Реки и озера Земли.
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок «Реки и озера Земли»
Цель урока:
- Образовательные: показать зависимость рек и озер от рельефа и климата; раскрыть роль рек в жизни людей; Составить характеристику реки и озера, используя карты атласа и план описания географического объекта.
- Продолжить формирование умения описывать реки и озера; умение работать с картами атласа, умения анализировать и сравнивать карты.
- Воспитательные: воспитывать у обучающихся умение работать в команде, бережное отношение к воде, умения слушать и уважать каждого члена команды.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, слайды презентации «Реки и озера мира».
Основное содержание: реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
Практикум: описание реки и озера по плану, нанесение на контурную карту крупных рек и озер мира
Ход урока:
Проверка д/з: 1. Показать на физической карте теплые и холодные течения
А) Теплые; Б) Холодные.
2. Объясните основные причины образования течений
Изучение нового материала:
- Вводное слово учителя: на воды суши приходится лишь 3,5 % всей воды Земли . Чем представлены внутренние воды суши (ледники, озера, болота, подземные воды) из них на реки, озера и болота менее 0,03%.
- Сегодня на уроке мы с вами углубим знания, полученные в курсе 6 класса, определим зависимость рек и озер от климата, продолжим формирование умений работы с картами атласа. Чтобы продолжить работу на уроке необходимо вспомнить тот багаж знаний, который получили в 6 классе.
- Проведем географический диктант ( на доске понятия по темам реки и озера; учитель дает определения, а учащиеся должны выбрать правильное понятие из списка)
- На слайде правильные ответы(обучающиеся проверяют друг у друга работу и выставляют оценки)
Последовательность диктовки:
- Направленный поток воды, текущий в выработанном углублении;
- Местность , с которой река со своими притоками собирает все поверхностные и подземные воды;
- Граница между бассейнами рек;
- Начало реки;
- Низкий уровень воды в реке;
- Кратковременный подъем воды в реке;
- Место впадения одной реки в другую реку или море, или озеро или океан
- Замкнутое углубление в рельефе, заполненное водой
(ответы: река, речной бассейн, водораздел, исток, межень, паводок, устье, озеро)
Обучающиеся проверяют друг у друга правильность ответов и выставляют оценки
- Работа с картой вспомните реки и озера и Земли и покажите их на физической карте мира ( дети показывают «цепочкой» на карте реки и озера 1 ряд - реки; 2 ряд – озера)
- Заполните схему на слайде «Типы питания ре»
- Работа в группах
- Сейчас вы будете работать в группах
1 группа – докажите, что «Климат – отец вод»
Применительно к каждому климатическому поясу (начиная с экваториального) установить особенности питания и режима крупнейших рек каждого материка в границах климатического пояса.
2 группа – докажите, что реки зависят от рельефа местности, по которой она течет;
3 группа – Анализ физической карты мира с целью выявления крупных озер материков, происхождения их котловин и свойств вод.
- Краткий отчет групп
- Практическая работа по плану описания географических объектов озер и рек:
- группа План описания озера:
- Название.
2. На каком материке находится, и в какой его части?
3. Между какими меридианами и параллелями располагается.
4. Происхождение котловины.
5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.
6. Соленое или пресное.
2 группа План описания реки:
- Название реки
- Исток, направление течения, устье.
- Характер течения.
- Притоки.
- Источники питания.
- Тип водного режима.
- Хозяйственное использование реки
3группа
Работая с учебником стр 60 – 62 назовите, где используются воды рек и озер Земли
- Отчеты групп
- Закрепление
Просмотр слайда презентации (определите типы озерных котловин)
- Д /з № 16 на контурную карту нанести крупнейшие реки и озера Земли по карточкам
Самоанализ
открытого урока географии в 7 классе
Тема урока: «Реки и озера мира»
УМК: линии «Полярная звезда» программа под редакцией А.И. Алексеева
Тип урока: урок – практикум
Цели урока: 1)Образовательные: показать зависимость рек и озер от рельефа и климата; раскрыть роль рек в жизни людей; Составить характеристику реки и озера, используя карты атласа и план описания географического объекта. 2) Продолжить формирование умения описывать реки и озера; умение работать с картами атласа, умения анализировать и сравнивать карты.3)Воспитательные: воспитывать у обучающихся умение работать в команде, бережное отношение к воде, умения слушать и уважать каждого члена команды.
Структура и форма урока полностью соответствуют логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной задачей являлось создание условий для практической работы обучающихся на уроке. Учащиеся работали в командах(группах) по разному уровню усвоения знаний (сильная, средний уровень, слабая группы), соответственно и задания для каждой были дифференцированы по уровню сложности.
Отобранное содержание урока, оборудование, сопровождение урока компьютерной презентацией, организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, наглядных, практических методов способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы обучающихся.
Для активизации мышления обучающихся я использовала систему вопросов и заданий по работе с картами, с учебником, вопросы связанные с жизненным опытом обучающихся. На уроке прослеживалась межпредметная связь с природоведением, связь курса географии 6 классе, на основе которой строился урок географии в курсе 7 класса.
Обучающиеся на уроке были активны, выполнили все задания, показали знание карты, терминов, умение работать с картами ( сравнивать, анализировать, делать выводы, показывать на карте географические объекты).
Урок получился результативным, цели урока достигнуты, все запланированные задания выполнены, итог урока подведен.
Учитель: Бакаева Н.Л.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Лохово
Открытый урок – практикум в 7 классе
«Реки и озера Земли»
(районный практический семинар учителей географии)
2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".
Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...
Тест – тренинг по теме: «Реки и озера Африки».
Тест – тренинг по теме: «Реки и озера Африки»....
Конспект урока по географии 7 класс "Реки и озера Земли"
Урок по географии в 7классе по теме "Реки и озера Земли" предусматривает использование Электронно образовательных ресурсов ( ЭОР) . Цель урока: выявить обеспеченность водными ресурсами материко...
Проверочная работа по географии "Реки и озера Земли"
Данный материал предназначен для проверки знаний в 7 классе по теме "Реки и озера Земли". Представлено 2 варианта проверочной работы....
Номенклатура 7 класс. "Внутренние воды Земли. Реки и озера."
Географическая номенклатура для учащихся 7 классов, позволяющая закрепить знания карты, полученные в курсе географии 6 класса....
География 7 класс Проверочная работа по темам «Климатические пояса», «Реки и озера Земли», «Растительный и животный мир Земли», «Почвы».
Проверочная работа позволяет выявить уровень знаний по темам "Климатические пояса", "Реки и озера Земли", "Растительный и животный мир Земли", "Почвы" по ...
Урок географии в 7 классе на тему "Реки и озера Земли"
Цели урока: • Показать зависимость рек и озер от рельефа и климата. • Раскрыть роль ...