Урок 6 класс «Изображения земной поверхности»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Алёшин Николай Михайлович

Урок в 6 классе «Изображения земной поверхности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_izobrazhenie_zemnoy_poverhnosti.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе

«Изображения земной поверхности»

Цель

Содействовать формированию представления о способах изображения поверхности Земли и их отличиях.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- познакомить учащихся с видами изображения земной поверхности

- обеспечить усвоение понятий «географическая карта», «план местности», «глобус»

- создать условия для выявления основных различий между планами местности и географическими картами

- совершенствовать умение работать с географическими картами и планами местности;

- продолжить формирование картографической грамотности;

- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,

- воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре

Тип урока

изучение нового материала

Основные термины

  1. рисунок, фотография, аэрофотоснимок
  2. глобус – модель Земли
  3. топографический план и карта

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

- понимание значимости знаний о способах изображения земной поверхности для практической жизни людей;

- осознание необходимости понимать и читать карту

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

познавательные

умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;

-развитие интеллектуальных способностей

регулятивные

вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, ставить цели;

выполнять учебные действия в соответствие с заданием;

коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- умение работать индивидуально и в паре

- усвоение понятий «топографическая  карта», «план местности», «глобус»;

- умение работать с картой (развитие картографической грамотности);

- умение выявлять черты сходства и различия между разными видами изображений Земли;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, парная, индивидуальная

Методы обучения

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Приветствие.

Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение (Под музыку из мультфильма «Крошка Енот»). Спасибо! Поэт сказал: Считай, ты потерял день, В который не улыбнулся.

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот вспомнила я слова Александра ТрифоновичаТвардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов у берегов Африки капитан спрятал клад и даны задания - подсказки. Они в нашем сундучке. А отыскать клад смогут ребята отважные, любознательные и внимательные. Я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?

А поскольку капитан  Врунгель  сказочный герой, то и наше путешествие будет немного сказочным. Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами. На палубе нашего корабля 3 каюты, располагайтесь удобнее.

В плаванье отправимся мы, дети,

Вот на этом сказочном корвете.

Итак, юные искатели приключений, в путь!

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

2. Проблемная ситуация.

 Мотивация на решение проблемы.

Организация определения темы урока.

Наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы плывем через пролив Названий, но здесь очень сильное течение.  Корабль раскачивает из стороны в сторону, и… наш сундучок падает и раскрывается, напоминая нам о подсказках!

Итак, подсказка первая: … прочитай пожалуйста всем громко и четко, что в ней написано. 

— Юнги, выручайте.

—Рассказывая о тех местах, где побывали, что мы показываем друзьям?

(Отправляясь в поход или на экскурсию, люди часто берут с собой фотоаппарат или камеру) Фотографии...

На корабле возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, а он называется берег Изображения.

Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей  накопилось много вопросов, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем им разобраться. Юнги, за работу!

— Чем рисунок отличается от фотографии?

 Скажите, как оно выполнено? Обратите внимание географические объекты на аэрофотоснимке имеют непривычный для нас вид, но дают подробное изображение всех деталей местности.

Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть с юга Африку и проплыть мимо мыса Доброй Надежды. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях.

 - Определите тему урока. «Изображения земной поверхности»

Цель урока: Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться?

Мотивация. Нужно ли уметь разбираться в изображениях земной поверхности? Где вам это может пригодиться?

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

(Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний).

   Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт Кейптаун. Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали «черную метку». На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы сможем отгадать их загадку и объяснить что это такое (глобус)

Ребята высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику.

Учатся принимать совместные решения.

Проверка работы в парах .

Давайте вместе попробуем дать определение:

 Глобус - это…

 Глобус — объемная, уменьшенная модель Земли.

А чем глобус отличается от аэрофотоснимка?

Молодцы! Благодаря вашим знаниям мы освободились из плена пиратов.

Откройте, пожалуйста, учебник стр. 42, о каких еще видах изображения он нам говорит?

— топографическая карта, план местности.  

Представьте ситуацию — гость вашего города остановил вас на улице и спросил, как пройти к центру города. Причем этот человек хочет пройтись пешком и полюбоваться красотой города. Как вы поможете ему?

— Таким образом, еще один из способов изображения земной поверхности — это чертеж и топографический план.

— Они появились очень давно.

 — Один из примеров план, которому уже больше 300 лет, и, конечно же, современные топографические планы.

— Откройте, пожалуйста, форзац учебника. Какие виды изображений земной поверхности вы видите? (рисунок, аэрофотоснимок, топографический план)

 — Что мы можем узнать, читая, топографический план, но не увидеть на аэрофотосъемке? (название реки, населенного пункта, направление течения реки).

— Какие реки протекают в окрестностях музея-заповедника?

 — Как называется река, изображенная на аэрофотоснимке?

 — Как вы об этом узнали?

 — Можно ли узнать её направление и скорость течения? Как?

 — Как называются населённые пункты, расположенные на берегах рек? В каких из них есть церковь? Можно ли определить количество домов?

 — Можно ли определить типы растительности в окрестностях музея (лес, кустарник, луг)

— Какие из них дают наиболее полную информацию об изображенных на них объектах? Почему?

А у нас в сундучке очередное задание:

Физминутка (динамическая пауза)

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 

Отдохнули мы слегка

О, наш юнга увидел другой корабль, плывущий нам навстречу. Они подают сигналы СОС. Нужно помочь, да юнги?  Оказалось, что они сбились с пути следования и не могут понять в какую сторону же им плыть. Для того чтобы помочь матросам необходимо выполнить следующее задание.    (Создание продукта)

 Вместе проговорим , а потом проверим.

III этап.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность. (Оценка результатов деятельности)

Никто на свете не может предсказать, за каким поворотом жизни нас ждет удача. Но вот судьба улыбнулась и вами в желудке неизвестной рыбы была найдена бутылка с таинственной запиской. Юнги это какое-то послание.

А для этого откройте на стр. 43. Прочитайте вопросы плана и скажите что вам необходимо сделать? (заполнить таблицу)

А сейчас распределим роли: первый ряд – художники, второй – фотографы, а третий – топографы. Ваша задача: ответить на вопросы плана , а затем мы рассмотрим чье изображение лучше. У вас 2 мин.

— Найдите черты сходства и различия между всеми видами изображений земной поверхности.

Ребята! В начале урока мы с вами поставили цели урока. Напомните, чему мы сегодня должны были научиться? Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы заданных целей.

IV этап. Диагностика качества освоения темы.

Мы практически у цели. Теперь мы можем найти клад. Но нам нужно к нему причалить. Итак, нас ждет последнее испытание.

1 вариант

2 вариант

1. Перечисли виды изображения земной поверхности.

1. Напиши определение «Топографическая карта»

2. Фотографии, полученные с помощью аэросъемки – это …

2. Самый древний способ изображения местности – это …

3. Что такое «Глобус»?

3.  Что такое «Аэрофотоснимок»?

Время вышло! Поменяйтесь с соседом по парте своими карточками  и проверьте. У вас 1 мин.

Взаимопроверка выполненной работы. (Учитель координирует действия учеников)

Итак, сокровища в ваших руках. Конечно же, это знания. Пусть это пока только маленькая песчинка тех сокровищ, которые дает вам география, но ведь впереди у вас целые моря приключений и океаны труда. Все еще впереди.

V этап. Рефлексивная деятельность.

У вас на парте среди методических материалов есть листочек голубого цвета, чтобы вы могли выразить свое отношение к сегодняшнему уроку. Поставьте галочку в прямоугольнике рядом с утверждением,  с которым вы согласны. У вас 1 мин.

Я узнал:

- виды изображений земной поверхности

- виды ориентирования на местности

- чем отличается аэрофотоснимок от глобуса

Я научился:

- ориентироваться

- различать изображения земной поверхности

             - работать в паре

Мне было интересно:

-  примерить новую роль

 - путешествовать

 - узнавать что-то новое

             - работать в паре

Собираю в сундучок.

Ваше отношение к сегодняшнему уроке в этом сундучке и чуть позже я его обязательно изучу.

У вас на партах лежат изображения глобусов. Поднимите, пожалуйста, тот, который характеризует ваше настроение.

VI этап. Оценка работы на уроке.

А сейчас мы оценим вашу работу на уроке.

Подведение итогов работы.

Домашнее задание

§ 7 изучить, стр.44 задание 4 письменно, перенести в тетрадь таблицу из учебника на стр.43 и заполнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Способы изображения земной поверхности" 5 класс

Цель урока - овладение первичными основами картографических знаний, формирование пердставлений о видах изображения земной поверхности.Изучение нового материала построено в форме групповой работы, в ос...

Презентация к уроку "Виды изображений земной поверхности"

Цель урока - овладение первичными основами картографических знаний, формирование предствалений о видах изображений земной поверхности (глобус, план местности, географическая карта, аэрофотоснимок, сни...

Конспект урока географии "Изображения земной поверхности" 5 класс»

Используется системно-деятельностный подход....

Конспект урока "Виды изображения земной поверхности" для обучающихся 6 класса

Практикум по ознакомлению с различными видами изображения Земли. Урок построен в рамках технологии критического мышления. Групповая работа ведется в рабочих листах.В уроке используются картины павлово...

Урок географии "Изображение земной поверхности на карте" 6 класс

Урок изучения нового материала.Урок является четвёртым в теме «Географическая карта» и восьмым от начала учебного года. В данной теме занимает одно из главных мест....

Контрольная работа по географии 5 класс "Изображение земной поверхности"

Контрольная работа содержит вопросы по курсу географии 5 класса, раздел  "Изображение земной поверхности"....

Методическая разработка урока географии «Изображения земной поверхности: план, карта, глобус» - 5 класс

Аннотация к урокуДанный урок является последним при изучении темы «Изображения земной поверхности: план, карта, глобус» в 5 классе и проводится с целью повторения изученного и ...