер? (в юго-западном)

3. Бриз - не город, а ... (ветер)

4. Полярный круг - не меридиан, а …(параллель)

5. Разница между максимальной и минимальной температуры воздуха называется... (амплитудой)

6. Где ночью теплее, на суше или на море? (на море)

7. Линии, соединяющие точки на карте с одинаковой температурой, называются... (изотермами)

8. В каком слое атмосферы больше всего озона? (в стратосфере) 

   II команда 

1. Нижний слой атмосферы называется ...(тропосферой)

2. В каком направлении дует северо-западный ветер?  (в юго-восточном)

3. Как изменяется температура воздуха с высотой? (понижается)

4. Скопление капелек воды в воздухе называется ... (туманом)

5. Два раза в год солнце находится над ... (экватором)

6. Синоптические карты – карты ... (погоды)

7. От чего нагревается воздух?  (от земной поверхности)

8. Влажность воздуха бывает относительной и …(абсолютной)

  

3. Прием «Светофор» – Да – нет 

(ответы цветными карточками) 

1. Бриз – сезоннй ветер  (Нет)

2. Туман выпадает из облаков  (Нет)

3. Вода нагревается быстрее, чем суша  (Нет)

4. Многолетний режим погоды называется климатом  (Да)

5. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность, называется ветром (Нет)

6. Содержание водяного пара в воздухе называется влажностью  (Да)

7. Теплый атмосферный фронт приносит похолодание  (Нет)

8. В циклонах – погода без осадков  (Нет)

  

4. Прием «Путешествие по цифрам» 

- Какое отношение к теме «Атмосфера» имеют эти цифры?

   I команда                                                                  II команда

 -  78 (количество азота в воздухе)                 - 760 (нормальное атм. давление)

 -  66 ( широта полярных кругов)                   -  23   (широта тропиков)

 -  55 (висота стратосферы)                             - +58  (макс. температура)

 - -89 (мин. температура)                                 - 18   (висота тропосферы)

 

5. Прием «Угадай по описанию» 

1. - Он образуется далеко от земной поверхности.

    - Ему радуются особенно весной и летом.

    - Он бывает теплым и холодным.

    - Когда вовремя его погуляешь, то можно заболеть.

    - От него прячутся под зонтиком. (Дождь) 

2. - На планете нет такого места, где  бы его не было.

    - Он легко переносит даже очень тяжелые предметы.

    - Одной из его характеристик является скорость.

    - Особенно приятно ощущать его на своем лице в жаркий летний день.

    - Прибор, который позволяет изучать это природное явление, называется    флюгер. (Ветер)

  

6. Игра «Географическая копилка»                          

- География тесно связана с математикой. Необходимо решить задачи, кто быстрее.

  Задача 1.

 

          Красноярск

  Санкт-Петербург

     t июня

                +19 С

           +18 С

     t января

                - 17 С

            - 8 С

     амплитуда

                   ?

                ?

 

  Задача 2.

  Высота

  Температура

    0 м

     + 16 С

    ? м

      - 8 С

 

  Задача 3.

    Время

Температура

   6 часов

      - 7 С

  12 часов

     + 3 С

  18 часов

     + 2 С

  24 часа

     - 2 С

- Определить среднесуточную температуру воздуха.

   Задача 4.

  Высота

Атм. давление

   ?  м

    450 мм

   0 м

    750 мм

7. Прием «Что лишнее?» 

I команда                                                             II команда

1. Дождь, роса, иней, туман.                       1. Облачность, температура, осадки,

                                                                           погода.

2. Бриз, муссон, пассат, флюгер.                2. Роса, иней, изморозь, дождь.

3. Азот, кислород, сернистый газ,              3. Тропосфера, атмосфера,      углекислый газ.                                                 стратосфера, мезосфера.

4. Тропики, полярные круги, экватор,       4. 22 июня, 22 октября, 21 марта,

меридианы.                                                       22 декабря

8. Прием «Почемучка» 

  І команда 

1. Когда я прихожу летом, становится холоднее, идет дождь. Когда зимой - становится теплее. Кто я?  (морская воздушная масса)

2. Почему облака не падают на Землю?

3. Где выпадает наибольшее количество осадков на Земле?  (Черапунджи)

4. Почему на западном побережье материков Южного полушария образуются пустыни?  (холодные течения)

5. Погода и климат – понятия разные. Существуют ли на нашей планете районы, где между этими понятиями разницы практически нет? (на экваторе)

   II команда 

1. Где апрель и май – осенние месяцы? (в Южном полушарии)

2. Почему ночью, когда на улице прохладно, море теплое, как «парное молоко»? (вода медленно нагревается и охлаждается)

3. Где так бывает: днем темно, как ночью, а ночью светло, как днем? (за полярным кругом)

4. Как бы вы оделись ночью в пустыне? Почему? (холодно, нет облаков)

5. Может ли на вершине вулкана Килиманджаро в Африке лежать снег, если у его подножия температура воздуха + 24 С? (Да)

 

9. Прием «Черный ящик» 

 - Здесь находится необыкновенная вещь, которая очень чувствительна к влажности воздуха. О какой вещи идет речь? В каком приборе она используется? (обезжиренный человеческий волос)

 

10. Конкурс капитанов 

 І команда 

1.  Если бы его не было, то наиболее выдающиеся географические открытия произошли бы намного позже. Люди страдают от изменения давления, а для него это - основа жизни. Назовите его. (Ветер)

  2. Скажите на греческом «пророчество». (Прогноз)

3. Для чего жители тибетского города Ладак красят свои дома в черный цвет? (чтобы они лучше поглощали солнечную энергию)

       II команда 

1. Он может быть звонкоголосым, мелким, слепым, колючим, резким, теплым, парным. Назовите его. (Дождь)

2. Первые химики назвали его «небесным воздухом» или «основой жизни», а как мы его называем сегодня? (Кислород)

3. Сын богини утренней звезды Мемнон умер под Троей от руки Ахилла. Эос перенесла тело своего сына в храм Гелиоса и до сих пор оплакивает его. Как мы называем ее слезы, если верить этому древнегреческому мифу? (Роса)

 

11. Прием «Назови одним словом» 

   1. Бриз, муссон, пассат - ...(ветер)

2. Снег, дождь, град - ... (осадки)

3. Барометр, термометр, флюгер - ... (приборы)

4. Экваториальная, тропическая, умеренная - ... (воздушная масса)

5. Перистые, слоистые, кучевые - ... (облака)

6. Изобары, изотермы, изогиеты - ... (изолинии)

 

12. Прием «Работа с климатодиаграммами»  

- Мы все знаем, капитана Врунгеля:

Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Он себя считает знатоком,

Климат ему также был знаком.

 

- И он нам написал письмо:

Добрый день, дети! Много я путешествовал по всему миру, и вот к какому выводу пришел: трудно обходиться без знаний по географии. Недавно я собрался в кругосветное путешествие на корабле. Но сначала я заехал домой, взял географический атлас, чтобы проанализировать климатические карты. Нужно же знать, какую одежду с собой взять. Да вот беда, атлас был старым, и листы все рассыпались и перепутались. Дети! Помогите мне определить при помощи климатодиаграмм климат различных регионов Земли, где я решил побывать.

               І команда                                                            II команда 

   Экваториальный пояс                                         Арктический пояс

   Умеренный пояс                                                  Тропический пояс

                         (Учитель показывает климатодиаграммы)

 

13. Прием «Путешествие на метеорологическую станцию»  

- Показ компьютерной презентации: приборы – барометр, термометр, гигрометр, флюгер, осадкомер, анемометр.

- Назвать метеорологические приборы и их назначение.

14. Игра «Стрелка» - «Юные синоптики»  

- Каждой команде вручается стрелка с названием воздушной массы (мУВ, кУВ) и карточка с заданием:

- В каком климатическом поясе господствует воздушная масса?

- Какую погоду приносит зимой, летом?

 

15. Игра «Почта» 

- Четыре конверта – «Ветер», «Влажность», «Осадки» и конверт, в котором карточки с терминами:

  - флюгер, бриз, муссон, сила, скорость, пассат, западный, роза ветров;

  - водяной пар, испарение, насыщение, гигрометр, абсолютная, процент, относительная, температура;

  - осадкомер, плювиограф, снег, иней, облака, циклон, дождь, атмосферный   фронт.

                     - Нужно термины отправить адресату.

 

 16. Игра «Цветок» - «Климатообразующие факторы»  

- Десять лепестков, на которых написаны не только факторы, которые влияют на формирование климата:

                       - уровень солнечной радиации

            - географическая широта местности

            - выветривание

            - рельеф

                      - близость океана

                      - движение воздуха

                      - течения

                      - высота места над уровнем моря

                      - состав  горных пород

                      - деятельность человека.

 

- Нужно оставить цветок с 8 лепестками, на которых будут только климатообразующие факторы (за 2 минуты).

 

17. Древо решений  

                                           - Нужно написать:

                 І команда                                                    II команда 

- Источники загрязнения атмосферы       - Предложения по охране атмосферы

 

  IV. Итог урока  

- Атмосфера!

Летишь с планетой в космосе холодном

И бережешь ее от всяких бед!

Чтоб на Земле на нашей

Жизнь была всегда! 

 - И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен.

Стремитесь вы его познать!

   

(Подведение итогов конкурса)

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...