Рабочая программа по географии 8-9 классы
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8-9_klass.docx | 80.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Куркинская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Принято» « Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель РМО/ШМО Заместитель директора ПО УВР Директор МКОУ «КСОШ№2»
____________/Сидякова Н.Н./ _________Кочергина Н.С.
Протокол №1 от 28.08.2014 г. Протокол №11от 28.08.2014г ________________Сазонов А.Г.
. Приказ № 273-А от 01.09.2014 г.
Рабочая программа
учителя первой категории
Никитиной Юлии Юрьевны
по учебному предмету «География»
8-9 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Программы по географии Е.М. Домогацких, примерной программы по географии, в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 8-9 классах.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Основные цели и задачи курса:
– сформировать целостный географический образ своей Родины;
– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
– сформировать необходимые географические умения и навыки;
– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
С целью изучения вопросов физической и социально-экономической географии Тульской области проведено перераспределение часов авторской программы, что отражено в приложениях к пояснительной записке.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Содержание программы.
Часть I. Природа России
8 класс
(70 часов)
Раздел I. Общая физическая география России (32 часа)
Тема 1. Географическое положение (4 часа)
Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки. Определение географического положения Тульской области.
Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.
Практические работы: 1. Определение координат крайних точек территории России. Нанесение на контурную карту элементов ГП России. 2. Обозначение на контурной карте элементов ГП Тульской области. 3. Решение задач на определение поясного времени.
Тема 2. Исследование территории России (2 часа)
Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества. Определение основных этапов освоения Тульской области, этапов ее заселения.
Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.
Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.
Тема 3. Геологическое строение и рельеф (6 часов)
Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления. Геологическое строение Тульской области. Рельеф Тульской области, его особенности. Полезные ископаемые Тульской области.
Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.
Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.
Практическая работа: 1.Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. 2. Определение по картам месторождений минеральных ресурсов Тульской области, нанесение их на контурную карту Тульской области.
Тема 4. Климат и погода (7 часов)
Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.
Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Климат Тульской области.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.
Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практические работы: 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления зависимости. 2. Построение климатограммы Тульской области 3. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам. Выявление способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям.
Тема 5. Моря и внутренние воды (8часов)
Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.
Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды Тульской области: реки, озера, пруды, болота.
Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.
Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.
Практические работы: 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. 3. Нанесение на контурную карту Тульской области крупнейших объектов внутренних вод. 4. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Нанесение на контурную карту объектов номенклатуры внутренних вод России.
Тема 6. Почвы (2часа)
Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв. Почвы и почвенные ресурсы Тульской области.
Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Тема 7. Природные зоны (5часов)
Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории. Растительный и животный мир Тульской области. Видовой состав. Проблемы сохранения растительного и животного мира в Тульской области.
Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.
Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.
Практические работы: 1. Анализ физической карты и карт компонентов природы для выявления зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.
Раздел 2. Крупные природные районы России (33 часа)
Тема 1. Островная Арктика (1час)
Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (4часа)
Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.
Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.
Тема 3. Кавказ (3часа)
Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.
Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.
Тема 4. Урал (4часа)
Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.
Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.
Персоналии: А.Е. Ферсман.
Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.
Тема 5. Западно-Сибирская равнина (4часа)
Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.
Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.
Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.
Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)
Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.
Практическая работа: 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.
Тема 7. Северо-Восток Сибири (2часа)
Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.
Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.
Тема 8. Горы Южной Сибири (4часа)
Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.
Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.
Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.
Тема 9. Дальний Восток (5часов)
Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.
Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.
Раздел 3. Природа и человек (3часа)
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий. Проблемы охраны природы в Тульской области.
Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.
Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.
Практическая работа: 1.Оценка природных ресурсов Тульской области и их использования. 2. Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка Тульской области при строительстве через нее автомагистрали.
Резерв времени – 3 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
- крупнейшие городские агломерации нашей страны;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
- географию народов населяющих нашу страну;
2. Уметь:
- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
- приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ
Дата проведения | № урока | ТЕМА УРОКА | Практические работы | Домашнее задание |
ЧАСТ 1. ПРИРОДА РОССИИ Раздел 1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ /32 час/ | ||||
1 | Тема 1. Географическое положение (4 часа ) Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство. | |||
2 | Практическая работа №1 | Практическая работа №1 Определение координат крайних точек территории России. Нанесение на к/к элементов ГП России. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
3 | Определение географического положения Тульской области. Практическая работа №2. | Практическая работа№2 Обозначение на контурной карте элементов ГП Тульской области. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
4 | Часовые пояса страны. Практическая работа №3 | Практическая работа №3 Решение задач на определение поясного времени. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
5 | Тема 2. Исследование территории России. ( 2 часа ) История освоения и изучения территории России. Русские землепроходцы XI-XVII в.в. Определение основных этапов освоения Тульской области, этапов заселения. | |||
6 | Географические открытия в России XVIII-XIX вв. Географические исследования XX века. | |||
7 | Тема 3. Геологическое строение и рельеф (6 часов) Геологическое летоисчисление и геологическая карта. | |||
8 | Особенности геологического строения России. Геологическое строение Тульской области. | |||
9 | Общие черты рельефа. Особенности распространения крупных форм рельефа. Рельеф Тульской области, его особенности. | |||
10 | Литосфера и человек. Полезные ископаемые России. Стихийные природные явления на территории страны. Практическая работа №4. | Практическая работа №4. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. | ||
11 | Полезные ископаемые Тульской области. Практическая работа №5. | Практическая работа №5. Определение по картам местонахождений минеральных ресурсов Тульской области, нанесение их на контурную карту Тульской области. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
12 | Обобщение по темам 1-3. | |||
13 | Тема 4. Климат и погода. ( 7 часов) Контрольное тестирование по темам 1-3. Климатообразующие факторы. | |||
14 | Распределение тепла и влаги по территории страны. Практическая работа №6. | Практическая работа №6. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления зависимости. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
15 | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. | |||
16 | Климат Тульской области. Практическая работа №7. | Практическая работа №7. Построение климатограммы Тульской области. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
17 | Погода. Атмосферные вихри. Характеристика сезонов года Тульской области. Практическая работа №8. | Практическая работа №8. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам. Выявление способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям | ||
18 | Климат и хозяйственная деятельность людей. Стихийные природные явления на территории страны. | |||
19 | Обобщение по теме 4 «Климат и погода». | |||
20 | Тема 5. Моря и внутренние воды ( 8 часов) Контрольное тестирование по теме 4. Моря России. Природно-хозяйственные различия морей. Практическая работа №9. | Практическая работа №9. Характеристика морей, омывающих Россию. | ||
21 | Характеристики реки. | |||
22 | Реки России. Практическая работа 10. | Практическая работа 10. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
23 | Озера и болота. | |||
24 | Внутренние воды Тульской области: реки, озера, пруды, болота. Практическая работа №11. | Практическая работа №11. Нанесение на контурную карту крупнейших объектов внутренних вод Тульской области. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
25 | Природные льды. Многолетняя мерзлота. Великое оледенение. | |||
26 | Гидросфера и человек. Стихийные природные явления, связанные с водой, на территории страны. Практическая работа №12. | Практическая работа №12. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Нанесение на к/к объектов номенклатуры внутренних вод России. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
27 | Обобщение по теме 5 «Моря и внутренние воды». Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. | |||
28 | Тема 6. Почвы (2 часа) Контрольное тестирование по теме 5. Почвы и почвенные ресурсы. Формирование и свойства почвы. Почвы и почвенные ресурсы Тульской области. | |||
29 | Размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. | |||
30 | Тема 7. Природные зоны ( 5 часов ) Природные комплексы России. Природные зоны Арктики и Субарктики. | |||
31 | Природные зоны. Леса умеренного пояса. Растительный и животный мир Тульской области. Видовой состав. | |||
32 | Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность. | |||
33 | Ресурсы растительного и животного мира России. Особо охраняемые природные территории. Проблемы сохранения растительного и животного мира в Тульской области. | |||
34 | Обобщение по темам 6,7 «Почвы», «Природные зоны». Практическая работа №13. | Практическая работа №13. Анализ физической карты и карт компонентов природы для выявления зависимости между компонентами природы не примере одной из природных зон. Прогнозирование изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого. | ||
Раздел 2. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ ( 33 часа) | ||||
35 | Тема 1. Островная Арктика (1 час ) Контрольное тестирование по темам 6,7. Природа арктических островов. | |||
36 | Тема 2. Восточно-Европейская (Русская ) равнина ( 4 часа ) Рельеф и геологическое строение. | |||
37 | Климат, внутренние воды, природные зоны. | |||
38 | Природно-территориальные комплексы Восточно-Европейской равнины. | |||
39 | Практическая работа №14 | Практическая работа №14 Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины. | ||
40 | Тема 3. Кавказ ( 3 часа ) Геологическая история и рельеф. | |||
41 | Климат, внутренние воды и высотная поясность. | |||
42 | Практическая работа №15 | Практическая работа №15 Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
43 | Тема 4. Урал (4 часа ) Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | |||
44 | Климат и внутренние воды. | |||
45 | Природно-территориальные комплексы. | |||
46 | Практическая работа №16. | Практическая работа №16. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
47 | Тема 5. Западно-Сибирская равнина ( 4 часа ) Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | |||
48 | Климат и внутренние воды. | |||
49 | Природно-территориальные комплексы. | |||
50 | Практическая работа №17. | Практическая работа №17. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий. | ||
51 | Тема 6. Средняя Сибирь (3 часа ) Рельеф и геологическое строение. | |||
52 | Климат, внутренние воды и природные зоны. | |||
53 | Практическая работа № 18 | Практическая работа № 18 Характеристика жизнедеятельности человека в суровых условиях на примере Норильска. | ||
54 | Тема 7. Северо-Восток Сибири ( 2 часа ) Геологическое строение, рельеф и климат. | |||
55 | Внутренние воды и природно-территориальные комплексы. | |||
56 | Тема 8. Горы Южной Сибири ( 4 часа ) Геологическое строение и рельеф. | |||
57 | Климат и внутренние воды. | |||
58 | Высотная поясность. | |||
59 | Практическая работа №19 | Практическая работа №19 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железо-рудных месторождений Алтая. | ||
60 | Тема 9. Дальний Восток ( 5 часов ) Геологическое строение и рельеф. | |||
61 | Климат, внутренние воды и природные зоны. | |||
62 | Природно-территориальные комплексы. Полуостровная и островная части. | |||
63 | Природно-территориальные комплексы. Приморье и Приамурье. Практическая работа № 20 | Практическая работа № 20 Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на при-мере Приморья. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
64 | Обобщение по разделу 2 | |||
Раздел.3«Крупные природные районы России». | ||||
65 | Контрольное тестирование по разделу2. | |||
66 | Природные условия и ресурсы. Практическая работа №21. | Практическая работа №21. Оценка природных ресурсов Тульской области и их использования. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
67 | Проблемы охраны природы в Тульской области. Экология и природопользование. Практическая работа№22. | Практическая работа№22. Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка Тульской области при строительстве через нее автомагистрали. | ||
68 | Роль географии в современном мире. Обобщение по курсу географии 8 класса. | |||
69-70 | Резерв времени |
Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География.»-М:«Русское слово-РС» Автор - составитель: Пацукова JI.B. Учитель соавтор: Никитина Ю.Ю.
ПРИМЕЧАНИЕ: Темным шрифтом выделен обязательный минимум содержания основных образовательных программ федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
ВСЕГО практических работ 22, из них: оценочные — 1, 2, 3, 5, 6, 7,10,11,12,15,16, 20, 21 (всего 13) ,
тренировочные - 4, 8, 9,13, 14, 17,18,19, 22 ( всего 9).
ЧАСТЬ II. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
9 КЛАСС (70 часов)
Введение. (1 час)
Экономическая и социальная география. Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.
Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.
Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (34 часа)
Тема 1. Россия на карте мира.
Природные условия и ресурсы России (9часов)
Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.
Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.
Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.
Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.
Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.
Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.
Практические работы. 1. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Составление политико-административной карты России. Обозначение на контурной карте территориальных единиц. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.
Тема 2. Население России (7 часов)
Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.
Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.
Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.
Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.
Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.
Практические работы. 1.Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Российской Федерации. 2. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе России».
Тема 3. Хозяйство России
Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. (18 часов)
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.
Практические работы. 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. 4. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. 5. Определение по картам и нанесение на контурную карту главных районов и основных центров металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.
Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (17 часов)
Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.
Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.
Калининградская область – самая западная территория России.
Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.
Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.
Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.
Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.
Практические работы. 1. Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям. 2. Экономико-географическая характеристика Калининградской области по типовому плану. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России. 6. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. 7. Составление схемы внешних территориально- производственных связей экономического района (по выбору учащегося).
Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (4 часа)
Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.
Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.
Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.
Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.
Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.
Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.
Заключение. Место России
в хозяйственной системе современного мира (1 час)
Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.
ГЕОГРАФИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (10 часов)
Определение географического положения территории Тульской области, основных этапов ее освоения. Этапы заселения.
Природно-ресурсный потенциал территории Тульской области. Оценка природных ресурсов и их использования.
Население и трудовые ресурсы. Этапы формирования культуры народов.
Промышленность Тульской области. Этапы формирования современного хозяйства. Машино- строение, химическая, электроэнергетика, угольная.
Черная металлургия, лесная и деревообрабатывающая, промышленность строительных материалов, легкая промышленность.
Агропромышленный комплекс Тульской области.
Транспорт и связь Тульской области.
Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Практическая работа: 1. География отраслей промышленности (на контурной карте). 2. География агропромышленного комплекса Тульской области (на контурной карте).
Резерв времени: 3 часа
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
1. Знать (понимать):
– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
– крупнейшие городские агломерации нашей страны;
– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
–географию народов, населяющих нашу страну.
2. Уметь:
– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ
В 9 КЛАССЕ
Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Население и хозяйство России»
Автор - составитель: Пацукова Л.В.
Учитель (соавтор): Никитина Ю.Ю., МКОУ «КСОШ №2»
Дата проведения | № урока | Т Е М А У Р О К А | Практические работы | Домашнее задание |
1 | ВВЕДЕНИЕ ( 1 час ) Экономическая и социальная география. Предмет экономической и социальной географии. | |||
Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ ( 34 часа ) | ||||
2 | Тема1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России. /9 часов/ Формирование территории России. Изменения территории России. | |||
3 | Экономико-географическое положение. Территория и акватория, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона. Место России среди стран мира. | |||
4 | Административно-территориальное устройство России. Практическая работа 1 | Практическая работа 1 Анализ карт административно-территориального и политико-админи-стративного деления страны. Нанесение на к/к соседних с Россией стран. | ||
5 | Особенности географического положения России. Морские и сухопутные границы. Практическая работа 2. | Практическая работа 2. Составление политико-административной карты России. Обозначение на к/к территориальных единиц. Определение мест пересечения государственной грани-цы крупными автомобильными и железны-ми дорогами, трубопроводами и водными путями. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
6 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Географические особенности отдельных районов и регионов. | |||
7 | Природные условия России. | |||
8 | Природные ресурсы России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | |||
9 | Хозяйственная деятельность и изменение природной среды. | |||
10 | Зачет по политико-административной карте РФ. | |||
11 | Тема 2. Население России /7 часов/ Человеческий потенциал страны. Численность и естественное движение населения. | |||
12 | Особенности расселения. Основная полоса расселения. Практическая работа 3. | Практическая работа 3. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее от-дельных территорий. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. | ||
13 | Направления и типы миграции.
| |||
14 | Формы расселения. Городское и сельское население. Урбанизация. Роль крупнейших городов в жизни страны.
| |||
15 | Этнический и религиозный состав. Народы и основные религии России. Практическая работа 4.
| Практическая работа 4. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. На-несение на к/к национально-территориаль-ных образований и краев. Составление таблицы «Народы России, не имеющие на-ционально-территориальных образований в составе России». (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
16 | Трудовые ресурсы и рынок труда. Половой и возрастной состав населения.
| |||
17 | Обобщение по теме «Население России». | |||
18 | Тема3. Хозяйство России. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. / 18 часов/ | |||
19 | Контрольное тестирование по теме «Население». Национальная экономика. Отраслевая структура хозяйства.
| |||
20 | Факторы размещения производства. Практическая работа 5. | Практическая работа №5 Выбор места строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. | ||
21 | Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.
| |||
22 | ТЭК: угольная промышленность. Практическая работа 6. | Практическая работа №6 Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
23 | Металлургический комплекс: черная металлургия. Практическая работа 7.
| Практическая работа №7 Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
24 | Металлургический комплекс: цветная металлургия. Практическая работа 8. | Практическая работа №8 Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. | ||
25 | Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения.
| |||
26 | Машиностроение: отрасли. ВПК. Практическая работа 9.
| Практическая работа №9 Определение по картам и нанесение на к/к главных районов и основных центров отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
27 | Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли промышленности. | |||
28 | Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности. Лесопромышленные комплексы.
| |||
29 | Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство: растениеводство. | |||
30 | Сельское хозяйство: животноводство. | |||
31 | Зональная специализация сельского хозяйства. Практическая работа 10. | |||
32 | Пищевая и легкая промышленность. Отрасли и факторы размещения. | |||
33 | Транспорт России. Транспортная сеть и ее элементы. Роль транспорта в национальной экономике | |||
34 | Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география. | |||
35 | Обобщение по теме «Хозяйство России.» Практическая работа 11. | Практическая работа №11 Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства Группировка отраслей по различным показателям. | ||
Раздел 2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (17 часов ) | ||||
36 | Контрольное тестирование по теме «Хозяйство России». Северный экономический район. ГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.
| |||
37 | Северо-Западный экономический район: географи-ческое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. | |||
38 | Калининградская область – самая западная территория России. Практическая работа 12.
| Практическая работа №12 Экономико-географическая характерис-тика области по типовому плану. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
39 | Центральный экономический район: географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. | |||
40 | Практическая работа13. | Практическая работа №13 Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
41 | Центрально-Черноземный экономический район: географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. | |||
42 | Волго-Вятский район: географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
| |||
43 | Северо-Кавказский район: географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Практическая работа 14.
| Практическая работа №14 Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. (Оценочная) | ||
44 | Поволжский район: географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. | |||
45 | Уральский район: географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. | |||
Обобщение по Западному макрорегиону. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Практическая работа 15. | Практическая работа №15 Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России. | |||
46 | Зачет по карте Западного макрорегиона.
| |||
47 | Западно-Сибирский район: географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. | |||
48 | Западно-Сибирский район: географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
| |||
49 | Восточно-Сибирский район: географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Практическая работа 16.
| Практическая работа №16 Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно- Сибирского экономических районов. (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
50 | Дальневосточный район: географическое положение, природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
| |||
51 | Обобщение по Восточному макрорегиону. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Практическая работа 17. | Практическая работа №17 Составление схемы внешних территориально- производственных связей экономического района (по выбору учащегося). (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
52 | Зачет по карте Восточного макрорегиона Обобщение по разделу 2 «Экономические районы России». | |||
Раздел 3. РОССИЯ И СТРАНЫ НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ( 4 часа ) | ||||
53 | Контрольное тестирование по разделу «Экономические районы России». Страны Европейского запада. Страны Балтии и Белоруссия. | |||
54 | Страны Европейского Юга. Украина и Молдавия.
| |||
55 | Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан. | |||
56 | Страны Центрально-Азиатского региона. Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. | |||
57 | ЗАКЛЮЧЕНИЕ. МЕСТО РОССИИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ МИРА ( 1 час ) Россия в современном мире. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. | |||
ГЕОГРАФИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (10 часов) | ||||
58 | Определение географического положения территории Тульской области, основных этапов ее освоения. Этапы заселения. | |||
59 | Природно-ресурсный потенциал территории Тульской области. Оценка природных ресурсов и их использования. | |||
60 | Население и трудовые ресурсы. Этапы формирования культуры народов. | |||
61 | Промышленность Тульской области. Этапы формирования современного хозяйства. Машино- строение, химическая, электроэнергетика, угольная. | |||
62 | Черная металлургия, лесная и деревообрабатывающая, промышленность строительных материалов, легкая промышленность. | |||
63 | Практическая работа 18.
| Практическая работа №18 География отраслей промышленности ( на к/к). (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
64 | Агропромышленный комплекс Тульской области. Практическая работа 19. | Практическая работа №19 География агропромышленного комплекса Тульской области ( на к/к) (ОЦЕНОЧНАЯ) | ||
65 | Транспорт и связь Тульской области. | |||
66 | Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
| |||
67 | Обобщение по теме «География Тульской области» | |||
68 | Обобщение изученного за год. | |||
68-70 | Резервное время |
ПРИМЕЧАНИЕ: Темным шрифтом выделен обязательный минимум содержания основных образо-
вательных программ федерального компонента государственного стандарта ос-
новного общего образования.
ВСЕГО практических работ 19, из них: оценочные – 2, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19 (всего 12) ,
тренировочные – 1, 3, 5, 8, 10, 11, 15 ( всего 7).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...