Памятки для формирования учебно-логических умений
методическая разработка по географии на тему

Захарова Лариса Александровна

Памятки по формированию учебно-логических умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Памятки16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Для формирования учебно-логических умений использую памятки.

Памятка № 1

Анализ – процедура мысленного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделение отдельных частей, признаков и свойств.

Порядок анализа

1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.

2. Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого материала.

3. Подумай о причинах такого разделения.

Памятка № 2

Синтез – мысленное объединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Порядок синтеза

1. Синтез необходимо начать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?

2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.

3. Найди связь между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

Памятка № 3

Сравнить – поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

Порядок сравнения

1. Рассмотри каждый объект и назови признаки (Найди ответ на вопрос: кто такой? Что такое?)

2. Выбери те признаки, по которым будет проводиться сравнение.

3. Сопоставь одинаковые признаки.

4. Найди сходные признаки.

5. Найди признаки различия.

6. Сделай вывод о сходстве и различии сравниваемых объектов (Найди и объясни причины сходства и различия).

Памятка № 4

Обобщение – мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.

Порядок обобщения

1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях.

2. Определи их сходство.

3. Установи связь между ними.

4. Сформулируй общий вывод.

Памятка № 5

Классификация – распределение множества явлений на группы по общему для каждой группы признаку.

Порядок классификации

1. Определите род объектов для классификации.

2. Определите признаки объектов.

3. Определите существенные признаки объектов.

4. Определите основание для классификации рода, то есть общий существенный признак, по которому род будет делиться на виды.

5. Распределите объекты по видам.

6. Определите основания классификации вида на подвиды.

7. Распределите объекты на подвиды.

Памятка № 6

Понятие – логически оформленная мысль о предмете.

Последовательность действий

1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.

2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которому оно отличается от других понятий этого рода.

3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.

Памятка № 7

Определение и решение проблем.

Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между определяемым и действительным.

Последовательность действий

1. Формулировка проблемы, то есть определение требований и условий проблемы.

2. Определение способа решения проблем.

3. Выдвижение гипотезы.

4. Проверка гипотезы.

5. Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию у обучающихся умения решать основные виды логарифмических неравенств

В работе рассмотрены основные виды логарифмических неравенств, даны методические рекомендации по обучению учащихся решению логарифмических неравенств разными способами....

Система работы "Формирование экономико бытовых умений учащихся коррекционной школы VIII вида

Система работы раскрывает особенности и принципы планирования работы по формированию экономико–бытовых умений и навыков, системно– деятельностный подход в обучении на уроках социально–бытовой ориенти...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

Сравнение как учебно-логическое умение на уроках английского языка

Сравнение как способ познания направлено на изучение существенных признаков посредством сопоставления объектов друг с другом. В данном материале представлена детальная рекомендация и алгоритм работы п...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ

Наше время ставит перед учебными заведениями задачу ­­– повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого пр...