Урок географии: «Машиностроение»
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Представление о роли машиностроения в промышленности и в жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-uroka-mashinostroenie.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока географии на тему: «Машиностроение» для 9 класса
Цель: сформировать представление о роли машиностроения в промышленности и в жизни человека
Задачи:
Образовательные
Выяснить степень усвоения знаний о факторах, влияющих на развитие отраслей машиностроения
- Сформировать представление о структуре машиностроения
- Обобщить и систематизировать знания о машиностроении.
Развивающие
- Развивать умение выявлять закономерности, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать умение работы с картами атласа.
- Развивать самостоятельность учащихся, умения систематизировать и обобщать учебный материал, логично излагать его.
- Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
- Выявлять трудности в организации и осуществлении собственной учебно-познавательной деятельности.
Воспитательные
- Формировать активное и сознательное отношение к изучению географии России.
- Прививать навыки коммуникативного мышления.
- Воспитывать взаимоуважение между партнёрами, понимание и взаимодействие между учащимися.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядный, информационно-сообщающий, эвристический, проблемного изложения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, учебник, дидактические карточки и атласы.
Ход урока:
- Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Итак, я вижу, что отсутствуют … (отмечает в журнале).
Проверим готовность к уроку. У каждого на столе должны быть учебник, тетрадь, атлас и дневник. Вижу, что все готовы к работе на уроке. (2 минуты)
- Этап актуализация знаний и целеполагания.
Учитель: Обратите внимание на экран, который сегодня будет выступать в качестве доски . (слайд) Здесь у нас записана дата, но нет темы урока. Наша с вами задача определить её и уже тогда всем вместе записать.
Но прежде чем определить новую тему, нам надо вспомнить, что мы с вами изучили на прошлом уроке.
Вопрос № 1. Что такое металлургическая база, перечислить известные базы и подробно остановиться на одной из них (Уральской, Центральной, Сибирской)
Вопрос № 2: Что такое комбинат? Какие бывают комбинаты, как происходит выпуск продукции (цепь производства) ( до 8 минут)
III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель: Внимание на экран. Представьте себе, что Вы готовитесь к школьной географической конференции, но тема зашифрована в картинках. Необходимо определить тему, найти связь между картинками (слайд № 2)
Ученик: Машины
Учитель: А точнее кто даст ответ?
Учитель: Что же тема урока «Машиностроение», тему определили. А теперь давайте определим задачи, на данный урок?
Задача № 1 и №2 ?
Ученики ___________
Учитель: задача № 1 узнать особенности отрасли (структуру); задача № 2: выявить фактора формирования отрасли.
Ученики записывают тему, задачи в тетрадь
Учитель: Молодцы, ребята! Давайте обсудим, а какой состав машиностроительного комплекса? (слайд № 4)
Ученики приводят примеры из жизни
Учитель: На партах у вас лежат карточка. Положите ее перед собой, в левом верхнем углу подпишите свою фамилию и класс. Сейчас вам необходимо будет заполнить первую ее колонку, написав в ней то, что на данный момент вам известно по теме урока. На данное задание вам дается 2 минуты.
Я знал (а) | Новое | Вопросы |
Итак, закончили заполнять таблицу, отложили ручки. Давайте проверим, что вы написали в первой колонке.
(Учащиеся зачитывают информацию)
IV. Этап усвоения новых знаний.
Учитель: и так, мы с вами знаем, что…
Давайте подумаем и определим связь машиностроительного комплекса с другими отраслями промышленности. (слайд 5)
Связь: транспортный комплекс, комплекс по производству товаров народного потребления, строительный комплекс, агропромышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, комплекс конструкционных материалов.
Учитель: А что же такое машиностроение, кто сможет найти данное понятие в учебнике? (зачитайте его)
Как вы думаете, будут ли машиностроение развита во всех районов России?
Ученики: да или нет (приводят доводы)
Учитель: Различия в развитии машиностроения видны в:
- неодинаковом уровне развития машиностроения в различных частях страны
- различном наборе машиностроительных отраслей и их значении на разных территориях
Учитель: Теперь вам необходимо определить факторы размещения предприятий машиностроения (работа с параграфом «Машиностроения», выписать факторы).
(Учащиеся самостоятельно анализируют)
Итак, закончили выполнять задание.
Учитель: теперь давайте зачитаем, что вы нашли и выделили.
Ученики: зачитывают по цепочке ответы
Учитель: Верно. Я вижу вы устали, что же настало время отдохнуть, все внимание на экран, писать в тетрадях ничего не надо. Ваша задача: сесть правильно и следить за движением бабочки.
Физкультминутка
Учитель: сейчас мы с вами выяснили, какие факторы влияют на размещение отраслей, а теперь давайте заполним таблицу в тетрадь и вновь нам в этом поможет учебник.(слайд 11) На это задание вам отводится 7 минут.
Таблица «Размещение предприятий машиностроения»
Отрасли машиностроения | Факторы размещения (примеры) | Продукция (промышленный центр) |
Тяжелое машиностроение | Потребительский, сырьевой (в районах добычи сырья) | Никель, Липецк, Новотроицк |
Энергетическое оборудования | Квалифицированная рабочая сила, ориентация на крупные города | атомные ректоры (Волгодонск) |
Сельскохозяйственное оборудование | Потребительский | Трактора (Ростов-на-Дону) |
Итак, закончили выполнять задание. Теперь обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, возьмите ручку и проверьте работу. Ключ к работе представлен на слайде. (слайд)
Учитель: Закончили проверку. Поднимите руку те, кто не допустил в работе ни одной ошибки? Молодцы.
Как вы думаете, какую роль играет машиностроение в промышленности и в жизни человека?
Рефлексия)(5 минут): Давайте попробуем на основе изученного материла ответить на тестовые вопросы: критерии 5 вопросов – ответов 5 (оценка отлично); 4 вопроса – 4 ответа ( оценка хорошо); 3 вопроса – 3 ответа (оценка 3).
Все внимание на экран.
Ключи:1-б 2- б, 3- б, 4 – а, 5 а- атомные реакторы и б- горно-шахтные машины
Итак, закончили выполнять задание. Проверим правильность выполненной работы. Обменялись листочками и проверяем работу по ключу, представленному на слайде. (слайд)
Ключи:1-б 2- б, 3- б, 4 – а, 5 а- атомные реакторы и б- горно-шахтные машины
Теперь поднимите руку те, кто без ошибок выполнили задание. Молодцы.
- Этап осмысления и закрепления полученных знаний.
Итак, ребята, вы нового узнали на уроке?
Стадия рефлексии.
Вам необходимо будет обратиться вновь к той таблице, которую мы с вами сегодня заполняли в начале урока, и заполнить оставшиеся колонки.
Я знал (а) | Новое | Вопросы |
(Обсуждается написанное)
- Этап подведения итогов урока.
Подведём итоги: сегодня мы с Вами познакомились с новыми понятиями:
машиностроение. (слайд)
Дома вы работаете с текстом параграфа 21 (красный учебник), обратите особенное внимание на термины, изученные на уроке. Дайте ответы на вопросы в конце параграфа.
Хотелось бы поблагодарить вас за активную работу на уроке и особенно отметить следующих учеников…
Спасибо за урок. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
География машиностроения
Данный урок предназначен для класса с небольшой наполняемостью....
География машиностроения
размещение предприятий машиностроительного комплекса...
География машиностроения
Презентация к уроку в 9 классе по теме " География машиностроения"...
Презентация к уроку географии в 8 классе по теме "Машиностроение"
Презентационный мптериал предназначен для учителя географии, работающего в 8 классе по УМК А. А. Алексеева....
Урок географии География машиностроения
Разработка урока "География машиностроения" содержит дополнительный материал из журнала "География"...
План-конспект урока «Машиностроение. География машиностроения, факторы размещения. с использованием ЭОР
План-конспект урока «Машиностроение. География машиностроения, факторы размещения.с использованием ЭОР(http://fcior.edu.ru/) Класс: 9Тема и номер урока в теме: «Машиностроение. География машиност...
Урок по географии "География машиностроения"
Тема: Машиностроительный комплекс России.Тема урока: География машиностроения России...