Метапредметное учебное занятие по теме «Фосфор как элемент жизни и мысли»
план-конспект урока по географии (8, 9 класс) на тему
Метапредметное учебное занятие: химия, биология, география.
Место проведения: 3-D кабинет.
Оборудование: интерактивные столы и другое оборудование 3-D кабинета.
Метапредметный подход помогает ученикам более эффективно действовать в группе. В коллективе устанавливать взаимодействие для достижения положительного результата. Универсальные учебные действия сегодня связаны с компьютерной грамотностью учеников и их умением использовать информацию из Интернета для решения учебных задач.
Ученики с большим интересом осваивают все новое в компьютерной технике. Но и сам учитель получает благодаря компьютерной технике большое количество преимуществ, в том числе наглядную графику и доступ к безграничным источникам информации. Современный учитель не имеет права отказаться от информационных технологий. Применение интерактивных столов в обучении и ресурсов сети Интернет становится необходимым не только при подготовке к занятиям, но и на самих занятиях. Необходимо также обучать школьников работе с источниками информации.
Интерактивные столы на уроках географии могут использоваться достаточно широко. Он удивительным образом может объединить в себе учебник, географический атлас, контурную карту, художественную литературу географического содержания, географические справочники, фотоматериалы и многое другое. При этом предоставляется широкая возможность для работы в группах. Учитель может спокойно контролировать рабочий процесс за каждым интерактивным столом, наблюдая со своего рабочего места или с большого экрана в классе. Интерес к географии как к учебному предмету во многом зависит сегодня от самого учителя. Интерактивный стол на уроке является нашим союзником. Интересно узнать новое для себя, проверить свои знания, выполнить групповое задание учителя или оформить свой ответ с помощью красивой графики, побывать в уникальных местах нашей планеты, не выходя из класса – это теперь не проблема!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnoe_zanyatie_po_teme_fosfor.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Метапредметный подход помогает ученикам более эффективно действовать в группе. В коллективе устанавливать взаимодействие для достижения положительного результата. Универсальные учебные действия сегодня связаны с компьютерной грамотностью учеников и их умением использовать информацию из Интернета для решения учебных задач.
Ученики с большим интересом осваивают все новое в компьютерной технике. Но и сам учитель получает благодаря компьютерной технике большое количество преимуществ, в том числе наглядную графику и доступ к безграничным источникам информации. Современный учитель не имеет права отказаться от информационных технологий. Применение интерактивных столов в обучении и ресурсов сети Интернет становится необходимым не только при подготовке к занятиям, но и на самих занятиях. Необходимо также обучать школьников работе с источниками информации.
Интерактивные столы на уроках географии могут использоваться достаточно широко. Он удивительным образом может объединить в себе учебник, географический атлас, контурную карту, художественную литературу географического содержания, географические справочники, фотоматериалы и многое другое. При этом предоставляется широкая возможность для работы в группах. Учитель может спокойно контролировать рабочий процесс за каждым интерактивным столом, наблюдая со своего рабочего места или с большого экрана в классе. Интерес к географии как к учебному предмету во многом зависит сегодня от самого учителя. Интерактивный стол на уроке является нашим союзником. Интересно узнать новое для себя, проверить свои знания, выполнить групповое задание учителя или оформить свой ответ с помощью красивой графики, побывать в уникальных местах нашей планеты, не выходя из класса – это теперь не проблема!
Метапредметное учебное занятие:
«Фосфор как элемент жизни и мысли»
Глава 1. Этапы подготовки учебного метапредметного занятия.
План реализации учебного занятия
1 этап. Определение целей и задач учебного метапредметного занятия.
Цель урока:
•Познакомить учащихся с фосфором и его соединениями, источниками получения фосфора человеком;
•Способствовать формированию на метапредметном уровне системы знаний об образуемых элементом фосфором веществах, играющих важную роль в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей, применение знаний и умений при решении метапредметных учебных проблем.
2. Содействовать развитию у учащихся научного мировоззрения при усвоении идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы, исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи.
3. Способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого, поддерживать интерес к изучению природы через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.
2 этап. Разработка учебного занятия.
• создание рабочей группы учителей (биология, география, химия);
• совместная разработка плана учебного метапредметного занятия;
• довести до учащихся важность данного учебного занятия;
• подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала, Интернет-ресурсов;
• определение необходимых ресурсов для проведения учебного метапредметного мероприятия и их источников.
Проведение учебного метапредметного занятия.
Тип урока:
Урок изучения нового материала с элементами интегрирования (биология, химия, география).
Формы организации учебной деятельности:
•самостоятельная работа с интерактивными столами, Интернет-ресурсами;
•фронтальная;
•исследовательский лабораторный опыт.
Методы обучения.
Методы организации учебной деятельности:
словесные (эвристическая беседа), наглядные (коллекция, таблицы, интерактивные столы),
на основе познавательной деятельности, частично-поисковый.
Педагогические приемы:
учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);
учебно-информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с интерактивными столами, наблюдение);
учебно-интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).
Ход урока
Организация начала урока.
Изучение нового материала
Учитель химии.
Тема нашего урока «Фосфор как элемент жизни и мысли». . Происхождение названия химического элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий. Название «фосфоры» приписывают всем веществам, светящимся в темноте после предварительного облучения, а само явление холодного свечения называют фосфоресценция.
Далее следует сообщение ученика (домашнее задание)
Открытие фосфора произошло в 17 веке гамбургским алхимиком Х. Брандту. Он искал «философский камень». Брандт проводил перегонку сухого остатка от выпаривания мочи. В приёмнике оказалось вещество, испускавшее голубоватый свет. Так, совершенно случайно, в 1669 году был открыт белый фосфор - вещество, вызывавшее свечение. Поначалу Брандт был уверен, что свечение без огня мог дать только легендарный «философский камень». Но вскоре он понял, что никакими другими чудесными свойствами его находка не обладает. Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Р.Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения фосфора. В 18 веке шведский химик К.Шееле дал способ получения фосфора из костяной золы, применявшейся в промышленности вплоть до начала 20 века.
Так давайте поближе познакомимся с элементом фосфором, зная, что свойства зависят от строения.
Характеристика элемента
Учитель химии: мы сейчас будем работать в группах. Около каждого интерактивного стола у нас появиться свое объединение, которое выполнит определенные задания (следует обязательно напомнить ученикам про правила работы с интерактивными столами).
Охарактеризуйте фосфор как химический элемент по плану:
порядковый номер, номер периода, группа, подгруппа;
заряд ядра, электронная формула, энергетическая диаграмма;
валентность и возможные степени окисления элемента. Нахождение в природе.
Учитель наблюдает за самостоятельной работой учащихся и оценивает выполнение заданий.
Учитель географии
Фосфор принадлежит к распространенным в природе элементам. Он содержится не менее чем в 190 минералах, из которых главнейшими являются. Многие из этих минералов мы можем обнаружить на территории одного удивительного места в нашем городе. Как оно называется?
Ученики: Минералогический музей.
Учитель географии: в честь какого Великого отечественного ученого назван этот музей?
Ученики: Ферсман Александр Евгеньевич.
Учитель географии: с какими важными фактами из его биографии вы познакомились дома?
Ученики: Академик Академии наук СССР, ученик Вернадского, основатель отечественной геохимии и т.д.
Учитель географии: сегодня мы отправимся в виртуальную экскурсию в Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана. Для этого мы воспользуемся ссылками на наших рабочих столах: https://www.fmm.ru/
На какие два минерала в процессе нашей экскурсии мы обратим особое внимание? Почему?
Ученики: апатит и фосфорит. Они имеют промышленное значение при получении фосфора.
Начинается виртуальная экскурсия (несколько минут).
Учитель географии: под руководством Ферсмана А. Е. на территории нашей страны было открыто крупнейшее в мире месторождение апатитов. В каком месторождении идет речь? Откройте интерактивные глобусы на ваших столах и найдите с его помощью данное месторождение апатитов.
Ученики: Кольский полуостров (Мурманская область). Работают с интерактивным глобусом.
Учитель проверяет правильность определения географического положения месторождения.
Учитель географии: кроме России крупные месторождения апатитов и фосфоритов известны и в других странах. Каких? Найдите с помощью интерактивного глобуса одно из таких государств.
Ученики называют государства и работают с интерактивным глобусом. Учитель проверяет правильность выполнения задания.
Учитель географии: используя информацию с портала: http://webmineral.ru/
Дайте описание физических свойств апатита и фосфорита. Познакомитесь с их разновидностями. Заполните таблицу в ваших электронных дневниках на интерактивных столах: название минерала, химическая формула и свойства, физические свойства, месторождения.
Заполнив эту таблицу, мы сможем узнать, почему такой красивый минерал как апатит редко используется в ювелирном деле (из-за невысокой твердости и хрупкости).
Биологическая роль фосфора
Учитель биологии.
Фосфор входит в состав нервных и костных тканей. Мозговые клетки особенно богаты фосфором. Соединения фосфора играют большую роль в обмене веществ и энергии. Фосфор необходим для мышечной и умственной деятельности. Отечественный академик А.Е.Ферсман назвал его «элементом мысли».
На интерактивных столах есть изображения продуктов питания.
С какими продуктами фосфор попадает в организм человека?
Ученики делают выбор: хлеб, молоко, рыба, сыр, перловая, овсяная, ячневая крупа, фасоль и горох, мясо и др. (правильные ответы)
Учитель биологии: что происходит с организмом человека при недостатке фосфора в организме?
Ответы учеников: снижается умственная и мышечная деятельность, рахит.
Учитель биологии: какова реакция организма на избыток фосфора?
Ученики: мочекаменная болезнь, отравление организма токсинами, отеки из-за прилива внеклеточной жидкости.
Учитель биологии: на ваших рабочих столах откройте тестовые задания и приступайте к работе с ними.
Ученики решают тестовые задания, нажимая на пульты управления. Специальная программа ведет отсчет времени (45 секунд на 1 тест), выдает статистику результатов тестирования и оценки учащихся на экраны.
Учитель биологии подводит итоги тестирования.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель. Сегодня на уроке мы стали с вами более грамотными в области сразу трех наук. Поделитесь своими впечатлениями по уроку.
я знал…
я хотел узнать…
я узнал…
Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: творческое задание: сообщение или презентация по теме (варианты: «Значение апатитов и фосфоритов для человека», «История изучения природы фосфора», «Фосфор в организме человека» и т.д.
Результаты.
Самоанализ урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”
Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...
Метапредметное учебное занятие по обществознанию 10 класс по теме "Изменение и развитие"
Урок в рамках конкурса "Учитель года Хабаровского края-2011"...
Учебное занятие по биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах"
Учебное занятие предполагает урок по ФГОС ООО (система учебников И.Н.Пономарёвой). Занятие проходит в виде виртуального морского путешествия. По ходу путешествия ребята знакомятся с устройством научно...
Фосфор - "элемент жизни и мысли"
История открытия фосфора, аллотропные модификации, круговорот фосфора в природе, биологическое значение фосфора...
Открытое занятие на тему: «Открытка с элементами оригами»
Открытое занятие на тему: «Открытка сэлементами оригами» На занятии присутствовало 14 человекВозраст – 7...
Технологическая карта учебного занятия по теме "Элементы математической статистики"
Технологическая карта учебного занятия по теме "Элементы математической статистики" общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 "Математика: алгебра и начала математического анализа, ...
Методическая разработка учебного занятия по естественно-научной дисциплине Элементы высшей математики на тему: Метод замены переменных
Методическая разработка учебного занятия по естественно-научной дисциплине Элементы высшей математики на тему «Метод замены переменных» составлена в ОГАПОУ «Алексеевский коллед...