Рабочая программа по географии, 9 класс
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Корнева Ольга Николаевна

Рабочая программа по географии, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geo_9.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Назарово, Красноярского  края

РАССМОТРЕНО

На заседании

Педагогического совета

г. Назарово, Красноярского края

протокол №____ от ___.08.2016г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

г. Назарово. Красноярского края

______________Е.В.Ефимова

УТРВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №4»

 г. Назарово, Красноярского края

_____________ Л. Ю. Щербачева

приказ от ___.08.2016 г. № _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По географии

Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 9  класс

Количество часов: __68_

Учитель: Корнева Ольга Николаевна, высшая  категории

Программа разработана на основе: Примерной программы по географии для общеобразовательной школы;  авторы-составители  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово, 2012.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа данного курса составлена на основании следующих документов:

  • Федеральный  закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ст.12);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 29.12.2014 № 1644);
  • Примерная программа основного общего образования по географии  (Письмо МОиН РФ от 07.07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам  федерального базисного учебного плана»);
  • Авторская программа по географии Домогацких Е.М. для 5 – 9 классов. М.: - Русское слово, 2012  и  УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского;
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ;
  • Образовательная программа МБОУ «СОШ №4» города Назарово, Красноярского края,  утвержденная приказом №  от      1 сентября 2013г.;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2014-2015  учебном году, утвержденного приказом МО и Н РТ от 24 декабря 2010 года № 2080;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (Приказ Минобрнауки РФ от 04-10-2010 986);
  • Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.

Основные цели и задачи курса:

– сформировать целостный географический образ своей Родины;

– дать представление об особенностях населения и хозяйства нашей Родины;

– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

– сформировать необходимые географические умения и навыки;

– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, из них отводится на  проведение  практических работ – 17 часов.  В целях подготовки к ГИА и контроля качества знаний предусмотрены  4     итоговых тестирования: итоговое тестирование по теме «Экономические районы России»,  итоговое тестирование по Красноярскому краю, итоговый тест по странам Ближнего Зарубежья, итоговый тест в форме ГИА за курс 9 класса.

Текущий контроль  в форме тестирования проводится по всем темам. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. «География» Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2008. Данная программа предполагает изучение в 9 классе населения и хозяйства России. При расчасовке в календарно-тематическом планировании полностью соблюдена почасовка программы Домогацких Е.М. :Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (7 часов), Тема 2. Население России (6 часов), Тема 3. Хозяйство России (16 часов), Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (12 часов), Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 часов), заключение (7 часов). В курсе «География» 9 класс изучается население и хозяйство Белгородской области. В связи с отсутствием программы по Белгородской области, за основу взята рекомендация примерной программы по темам изучения. На Белгородскую область отведено 13 самостоятельных уроков. Тематика уроков  взята из содержания  «География Белгородской области»: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2 частях. Часть 2. Население и хозяйство. - М.: МГУ, 2010.

    По уровню усвоения учащимися географических умений спланированы практические работы -  обучающие, тренировочные и итоговые. Обучающие работы (4) выполняются под руководством учителя, который показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися.  Тренировочные работы (5) нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или  в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы (11) выполняют контролирующую функцию, они выполняются школьниками самостоятельно. В 9        класс всего 11 оценочных работ.

1 Составление характеристики одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. (Для повышенного уровня: сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России).

  1. Определение по картам закономерностей в размещении отраслей
    наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
  2. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому  плану.
  3. Составление картосхемы внешних территориально-производственных
    связей Центральной России.
  4. Изучение и оценка природных   условий   Западно- Сибирского района для жизни и быта человека.
  5. Составление характеристики Норильского промышленного узла
    (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор
    производств и их взаимосвязь, промышленные центры).

Практические работы по Красноярскому краю.

  1. Характеристика  экономико-географического положения.

2.Административно-территориальное деление Красноярского края.

3. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.

4.Характеристика отраслей  специализации Красноярского края.

5.Построение схемы внешнеэкономических связей Красноярского края.

Формы обучения самые разнообразные – беседа, опрос, практикум, путешествие, виртуальная экскурсия, решение экологических проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

– крупнейшие городские агломерации нашей страны;

– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

–географию народов, населяющих нашу страну.

2. Уметь:

– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Календарно-тематическое планирование 9 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата проведения, план

Дата выполнения, факт

Подготовка к ЕГЭ (ГИА)

Примечание

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (7 часов)

Тема 1. Россия на карте мира.

Природные условия и ресурсы России

1.

Введение.

Экономическая и социальная география.

1

2.

Формирование территории России.

Практическая работа. 

Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран (обучающая).

1

1.4 Определять географические коор-

динаты объектов или объекты по

их географическим координатам

3.

Экономико-географическое положение России.

Практическая работа. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями (тренировочная).

1

5.4-5.8 Распознавать в реальных жизнен-

ных ситуациях вопросы, идеи или

проблемы, которые могут быть

решены средствами географии и

явления по их признакам

4.

Административно-территориальное устройство России.

Экономическое районирование территории России.

1

1.3 Представлять географическую

информацию в разных видах

5.

Природные условия России.

1

1.3 Представлять географическую

информацию в разных видах

6.

Природные ресурсы России.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

7.

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

Тема 2. Население России (6 часов)

8.

Численность населения России.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

9.

Размещение населения России.

Практическая работа.

Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев (тренировочная).

1

1.3 Представлять географическую

информацию в разных видах

2.1; 2.4Сравнивать географические объ-

екты и явления, степень проявле-

ния географических процессов на

разных территориях по указанным

признакам

10.

Миграции населения.

1

2.4 Давать оценку географическим

объектам и явлениям, прогнози-

ровать их развитие

11.

Формы расселения и урбанизация.

Практическая работа.

Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации (обучающая).

1

2.1; 2.4Сравнивать географические объ-

екты и явления, степень проявле-

ния географических процессов на

разных территориях по указанным

признакам

12.

Этнический и религиозный состав населения.

Практическая работа.

Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны» (обучающая).

1

5.4-5.8 Распознавать в реальных жизнен-

ных ситуациях вопросы, идеи или

проблемы, которые могут быть

решены средствами географии и

явления по их признакам

13.

Трудовые ресурсы и рынок труда.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

Тема 3. Хозяйство России (16 часов)

14.

Национальная экономика.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

15.

Факторы размещения производства.

Практическая работа.

 Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства (обучающая).

1

5.4-5.8 Распознавать в реальных жизнен-

ных ситуациях вопросы, идеи или

проблемы, которые могут быть

решены средствами географии и

явления по их признакам

16.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

17.

ТЭК: угольная промышленность. Практическая работа № 1. Составление характеристики одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. (Для повышенного уровня: сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России) (итоговая).

1

2.1; 2.4Сравнивать географические объ-

екты и явления, степень проявле-

ния географических процессов на

разных территориях по указанным

признакам

18.

ТЭК: электроэнергетика.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

19.

Металлургический комплекс: черная металлургия.

Практическая работа.

Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных (тренировочная).

1

2.1; 2.4Сравнивать географические объ-

екты и явления, степень проявле-

ния географических процессов на

разных территориях по указанным

признакам

20.

Металлургический комплекс: цветная металлургия.

Практическая работа. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности (обучающая).

1

5.4-5.8 Распознавать в реальных жизнен-

ных ситуациях вопросы, идеи или

проблемы, которые могут быть

решены средствами географии и

явления по их признакам

21.

Машиностроение.

Практическая работа № 2.

Определение по картам закономерностей в размещении отраслей
наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

 (итоговая).

1

2.4 Давать оценку географическим

объектам и явлениям, прогнози-

ровать их развитие

22.

Химическая промышленность.

1

2.4 Давать оценку географическим

объектам и явлениям, прогнози-

ровать их развитие

23.

Лесная промышленность.

1

2.4 Давать оценку географическим

объектам и явлениям, прогнози-

ровать их развитие

24.

Сельское хозяйство: растениеводство.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

25.

Сельское хозяйство: животноводство.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

26.

Зональная специализация сельского хозяйства.

Практическая работа.

Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства (тренировочная).

1

5.4-5.8 Распознавать в реальных жизнен-

ных ситуациях вопросы, идеи или

проблемы, которые могут быть

решены средствами географии и

явления по их признакам

27.

Пищевая и легкая промышленность.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

28.

Транспорт России.

Практическая работа №3

Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому  плану (итоговая).

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

29.

Нематериальная сфера хозяйства.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (12 часов).

30.

Северный экономический район.

Практическая работа.

Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану (обучающая).

1

5.4-5.8 Распознавать в реальных жизнен-

ных ситуациях вопросы, идеи или

проблемы, которые могут быть

решены средствами географии и

явления по их признакам

31.

Северо-Западный экономический район. Калининградская область.

Практическая работа.

Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района (тренировочная).

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

32.

Центральный экономический район.

Практическая работа №4.

Составление картосхемы внешних территориально-производственных
связей Центральной России

 (итоговая).

1

2.1; 2.4Сравнивать географические объ-

екты и явления, степень проявле-

ния географических процессов на

разных территориях по указанным

признакам

33.

Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧР).

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

35.

Волго-Вятский район.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

36.

Северо - Кавказский район. Практическая работа.

Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа (тренировочная).

1

5.4-5.8 Распознавать в реальных жизнен-

ных ситуациях вопросы, идеи или

проблемы, которые могут быть

решены средствами географии и

явления по их признакам

37.

Поволжский район.

1

2.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

38.

Поволжский район.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

39.

Уральский район.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

40.

Западно - Сибирский район.

Практическая работа №5

Изучение и оценка природных   условий   Западно- Сибирского района для жизни и быта человека (итоговая).

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

41.

Восточно- Сибирский район. Практическая работа №6.

Составление характеристики Норильского промышленного узла
(географическое положение, природные условия и ресурсы, набор
производств и их взаимосвязь, промышленные центры) (итоговая).

1

2.1; 2.4Сравнивать географические объ-

екты и явления, степень проявле-

ния географических процессов на

разных территориях по указанным

признакам

42.

Дальневосточный район.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

43.

Итоговое тестирование по теме «Экономические районы России».

1

География Красноярского края (13 часов).

44.

Административно-территориальное деление и экономико-географическое положение.

Практическая работа №7. Характеристика  экономико-географического положения, (итоговая).

Практическая работа №8.

Административно-территориальное деление (итоговая).

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

45.

Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

46.

Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

зна.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний ний

47.

Размещение населения.

Практическая работа №9.

Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве (итоговая).

1

48.

Общая характеристика промышленности.

1

49.

Ведущие отрасли промышленности.

Практическая работа №10.

Характеристика отраслей  специализации

1

50.

Строительный комплекс.

1

51.

Общая характеристика хозяйства. Растениеводство. Животноводство.

1

52.

Транспорт.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

53.

Социальная инфраструктура.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

54.

Историко-культурный потенциал.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

55.

Города и внешние экономические связи.

Практическая работа №11.

Построение схемы внешнеэкономических связей Красноярского края

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

56.

Итоговое тестирование .

1

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 часов).

57.

Страны Балтии и Белоруссия.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

58.

Украина и Молдавия.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

59.

Страны Закавказья.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

60

Страны Центрально-Азиатского региона.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

61.

Итоговый тест по странам Ближнего Зарубежья.

1

Заключение (7 часов).

62.

Место России в мировой экономике.

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

63.

Повторение Раздела 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ ( подготовка к ГИА).

 Тема 1. Россия на карте мира.

Тема 2. Население России

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

64.

Повторение Раздела 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ ( подготовка к ГИА).

.Тема 3. Хозяйство России

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

65.

Повторение Раздела 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ ( подготовка к ГИА).

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

66.

Повторение «География Белгородской области».

1

.2-2.4 Объяснять события в контексте

реальных ситуаций с использова-

нием имеющихся географических

знаний

67.

Итоговый тест в форме ГИА за курс 9 класса.

1

68.

Итоговый урок за курс 9 класса.

1

ЧАСТЬ II. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

9 КЛАСС (68 часов)

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (7 часов)

Тема 1. Россия на карте мира.

Природные условия и ресурсы России

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.

Тема 2. Население России (6 часов)

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев. 2. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. 3. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».

Тема 3. Хозяйство России (16 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Практические работы. 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. 4. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. 5. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (12 часов)

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Практические работы. 1. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (4 часа)

Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

Заключение. Место России

в хозяйственной системе современного мира (1 час)

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Перечень учебно-методических средств обучения

Учебники: 

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География» Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2008.

2. «География Красноярского края»: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2 частях. Часть 1. Природа. Часть 2. Население и хозяйство. - М.: МГУ, 2008

Атлас: «Население и хозяйство России», издательство АСТ-пресс.

Дополнительная литература:  

  1. Евдокимов М.Ю., Сиротин В.И, Терещенкова В.Г. «География России. Методическое пособие к учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2004
  2. Майерова Н.Ю. «Уроки географии. 8-9 классы» Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004
  3. «За страницами учебника географии 8-9 классы». Книга для чтения. Составитель К.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 1997
  4. В.Я.Ром, В.П.Дронов «Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс» - М.: Дрофа, 1999
  5. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы по географии. 9 класс» - М.: Дрофа.2002 г. и др.
  6. Газета «География». - М.: Изд. дом «1 Сентября», научно-методический журнал «География в школе»  - М.: Школа-Пресс

Настенные карты:

  1. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.
  2. Топливная промышленность.
  3. Черная и цветная металлургия.
  4. Химическая и целлюлозно-бумажная промышленность.
  5. Легкая промышленность.
  6. Растениеводство.
  7. Животноводство.
  8. Транспорт.
  9. Экономическая карта России.
  10. Европейский Север (экономическая).
  11. Сереро-Западный район (экономическая).
  12. Центральная Россия (экономическая).
  13. Поволжье (экономическая).
  14. Северный Кавказ (экономическая).
  15. Урал (экономическая).
  16. Западно-Сибирский район (экономическая).
  17.  Восточно-Сибирский район (экономическая).
  18. Дальне-Восточный район (экономическая).

Оборудование:

  1. Коллекция минералов горных пород.
  2. Производственные циклы.
  3. Строительные материалы.
  4. Чугун.
  5. Торф.
  6. Химические волокна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...