Метапредметное учебное занятие по обществознанию 10 класс по теме "Изменение и развитие"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Шеншина Елена Анатольевна

Урок в рамках конкурса "Учитель года Хабаровского края-2011"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметное учебное занятие

«Изменение и развитие»

Цели урока.

Предметная: актуализация знаний об основных этапах формирования религий, рассмотрение возможных путей их дальнейшего развития в современном мире.

Методологическая:  развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ эмпирических данных, работу с дополнительными источниками информации.

Метапредметная:  формирование у учащихся представлений о процессе развития (в философском смысле), выражающегося в количественных и качественных изменениях на примере трансформации от архаических верований со современных мировых религий.

Знание:

1.понятий: диалектика, метафизика (новые);  архаические верования, мировые религии, национальные религии, тотемизм, фетишизм, анимизм, христианство, ислам, иудаизм, буддизм, синтоизм, даосизм, политеизм, монотеизм

2.процессов: развитие религиозных верований

Умение

- осуществлять работу по составлению и объяснению схем

- анализировать статистические данные (о современной религиозной ситуации)

- классифицировать религии по основным и второстепенным признакам

- сопоставлять разные точки зрения на одну и ту же проблему

- делать выводы из представленных данных

Приоритетные виды межпредметных связей:

  1. внутрицикловые содержательно-информационные – с курсом обществознания (духовная сфера жизни общества) на уровне понятий и общетеоретических знаний.
  2. организационно-методические – на уровне общепредметных умений и навыков (анализ, сравнение, классифицирование, применение знаний и способов действий, решение учебных проблем, вывод)
  3. специально-предметные –

Дидактические средства: презентация, ролик «Религии», схемы, раздаточный материал (2 документа), проверочные карточки

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка метапредметной темы «Изменение и развитие».
  3. Постановка цели урока.
  4. Религии в развитии
  5. Современные тенденции развития религий.
  6. Постановка домашнего задания. Рефлексия.

Этап урока

Слайд

Учитель

Работа  класса

1. Организационный

СЛАЙД 1

Цитаты.

2.Постановка межпредметной темы «Изменение и развитие»

СЛАЙД 2

Тема урока.

СЛАЙД 3,4,5

Философы о развитии

СЛАЙД 6

прогресс

Зачитывает цитаты

«В этом мире нет ничего постоянного, кроме постоянства» (Джонатан Свифт)

«Всё текуче и нет ничего неподвижного в мире» (Овидий)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, О ЧЁМ СЕГОДНЯ ПОЙДЁТ РЕЧЬ НА НАШЕМ УРОКЕ?

При необходимости корректирует и направляет ход рассуждений.

РАЗВИТИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ!!

Ещё античные философы считали что всё в мире непрерывно изменяется :любое существо рано или поздно погибает и нынешнее состояние вещей – это одна из ступеней мироздания. Согласно Гераклиту, всё течёт и изменяется, всё существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Исключение делалось только для атомов (Демокрит, Эпикур) и идей (Платон), которые неизменны и неуничтожимы).

А ЧТО ЕЩЁ НЕИЗМЕННО В МИРЕ?

Действительно, вопрос сложный и однозначно на него ответить нельзя, можно долго философствовать на эту тему.

Идеи вечного изменения сформировали представления людей о движении по восходящей, от простого к сложному…

О ЧЁМ ИДЁТ РЕЧЬ?

А КАК НАЗЫВАЕТСЯ ОБРАТНЫЙ ПРОЦЕСС? Синонимы?

ВЫСКАЗВАЮТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ТЕМЕ УРОКА

РАССУЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

3. Постановка цели урока.

Ролик «Религии»

Но мы до сих пор не знаем какова цель нашего урока, исходя из темы.

Внимание на экран (смотрим  и отдыхаем под классическую музыку)

КАКОВА ЖЕ ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА?

ФОРМУЛИРУЮТ ЦЕЛЬ УРОКА

4. Религии в развитии.

СЛАЙД 7-8

Архаические верования и современные религии

СЛАЙД 9-10

Тотемизм, анимизм, фетишизм

СЛАЙД 11-12

Современные религии: мировые, национальные

СЛАЙД 13

ТЕСТ

СЛАЙД 14

ТЕСТ С ОТВЕТАМИ

Беседа по содержанию ролика, с параллельным построением схемы.

Как вы считаете, какие вопросы можно задать по содержанию фильма.

- КАКИЕ РЕЛИГИИ ВЫ УВИДЕЛИ НА ЭКРАНЕ?

- ДАВАЙТЕ РАЗДЕЛИМ ИХ НА ДВЕ БОЛЬШИЕ ГРУППЫ, КАКИЕ?

- ЧТО ОТНОСИТСЯ К АРХАИЧЕСКИМ ВЕРОВАНИЯМ?

Продолжим нашу классификацию…

СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ ТОЖЕ НЕ ОДНОРОДНЫ…(2 группы, и к ним относятся)

ПРОВЕРИМ КАК ВЫ РАЗБИРАЕТЕСЬ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ.

Документ 1 тест

А СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ДРУГИЕ ПОДХОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ? Возьмите Документ 2

- ЧТО ЛЕГЛО В ОСНОВУ ДАННОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

- НА КАКИЕ КАТЕГОРИИ ОН РАЗДЕЛИЛ СУЩЕСТВОВАВШИЕ И СУЩЕСТВУЮЩИЕ РЕЛИГИИ?

Архаические верования и современные религии 

Тотемизм, анимизм,

Современные религии: мировые, национальные фетишизм

Работа с тестом на соотнесение религий и их черт (индивидуально)

Работа с неадаптированным текстом «Классификация религий по системе Беллаха и Вебера»

5.Современные тенденции развития религий

СЛАЙД 15

СЛАЙД  16

Например, спрос и предложение

Цена и спрос

СЛАЙД 17

Образованность и степень религиозности.

СЛАЙД 18

Считаете ли вы себя религиозным человеком?

СЛАЙД19

«Что такое лично для вас значит религия?».

СЛАЙД 20

Диаграмма Наиболее влиятельные религии мира.

СЛАЙД 18

Будущее религии

СЛАЙД19

Цель всего – развитие

(Бернард Вербер)

КАКОВЫ ЖЕ ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

ВО-ПЕРВЫХ ХОЧЕТСЯ ПОГОВОРИТЬ О ТАК НАЗЫВАЕНМЫХ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ, ТАКИХ КАК  СТЕПЕНЬ РЕЛИГИОЗНОСТИСОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В КАКОМ СООТНОШЕНИИ НАХОДЯТСЯ РОСТ ОБРАЗОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И СТЕПЕНЬ ИХ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Опубликованный в 1998 году в журнале Nature опрос показал, что процент верующих в личностного бога или жизнь после смерти по США минимален среди членов Национальной Академии Наук — только 7 % опрошенных, по сравнению с 85 % по всему населению Соединенных Штатов.

Выборочный социологический опрос студентов московских ВУЗов 2008г.

Интересными оказались результаты, полученные на открытый вопрос: «Что  лично для вас значит религия?».

КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ДАННЫХ?

Социологи и религиоведы выделяют в качестве двух ведущих альтернатив развития организованных религий: 1. «превращение» религиозной веры в вариант светского мировоззрения, гуманизма.

2. развитие многообразных суеверий, магических ритуалов, оккультизма.

Согласны ли вы с такой позицией?

А ПОЧЕМУ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ЛЮДИ ВСЁ ЧАЩЕ И ЧАЩЕ ОБРАЩАЮТСЯ К УСЛУГАМ МАГОВ, ГАДАЛОК, ЭКСТРАСЕНСОВ, ВЕРЯТ ДАЖЕ В САМЫЕ НЕЛЕПЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ?

ВЫВОД: Конечно, однозначный ответ на вопрос о дальнейшей судьбе религии дать нельзя, но безусловным остаётся тот факт что она, как и всё вокруг изменяется, адаптируется в современном обществе, в общем…не стоит на месте. Ибо цель всего – развитие.

Выявляют характер зависимости: прямая или обратная.

Анализ статистических данных.

Делают выводы

Анализ данных диаграммы

6. Домашнее задание.

Рефлексия

СЛАЙД 20

Какие выводы можно сделать из представленных фактов.

Рефлексивный экран.

Рефлексия урока.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ДОКУМЕНТ  1

Впишите в первую колонку таблицы название религии, во второй цифры, характеризующие их признаки.

Название религии

Характеристика религии (номера)

  1. Самая ранняя по времени возникновения мировая религия.
  2. Самая поздняя по времени возникновения мировая религия.
  3. Мировая религия, священная книга которой называется «Типитака».
  4. Мировая религия, два основных направления которой называются шиизм и суннизм.
  5. Мировая религия, сущностью которой являются «четыре благородные истины».
  6. Мировая религия, возникшая в Палестине.
  7. Мировая религия, исповедующая триединство Бога.
  8. Мировая религия, возникшая на Аравийском полуострове.
  9. Мировая религия, наиболее распространённая в России.

Считаете ли вы себя религиозным человеком (%)

Считаю

27

Не считаю

27

Затрудняюсь ответить

17

Колеблюсь между верой и неверием

18

Считаю себя атеистом

10

Отождествляют религию с верой                                                            27%

Религия как некий набор моральных устоев                                          13 %

Религия как жизненная опора, «стержень», помогающим в жизни     7%

 «Убеждения других людей, которые надо уважать, но не мои»          7%

Затруднились дать ответ на этот вопрос                                                 24%

Встречались и неожиданные ответы: «Религия для меня хобби, предмет интереса», «Религия – это власть над сердцами и умами людей, которой некоторые умеют беззастенчиво пользоваться», «Возможность соприкоснуться с действительностью»

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие по обществознанию, 9 класс: "Трудовое право для несовершеннолетних"

Учебное занятия для учащихся 9 классов с применением интерактивных форм и методов обучения. Особенность занятия - самостоятельная деятельность учащихся. Итогом работы детей является созданный пакет пр...

Учебное занятие по обществознанию, 9клас: "Можно ли избежать дорогу к бедности"

Данное занятие поможет детям определиться с профилем в 10 классе, учит работать с документами, кооперации. Архив состоит и пакета заданий группам, сценария и раздаточного материала....

Конспект учебного занятия по обществознанию в 7 классе "Подросток в социальной среде"

Конспект учебного заняти, где определены этапы урока и содержание деятельности обучающихся, прилагаются схемы...

Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Избирательное право в Российской Федерации"

Технологическая карта учебного занятия позволяет провести учебное занятие в соответствие с современными требованиями, указав все этапы деятельности преподавателя и обучающихся, оценить обучающимся св...

Учебное занятие по обществознанию "Человек, индивид, личность".

Учебное занятие по обществознанию "Человек, индивид, личность", 1 курс СПО. В процессе занятия студенты изучают материал, работая с фрагментами научно-популярных текстов....

Метапредметное учебное занятие по теме «Фосфор как элемент жизни и мысли»

 Метапредметное учебное занятие: химия, биология, география.    Место проведения: 3-D кабинет.   Оборудование: интерактивные столы и другое оборудование 3-D к...

Практическая работа № 3 Развитие умения «Оценка и использование информации» на учебных занятиях по обществознанию.

Практическая работа № 3Развитие умения «Оценка и использование информации» на учебных занятиях по обществознанию. Школа современного учителя....