Урок - конференция "Байкал"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Соловьёва Елена Геннадьевна

Урок-конференция, урок групповой работы. В ходе выступлений учащихся идет описание уникальности ПТК озера Байкал, заполняется схема "ПТК Байкала", выявляются экологические проблемы озера, предлагаются пути решения проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-baykal.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – конференция

БАЙКАЛ

Цели урока: Освоение знаний об уникальности природы озера Байкал, о  влиянии хозяйственной деятельности человека на озеро, о необходимости охраны природы . Развитие умений анализировать, выявлять связи между объектами природы  и человеком.

Задачи:

-выявить проблемы рационального использования и охраны природных ресурсов Байкала;

- наметить основные направления социальных проблем и преобразования природы этого края;

- развивать способности учащихся к самостоятельным решениям учебных задач повышенной сложности;

-формирование навыков  публичного выступления.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, презентация «Байкал».

Тип урока: урок – конференция.

Деятельность учащихся: групповая, выступления по теме, обсуждение докладов.

Деятельность учителя: распределение тем докладов, формирование цели дискуссии, подведение к выводу.

Ход урока:

1.Вводное слово учителя:  

Озеро

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мертвое море – священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Слышу – не спит иркутянин во мгле,

Курит, и предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал – ты хрустальная печень страны!

И кто-то добавил из глубины:

«Байкал – заповедная совесть страны».

Плыл я на лодке краем Байкала.

Вечер просвечивал вполнакала.

Ну, неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории –

«Эти, Байкал загубили которые?»

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень.

Это не только отстойников числа-

Совесть народа должна быть чистой.

Вот почему указав показуху,

Борются наши прорабы духа,

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воды не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

«Мертвое море – священный Байкал».

                           А.Вознесенский

Вы заслушали стихотворение, в котором отображены проблемы взаимодействия природного комплекса озера Байкал и человека.

Чтобы вскрыть их и попытаться найти пути решения, прежде всего необходимо рассмотреть природные условия и ресурсы самого озера и примыкающих к нему территорий.

Каждая группа учащихся получила опережающее задание «описать природу Байкала по пунктам:

- географическое положение;

 - общие черты природы( климат, растительный мир, почвы, рельеф, геологическое строение, горные породы, происхождение озера);

 - Байкал – наша гордость;

 - человек и Байкал.  

2. Сообщения от групп по пунктам плана и параллельное заполнение опорной схемы учащимися класса (приложение)

3.Рассмотрим проблемы, возникающие при взаимодействии природного комплекса Байкала и человека. Эти проблемы вызывают тревогу.

Задания группам (пользуясь учебником и дополнительной литературой)

  • Сформулируйте основную региональную проблему Байкала и определите причины ее возникновения.
  • Какое влияние на ПК Байкала оказывают Целлюлозно-Бумажные комбинаты? Оправдано ли их строительство в этом районе?
  • Какое влияние на Байкал оказывают другие виды деятельности человека, например туризм?
  • Предложите меры по оздоровлению экологической обстановки в регионе.
  • Группы выступают по порядку, приводя примеры рационального и нерационального использования ресурсов и охраны Байкала, используя заранее подготовленную литературу.

4. Обобщение об уникальности и богатстве природы Байкала и необходимости охраны и рационального использования озера.

5. Самооценка работы учащихся и работы в группах.

6. Домашнее задание не предусматривается

 

Приложение

Схема. Природные условия и ресурсы Байкала.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...