Урок географии в 7 классе на тему "Реки и озера Земли"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Габдрашитова Лейля Вазиховна

      Цели урока:
      • Показать зависимость рек и озер от рельефа и климата.
      • Раскрыть роль рек в жизни людей.
      • Продолжить формирование умения описывать реки и озера.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_reki_i_ozera_zemli._7_klass.doc50 КБ
Файл reki_i_ozera_zemli1.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

Тема: «Реки и озера Земли».

      Цели урока:
      • Показать зависимость рек и озер от рельефа и климата.
      • Раскрыть роль рек в жизни людей.
      • Продолжить формирование умения описывать реки и озера.
      
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, слайды.
      
Основное содержание: реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата.  Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
      
Практикум. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

  1. Орг.момент.
  2. Мотивация учебной деятельности

Вспомните материки Земли (назовите и покажите). Что мы можем отнести к внутренним водам материков? (ответы детей)

  1. Основная часть. Практическая работа (в ходе урока учащиеся наносят крупнейшие реки и озера на контурную карту мира)
  1. Внутренние воды материков:

- реки

- озёра

- болота

- ледники

- подземные воды

- водохранилища

- каналы

-пруды

Сегодня мы поговорим о реках и озерах Земли.

  1.  Как реки зависят от рельефа и климата?

Учитель:

Океаническое течение можно сравнить с рекой, но все же настоящие реки находятся на поверхности суши.

Пройдя тысячи километров, река завершает свой путь в морях и океана. Возникает вопрос: реки несут в океан пресную воду, почему морская и океаническая вода соленые?

Есть горные реки, есть реки долин,

Все они разных длин и глубин.

-  Что называют рекой? (река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении).

Учитель:

Река, словно живое существо... У каждой реки свой характер, «почерк», «паспорт» и целый ряд только ей присущих черт и особенностей.

-   Сравните на рисунках горную и равнинную реки. Объясните черты «характера»  каждой реки.  (слайд № )

-  От чего зависит скорость течения реки? (от рельефа, от наклона местности, от разницы высоты между истоком и устьем).

Вывод: река – продукт рельефа.

Учитель:

Обратите внимание на физическую карту.

-  Как изображены реки на карте? (линиями синего цвета).

-  Почему одни линии толстые, а другие тонкие? (крупные полноводные реки и мелкие реки).

-  От чего зависит водность рек? (от климата) Найдите подтверждение этому факту в учебнике на стр. 60.

-  От чего зависит режим рек? (от количества осадков и температур, и от распределения их по сезонам). Найдите подтверждение этому факту в учебнике на стр. 60.

Вывод: река – продукт климата и природных условий.

Учитель:

Посмотрите на рисунок реки Колорадо. Послушайте сообщение и ответьте на вопрос: В чем причина  образования каньона? Где  могут образоваться  такие же формы рельефа? (там, где земная кора состоит из рыхлых горных пород).

Ученик:

Когда смотришь на Большой Каньон, складывается впечатление, что кто-то орудовал здесь большим ножом. Река Колорадо вместе с притоками прорезала глубокие ущелья с вертикальными стенами – каньоны. Все они  удивительно живописны.  Грандиозное нагромождение отвесных скал немыслимых цветов – красного, коричневого, желтого и фиолетового;  еле видимая далеко в низу ниточка реки Колорадо; облака, задевающие кромки гор; прозрачный воздух; солнце, лучи которого высвечивают один склон каньона, оставляя другой во мраке, – все это одновременно восхищает, и подавляет своей мощью. Длина  Большого Каньона почти 450 км, а глубина – до 1,6 км. Ширина в верхней части от 8 до 25 км, а в нижней – местами не превышает 120 м.

Плато Колорадо, по которому протекают реки, образовано слоями пород, залегающими почти горизонтально, наподобие стопки блинов разной толщины. 2-3 млн. лет назад область плато испытывала поднятия. Реки  текли в своем направлении еще до начала  образования складок. Когда же район испытывал поднятия, они продолжали  углублять свое русло, прорезая горные породы.

-  В чем причина  образования каньона? Где  могут образоваться  такие же формы рельефа? (там, где земная кора состоит из рыхлых горных пород).    

     От состава горных пород зависит объем твердого стока. Протекая по территориям, сложенным легко размываемыми породами, в устьях большинства рек образуется  дельта – форма устья с протоками  на мелководных участка моря (при большом количестве наносов) или эстуарии – воронкообразное устье реки, где море достаточно глубокое (здесь накопление наносов не происходит).

Задание: Используя текст учебника §16 стр. 60 приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.

Задание: Используя текст учебника, найдите определение терминам «дельта» и «эстуарии».

Вывод: реки – продукт строения земной коры.

  1. Где текут самые крупные реки?

-  Где протекают самые крупные реки мира? (по равнинным территориям).

-  Где берут начало большинство рек мира? (с гор).

Задание:

Реки стекают в разные океаны, тот есть принадлежат разным бассейнам. Найдите на карте и назовите реки бассейнов Северного Ледовитого , Тихого, Индийского и Атлантического океанов.

-  Какой океан выделяется по объему стока? (Атлантический. Потому что в него впадают реки Европы, реки Южной и Северной Америки).

Почему эти реки не стекают в Тихий океан? (препятствуют Кордильеры).

Задание:

-  В Африке нет высоких гор, однако реки Африки большей частью стекают в Атлантику. Используя текст учебника найдите объяснение этому факту. (понижение территории с Востока на Запад).

-  Самые крупные реки начинаются в районе экватора. Почему? (выпадает много осадков).

Вывод: Характер рек зависит от рельефа, климата и природных условий.

Учитель: Есть среди рек и свои рекордсмены,  которые вызывают удивление у каждого человека.

 Самые длинные реки.

За последние 40—50 лет три реки претендовали на право называться самой длинной рекой в мире. В 40—50-х годах уверенно называли Миссисипи с Миссури. Потом вспомнили, что от слияния Белого и Голубого Нила Нил вовсе не берет начало, а только получает свое название; что Белый Нил вытекает из озера Виктория, а в него впадает река, которая в верховьях называется Рукарара, а дальше — Кагера. Таким образом получился водный путь длиннее, чем Миссури—Миссисипи. И обычно именно эта река — Нил с Кагерой — и считается самой длинной; именно она, как дань традиции, и помещена в первой строке нашей таблицы. Но совсем недавно вспомнили, что определение реки Мараньон как главного истока Амазонки — это тоже всего лишь традиция. Амазонка начинается от слияния Мараньона и Укаяли. Главным истоком Укаяли следует считать исток реки Апуримак; в нижнем течении он на коротком промежутке называется Эне, затем, тоже на коротком промежутке — Тамбо; Тамбо, сливаясь с рекой Урубамба, и образует Укаяли. Длина Амазонки от истока Мараньона 6400 км, а от истока Апуримака — около 7000 км, то есть Амазонка выходит на первое место в мире (2013 год).

Самые короткие реки мира.

Репруа  – река в Абхазии, вытекающая в Чёрное море и имеющая длину всего 18 метров.Она представляет из себя -  мощный выход подземной карстовой реки, которая питается водой, накапливающейся в глубоких пещерах, в том числе и в самой глубокой пещере мира Крубера-Воронья.

Ковассельва – река длиной 20 м, на острове Хитра в Норвегии.

Омбла (Ombla) в Хорватии всего 30 метров.

Ди-Ривер – в США, всего 37 метров.

  1. Физминутка

  1.  Где больше озер?

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды –

В нем все отражается…

Как это зеркало называется? (озеро)

-  От чего зависит распространение озер на Земле? (от рельефа территории, от климата и от строения земной коры).

Задание:   По физической карте мира, определите: на каком континенте больше озер. Найдите на физической карте мира крупные озера. Данные внесите в таблицу

Вывод: Распространение озер на Земле зависит от рельефа и климатических условий, главным образом от количества осадков. Размер озер больше зависит от происхождения котловин

Учитель: Подавляющее большинство озер невозможно отобразить даже на среднемасштабной карте. Но среди озер есть такие, которые вызывают удивление.

Закрепление изученного материала.

-  Что называют рекой? (река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении).

-  От чего зависит скорость течения реки? (от рельефа, от наклона местности, от разницы высоты между истоком и устьем).

-  От чего зависит водность рек? (от климата).

-  От чего зависит режим рек? (от количества осадков и температур, и от распределения их по сезонам).

-  Где протекают самые крупные реки мира? (по равнинным территориям).

Рефлексия.

Домашнее задание:  ИЗУЧИТЬ §17, ответить на в. 2-6, закончить практическую работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реки и озера Земли

Слайд 2

Река - продукт климата и природных условий территории, по которой протекают. Как реки зависит от рельефа и климата? Водность реки - объем воды, который она несет. Водность реки зависит от климата и рельефа местности, по которой она протекает. В разных климатических зонах различное количество осадков и температурный режим, все это влияет на питание реки и скорость испарения воды. Вместе с водой выносится и большое количество илистых частиц и растворенных веществ- это твердый и химический сток. Режим реки — закономерное изменение во времени состояния воды (уровня воды, скорости течения, температуры и распределение их по сезонам). Бассейн океана- территория, с которой воды стекают в данный океан Бассейн внутреннего стока - территория, с которой воды стекают во внутренние водоемы.

Слайд 3

Реки бассейна Северного Ледовитого океана располагаются по территории Евразии и Северной Америки. Они многоводны, имеют большую протяженность. Большинство из них находится в России, составляя 65% всех водных потоков страны, остальные принадлежат Канаде. Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Хатанга, Лена, Индигирка, Колыма. Среди них выделяются наиболее крупные реки Обь, Енисей и Лена с их притоками . Маккензи, Нельсон. БАССЕЙНЫ РЕК

Слайд 4

Большинство рек мира относится к бассейну Атлантического океана . В него впадают крупнейшие реки Южной Америки, Северной Америки, Африки и Европы. В Южной Америке и Северной Америке стоку в Тихий океан препятствуют расположенные на западе хребты Анд и Кордильер. Амазонка, Парана, Миссисипи с Миссури, Нил, Конго, Дунай. БАССЕЙНЫ РЕК

Слайд 5

Индийский — третий по площади акватории океан на Земле, омывает Африку, Евразию, Австралию и Антарктиду. Если перечислять, какие реки впадают в Индийский океан, получится несколько тысяч названий. Замбези, Иравади, Тигр, Лимпопо, Евфрат, Инд, Ганг , Салуин , Брахмапутра. БАССЕЙНЫ РЕК

Слайд 6

Тихий океан является крупнейшим водоемом нашей планеты . В нем находится более половины всей земной воды. Реки бассейна Тихого океана имеют муссонный тип режима и выделяются многоводностью. Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Юкон, Амур, Колорадо, Чжуцзян , Колумбия, Фрейзер, Юаньцзян , Чаупхрая , Кускоквим , Анадырь. БАССЕЙНЫ РЕК

Слайд 7

Зависимость рек от рельефа, климата и хозяйственной деятельности человека Рельеф определяет характер течения, размер бассейна, объем твердого стока, длину реки Климат определяет водность реки, ее режим и питание Хозяйственная деятельность человека увеличивает водопотребление, истощает водные ресурсы, загрязняет и ухудшает качество воды

Слайд 8

Физминутка Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся)

Слайд 9

Распространение озер на Земле Размещение озер на материках зависит от наличия природных углублений (котловин) и климата (главным образом от количества осадков). Во влажном климате много полноводных сточных озер с пресной водой, в засушливом климате (тропическом) озер мало, в основном соленые бессточные. Основное месторасположение озер – это север Северной Америки и Евразии, где много тектонических разломов и впадин.

Слайд 10

Крупнейшие озера материков Евразия Каспийское, Байкал, Ладожское, Балхаш, Аральское, Онежское, Лобнор Африка Виктория, Танганьика, Чад, Ньяса, Альберт, Эдуард Австралия Эйр- Норт Южная Америка Маракайбо, Титикака, Поопо Северная Америка Великие Американские озера: Верхнее, Гурон , Мичиган, Эри, Онтарио; Большое Медвежье, Большое Невольничье, Виннипег

Слайд 12

РЕФЛЕКСИЯ Хлопните в ладоши Топните ногой Поднимите руку

Слайд 13

Домашнее задание: Изучить § 17 стр. 64-67 1 Ответить на вопросы 2-6. 2 Закончить практическую работу 3

Слайд 14

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 6 класс Озера

Конспект урока и презентация по теме "Озера"  6 класс...

Урок географии 6 класс по теме "Озера"

Разработка урока для обучающихся 6 класа по теме "Озера"....

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Урок, география 6 класс "Озера" (ФГОС)

Тема урока: Озёра Тип урока: Комбинированный Образовательные ресурсыКомпьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы. Цели урока: формирование пр...