Урок по теме "Индия"
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема «Индия»
Тип урока: стандартный урок, включающий в себя самостоятельную работу обучающихся с текстом учебника и картами атласа.
Цели:
- Обучающая: изучить экономико- и социально-географическую характеристику Индии по плану.
- Развивающая: совершенствовать навыки работы с картами атласа и материалами учебника.
- Воспитывающая: способствовать воспитанию интереса к познанию новых данных.
Оборудование: карта мира, атлас, учебник, тетрадь.
Конспект урока «Индия»
Мы с вами продолжаем изучать Зарубежную Азию. Тема нашего сегодняшнего урока «Индия».
Цель урока: изучить экономико- и социально-географическую характеристику Индии по плану, совершенствовать навыки работы с картами атласа и материалами учебника.
План урока:
- Общая характеристика Индии.
- Исторические факторы развития.
- Население Индии.
- Природный потенциал и экологические проблемы.
- Промышленность и сельское хозяйство Индии.
- Главные города Индии.
7. Вывод.
Откройте тетради, запишите тему, перечертите в тетрадь следующую таблицу.
С кем граничит | Население | Природные ресурсы | Промышленность | Сельское хозяйство | Главные города |
Индия, или Бхарат как называют свою страну сами индийцы - одно из крупнейших государств планеты. Она занимает седьмое место в мире по площади, второе место в мире по численности населения – в 1999 г. перевалило 1 млрд. отметку.
Индия является одной из колыбелей человеческой цивилизации. Индийцы первыми в мире научились выращивать рис, хлопчатник, сахарный тростник, первыми в мире начали разводить домашнюю птицу. Индия подарила миру шахматы и десятичную систему исчисления. Это страна где зародились две крупные религии - индуизм и буддизм. А также на долю Индии выпало быть около двух веков английской колонией. Сегодня это федеративная республика, состоящая из 28 штатов и 7 союзных территорий.
А сейчас давайте обратимся к политической карте мира и определим, с какими странами граничит Индия (по атласу называют страны и записывают в тетрадь – Пакистан, Афганистан, Китай, Непал, Бутан, Бангладеш и Мьянма). Что мы можем сказать о соседях Индии? (Самым перспективным соседом является Китай). Соседство не очень благоприятное, но Индия имеет выход к морю, и занимает положение на морских торговых путях из Средиземного моря в Индийский океан, на полпути между Ближним и Дальним Востоком. Поэтому в целом можно сделать вывод, что ЭГП благоприятствует развитию хозяйства.
Переходим ко 2-му пункту плана – исторические факторы развития Индии. Данный вопрос подготовил _____________ (Читает доклад).
Название современного государства Бхарат ведет название от арийского племени бхаратов. А кастовая система в Индии была заложена в ведийскую эпоху. Согласно преданию, бог Брахма сначала создал 4 касты. Из своей головы - касту брахманов (жрецов), т.е. высшее сословие, к ней относится верхушка coвременного общества (князи, правители, раджи). Из рук и плеч - кшатриев (воинов). Из бедер - вайшьев (торговцев, ремесленников, земледельцев). Из ног низшую касту - шудра (рабы и слуги). Из всего, что не подошло к предыдущему, Брахма создал касту неприкасаемых, которую в последствии назвали «хариджаны» – дети Бога. Кастовая система в Индии до сих пор существует на бытовом уровне и играет значительную роль в индийском обществе, хотя в 1953 г. был принят закон об отмене кастовой системы в стране.
В 4 веке до н.э. А. Македонский, сломив мощь западных и восточных правителей, одержав ряд блистательных побед, создал огромную империю, простиравшуюся от Эллады до Инда. После ухода А. Македонского началась Маурийская эпоха, которая достигла расцвета при царе Ашоке. Этот правитель известен тем, что, проводя политику веротерпимости, он способствовал также улучшению жизни своих подданных. Это ему принадлежит известная фраза: «НЕ К ЗАВОЕВАНИЯМ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ МУДРЫЙ ПРАВИТЕЛЬ, А К БЛАГОДЕНСТВИЮ ЛЮДЕЙ. ЕСЛИ ЖЕ ЕМУ ПРИДЕТСЯ ПОДНЯТЬ ОРУЖИЕ, ДА НЕ ЗАБУДЕТ ОН - ПОБЕЖДАЕТ ТОЛЬКО ИСТИНА»
Особого внимания заслуживает Гуптская эпоха, возвышение которой началось в 4 веке. Это был период наивысшего расцвета Древней Индии. В это время высокого уровня достигла металлургия. Например, железная колонна в Дели, около минарета Кутаб-Mинap, это целиком отлитое сооружение высотой 7,2 м. массой 6,25 т относится к 415 г. и почти за 1,5 тысячелетия во влажном индийском климате практически не тронута ржавчиной.
В средние века для Индии были характерны частые междоусобные войны. Говоря об этом времени нельзя обойти вниманием период Делийского султаната, который сложился в начале 13 века и распался в начале 16 века.
На обломках делийского султаната в 16 веке в Северной Индии возникает могучая империя. Основатель державы Великих Моголов Захируддин Мухамад Бабур. К периоду Великих Моголов относится сооружение жемчужины индийской архитектуры - мавзолея Тадж Махал, а Агре, на берегу р. Джаймы.
Мавзолей Тадж-Махал был построен Шах Джаханом в память об его рано умершей при родах жене Мумтаз-и-Махал. Зодчий Устад Иса, начавший строительство мавзолея в 1632 г. потратил на это 22 года. На строительстве мавзолея было занято более 20 тыс, человек, около 2 тыс. верблюдов и I тыс. повозок и I тыс. мулов. Работы велись в полумиле от реки Джамны и после завервешения строительства русло реки было искусственно приближено к Таджу, чтобы придать ему особую красоту, Мавзолей построен из белого мрамора и украшен флорентийской мозаикой, выложенной из драгоценных камней в шахматном порядке. Легенда гласит, что если расставить три тысячи пар обуви, соответствующих цветов на этом мозаичном полу, то никто не сумеет найти свои туфли, раньше чем через день.
По некоторым свидетельствам на строительство Таджа привезли 540 кусков сердолика из Багдада, 670 кусков бирюзы из Тибета, 614 кусков Малахита из России, 625 алмазов из центральной Индии.
Тадж это уникальное зрелище. Вот как его описывает один пакистанский писатель. «Если войти в ворота Таджа с закрытыми глазами и только затем открыть их, то Тадж покажется скорее как отражение в воде, нежели земным сооружением. Тадж похож на индийскую женщину. Стоит к нему приблизится, и он отдаляется от тебя. Но если начнешь от него отдаляться, он будет следовать за тобой. В полнолуние Тадж окрашен в пять оттенков синего, а при заходе солнца происходит следующее. Белизна мавзолея сначала начинаем золотеть, затем Тадж становиться слегка персиковым, потом кремовым, вспыхивает теплым красноватым цветом, который сменяется на сверхъестественную синеву».
Немаловажное значение в истории Индии имеет приход в 1648 г. португальцев под началом Васко да Гамы, который положил начало европейской колонизации страны. Для более активного порабощения страны создавались Ост-Индские компании, которые имели поддержку своих государств. В 18 веке наиболее сильными были английские и французские Ост-Индские компании. В результате борьбы за господство в Индии победу одержала Англия. К 1848 г. вся Индия была покорена.
Индийцы, недовольные английским колонизаторством начали освободительную борьбу. После 1917 г. национально освободительная борьба усиливается. Лидером становится Ганди.
После нападения Германии на СССР Индия поставила ультиматум английскому правительству, что она будет на стороне Англии, лишь в том случае, если они дадут свободу стране. Англия вынуждена была уступить. В 1947 г. Британская Индия была поделена на два доминиона: Индию и Пакистан, который состоял из западной и восточной части. В 1971 из восточной части Пакистана было образовано государство Бангладеш.
26 января 1950 г. в силу вступила Конституция, по которой Индия стала федеративной республикой. Сегодня Индия парламентская федеративная республика. Административно-территориальными единицами являются штаты и особые административные районы. (7 мин.)
Следующий пункт плана «Население Индии». Работаем с текстом учебника (с. 224) и отвечаем на поставленные вопросы:
- Какое место по численности населения занимает Индия?
- Что можно сказать об этническом составе Индии?
- Сколько в Индии основных языков?
- Какой язык является государственным?
- Какая религия в Индии наиболее распространена?
- Как размещено население по территории страны?
- Что можно сказать об уровне урбанизации страны?
- Где проживает преобладающая часть населения Индии, в городах или деревнях?
А сейчас мы с вами посмотрим, какие виды полезных ископаемых наиболее распространены на территории Индии. Откройте атлас на стр. 36 и выпишите в таблицу названия основных видов полезных ископаемых (2 мин.). Какие полезные ископаемые наиболее распространены в стране? (уголь, железная руда, цветные металлы).
Индия, как и многие страны мира не смогла избежать экологических проблем. Причины этого:
- большая населенность территории;
- низкий технический уровень хозяйства страны;
Еще в начале 20 в. Рабиндранат Тагор в своих стихах обозначал эту проблему, проблему насильственного воздействия человека на природу.
К ЦИВИЛИЗАЦИИ
Лес верни нам. Возьми свой город,
Полный шума и дымной мглы.
Забери свой камень, железо, поваленные стволы.
Современная цивилизация! Пожирательница души!
Возврати нам тень и прохладу в священной лесной тиши.
Эти купанья вечерние, над рекою закатный свет,
Коров пасущихся стадо, тихие песни Вед,
Пригоршни зерен, травы, из коры одежды верни,
Разговор о великих истинах, что всегда мы в душе вели,
Эти дни, что мы проводили, в размышленья погружены.
Даже царские наслаждения мне в тюрьме твоей не нужны
Я свободы хочу. Хочу я снова чувствовать, что лечу,
Чтобы снова вернулись силы в сердце мое, хочу.
Знать хочу, что разбиты оковы, цепи, хочу разъять.
Вечный трепет сердца Вселенной хочу ощутить опять.
По мнению ученых, наибольший вред окружающей среде приносят промышленные предприятия. Большинство вредных заводов сосредоточено в районе крупных городов Калькутты, Бомбея, Дели и др. Дели занимает 4 место в мире по загазованности. Насыщенность вредными примесями воздуха Калькутты в несколько раз превышает уровень загрязнения воздуха Лондона и Нью-Йорка.
Серьезное положение, сложившееся с охраной окружающей среды заставляет правительство республики искать пути для решения данной проблемы. В 1986 г. в стране издан Закон о защите окружающей среды. Создан Центральный Совет по использованию земель и пустующих территорий. Эта организация занимается не только предотвращением загрязнения земельных угодий, но и негативного влияния стихийных бедствий, борьбой с эрозией, восстановлением лесных ресурсов. Большое внимание уделяется очистке вод.
Следующий пункт плана «Промышленность и сельское хозяйство».
Найдите ответы на данные вопросы на с. 228.
1. Какие отрасли промышленности долгое время были приоритетными для Индии?
2. А что сейчас производит современная Индия?
3. Какие отрасли легкой промышленности работают на экспорт?
Выпишите основные отрасли промышленности Индии в тетрадь пользуясь атласом.
1. Как вы считаете, благоприятны ли природные условия для развития сельского хозяйства Индии?
2. Сколько сельскохозяйственных сезонов в Индии и сколько они длятся?
3. Сколько в Индии земледельческих зон? Что там выращивают?
4. Помимо риса и пшеницы, что еще выращивают на территории Индии?
Запишите себе в тетрадь названия основных сельскохозяйственных культур Индии.
Ну и последний пункт плана «Главные города Индии».
Особенностью Индии является то, что в стране нет единого доминирующего центра. Здесь существуют как бы четыре «экономические столицы» - на западе, востоке, севере и юге страны. Это – Бомбей, Калькутта, Дели и Чинаи (Мадрас).
Читаем по очереди о каждом городе и потом закрепляем.
О каких экономических столицах Индии я говорю:
- «Здесь находятся машиностроительные, нефтехимические, хлопчатобумажные предприятия, центр по мирному использованию атомной энергии». (Бомбей). В какой части страны она находится? (на западе). Найдите ее в атласе.
- Какая столица возникла в конце 17 века на месте фактории английской Ост-Индийской компании и в течение почти полутора веков была административным центром Британской Индии? (Калькутта)
- Этот город один из древнейших городов мира, богатый памятниками индусско-мусульманской архитектуры, с 1911 года – это столица Индии. (Дели)
- Этот город является экономической столицей Юга, второе его название ... (Мадрас).
Вывод сегодняшнего урока: Индия одна из развивающихся стран мира, которая за годы независимости добилась больших успехов в экономическом и социальном развитии. И тем не менее Индия остается страной очень больших контрастов. По общему объему пром. производства она занимает 5-е место в мире, а по душевым показателям только 102-е. В Индии 4 главных промышленных центра – Бомбей, Калькутта, Дели и Мадрас, которые распространяют свое развитие на всю страну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...