Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии
статья по географии на тему

Гаськова Маргарита Александровна

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Гаськова М.А, учитель географии

                                                                                        МБОУ  «Усть- Баргузинская СОШ

                                                                     им. Шелковникова К.М»

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Развитию  самостоятельной деятельности учащихся на уроках в последнее время уделяется большое внимание. К наиболее распространенным видам самостоятельной работы относят работу с учебниками, географическими картами, решение задач, выполнение упражнений, самостоятельные наблюдения, лабораторные работы и др. Все эти виды самостоятельной деятельности учащихся достаточно хорошо освещены в методической литературе.

Сравнительно новой формой развития познавательной деятельности учащихся является использование карт-пазлов в курсе географии материков и океанов. Карты- пазлы представляют собой географические тематические и контурные карты, выполненные на картонной основе, которые в отличие от мозаик, имеют одинаковую конфигурацию, что во много раз увеличивает сложность выполнения заданий.

При работе с такими картами возникает множество вопросов: на каком этапе изучения материала их можно использовать, какова роль учителя при организации самостоятельной деятельности, каковы ощутимые результаты этой работы?

В настоящее время мы имеем в наличии 14 средних по размеру (35*25 см) тематических карт, 4 контурные карты и одну большую политическую. Имеющиеся карты отвечают основным темам курса географии материков и океанов.

Покажем несколько вариантов использования карт- пазлов  на примере изучения темы «Австралия».

На первом уроке по изучению темы мы демонстрируем учащимся одну из таких карт, объясняем ее особенности и суть работы с ней. Наша цель- заинтересовать учащихся, повысить мотивацию деятельности, вызвать желание работать с картой. Осознание целей деятельности -непременное условие ее организации. Дальнейшая работа с картой проходит на последующих уроках, прежде всего при закреплении, обобщении и повторении материала.

Использование карт- пазлов позволяет отработать знание номенклатуры, в данном случае географических объектов по Австралии. При этом использовать самые разные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные , групповые.

Определенный интерес вносит элемент соревновательности. Учитель стимулирует выполнение задания вопросами : «Кто лучше?», «Кто быстрее соберет карту?». По желанию учителя учащиеся могут получать дополнительные задания традиционного типа : найти географический объект; дать ему характеристику; объяснить взаимосвязи компонентов природы.

На первый взгляд может показаться, что роль учителя при такой работе крайне незначительна. Однако, как и при других видах самостоятельной деятельности учащихся , руководящей  роли учителя придается решающее значение.

Самостоятельная работа является необходимым элементом учебного процесса и должна быть управляемой , как и весь учебный процесс. Учитель дает задание, консультирует, контролирует, наконец, оценивает работу учащегося. К примеру, если ученик испытывает затруднение в сборе краты, учитель может задать наводящие вопросы по трем- четырем соедененным между собой пазлам, например : «С каким государством граничит Россия на юге?», «Что находится к северу от объекта?».

На итоговом уроке, после ряда проведенных тренировочных работ, карты собирают на оценку. По- прежнему учитывается скорость выполнения работы.

Каковы преимущества данной формы организации самостоятельной деятельности учащихся?

По нашему мнению их несколько. Прежде всего возрастает интерес к предмету; самостоятельная работа учащихся приобретает качественно иной уровень ; учащиеся во много раз быстрее усваивают номенклатуру; возникает элемент соревновательности в знании географической карты.

Кроме того, самостоятельная деятельность учащихся может перейти на качественно иной, творческий уровень. От сбора готовых карт постепенно переходим  к самостоятельному созданию карт- пазлов. Желающим предлагаем задание сделать подобную карту. При оценке работы учитываем сложность выполняемого задания, степень самостоятельности, оформление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формировани...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии

В данной статье я рассказываю о том, какие современные образовательные технологии, методы и приёмы  использую для активизации познавательной деятельности  учащихсяна уроках географии...

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности...