Технологическая карта урока "Географические координаты" 5 класс
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Современный урок, выполненный в виде технологической карты, соответствующий требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_geografii.docx29.7 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx69.4 КБ
Файл katalog_eor.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока в соответствии с ФГОС ООО

Тема урока : «Определение координат»

Цель урока:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Будут уметь определять координаты географических объектов, находить географические объекты по заданным координатам

Будут уметь самостоятельно работать с картами, текстом учебника, формулировать выводы, участвовать в дискуссии,обсуждать правильность решения задачи, работать в парах.

 Высказывать свое отношение оважности  изучения предмета географии

Понимать, что это важно в продолжении изучения предмета

Ключевые слова:парралель, меридиан,экватор,полюса,широта(северная и южная),долгота(западная и восточная).

Ресурсное обеспечение урока:настенная карта полушарий,атлас,контурные карты,итерактивная доска,технологическая карта , карточки с терминами.

Ход урока

1 этап.

Орг. момент

Настрой учащихся на работу: «Добрый день дети. Проверте пожалуйста,  готовы ли Вы к уроку. Желаю Вам успешно плодотворной  работы».

2 этап. Актуализация знаний

 1.Вспомнить термины:парралели(1), меридианы(2), эватор(3), полюса(4)

 2.У детей карточки с этими терминами, после прочтения вопроса учителем,они поднимают карочку с правильными термиными,  4 ученика(успешных) помагают учителю(проверяют выполнение задания своего ряда):

а)опредилите линии,  параллельные экватору;

б)длинна этой параллели – 40000 км;

в)вооброжаемая линия,  соединяющая полюса и пересекающая экватор;

г)самая большая парралель;

д)эти воображаемые линии одинаковы, их длинна-20000 км;

е)воображаемая линия,  находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов;

ж)воображаемая ось, пересекает Землю в двух точках. Укажи их;

з)эти воображаемые линии показывают направленния с С-Ю и с Ю-С;

и)точки на карте, которые соединяют меридианы;

к)воображаемые линии,которые определяют направления с З-В и С-В

л)длина-точка на карте;

м)эти линии от экватора до полюсов изменяются по длинне(уменьшаются ).

Ответы:1,3,2,3,2,3,4,2,4,1,4,1.

7-9-правельных ответов «3»

10-11-правильных ответов «4»

12-правильных ответов «5»

3 этап.

Мотивация

1) Стимулирует интерес учащихся к уроку

2)Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы)

1.Как можно определить место жительство человека (по адресу)?

2.А как Вы найдете,  в каком Вы городе проживаете (по карте)?

3.Давайте откроем атлас и по карте определим этот город,  в котором мы живем.

(Санкт-Петербург)-дети находят на картах(полушарий и России)

4.Ребята ! Вы можете определить свое место нахождения по координатам.

А как это выполнить - научимся сегодня.

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Дети как можно сформулировать нашу тему урока?

Какие задачи мы перед собой мы поставим?

Что нам нужно сделать, чтобы ее решить?

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

  1. Сейчас вы мне поможете заполнить таблицу, т.к. широта определяется по параллелям, а долгота по меридианам

 

Географические координаты

Определяются по линиям

Линия на карте

Длинна (км)

В градусной мере

Направление

Географическая широта

По параллелям

Воображаемые линии параллельно экватору

Различны по длине:

  • - самая большая экватор = 40 000 км;

- самая маленькая (.) - полюса  

Образует прямой угол от  0 до 90 градусов

С запада на восток

Географическая долгота

По меридианам

Соединяет полюса и пересекает экватор

Одинаковы по длине – 20 000 км

Образует развернутый угол от 0 до 180 градусов  

С севера на юг

  1. Давайте найдем точку пересечения географической широты и долготы.Что мы получим?
  2. Географические координаты – адрес заданной точки на карте при пересечении географической широты и долготы

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

  1. Найти по координатам объект:                          

а) 60° ю. ш. и 70°  з. д.;  

в) 20° ю. ш. и 46°в. д.;

б) 55° с. ш. и 160° в. д.;

г) 15° с. ш. и 65° в. д.;

д) 0°ш. и 110° в. д.;

е) 23° с. ш. и 90° з. д.;

       

  1. Определить координаты объектов. Работа в парах.                    

а) Аравийского моря;

б) Баренцева моря;

в) Мексиканского залива;

г) пролива Дрейка;

д) острова Мадагаскар;

е) островаГренландия;

и) полуострова Камчатка;

к) Марианской впадины;

л) города Москвы;

м) города Сиднея.    

3.Отметь на контурной карте. Работа в парах.                                  

а) 46° ю.ш. и 140° з. д.;

б) 75° с. ш. и 40° з.д.;

в) 75°с. ш. и 40° в. д.;

г) 11° с. ш. и 142° в. д.    

  1. Самостоятельная работа. Детям предлагается небольшой рассказ:

    - Корабль, идущий из Англии в Америку, потерпел крушение 30°с. ш. 70°з.д. Команда, которая спасается на шлюпках долго плыла на С-В и была подобрана другим кораблем  36° с.ш. 50° з.д.

    Поможем тонущим морякам и составим карту спасения.

  1. Место крушения корабля обозначено знаком +
  2. Путь лодки пунктиром -------
  3. Место встречи со спасателями *

Дети работают с картой полушарий.

В результате работы отмечают географические объекты, которые встречают моряки и которые не прозвучали в тексте. Каждый объект оценивается по следующим критериям:

“+” – знаю, “-“ – не знаю

Предлагаю детям после пройденной темы заполнить «Синквейн»

1.Географическая широта:

Существительное -  линия

Прилагательное – воображаемая, 40000 км - экватор,(.) – полюса

Действие – делит Землю на два полушария (северное и южное); от 0°до 90°

Отношение – показывает направление с запада на восток

2.Геогафическая долгота : 

Существительное – линия

Прилагательное – воображаемая, одинаковоой длинны-20000 км

Действие – делит Землю на два полушария (заподрое и восточное) от 0° до 180°

Отношение – показывает напровление с севера на юг.

8 этап. Задавание на дом

Работа с рисунками и текстами п. 12, 13, стр 30-34.

Записать в тетрадь термины:

а) географическая широта рис. 18-19, п. 12;

б) географическая долгота рис. 20, п. 13;

c) географические координаты стр. 34

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПАРАЛЛЕЛИ МЕРИДИАНЫ ЭКВАТОР ПОЛЮСА

Слайд 4

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ

Слайд 5

Географические координаты Определяются по линиям Линия на карте Длинна (км) В градусной мере Направление Географическая широта Географическая долгота

Слайд 6

Географические координаты Определяются по линиям Линия на карте Длинна (км) В градусной мере Направление Географическая широта По параллелям Воображаемые линии параллельно экватору Различны по длине : - самая большая экватор = 40 000 км ; - самая маленькая (.) - полюса Образует прямой угол от 0 до 90 градусов С запада на восток Географическая долгота

Слайд 7

Географические координаты Определяются по линиям Линия на карте Длинна (км) В градусной мере Направление Географическая широта По паралелям Воображаемые линии параллельно экватору Различны по длине : - самая большая экватор = 40 000 км ; - самая маленькая (.) - полюса Образует прямой угол от 0 до 90 градусов С запада на восток Географическая долгота По меридианам Соединяет полюса и пересекает экватор Одинаковы по длинне – 20 000 км Образует развернутый угол от 0 до 180 градусов С севера на юг

Слайд 8

Географические координаты – адрес заданной точки на карте при пересечении географической широты и долготы

Слайд 9

Найти по координатам объект а) 60° ю. ш. и 70° з. д.; в) 20° ю. ш. и 46°в. д.; б) 55° с. ш. и 160° в. д.; г) 15° с. ш. и 65° в. д.; д) 0°ш. и 110° в. д.; е) 23° с. ш. и 90° з. д.;

Слайд 10

Определить координаты объектов а) Аравийское море; б) Баренцево море; в) Мексиканский залив; г) пролив Дрейка; д) остров Мадагаскар; е) остров Гренландия; и) полуостров Камчатка; к) Марианская впадина; л) город Москва; м) город Сидней.

Слайд 11

Отметь на контурной карте а) 46° ю.ш . и 140° з. д.; б) 75° с. ш. и 40° з.д .; в) 75°с. ш. и 40° в. д.; г) 11° с. ш. и 142° в. д.

Слайд 12

Географическая задача. Метки Место крушения корабля обозначено знаком + Путь лодки пунктиром ------- Место встречи со спасателями *

Слайд 13

Составьте синквейн со словом координата Существительное Два прилагательных Действие –три глагола Отношение – предложение

Слайд 14

Домашнее задание Работа с рисунками и текстами п. 12, 13, стр 30-34. Записать в тетрадь термины а) Географическая широта рис. 18-19, п. 12; б) Географическая долгота рис. 20, п. 13; c) Географические координаты стр. 34



Предварительный просмотр:

                             Каталог  ОЭР по географии

Название ресурса

Адрес

1

Библиотека по географии

http://www.geosite.com.ru

2

География. Планета Земля

http://geoman.ru

3

Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга

http://geo.metodist.ru

4

Мир приключений и путешествий

http://www/ rusngo.ru

5

Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»

http://www.georus.by.ru

6

Мир карт: интерактивные карты стран и городов

http://maps.google.com 

http://www.mirkart.ru 

7

 Виртуальная Европа

http://www.flags.ru

8

Территориальное устройство России

http://www.karty.narod.ru

9

Озоновый слой и климат Земли

 http://iklarin.narod.ru 

10

Интернет журнал о погоде

www.meteoweb.ru

11

Все о погоде в вопросах и ответах

http://atlantida.agava.ru/weather

12

Минералогический музей им. Ферсмана

http://www.geonews.ru

13

Каталог минералов

http://www.fmm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....