программа школьного лесничества
рабочая программа по географии на тему
программа школьного лесничества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkolnogo_lesnichestva_2016.docx | 53.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беседская основная общеобразовательная школа
Волосовского муниципального района
Ленинградской области
Программа
школьного лесничества
«Родничок»
п. Беседа
Содержание
- Паспорт программы
- Информационная справка
- Актуальность программы
- Концепция программы
- Содержание деятельности школьного лесничества
- План перспективного развития школьного лесничества
- Эффективность реализации программы
- Ожидаемые результаты
Паспорт программы школьного лесничества «Родничок»
Наименование программы | Программа школьного лесничества «Родничок» муниципального общеобразовательного учреждения «Беседская основная общеобразовательная школа» Волосовского муниципального района Ленинградской области |
Разработчики программы | Администрация ОУ, Совет школьного лесничества Руководители разработки – учитель технологии Слабоус Е.Е., учитель биологии – Органова О.И. |
Исполнители программы | Администрация ОУ, Совет школьного лесничества, ученический коллектив, социальные партнёры школы |
Научно-методические основы разработки программы |
|
Цель программы | воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии; мотивация занятости молодёжи в сельской местности |
Основные задачи программы | - расширить кругозор учащихся по лесоведению и экологии; -научить правильному использованию леса, его восстановлению; - пропагандировать знания о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей; -помогать в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств; - изучить профессии, связанные с работой в лесном хозяйстве; -уметь давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства; -изучить историко-культурное значение местного природного ландшафта; - знать видовой состав растений и животных своего края |
Приоритетные направления программы | - учебная деятельность; - производственная деятельность; - опытно-исследовательская деятельность; - природоохранная деятельность; - просветительская деятельность |
Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижения | Выполнение социального заказа государства, родителей, учащихся. Модель эффективного управления школьного лесничества Эффективная система работы школьного лесничества Эффективная система работы школы по профориентации учащихся Сформированность ценностного отношения к труду Реально действующие механизмы социального партнерства Использование потенциала школьного лесничества как одной из важнейших форм реализации образовательной области «Технология» при внедрении компонента образовательного учреждения в учебный план в условиях сельской школы |
Срок действия программы | 2016-2021 г.г. |
Этапы реализации программы | 1 этап – ориентировочный (сентябрь 2016 г. - август 2017 г.). Выявление перспективных направлений работы ОУ по экологическому и трудовому обучению и воспитанию школьников через моделирование нового качественного состояния ученического трудового объединения Школьное лесничество 2 этап – основной (сентябрь 2017 г. – август 2019 г.). Переход ученического трудового объединения Школьное лесничество в новое качественное состояние 3 этап – обобщающий (сентябрь 2019 г. – август 2021 г.). Анализ достигнутых результатов и определение перспектив деятельности ОУ по экологическому и трудовому обучению и воспитанию школьников через развитие ученического объединения Школьное лесничество |
Структура программы | - Паспорт программы – Информационная справка - Актуальность программы - Концепция программы - Содержание деятельности школьного лесничества |
Ресурсное обеспечение реализации программы | Кадровые ресурсы: руководители-педагоги в составе Совета школьного лесничества, главный лесничий школьного лесничества, помощник лесничего, специалисты лесного хозяйства различного профиля Материально-техническая база: учебный кабинет, материально-техническое обеспечение кабинета, закреплённые участки леса и школьная территория, с./х. инвентарь, учебная экологическая тропа, местный историко-культурный природный комплекс |
Источники финансирова ния программы | Источники: внебюджетные средства (уточнить) |
Актуальность программы
Необходимость разработки данной программы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов.
За последние годы в системе трудового обучения и воспитания школьников, особенно в сельских школах значительно обострились несоответствия и противоречия между:
- возрастающими требованиями к уровню и качеству общеобразовательной сельскохозяйственной, общекультурной подготовкой учащихся и ограниченностью возможностей сельской школы, отсутствием нормативно-правовой обеспеченности её деятельности в изменившихся социальных условиях жизни;
- возросшими потребностями аграрного сектора области и района в сельскохозяйственной подготовке школьников и отсутствием новой стратегии допрофессиональной подготовки для учащихся к сельскохозяйственному труду, нормативно-правовой, материально-технической необеспеченностью системы трудового обучения и воспитания сельских школьников.
Практика показывает, что важное значение в развитии творческого потенциала и аналитического мышления, развитии исследовательских способностей, умении видеть и решать задачи перспективного развития отраслей производства имеет работа школьников в рамках деятельности ученического объединения (УО) «Школьное лесничество». Для улучшения и стабилизации функционирования данного объединения как важного звена допрофессионального обучения школьников, повышения качества трудового и экологического обучения и воспитания школьников следует создать усовершенствованную модель УО «Школьное лесничество». Необходимо более полно использовать потенциал УО как одной из важнейших форм реализации образовательной области «Технология» при внедрении компонента образовательного учреждения в учебный план ОУ в условиях сельской школы.
Важной составляющей воспитательной работы со школьниками должно являться формирование у учащихся уважения к труду и людям в лесном комплексе, нравственных качеств, трудолюбия, активной жизненной позиции. Особой строкой следует выделить профориентационную работу на профессии с лесным и сельскохозяйственным уклоном.
Для достижения эффективного воспитательного результата необходимо чёткое планирование и осуществление воспитательных мероприятий с активным привлечением родителей, социума, специалистов лесного хозяйства. Сельской школе предстоит многое переосмыслить и изучить различные подходы к структурно-содержательной модернизации общего образования на селе. Педагогическому коллективу необходимо развивать и реализовать систему подготовки учащихся, которая путём интеграции учебного и воспитательного процесса воспитывает в детях готовность остаться сельскими жителями, а также воспроизводить и развивать специфические производственные отношения на селе.
Концепция программы
Концепция как общий образ ученического объединения (УО) «Школьное лесничество» возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:
1. Наличие опыта и традиций в трудовом и экологическом обучении и воспитании учащихся получит дальнейшее развитие через деятельность УО «Школьное лесничество»;
2. Опыт самоуправления УО;
3. Хороший кадровый потенциал педагогов, обладающий необходимым уровнем знаний и способный к творческой поисковой работе;
4. Инициативный и активно развивающийся состав учащихся.
5. Материально-техническая база.
6.Наличие уникальных природно-ландшафтных объектов для практической и исследовательской деятельности;
7. Многолетний опыт взаимодействия с организациями лесного сектора как на школьных, так и на производственных площадках.
Эти факторы развития могут служить стартовой основой для организации модели УО «Школьное лесничество».
Цель: воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии.
Задачи:
- расширить кругозор учащихся по лесоведению и экологии;
- научить правильному использованию леса, его восстановлению;
- пропагандировать знания о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей;
- помогать в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств;
- изучить профессии, связанные с работой в лесном хозяйстве;
- уметь давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;
- знать видовой состав растений и животных своего края;
-применять полученные знания и навыки при работе с местными объектами природного комплекса, имеющими высокую историко-культурную ценность.
Нормативно – правовые документы
Деятельность школьного лесничества осуществляется на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Земельный кодекс Российской Федерации;
-Лесной Кодекс РФ;
-Водный Кодекс РФ;
- нормативные документы: Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации; региональные НПА;
- Устав образовательного учреждения.
Структура школьного лесничества
Руководящим органом в школьном лесничестве является Совет школьного лесничества во главе с главным лесничим и его помощником. Для непосредственного руководства школьным лесничеством включены 2 педагога и специалист лесного хозяйства (помощник участкового лесничего).
Содержание деятельности школьного лесничества
Деятельность школьного лесничества выстраивается по направлениям:
- учебная деятельность;
- производственная деятельность;
- опытно-исследовательская деятельность;
- природоохранная деятельность;
- просветительская деятельность.
Данные направления деятельности реализуются в рамках воспитательной работы ГПД, кружков, элективных курсов и факультативов, работы отрядов.
Организационно – технические мероприятия | Выделить кабинет для работы школьного лесничества для проведения теоретических и практических занятий. Издать приказ о назначении педагогов и специалиста лесхоза, ответственных за работу школьного лесничества. Возложить на соответствующего педагога школы ответственность за проведение с членами школьного лесничества обучения по охране труда |
Учебная деятельность | Разработать и утвердить программу школьного лесничества |
Производственная деятельность | Изготовление искусственных гнезд (дощатые гнездовья-скворечники) Посадка лесных культур Уход за лесными культурами Озеленение территории школы и Беседского поселения Сбор гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности Изготовление мест для отдыха Сбор ягод для подкормки птиц в зимний период |
Природоохранная деятельность | Участие в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира: - проведение операций «Муравей» (учет, огорождение муравейников); - проведение «Дня птиц» Подкормка птиц в зимнее время Развешивание гнездовий для птиц, проведение акции «Скворец», «Птичья столовая» Очистка и благоустройство парков и других насаждений, проведение акции «Сохраним леса России» на территориях Беседского поселения; Содержание в чистоте парковых родников; Пропаганда идей охраны природы, проведение смотров, конкурсов, слетов, викторин, фестивалей; Изготовление аншлагов, указателей, листовок, проспектов |
Опытно-исследовательская деятельность | Проведение исследовательских работ и опытов по лесным, овощным и цветочно-декоративным культурам. Проведение фенологических наблюдений за цветением и плодоношением древесно-кустарниковых пород. Сбор и хранение семенного материала; Выращивание посадочного материла для озеленения Активное участие в конкурсах исследовательского характера |
Просветительская деятельность | Проведение экскурсий, походов по объектам природы Экскурсии в организации лесного комплекса Проведение конкурса экологического плаката и рисунка Оформление стенда, показывающего работу школьного лесничества Проведение конкурса поделок «В гостях у Берендея» Сбор папок для уголка природы Организация учебы по экологической тропе Активное участие в экологических конкурсах |
План перспективного развития школьного лесничества
Перспективы развития:
выделены следующие основные задачи в перспективном развитии школьного лесничества:
1.Определение условий оптимального развития лесоводческой бригады.
2.Совершенствование организации и содержания образовательной и производственной деятельности лесоводческой бригады.
3.Выявление и распространение положительного опыта эффективного использования возможностей функционирования и развития лесоводческой бригады в школе.
№ | Мероприятие | Ответственные | Сроки |
1 | Обустроить «Зелёный класс» для проведения уроков, занятий и мероприятий на открытом воздухе | Трудовая бригада | Июнь 2016-2017 |
2 | Увеличить количество зелёных патрулей и осуществить контроль над их деятельностью | Совет школьного лесничества | В течение 201-20 г. |
4 | Расширить виды производственной деятельности | ОГУ « лесничество» Совет школьного лесничества | В течение 2016-2021 г. |
5 | Увеличить количество опытно-исследовательских работ по лесу и лесным насаждениям | Совет школьного лесничества | В течение 2016-2021 г. |
6 | Усилить работу по просветительской деятельности среди населения | ОГУ «лесничество» Совет школьного лесничества | В течение 2017-2021 г. |
7 | Принять участие во Всероссийской программе «» | Совет школьного лесничества | В течение 2017-2021 г. |
8 | Разработать и реализовать социальные природоохранные проекты по сохранению лесного богатства на территории парков пос. Беседа | Совет школьного лесничества | В течение 2017-2021 г. |
Эффективность реализации программы
Критерии эффективности реализации программы:
- Достижение планируемых результатов.
- Оптимальные временные, трудовые, материальные и финансовые затраты.
Направления мониторинга реализации программы:
- Оценка достижений школьников.
- Выявление факторов, характеризующих особенности выполнения Программы.
- Оценка социальных последствий реализации Программы для учащихся, учителей и школы.
Формы мониторинга реализации программы:
- Мониторинг успеваемости школьников,
- Оценка количества и уровня творческих работ, выполненных в рамках или на базе занятий;
- Собеседования, круглые столы;
- Анкетирование учащихся;
- Мониторинг трудоустройства выпускников.
Для выявления динамики результатов реализации Программы необходимо проведение проверки качества трудового обучения и воспитания школьников через деятельность школьного лесничества в конце каждого учебного года в течение всех лет действия Программы.
Ожидаемые результаты
Результат | Проявление |
Выполнение социального заказа государства, родителей, учащихся | Повышение конкурентоспособности выпускников школы на рынке труда |
Модель эффективного управления школьного лесничества | Полнота нормативно-правовой базы Систематизация и оперативность документооборота Высокий уровень самоорганизации |
Эффективная система работы школьного лесничества | Положительная динамика показателей работы объединения Повышение результативности участия школьного лесничества, увеличение количества учащихся - участников и победителей в конкурсах, слётах муниципального, областного, регионального уровней |
Эффективная система работы школы по профориентации учащихся | Положительная динамика показателей поступления выпускников школы в ВУЗы, ССУЗы, учебные заведения ПТО, трудоустройство на селе |
Сформированность ценностного отношения к труду | Положительная и возрастающая динамика показателей участия школьников в социально значимых проектах по благоустройству школы и села, помощи ветеранам ВОВ и труда, привлечению взрослого населения к участию в природоохранных мероприятиях |
Реально действующие механизмы социального партнерства | Договоры социального партнерства Увеличение инвестиций в материально-техническую базу школы Трудоустройство учащихся через Центр занятости г. Волосово по трудоустройству учащихся |
Использование потенциала школьного лесничества как одной из важнейших форм реализации образовательной области «Технология» при внедрении компонента образовательного учреждения в учебный план в условиях сельской школы | Позитивная динамика качества обучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"
Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую инфор...
рабочая программа "Школьное лесничество-"тропинка"", Уфалейлес-МБУДОД ДДТ
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. У детей младшего школьного возраста мож...
программа школьного лесничества "Лесные Берендеи"
Программа поможет руководителю школьного лесничества с ориентироваться в направлении работы в малочисленной сельской школе. К программе добавлен паспорт программы по дополнительному образованию....
Рабочая программа "Школьное лесничество"
Рабочая программа "Школьное лесничество"...
Программа "Школьного лесничества "
Школьное лесничество в настоящее время рассматривается как учебно-трудовое объединение учащихся ,организуемое для воспитания у школьников любви к природе родного края.формирование трудовых умений и на...
Программа школьного лесничества "Лесной дозор"
Программа школьного лесничества открывает возможности для выбора будущей профессии в соответствии с личными интересами, склонностями и способностями учащихся....
программа школьного лесничества "Юные защитники природы"
Дополнительная образовательная программа по экологии. Рассчитана на 144 часа...