Рабочая программа 9 класс география
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ГЕОГРАФИИ ТУВЫ» 8 КЛАСС
Пояснительная записка
Подготовленная программа «География Республики Тыва» в своем содержании отражает основной минимум географических знаний, являющихся обязательным для изучения во всех типах общеобразовательных школ.
Основные требования к содержанию программы: необходимость, достаточность и обязательность для всех учащихся независимо от их ориентации на будущее. Вместе с тем, имеются предпосылки, ориентирующие на сознательный выбор ими жизненного пути. Такое содержание программы готовит учащихся к самообразованию, саморазвитию и самовыражению, обеспечивает единство обучения и воспитания.
Главная цель курса «География РТ» – создание целостных научных представлений о пространственном разнообразии природы Тувы во взаимосвязи с компонентами.
Программа служит для учителя ориентиром для дозирования отбора знаний и умений, т.е. стандартом географического образования.
Принципы, определяющие отбор содержания и определения структуры курса:
· Принцип гуманизации – значительное увеличение знаний из ряда наук, имеющих географическую значимость;
· Принцип проблемности – связь содержания географии с животрепещущими проблемами человечества;
· Принцип краеведения – расширение и углубление знаний о республике, населенном пункте, своей местности и опора на них в дальнейшем изучении географии.
Требования к уровню подготовки
Знать/ понимать/уметь/объяснять:
· Основные этапы исследования истории и природы;
· Этапы развития экономики до революции;
· Ориентация и специализация хозяйства в период ТНР;
· Основные направления географических исследований и их результативность;
· Формирование рельефа в результате тектонических процессов;
· Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых;
· Объяснение наличия мощных пластов каменного угля на территории Тувы;
· Особенности климата Тувы и обуславливающие факторы;
· Состав почвы, основные типы почв и оценка их плодородия;
· Основные типы растительности, их размещение; видовой состав растительного мира;
· Уникальность и богатства животного мира РТ и объяснение этого явления;
· Заповедные и охраняемые территории Тувы, связанные местами обитания редких и исчезающих животных и птиц;
· Понятие о естественном движении населении;
· Плотность населения;
· Трудовые ресурсы;
· Понятие об экономике, отраслях хозяйства;
· Анализировать отраслевую структуру хозяйства на основе статистических данных.
Используемый УМК:
1. С.Ш. Толунчап География Республики Тыва. Учебная программа. – Кызыл: Центр развития национальной школы МОиН, 2005.
К.О. Шактаржик, А.Ч. Кылгыдай, О.С. Дамдын. География Республики Тыва. – Кызыл: Тувинское книжное издательство,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass.docx | 86.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чыргакинская средняя общеобразовательная школа
Дзун-Хемчикского района
Республики Тыва
Рассмотрена на Согласована Утверждено
методическом объединении Зам. по УВР Директор школы
_________________ ________Дувенбады Ш.М.. _________Сарыглар У.А
«__» ________2015г. «__» __________ 2015г. «__» ________ 2015г.
Рабочая программа
по географии
9 класса
количество часов - 68
Учебник: В.П.Дронов, В.Я. Ром
География России «Население и хозяйство»
9 класс. Москва «Дрофа», 2013г
Учитель: Иргит О.О.
\
2015-2016 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по географии «География России» (8-9 классы), авторской программы по географии под редакцией И.В. Душиной.
Инвариантная часть Базисного учебного плана перенесена в учебный план школы без изменений, количество часов по географии в неделю - 2 часа.
Продолжительность учебного года - 34 недели. Продолжительность урока- 45 минут при 6-дневной учебной неделе. Количество часов за год-68 часов.
Цели и задачи:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
• применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения культуры и истории своей Родины. Приобщить детей к постижению истины и определению их места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения географии по данной программе обучающийся должен:
1. Называть и (или) показывать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации;
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государства;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
- народы, наиболее распространенные языки, религии;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
2. Определять (измерять).
- географическое положение объектов;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
- особенности быта и религий отдельных народов.
4. Объяснять.
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
- изменение пропорции между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
- особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий.
5. Оценивать и прогнозировать;
- природно-ресурсный потенциал страны, региона,
- экологическую ситуацию в стране, регионе;
- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменения в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения,
- развитие системы городских поселений;
- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Основное содержание программы
9 класс.
(68 часов, 2 часа в неделю)
ЧастьI Россия на карте мира(4 часа)
Тема 1.Границы и административно-территориальное устройство
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория.
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Этапы и методы географического изучения территории России.
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, этнокультурное, эколого-географическое, транспортно-географическое, геополитическое. Сравнение географического положения России и других государств. Уровни (масштабы) географического положения.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы.
1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
Часть II. Население России (7 часов)
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни Россиян.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Миграции населения в России. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Ч а с т ь III. Хозяйство России (21 часа)
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Тема 1. Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основныx отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Тема 2. Вторичный сектор экономики — отрасли, перерабатывающие сырье
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные зоны добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов электростанций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Практические работы.
1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим
материалам.
2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Тема 3. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества
Классификация конструкционных материалов, проблемы пропорциональности производящих их отраслей.
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Практические работы.
1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География наука-, труда- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Практическая работа.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.
Тема 4. Третичный сектор экономики — отрасли, производящие разнообразные услуги
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.
Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта, важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы, связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.
Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Технополисы.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России, Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Ч а с т ь VI
ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
(34часа)
Тема 1. Районирование территории
Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого - экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчинённость различных видов районирования России.
Практическая работа.
Моделирование вариантов нового районирования России.
Тема 2. Европейская Россия
Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.
Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Европейский Север.Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.
Различия в полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесны водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны
Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.
Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.
Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.
Практические работы.
1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района.
2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
Северо-Западный район.Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «изваряг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения района.
Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Центральная Россия.Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.
Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.
Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.
Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.
Практические работы.
1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
3. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Европейский Юг.Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.
Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.
Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Практические работы.
1. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Поволжье.Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.
Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.
Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы, экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основныe географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Практические работы.
1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения.
2. Экологические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения.
Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования, географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ, разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.
Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.
Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.
Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.
География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.
Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.
Практические работы.
1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.
2. Оценить логическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения логических проблем.
Тема 3.Азиатская Россия (Восточный макрорегион)
Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.
Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.
Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропории в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут - Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических социальных и экологических проблем Западной Сибири.
Практические работы.
1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы).
3. Разработать по карте туристический маршрут с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
Север Восточной Сибири.Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути.
Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское.
Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.
Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.
Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.
Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.
Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района. Якутские алмазы, город Мирный.
Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.
Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.
Практические работы.
1. Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры).
2. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.
Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ.
Природные ресурсы: минеральные, лесные.
Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.
Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.
Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.
Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы.
1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.
2. Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.
Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.
Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.
Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.
Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная есть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы.
1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.
2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.
Региональная часть курса (своя область)
Тема 4. Россия в современном мире (2 часа)
Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела, темы | Количество часов |
Тема 1. Введение. Тема 2. Население России. Тема 3. Особенности современного хозяйства РФ. Тема 4. География межотраслевых комплексов. Тема 5. Географические районы России. Тема 6. Россия в мировом хозяйстве. Тема 7. Региональная часть курса. Обобщающее повторение Итоговое занятие | 4 7 5 16 21 2 10 2 1 |
Календарно-тематическое планирование
по географии в 9 классе
(по программе – 68 часов)
Дронов В.П., Ром В.Я. «География России: население и хозяйство»
№ | Тема урока | Вид контроля | Практические | Оборудование | Домашнее задание | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата | |||
План. | Факт. | |||||||||
Тема 1. Введение | ||||||||||
1 | Что изучает | Фронтальный устный опрос. | - | Карты: физическая, | Конспект | Называть: Предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь: объяснять роль географических знаний в решении социально – экономических, экологических проблем страны. | 02.09.15 | |||
2 | Географическое | Фронтальный устный опрос. | №1 «Определение ГП России на контурной карте» | Полит. – адм карта | §1, к/к | Знать: основные особенности ГП России, особенности экономика – географеского положения РФ, следствия эконом-географического положения значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте. | 05.09.15 | |||
3 | ЭГП и геополитическое | Анализ карт, составление таблиц по результатам сравнения карт, индивидуальная работа. | - | Пол-адм карта | §2, зад 4 | Знать: виды и уровни географического положения. Понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы. | 09.09.15 | |||
4 | Политико- | Работа с контурной картой, фронтальный опрос. | Пол-адм карта | §3, проблема | Знать: специфику административно – территориального устройства РФ. Уметь: анализировать карту. | 12.09.15 | ||||
Тема 2. Население России | 7 | |||||||||
5 | Исторические | Индивидуальный устный опрос. | - | Пол-адм карта | П.4, вопр.1-4 стр.29 | Знать: результаты географических открытий, историю освоения территории России. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию. | 16.09.15 | |||
6 | Численность | Фронтальный устный опрос. | - | Пол-адм карта | §5, вопр.1-3 | Знать: численность население страны, факторы, влияющие на численность населения. Уметь: объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям, коэффициент ЕП. | 19.09.15 | |||
7 | Национальный и | Индивидуальный устный порос, фронтальная письменная работа. | - | Карта народов | §6, вопр.1-4 | Знать: народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии. Уметь: объяснять и анализировать межнациональные проблемы, приводить примеры, работать с картой. | 23.09.15 | |||
8 | Миграции населения | Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос. | - | Пол-адм карта | §7,вопр.1-6 проблема | Знать: понятия «Миграция, эмиграция, иммиграция, депортация», основные виды и причины миграций , основные направления миграций на разных этапах истории. Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, работать с картой. | 26.09.15 | |||
9 | Городское и сельское | Индивидуальный устный опрос, анализ карт. | №2 « Определение | Карта плотность | §8, закончить | Знать: особенности расселения населения, крупнейшие по численности населения города России. Концентрацию населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения, проблемы в сельской местности. Уметь: объяснять причины расселения населения. | 30.09.15 | |||
10 | Трудовые ресурсы | Индивидуальный устный опрос. | - | Рабочая тетрадь, | Задания на стр. 7-9 по рабочей тетради, выучить термины | Знать: понятия «рудовые ресурсы», занятость, экономически активное население, неравномерность распределения трудоспособного населения. Уметь: объяснять причины безработицы. | 07.10.15 | |||
11 | Урок обобщающего | Тестирование. | Контрольная работа | Все карты по данной теме | § 4-8 повторить | 10.10.15 | ||||
Тема 3. Особенности современного хозяйства РФ. | 5 | |||||||||
12 | Основные факторы развития хозяйства России. Экономические системы в историческом развитии. | Фронтальный устный опрос. | - | Пол-адм карта | П.9-10, вопр.1-4 | Знать: изменения пропорций между сферами, секторами, меж отраслевыми отраслями и отраслями в структуре хозяйства, этапы формирования хозяйства. Особенности экономических систем. | 14.10.15 | |||
13 | Социально-экономические реформы в России | Работа с контурной картой, индивидуальный опрос, фронтальный опрос. | - | Пол-адм карта | П.12, вопр.1-3 стр.70 | Знать: определения понятий «Экономический кризис», знать причины кризиса в России, пути экономических реформ. Уметь: объяснять существенные признаки социальных явлений, приводит примеры. | 17.10.15 | |||
14 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России | Индивидуальный устный опрос, работа с картой. | - | Пол-адм карта | П.14, проблема на стр.79 | Знать: основные географически понятия и термины. Обеспеченность природными ресурсами, хозяйственный потенциал. Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, связанные с ними экологические проблемы. | 21.10.15 | |||
15 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития РФ. | Индивидуальное задание, фронтальный опрос. | - | Пол-адм карта | П.15, ответить на вопросы. | Знать: место России в современном мире, внешние экономические связи России. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, для изучения объектов и явлений. | 24.10.15 | |||
16 | Современные межотраслевые комплексы и факторы размещения | Фронтальный устный опрос, работа с картой. | - | Пол-адм карта | Стр.86, конспект в тетради | Знать: изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий. Уметь: объяснять, чем различаются условия и факторы размещения. | 28.10.15 | |||
Тема 4. География межотраслевых комплексов | 16 | |||||||||
17 | Состав ТЭК. Топливно-энергетический баланс. | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | - | - | П.21,22 стр.114-118 | Знать: состав и значение ТЭК. Уметь: составлять характеристику ТЭК по картам и статистическим материалам. | 31.10.15 | |||
18 | Топливная промышленность России | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | №3 «Характеристика одного из нефтяных или угольных бассейнов» | Карта «Топливная промышленность», коллекция топлива | П.22, зад 2 стр.13,зад.3 стр.14 (раб.тет.) | Знать: основные газовые, нефтяные и угольные базы России, их географическое положение и особенности. Уметь: составлять характеристику места рождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. | 11.11.15 | |||
19 | Электроэнергетика | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос | - | Карта «Электроэнергетика» | П.23, к.к. стр.42-43 | Знать: основные типы электростанций и факторы их размещения. Уметь: анализировать экономические карты России. | 14.11.15 | |||
20 | Машиностроительный комплекс: роль, значение, проблемы развития. | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос | - | Карта «Машиностроение России» | П.17, вопр.1-3 стр.96 | Знать: роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, факторы размещения, основные районы и крупные центры. Уметь: составлять характеристику комплекса. | 18.11.15 | |||
21 | Машиностроение: факторы размещения, география. | Фронтальный устный опрос, работа с картой, индивидуальный опрос. | №4 «Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам» | Карта «Машинострое-ние России», диск по этой теме. | П.18,19, к.к.стр.44-45 (зад.1-2) | Знать: основные понятия и термины, особенности основных отраслей машиностроительного комплекса, факторы размещения отраслей машиностроения, основные районы и крупные центры. Уметь: описывать и объяснять существенные признаки географических объектов. | 21.11.15 | |||
22-23 | 1.Металлургический комплекс. 2.Чёрная и цветная металлургия | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | - | Карта «Металлургический комплекс», диск | П.25,26,проблема стр.135. П.27, проблема стр. 142-143 | Знать: состав металлургического комплекса, факторы размещения чёрной и цветной металлургии. Уметь: составлять характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. | 25.11.15 28.11.15 | |||
24 | География химико-лесного комплекса. Химическая промышленность. | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | - | Карта «Химическая промышленность» | П.28,29, вопр.1-3 стр.150 | Знать: значение химико-лесного комплекса, особенности отраслевого состава, факторы размещения основных производств. Уметь: составлять характеристику комплекса. | 02.12.15 | |||
25 | География лесной промышленности | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | - | Карта «Лесная промышленность», диск | П.30,к.к. стр.50-51 | Знать: роль лесной промышленности, отраслевой состав, основные районы размещения. Уметь: выделять экологические проблемы, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов. | 05.12.15 | |||
26-27 | 1.Состав АПК. 2.Земледелие и животноводство. | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | №5 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства» | Атлас, карта «Агроклиматические ресурсы» | П.31 (пункт1,2), проблема стр.160 П.32, 31 до конца, вопр.1-3 стр.164 | Знать: значение АПК в хозяйстве, состав АПК, факторы размещения. Уметь: определять по картам основные районы выращивания с\х культур, главных районов животноводства. | 09.12.15 13.12.15 | |||
28 | Пищевая и лёгкая промышленность России | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | - | Атлас, рисунки учебника, диск | П.33, зад.1,2 стр.17 (р.т.) | Знать: факторы размещения производств пищевой и лёгкой промышленности. Уметь: определять эффективность размещения отраслей пищевой промышленности. | 16.12.15 | |||
29 | Транспортный комплекс: состав, роль. | Учебное исследование по картам, составление таблицы. | - | Карта «Транспортный комплекс» | П.34, проблема стр.178 | Знать: основные понятия и термины, роль транспорта для хозяйства страны, преимущество и недостатки. Уметь: анализировать экономические карты. | 19.12.15 | |||
30 | Сухопутный транспорт России | Учебное исследование по картам, составление таблицы. | №6 «Характеристика транспортной магистрали по плану» | Карта «Транспортный комплекс» | П.35, зад.3 стр.19 (р.т.) | Знать: различные виды транспорта. Уметь: Показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы. | 23.12.15 | |||
31 | Водный и другие виды транспорта России. Связь, сфера обслуживания. | Эвристическая с использованием и сопоставлением карт. | - | Карта «Транспортный комплекс» | П.36, вопр.1-3 стр.191 | Знать: показывать на карте океанические бассейны и крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные пути. Объяснять: значение отраслей сферы обслуживания и повышение качества жизни населения. | 26.12.15 | |||
32 | Обобщающее повторение. | Тестирование. | Контрольная работа | - | П.21-37 (повторить) | 13.01.16 | ||||
Тема 5. Географические районы России | 21 | |||||||||
33 | Экономические районы и факторы их формирования. | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | - | Политико-административная карта | П.38,39, выучить состав районов | Знать: значение районирование, основные задачи, принципы и проблемы. Уметь: Приводить примеры экономических районов, федеральных округов. | 16.01.16 | |||
34-35 | 1.Центральная Россия: состав, история.2.Природные условия и ресурсы, население и трудовые ресурсы. | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | - | Политико-административная карта, экономическая карта Центральной России | П.П.41, вопр.1-2 стр.222 П.42, вопр.1-2 стр.224-226 | Знать:оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. | 20.01.16 23.01.16 | |||
36-38 | 1.Экономика. Ц.Р. 2.Территориальная структура. Ц.Р. 3.Узловые районы Центральной России | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | №7 «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России» | Политико-административная карта, экономическая карта Центральной России | П.43. закончить работу П.44, вопр.1-3 стр.244-245 П.45, вопр.1-2 стр249 | Знать:специфику природы и ресурсный потенциал, влияние приводных условий и ресурсов на хозяйственную деятельность населения. Уметь: анализировать экономические карты. | 27.01.16 30.01.16 | |||
39 | Северо-западная Россия и Санкт – Петербургский узловой район | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | - | Политико-административная карта, экономическая карта «Европейский север» | П.46, зад.1 стр. 257 | Знать: состав района, специфика геополитического эколого-географического положения и его влияние на формирование района. Уметь: давать оценку влияния географического положения района для его формирования и развития, объяснять специфику природы района, роль городов в размещения населения и формирования культуры. | 03.02.16 | |||
40 | Европейский Север: ЭГП, природные ресурсы, население. | Работа с картой, составление таблицы. | №8 «Обозначение на к.к. границ района, природных ресурсов, направлений перевозок» | Политико-административная карта, экономическая карта «Европейский север» | П.47,48, вопр.1-2 стр.260 | Знать: состав района, приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды., её влияния на формирование культуры народов, их хозяйственная деятельность. Уметь: объяснять связь территориально производственных комплексов района, называть важнейшие отрасли и центры, анализировать экономическую карту. | 06.02.16 | |||
41 | Европейский Север: хозяйство | Работа с картой, составление таблицы. | - | Политико-административная карта, экономическая карта «Европейский север» | П.49, вопр.1-2 стр.266 | Знать: роль и место района в социально-экономическом развитие страны. Социальные, экономические и экологические проблемы. Уметь: объяснять связь территориально производственных комплексов района, называть важнейшие отрасли и центры, анализировать экономическую карту. | 10.02.16 | |||
42 | Северо-Кавказский район: ЭГП, природные ресурсы, население. | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | - | Экономическая карта района, слайды | П.50,51, вопр.1-3 стр.271 | Знать: состав района, объяснять уникальность района, достоинства и сложность географического положения района, роль Северного Кавказа в геополитических интересах России. Уметь: объяснять причины Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос.многочисленности и много национальности населения района, приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. | 13.02.16 | |||
43 | Северо-Кавказский район: хозяйство | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | - | Экономическая карта района, слайды | П.52,проблема стр.274-275 | Знать: специализацию района, географию важнейших отраслей и места района в географическом разделении труда. Уметь: приводить примеры экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины. | 17.02.15 | |||
44- 45 | 1.Поволжье: эк.-гео.положение, природные условия и ресурсы. 2.Население и хозяйство района. | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | №9 «Составление экономико-географической характеристики ПУ» | Экономическая карта района, слайды, политико-административная карта | П.53,54, вопр.1-3 стр.277 П.55, закончить работу | Знать :состав района, этапы и факторы формирования района, особенности размещения населения, географию важнейших отраслей хозяйства и их различи. Уметь: Составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы, основные с\х районы и сравнивать их. | 20.02.16 24.02.16 | |||
46- 47 | 1.Уральский экономический район эк.-гео.положение, природные условия и ресурсы. 2.Население и хозяйство района. | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | - | Экономическая карта района, слайды, политико-административная карта | П.56,57,Вопр.1-2 стр.289 П.58, к.к.стр.60 | Знать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования, территориальную структуру хозяйства, особенности размещения. Уметь: определять ГП района, объяснять этническую пестроту и проблемы населения, особенности развития хозяйства. | 27.02.16 02.03.16 | |||
48 | Общая характеристика Восточного макрорегиона. | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос | - | Экономическая карта района, слайды, политико-административная карта | П.58,59, работа с картой | Знать: основные термины и понятия, различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Уметь: показывать на карте районы Восточного макро региона. | 05.03.16 | |||
49 | Западная Сибирь | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос | - | Экономическая карта района, слайды, политико-административная карта | П.61, к.к. стр.61 | Знать: состав района и факторы его формирования, особенности размещения населения, отросли специализации хозяйства. Уметь: определять по картам ГП Западной Сибири, особенности размещения населения, прогнозировать развитие хозяйства в будущем. | 09.03.16 | |||
50 | Восточная Сибирь | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос | №10 «Составление характеристики одного из ТПК Восточной Сибири» | Экономическая карта района, слайды, политико-административная карта | П.62, к.к.стр.61 | Знать: состав района, особенности географического положения, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей, специфику размещения важнейших отраслей хозяйства района. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами, давать им оценку. | 12.03.16 | |||
50 | Дальний Восток: ГП, ресурсы, население, хозяйство. | Работа с картой, индивидуальный и фронтальный опрос | №11 «Оценить ЭГП Приморского края» | Экономическая карта района, слайды, политико-административная карта | П.63, проблема стр.333 | Знать: состав района и уникальность ГП, особенности природы, этапы заселения района, отраслевой состав, хозяйства. Уметь: прогнозировать развитие экономике, оценивать природные ресурсы, объяснять неравномерное размещение населения, проблемы района и пути их решения. | 16.03.16 | |||
51 | Урок обобщающего повторения | Тестирование. | - | Атласы | Повт.38-63 | 19.03.16 | ||||
52 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «География крупных регионов России». | Тестирование. | - | - | П.15 (прочитать) | 23.03.16 | ||||
Тема 6. Россия в мировом хозяйстве | 2 | |||||||||
53 | Россия в современном мире | Групповая работа, фронтальный опрос. | - | Политическая карта мира | П.15 | Знать: Месть России в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны. Уметь: объяснять международною специализацию России в мире. | 06.04.16 | |||
54 | Страны СНГ И Россия | Составление таблицы и работа с картами. | - | Политическая карта мира | П.64, подготовить сообщение | Знать: Месть России в мире по уровню экономического развития. Уметь: приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ. | 09.04.16 | |||
Тема 7. Региональная часть курса | 10 | |||||||||
55 | ЭГП, административно-территориальное устройство Курской области | Индивидуальный и фронтальный опрос. | №12 «Составление характеристики ЭГП своего района» | Административная карта Курской области | Конспект в тетради | Знать: особенности ГП, размеры территории, протяженность границ. Уметь: объяснять влияние географического положения на особенности природы. | 13.04.16 | |||
56 | Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области | Анализ карт, эвристическая беседа. | №13 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего района» | Физическая карта Курской области | Конспект в тетради | Знать: основные виды природных ресурсов и примеры рационального и не рационального. Уметь: оценивать природно-ресурсный потенциал региона. | 16.04.16 | |||
57 | Население и трудовые ресурсы | Индивидуальный и фронтальный опрос. | - | Административная карта Курской области | Конспект в тетради | Знать: особенности жизни населения, быта и религий, естественный прирост, городское и сельское население. Уметь: оценивать изменение в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений. | 20.04.16 | |||
58- 60 | 1.Общая характеристика хозяйства Курской области 2.Промышленость К.о. 3.АПК к.о. | - | Карты Курской области | Конспект в тетради | Знать: Уметь: | 23.04.16 26.04.16 | ||||
61 | Внешние экономические связи | 1 | - | Карта России | Конспект в тетради | Знать: Уметь: | 04.05.16 | |||
62 | Экономико-географические районы | 1 | - | Административная карта Курской области | Конспект в тетради | Знать: Уметь: | 11.05.16 | |||
63 | Урок обобщающего повторения по теме «Курская область» | 1 | - | Все карты | Повторить записи | 14.05.16 | ||||
64 | Контрольно – обобщающий урок по теме Курская область. | 1 | - | 18.05.16 | ||||||
65- 66 | 1.Обобщающее повторение по теме: «Место России в мире». 2.Обобщение по теме: «Географическое районирование России». | 2 | - | Атласы | 21.05.16 25.05.16 | |||||
67 | Итоговое занятие | 1 | 28.05.16 |
Оценочные практические работы
по географии в 9 классе
№ | Название работы | Дата |
«Определение ГП России на контурной карте» | ||
«Определение плотности населения своей местности» | ||
«Характеристика одного из нефтяных или угольных бассейнов» | ||
«Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам» | ||
«Определение главных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства» | ||
«Характеристика транспортной магистрали по плану» | ||
«Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России» | ||
«Обозначение на контурной карте границ района, природных ресурсов, направлений перевозок» | ||
«Составление экономико-географической характеристики ПУ» | ||
«Составление характеристики одного из ТПК Восточной Сибири» | ||
«Оценить ЭГП Приморского края» | ||
«Составление характеристики ЭГП своего района» | ||
«Хозяйственнаяоцека природных условий и ресурсов своего района» |
Учебно – методическое обеспечение.
Литература для учителя:
1. Базисный учебный план школы.ьошл
2. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл./ Под ред. А.И.Алексеева -М.: Дрофа 2006.
3. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл./ Под ред. В.П. Дронова -М.: Дрофа 2007
4. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. география России. 8-9 класс, ч. 1, - М.: Дрофа, 2007.
5. Примерная программа основного общего образования по географии. М.; «Просвещение», 2005. (Интернет)
6. Стандарт основного общего образования по географии. Вестник образования России,
2004, № 13.
Литература для обучающихся:
1. Энциклопедия для детей: т.3. География / сос. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта, 1994.
2. Энциклопедия для детей. Геология. - М.: Аванта +, 2000. Диски:
3. Агроклиматические ресурсы России. Интерактивное наглядное пособие. Корниенко Е.В., Корниенко П.А., Дрофа, 2006.
4. Агропромышленный комплекс России. Интерактивное наглядное пособие. Корниенко
Е.В., Корниенко П.А., Дрофа, 2006.
5. Дальний Восток. Физическая карта. Интерактивное наглядное пособие. Корниенко Е.В., Корниенко П.А., Дрофа, 2006.
6. Европейский Север и Северо-Запад России. Социально-экономическая карта. Интерактивное наглядное пособие. Корниенко Е.В., Корниенко П.А., Дрофа, 2006.
7. Земельные ресурсы России. Интерактивное наглядное пособие. Корниенко Е.В., Корниенко П.А., Дрофа, 2006.
8. Народы России. Интерактивное наглядное пособие. Корниенко Е.В., Корниенко П.А.,
Дрофа, 2006.
9. Плотность населения России. Интерактивное наглядное пособие. Корниенко Е.В., Корниенко П.А., Дрофа, 2006.
10. Поволжье. Социально-экономическая карта. Интерактивное наглядное пособие. Корниенко Е.В., Корниенко П.А., Дрофа, 2006.
11. Политико-административная карта России. Интерактивное наглядное пособие. Корниенко Е.В., Корниенко П.А., Дрофа, 2006.
12. Социально-экономическая карта России. Интерактивное наглядное пособие. Корниенко
Е.В., Корниенко П.А., Дрофа, 2006.
13. Баранчиков Е.В. Тесты по географии: 9 класс: в 2 частях - М.: Издательство «Экзамен»,
2007
14. Дронов В.П., Ром В.Я.География России. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: Дрофа,
2008.
15. География России. Население и хозяйство. 9 класс: атлас - М.: Дрофа, 2008
16. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. Россия: население и хозяйство: 9 класс: с комплектом контурных карт - М.: «Дрофа», издательство «ДИК», 2007
17. Хабибуллин Р.Х. Раздаточные материалы по географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....