Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии
статья по географии на тему
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Гаськова М.А, учитель географии
МБОУ «Усть- Баргузинская СОШ
им. Шелковникова К.М»
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии
Развитию самостоятельной деятельности учащихся на уроках в последнее время уделяется большое внимание. К наиболее распространенным видам самостоятельной работы относят работу с учебниками, географическими картами, решение задач, выполнение упражнений, самостоятельные наблюдения, лабораторные работы и др. Все эти виды самостоятельной деятельности учащихся достаточно хорошо освещены в методической литературе.
Сравнительно новой формой развития познавательной деятельности учащихся является использование карт-пазлов в курсе географии материков и океанов. Карты- пазлы представляют собой географические тематические и контурные карты, выполненные на картонной основе, которые в отличие от мозаик, имеют одинаковую конфигурацию, что во много раз увеличивает сложность выполнения заданий.
При работе с такими картами возникает множество вопросов: на каком этапе изучения материала их можно использовать, какова роль учителя при организации самостоятельной деятельности, каковы ощутимые результаты этой работы?
В настоящее время мы имеем в наличии 14 средних по размеру (35*25 см) тематических карт, 4 контурные карты и одну большую политическую. Имеющиеся карты отвечают основным темам курса географии материков и океанов.
Покажем несколько вариантов использования карт- пазлов на примере изучения темы «Австралия».
На первом уроке по изучению темы мы демонстрируем учащимся одну из таких карт, объясняем ее особенности и суть работы с ней. Наша цель- заинтересовать учащихся, повысить мотивацию деятельности, вызвать желание работать с картой. Осознание целей деятельности -непременное условие ее организации. Дальнейшая работа с картой проходит на последующих уроках, прежде всего при закреплении, обобщении и повторении материала.
Использование карт- пазлов позволяет отработать знание номенклатуры, в данном случае географических объектов по Австралии. При этом использовать самые разные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные , групповые.
Определенный интерес вносит элемент соревновательности. Учитель стимулирует выполнение задания вопросами : «Кто лучше?», «Кто быстрее соберет карту?». По желанию учителя учащиеся могут получать дополнительные задания традиционного типа : найти географический объект; дать ему характеристику; объяснить взаимосвязи компонентов природы.
На первый взгляд может показаться, что роль учителя при такой работе крайне незначительна. Однако, как и при других видах самостоятельной деятельности учащихся , руководящей роли учителя придается решающее значение.
Самостоятельная работа является необходимым элементом учебного процесса и должна быть управляемой , как и весь учебный процесс. Учитель дает задание, консультирует, контролирует, наконец, оценивает работу учащегося. К примеру, если ученик испытывает затруднение в сборе краты, учитель может задать наводящие вопросы по трем- четырем соедененным между собой пазлам, например : «С каким государством граничит Россия на юге?», «Что находится к северу от объекта?».
На итоговом уроке, после ряда проведенных тренировочных работ, карты собирают на оценку. По- прежнему учитывается скорость выполнения работы.
Каковы преимущества данной формы организации самостоятельной деятельности учащихся?
По нашему мнению их несколько. Прежде всего возрастает интерес к предмету; самостоятельная работа учащихся приобретает качественно иной уровень ; учащиеся во много раз быстрее усваивают номенклатуру; возникает элемент соревновательности в знании географической карты.
Кроме того, самостоятельная деятельность учащихся может перейти на качественно иной, творческий уровень. От сбора готовых карт постепенно переходим к самостоятельному созданию карт- пазлов. Желающим предлагаем задание сделать подобную карту. При оценке работы учитываем сложность выполняемого задания, степень самостоятельности, оформление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формировани...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
В данной статье я рассказываю о том, какие современные образовательные технологии, методы и приёмы использую для активизации познавательной деятельности учащихсяна уроках географии...
развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии через элементы занимательности и игровую деятельность
Методическая тема, над которой работает учитель...
Статья "Проектирование как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в классах "Особый ребенок".
Данная статья содержит материал о проектно-исследовательской деятельности....
Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"
Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности...