Использование школьного учебника в процессе формирования УУД на уроках географии в 5 классе
статья по географии на тему
Использование учедника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_shkolnogo_uchebnika_v_protsesse_formirovaniya_uud.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование школьного учебника в процессе формирования УУД на уроках географии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. С помощью универсальных учебных действий учащиеся получают большие возможности на уроках биологии - «умение учиться», а именно результативно мыслить и работать с информацией, общаться, взаимодействовать с людьми, организовывать свою деятельность, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, отвечать за свой выбор. Учебник уже не является главным источником информации, но он является навигатором в мощном и противоречивом информационном пространстве, первым моим помощником в реализации многочисленных задач современного образования, а также фундаментом организации познавательной деятельности учащихся. Умение работать с ним – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе.
Хорошим помощником в учебном процессе является учебно – методический комплекс Лобжаидзе А. А. География. Планета Земля. 5-6 кл., М.: Просвещение.
Систематическая работа с текстом создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении биологии. Существует огромное количество приёмов работы с учебником, но хочу выделить основные, которые чаще всего использую в школьном курсе, которые помогают формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные умения. Наиболее эффективные приемы, которые использую на уроке для усвоения базового уровня - это нахождение в тексте учебника ответов на вопросы; составление схем и таблиц по тексту учебника; работа с иллюстрациями, рисунками; составление плана, рассказа по плану. Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его - это очень важно для пятиклассников при переходе из начальной в основную школу.
В ходе обучения биологии использую разнообразные приемы работы с текстом учебника:
- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся;
- поставь вопросы к данному абзацу;
- составь суждение по тексту параграфа...;
- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
- расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
- создай таблицу (сверни информацию) по ...;
- составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
- составь набор понятий темы...;
- составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;
- составь разные предложения с одним и тем же понятием ....
Важной задачей является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.
Работа с таблицами, графиками требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.
Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:
- Запишите тему, выделите ключевые слова.
- Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
- Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
- Приведите примеры.
Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
- “найди отличия”;
- “на что похоже?”;
- поиск лишнего;
- “лабиринты”;
- “логические цепочки”;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
- работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).
Формирование познавательных УУД на разных этапах урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Тема «Условные знаки»
Посмотрите на слайд. Что объединяет эти знаки? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы их видите?
Как вы думаете, почему люди придумали эти знаки? Зачем должны знать мы их?
УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
2. Формулирование темы урока, постановка цели
- Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
3. Изучение нового материала
УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.
На древних картах объекты изображались при помощи рисунков. С середины 18 века рисунки стали заменять такими изображениями, какими объекты выглядят сверху, или обозначать специальными знаками.
Почему так?
Демонстрация ресурса “Этапы появления условных знаков.”
Сделайте вывод о значении условных знаков.
УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Постановка проблемы: В разное время на планах местности и картах картографы стремились нанести как можно больше подробностей и индивидуальных особенностей тех территорий, которые изображали.
Задание: пользуясь текстом учебника с.36-37 подумайте:
Почему им это удавалось?
Постановка проблемы: Для нанесения того иди иного природного объекта на план или карту картографы придумывали условные знаки, как бы кодировали изображение.
Задание: пользуясь текстом учебника с.36-37 подумайте:
Почему мы можем пользоваться картами и планами?
УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
По назначению и свойствам условные знаки планов и карт подразделяют на несколько видов.
Пользуясь текстом учебника можно составить таблицу:
Виды условных знаков
Виды условных знаков | |||
Примеры условных знаков |
Анимация “условные знаки”, рисунок учебника
УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.
4. Контролирующее задание.
Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.
1.Условные знаки – это…
2. Легенда карты – это…
3. Линейные знаки изображают …
4. Площадные знаки служат для изображения …
5. Точечные знаки – это …
Соотнести определения с изученными терминами и понятиями: если таковые имеются в теме урока
УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я...
2) Больше всего мне понравилось...
3) Самым интересным сегодня на уроке было...
4) Самым сложным для меня сегодня было...
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял...
7) Сегодня я научился...
8) Сегодня я задумался....
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В началь...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В началь...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
Несмотря на глобальные изменения общественного развития, учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значитель...