Опыт ведения проектно- исследовательской работы по географии в сельской школе
статья по географии на тему
Предварительный просмотр:
Е. В. Шевченко учитель географии и биологии
МОУ Ольховлогская ООШ Каменского района
Опыт ведения проектно- исследовательской работы по географии в сельской школе
Настоящее время – период активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления народного образования, обеспечивающей повышение качества географической подготовки учащихся.
В последние годы в педагогической печати и в учительской практике получают распространение идеи построения учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. Если до сих пор обучение приемам умственной работы и исследовательским приемам шло чаще всего стихийно, то в настоящее время речь идет о построении учебного процесса как исследования, как базы для формирования познавательных компетенций. Основную цель организации учебной исследовательской работы связывают с развитием школьников, формированием их творческого начала, активности как основного личностного качества. Известно, что многие дети, как и взрослые, отличаются хорошей памятью, умением быстро решать возникающие задачи, находить причины различных явлений и др. Большинство из этих качеств развиваются в учебной деятельности, если она организована на основе поиска.
С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом.
В ходе учебного исследования учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности. Имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее неизвестной.
Один из путей исследовательской направленности курса – это выделение специального времени, целых уроков, содержанием которых является обучение учащихся исследовательским приемам. У меня это уроки экскурсии. Второй путь связан с включением в учебный процесс таких приемов исследовательской работы, которые вытекают из логики учебного процесса и являются его составной частью, образуя необходимое единство содержания и деятельности. Это дает возможность развивать способности использовать географические знания и умения в быту и в повседневной жизни.
Вот уже более тридцати лет я работаю в сельской малочисленной школе. Вместе со своими учениками мы проводим исследовательскую работу, которая плавно перетекает в проектную деятельность. Объектом наших исследований являются природные ландшафты землепользования села Ольхов -Лог Каменского района Воронежской области.
Вся территория села Ольхов-Лог делится долиной реки Ольшанка на две равные части – западную и восточную.
В реку как бы вливаются балки, которых местные жители зовут – «ярами». Это Аксюткино, Караяшник Морозов, Ткачев, Филев, Котельный, Золотой, Березов и др. По днищу всех этих балок имеются русла временного водотока, по которым вода в весеннее время попадает в реку Ольшанку
Река берет начало в северной части села Ольхов Лог. Здесь бьют многочисленные родники. Она является притоком Черной Калитвы, которая в свою очередь является правым притоком Дона.
Каждую весну на Ольховлогскую землю съезжаются поэты Воронежского края на праздник Воронцовая Русь. И льются стихи в балке Березов Яр, воспевая красоту нашей природы.
Читая эти стихи, испытываешь чувство гордости за свою малую Родину, место, где родились, работаем, учимся. Именно строки стихов побудили узнать больше о природе нашего края.
Балка Березов Яр – одно из красивейших мест села Ольхов-Лог. В ходе своей работы определил геологическое строение, климат, растительный и животный мир. Наверно, нет такого человека, который бы не любил природу. Но, к сожалению, еще не все бережно относятся к ней, некоторые смотрят на природу, как на неисчерпаемый источник разнообразных богатств. В действительности же дело обстоит далеко не так. Поэтому мы поставили задачу привлечь внимание всех жителей села и туристов к охране ландшафтов родного края. Для этого мы создали экологическую тропу. Основными задачами тропы являются:1расширение у посетителей элементарных сведений о природе, её объектах, процессах и явлениях окружающей среды; 2научить видеть различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты взаимодействия человека и окружающей среды; 3способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как общей культуры взаимоотношения людей друг с другом и отношения человека с природой. Познавательно – исследовательское направление включало в себя работу, связанную с заданием тропы; изучением природных комплексов, выявления редких растений расположенных на маршруте; фенологические наблюдения.
Практическое направление - оснащение тропы (кострища, бивуак, кормушки т.д.), изготовление рекламных щитов, ограждение муравейников, посадка деревьев, ремонт тропы, ее очистка.)
Пропагандистская работа (выпуск листовок экологического содержания, беседы с учащимися).
Но, создавая на учебной тропе искусственные элементы показа, мы помнили, что самым талантливым и мудрым педагогом является все- же природа. И чтобы сохранить в первозданном состоянии балку, мы обратились к начальнику инспекции главному государственному инспектору по охране природы Воронежской области Бородкину Анатолию Ивановичу с просьбой территорию балки объявить памятником природы.
Почва – одно из самых замечательных творений природы. Почва – это богатство страны, достаток в каждом доме, это, наконец, наше будущее. Поэтому мы решили узнать о наших почвах как можно больше.
Больше всего нас заинтересовали почвы пойменных лугов, так, как именно на них расположена большая часть поселения. Итогом исследования стала работа «Научно-практические аспекты использования почв пойменных лугов»
В своей работе мы отразили результаты своих исследований, определили рекомендации по более рациональному использованию почв, которые находятся в землепользовании ООО «Ольховлогское».
С этими рекомендациями мы обратились к генеральному директору ООО «Ольховлогское» Коротких В. В., ознакомившись с которыми одобрил вывод учащихся и на основе данной информации утвердил план мероприятий по повышению плодородию почв пойменных лугов.
Не менее важное значение в практической деятельности человека и во всех природных процессах, совершающихся на Земле и играет вода.
ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЙ явилась оценка экологического состояния реки на всем ее течении от истока до устья; выявление основных источников загрязнения и разработка предложений по проведению мероприятий по оздоровлению реки. Оценка экологического состояния проводилась на основе проведения химического анализа воды, описание прибрежной растительности и животного мира реки, причем особое внимание уделялось видам растений и животных, которые являются индикаторами чистоты и загрязнения воды.
Мы решили осуществить срочные и первоочередные меры по спасению реки Ольшанки: 1.развернули широкую пропагандистскую и просветительскую компанию по воспитанию бытовой экологической культуры населения (обратились к жителям с открытым письмом через районную газету «Светлый путь», провели разъяснительные беседы с учащимися нашей школы); 2.расчистили три родника, забили три десятка колышек вербы, с целью размножения этих деревьев,3..обратились к генеральному директору ООО Ольховлогское с просьбой в целях охраны окружающей среды обновить водозадерживающие валы для задержания стока воды с территории животноводческих ферм; возобновить организованный вывоз бытового мусора в места санкционируемых свалок; строго лимитировать использование удобрений и ядохимикатов на пойменных лугах и получили поддержку.
Предстоящей весной мы наметили закрепить склоны оврага в вершине балки Долина, с целью уменьшения в весеннее время твердого стока в реку. В качестве посадочного, закрепляющего материала мы решили взять корни хрена, которые уже заготовили в осенний период. Данный проект в ранге эксперимента.
Целью очередной нашей работы стало – овладение знаниями и умениями для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, формированию практических умений по оценке окружающей среды своей местности, установлению зависимости между качеством воды и показателями здоровья. По данным Ольховлогского ФАП мы получили картинку о заболеваемости в нашей местности. Сделали химический анализ питьевой воды из нескольких источников, выявили какие примеси могут быть источниками заболевания и на основе своих исследований выработали рекомендации по улучшению качества воды. Ольховлогская Земля… Сколько чарующей красоты в раздолье её степей, зелени лесов, в голубом разливе Ольшанки. Сколько прекрасных поэтических образов рождено здесь. Но не только природной красотой славится наша земля.
Неоценимое богатство – её славное прошлое, боевые и трудовые традиции, её история, тесно связанная с историей нашей Родиной, её люди. Будучи основной производительной силой, человек является создателем общественного богатства, и поэтому величина численности населения, плотность населения, его профессиональная квалификация и уровень образованности является важным условием, определяющим успешное экономическое и социальное развитие общества, того или иного региона. Учащимися был собран интересный материал по истории заселения нашей местности, оценена хозяйственная обстановка, демографическая ситуация и проанализирована проблема занятости населения. В заключении подводится итог и предполагаются пути решения проблем, поднятых в работе. Исследование проводится исключительно на краеведческом материале. Прослеживается научность в подаче материала. Работа кроме текста, имеет таблицы, диаграммы, фотографии, которые поясняют, дополняют материал, подтверждают достоверность фактов. Во вступлении и заключении прослеживается гордость за свою землю, её людей, т. е. работа несет большое патриотическое воспитание, и не только для авторов, но и для тех, кто будет с ней соприкасаться в дальнейшем. Все описанные работы - своеобразные авторские учебные пособия по краеведению для учащихся нашей школы несущее некий объем знаний, и важно то, что к ним проявляется большой интерес учащихся, они побуждают к дальнейшему познанию тайн нашей малой Родины.
Литература
1.География в школе №5 2008
2.Исаченкова В. А. Полевые практики по географическим дисциплинам М. «Просвещение» 1980
3.Кучер Т.В. Экологическое образование М. «Просвещение» 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская работа «Моя безопасная дорога из дома в школу»
Городская открытая научно-практическая конференциястудентов и школьников «Содружество» Тема: «Моя безопасная дорога из дома в школу»Тип работы: Проектно-исследовательская работаСекция: Обще...
Инновационный опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик отводит ученику главную роль на пути к усвоению знаний, при которой учитель является активным помощником, организует, направ...
Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии.
Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии....
Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии.
Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии....
Проектно - исследовательская работа по математике "Измерение высоты здания школы различными способами"
Применение 10 способов для измерения высоты здания...
Статья "Опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по предметам филологического цикла"
В статье представлен опыт работы в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку и литератур...
Опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников 4-10 классов в ОУ
Статья содержит описание опыта и основные практические положения, связанные с организацией проектно-исследовательской роботы в ОУ Санкт-Петербурга из опыта автора...