Реки и озера Земли.
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему

Дзагурова Светлана Тимофеевна

Открытый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_reki_i_ozera_zemli_7_kl.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок «Реки и озера Земли»

Цель урока: 

  • Образовательные: показать зависимость рек и озер от рельефа и климата;  раскрыть роль рек в жизни людей; Составить характеристику реки и озера, используя карты атласа и план описания географического объекта.
  •  Продолжить формирование умения описывать реки и озера; умение работать с картами атласа, умения анализировать и сравнивать карты.
  • Воспитательные: воспитывать у обучающихся  умение работать в команде, бережное отношение к воде,  умения слушать и уважать каждого члена команды.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, слайды презентации «Реки и озера мира».

Основное содержание: реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.

Практикум: описание реки и озера по плану, нанесение на контурную карту крупных рек и озер мира  

Ход урока:

Проверка д/з: 1. Показать на физической карте  теплые и холодные течения

                             А) Теплые;      Б) Холодные.

                        2. Объясните основные причины образования течений

Изучение нового материала:  

  1. Вводное слово учителя: на воды суши приходится лишь 3,5 % всей воды Земли .  Чем  представлены  внутренние воды суши (ледники, озера, болота, подземные воды)  из них на реки, озера и болота  менее  0,03%.
  2. Сегодня на уроке мы с вами углубим знания, полученные в курсе 6 класса, определим зависимость рек и озер от климата, продолжим формирование умений работы с картами  атласа. Чтобы продолжить работу на уроке необходимо вспомнить тот багаж знаний, который получили в 6 классе.
  • Проведем географический диктант ( на доске понятия по темам реки и озера; учитель дает определения, а учащиеся должны выбрать правильное понятие из списка)
  • На слайде правильные ответы(обучающиеся проверяют друг у друга  работу и выставляют оценки)

Последовательность диктовки:

  1. Направленный поток воды, текущий в выработанном углублении;
  2. Местность , с которой река со своими притоками собирает все поверхностные и подземные воды;
  3. Граница между бассейнами рек;
  4. Начало реки;
  5. Низкий уровень воды в реке;
  6. Кратковременный подъем воды в реке;
  7. Место впадения одной реки в другую реку или море, или озеро или океан
  8. Замкнутое углубление в рельефе, заполненное водой

(ответы: река, речной бассейн, водораздел, исток, межень, паводок, устье, озеро)

Обучающиеся проверяют друг у друга правильность ответов и выставляют оценки

  1. Работа с картой вспомните реки и озера и Земли и покажите их на физической карте мира ( дети показывают  «цепочкой» на карте реки и озера 1 ряд - реки; 2 ряд – озера)
  2. Заполните схему на слайде «Типы питания ре»
  3. Работа в группах
  4.  Сейчас вы будете работать в группах

1 группа – докажите, что «Климат – отец вод»

Применительно к каждому климатическому поясу (начиная с экваториального) установить особенности питания и режима крупнейших рек каждого материка в границах климатического пояса.

2 группа – докажите, что реки зависят от рельефа местности, по которой она течет;

    3 группа –  Анализ физической карты мира с целью выявления крупных озер материков, происхождения их котловин и свойств вод.

  1. Краткий отчет групп
  2. Практическая работа по плану описания географических объектов озер и рек:
  1. группа     План описания озера:
  1. Название.
    2.  На каком материке находится,  и в какой его части?
    3.  Между какими меридианами и параллелями располагается.
    4. Происхождение котловины.
    5.  Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.
    6.  Соленое или пресное.

2 группа План описания реки:

  1. Название реки
  2. Исток, направление течения, устье.
  3. Характер течения.
  4. Притоки.
  5. Источники питания.
  6. Тип водного  режима.
  7. Хозяйственное использование реки

3группа  

Работая с учебником  стр 60 – 62 назовите, где используются воды рек и озер Земли

  1. Отчеты групп
  2. Закрепление

Просмотр слайда презентации (определите типы озерных котловин)

  1. Д /з № 16 на контурную карту нанести крупнейшие реки и озера Земли по карточкам

Самоанализ

открытого урока географии в 7 классе

Тема урока: «Реки и озера мира»

УМК:  линии «Полярная звезда»  программа под редакцией А.И. Алексеева

Тип урока: урок – практикум

Цели урока: 1)Образовательные: показать зависимость рек и озер от рельефа и климата;  раскрыть роль рек в жизни людей; Составить характеристику реки и озера, используя карты атласа и план описания географического объекта. 2) Продолжить формирование умения описывать реки и озера; умение работать с картами атласа, умения анализировать и сравнивать карты.3)Воспитательные: воспитывать у обучающихся  умение работать в команде, бережное отношение к воде,  умения слушать и уважать каждого члена команды.

Структура и форма урока полностью соответствуют логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной задачей являлось создание условий для практической работы обучающихся на уроке. Учащиеся работали в командах(группах) по разному уровню усвоения знаний (сильная, средний уровень, слабая группы), соответственно и задания для каждой были дифференцированы по уровню сложности.

        Отобранное содержание урока, оборудование, сопровождение урока компьютерной презентацией, организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока, групповые и фронтальные формы организации  учебной деятельности школьников, применение словесных, наглядных, практических методов способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы обучающихся.

Для активизации мышления обучающихся я использовала систему вопросов и заданий  по работе с картами,  с учебником, вопросы связанные с жизненным опытом обучающихся. На уроке прослеживалась межпредметная связь с природоведением, связь курса географии 6 классе, на основе которой строился урок географии в курсе 7 класса.

        Обучающиеся на уроке были активны, выполнили все задания, показали знание карты, терминов,  умение  работать  с картами ( сравнивать, анализировать, делать выводы, показывать на карте географические объекты).

Урок  получился результативным, цели урока достигнуты, все запланированные задания выполнены, итог урока подведен.

                                               Учитель:                       Бакаева Н.Л.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Лохово

Открытый урок – практикум в 7 классе

«Реки и озера Земли»

(районный практический семинар учителей географии)

2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

Тест – тренинг по теме: «Реки и озера Африки».

Тест – тренинг по теме: «Реки и озера Африки»....

Конспект урока по географии 7 класс "Реки и озера Земли"

Урок по географии в 7классе по теме "Реки и озера Земли" предусматривает использование Электронно образовательных ресурсов ( ЭОР) . Цель  урока: выявить обеспеченность водными ресурсами материко...

Проверочная работа по географии "Реки и озера Земли"

Данный материал предназначен для проверки знаний в 7 классе по теме "Реки и озера Земли". Представлено 2 варианта проверочной работы....

Номенклатура 7 класс. "Внутренние воды Земли. Реки и озера."

Географическая номенклатура для  учащихся 7 классов, позволяющая закрепить знания карты, полученные в курсе географии 6 класса....

География 7 класс Проверочная работа по темам «Климатические пояса», «Реки и озера Земли», «Растительный и животный мир Земли», «Почвы».

Проверочная работа позволяет выявить уровень знаний по темам "Климатические пояса",  "Реки и озера Земли", "Растительный и животный мир Земли", "Почвы" по ...

Урок географии в 7 классе на тему "Реки и озера Земли"

    Цели урока:      • Показать зависимость рек и озер от рельефа и климата.      • Раскрыть роль ...