Рабочая программа 8 класс география
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 8-х классах составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
• Закона Российской Федерации «Об образовании» № 271 от 29.12.2012 г.;
• Приказа Минобразования России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089;
• Основной образовательной программы основного (среднего) общего образования МБОУ СОШ № 64;
• Учебного плана МБОУ СОШ № 64 на 2013-2014 учебный год;
• Программы И.И.Бариновой и В.П.Дронова из сборника Программы для общеобразовательных учреждений География 6-11 классы Составитель Овсянникова Е.В .- 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа. 2009
• Требований к уровню подготовки учащихся 8 класса
• Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
1. Общая характеристика предмета.
География России. Природа - общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами. В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.
2. Место географии в учебном плане.
На изучение курса «Природа России» в учебном плане отводится 68 часов, по 2 часа в неделю. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
3. Содержание учебного предмета.
1. Введение -1 час
Что изучает физическая география России?
2. Пространство России- 6 часов
Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время. Как осваивали и изучали территорию России. Исследование территории России в XVIII - XIX вв. и в советские годы.
3. Рельеф и недра России - 8 часа
Особенности геологического строения и тектонических структур. Главные черты рельефа России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.
4. Климат и климатические ресурсы - 8 часов.
Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Типы климатов России. Климатические ресурсы.
5. Внутренние воды и водные ресурсы - 6 часа.
Реки России. Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Опасные явления связанные с водами.
6. Почва и почвенные ресурсы - 2 часа.
Образование почв и их разнообразие Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России.
7. Растительный и животный мир - 2 часа.
Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.
8. Природное районирование - 4 часов.
Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. Лесные зоны России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.
9. Крупные природные районы России - 22 часа
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири - Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока.
Природные комплексы России.
10. Человек и природа - 6 часов.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.
11. Повторение - 3 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass.docx | 63.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 8-х классах составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» № 271 от 29.12.2012 г.;
- Приказа Минобразования России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Основной образовательной программы основного (среднего) общего образования МБОУ СОШ № 64;
- Учебного плана МБОУ СОШ № 64 на 2013-2014 учебный год;
- Программы И.И.Бариновой и В.П.Дронова из сборника Программы для общеобразовательных учреждений География 6-11 классы Составитель Овсянникова Е.В .- 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа. 2009
- Требований к уровню подготовки учащихся 8 класса
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
- Общая характеристика предмета.
География России. Природа - общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами. В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.
- Место географии в учебном плане.
На изучение курса «Природа России» в учебном плане отводится 68 часов, по 2 часа в неделю. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
- Содержание учебного предмета.
- Введение -1 час
Что изучает физическая география России?
- Пространство России- 6 часов
Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время. Как осваивали и изучали территорию России. Исследование территории России в XVIII - XIX вв. и в советские годы.
- Рельеф и недра России - 8 часа
Особенности геологического строения и тектонических структур. Главные черты рельефа России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.
- Климат и климатические ресурсы - 8 часов.
Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Типы климатов России. Климатические ресурсы.
- Внутренние воды и водные ресурсы - 6 часа.
Реки России. Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Опасные явления связанные с водами.
- Почва и почвенные ресурсы - 2 часа.
Образование почв и их разнообразие Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России.
- Растительный и животный мир - 2 часа.
Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.
- Природное районирование - 4 часов.
Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. Лесные зоны России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.
- Крупные природные районы России - 22 часа
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири - Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока.
Природные комплексы России.
- Человек и природа - 6 часов.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.
- Повторение - 3 часа.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока/ Практические работы | дата | Содержание | Требования к уровню подготовки | Тип урока | Домашнее задание | |
план | Факт. | ||||||
Тема 1. Введение (7 часов) | |||||||
1. | Что изучает физическая география России? Источники географической информации | 02.09.15 | Познакомить учащихся с особенностями предмета. Сформировать представление об особенностях природы России. | Знать: Оосновах географии России | Изучение нового материала | Повторить записи в тетрадях. Составить подборку географических источников информации. | |
2. | Географическое положение России. п/р№ 1 -(на карте)Характеристикагеографическогоположения России. | 05.09.15 | Изучить главные черты географического положения России. Их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. | Определять ФГП России | Изучение нового материала | § 1 | |
3 | Моря, омывающие берега России. | 09.09.15 | Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. | Знать: водные ресурсы России | Изучение нового материала | §2, заполнить таблицу. | |
4 | Моря, омывающие берега России. | 12.09.15 | Природные ресурсы морей и их экономические проблемы. | Знать: водные ресурсы России | Изучение нового материала | §2. | |
5. | Россия на карте часовых поясов. Время. п/р № 3 Определениепоясного времени дляразличных населенныйпунктов России. | 16.09.15 | Познакомить с видами времени на территории России. Дать понятие о линии перемены дат. | Знать: о часовых поясах на территории страны | §3, составить задачу на поясное время. | ||
6. | Как осваивали и изучали территорию России | 19.09.15 | Познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России. Русские путешественники и ученые. | Знать: фамилии главных первопрохо | Изучение нового материала | §4 |
дцев | |||||||
7 | Исследование территории России в XVIII - XIX вв. и в советские годы | 23.09.15 | Познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России в XVIII - XIX вв. | Знать: фамилии ученых и путешественников | Изучение нового материала | ||
Тема 2. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы (8 часов) | |||||||
8 | Главные черты рельефа России | 26.09.15 | Познакомить с главными чертами рельефа России. Размещение гор и равнин. Изменение рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов. | Уметь работать с геохронологической таблицей | Изучение нового материала | in § | |
9 | Закономерности размещения крупных форм рельефа на территории России. | 30.09.15 | Анализ карт | Комбиниро ванный урок | in § | ||
10 | Особенности геологического строения и тектонических структур | 03.10.15 | Сформировать представление о науках, изучающих земную кору. | Знать: основные черты рельефа России | Комбиниро ванный урок | о § | |
11 | Геохронологическая таблица. Геологическое летоисчисление. | о § | |||||
12 | Минеральные ресурсы России | Сформировать представление о составе полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Связь между полезными ископаемыми. Рельефом и тектоническими структурами. | Определять взаимосвяз и полезными ископаемы ми, рельефом и тектоничес кими структурам и | Комбиниро ванный урок | 7. § | ||
13 | Развитие форм рельефа | Показать непрерывность развития | Различать | Комбиниро |
рельефа. Стихийные явления. | причины формирова ния рельефа | ванный урок | ||||||
14 | Развитие форм рельефа (продолжение) | Показать непрерывность развития рельефа. Стихийные явления. Дать представление об оползнях, селях обвалах, вулканизме, землетрясении | Знать основные стихийные явления в литосфере | Изучение нового материала | § | |||
15 | Контроль знаний по теме «Геологическое строение,рельеф и минеральныересурсы» | Закрепление знаний и умений | Учет иоценказнаний,умений инавыков | Повторить тему «Климат» -основные понятия и термины | ||||
Тема 3. Климат и климатические ресурсы (8 часов) | ||||||||
16 | Факторы, влияющие на климат России. п/р№ 5 Определение по картамраспределения солнечнойрадиации среднихтемператур, годовогоколичества осадков. | Познакомить с основными факторами: географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс. | Анализиро вать факторы, влияющие на климат России | Изучение нового материала | 9 § | |||
17 | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны | Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Главные черты климата России. | Знать атмосферн ые фронты, циклоны, антициклон ы | Изучение нового материала | 9 § | |||
18 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России | Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России. Испаряемость и коэффициент увлажнения. | Определять :элементы и факторы климата | Изучение нового материала | 9 § | |||
19 | Типы климатов России п/р№ 6 Оценка основных | Познакомить с основными типами климата России. | Определять климатичес | Изучение нового | §10 |
климатическихпоказателей одного изрегионов дляхарактеристики условийжизни. | кие пояса территории | материала | |||||
20 | Типы климатов России ( продолжение) | §10 | |||||
21 | п/р№7 Определение посиноптической картеособенностей погоды .Прогноз погоды. | §10 | |||||
22 | Климат и человек. Климатические ресурсы. | Расширить знания о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Неблагоприятные климатические явления и причины их возникновения. Причины экологических проблем. Агроклиматические ресурсы. | Анализировать: влияние климата на жизнь и хозяйствен нуюдеятельность человека | Комбиниро ванный урок | §11 | ||
23 | Контроль знаний по теме«Климат и климатические ресурсы» | Закрепление знаний и умений | Учет иоценказнаний,умений инавыков | Повторить термины ипонятия по теме «Внутренниеводы» | |||
Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов' | |||||||
24 | Реки России. | Расширить представление о различных видах вод суши и их размещении на территории России Особенности рек России. Уклон, падение реки. | Различать свойства рек России | Комбиниро ванный урок | §12, п/р № 8«Составление характеристики одной из рекс использованием карт иклиматограмм | ||
25 | Реки (продолжение) | ||||||
26 | Озера, болота, подземные воды | Расширить знания о происхождении озерных котловин. Типы болот и причины их происхождения. | Определять особенност и | Комбиниро ванный урок | 3 § |
размещени я, происхожд ения | |||||||||
27 | Расширить знания о ледниках и многолетней мерзлоте Особенности размещения, происхождения. | Определять особенност и размещени я, происхожд ения | Комбиниро ванный урок | §13, П/Р№ 9 - воОценкаобеспеченности днымиресурсами крупных регионовРоссии | |||||
28 | Водные ресурсы. Опасные явления связанные с водами. | Систематизировать знания о роли воды. Оценка водных ресурсов России | Знать о обеспеченн ости водными ресурсами | Изучение нового материала | §14, п/р№ 10- Объяснениезакономерностей размещенияразных видов вод суши, исвязанных с ними опасныхприродных явлений натерритории страны взависимости от рельефа иклимата. | ||||
29 | Контроль знаний по теме«Внутренние воды иводные ресурсы» | Закрепление знаний и умений | Учет иоценказнаний,умений инавыков | ||||||
Тема 5. Почва и почвенные ресурсы (2часа) | |||||||||
30 | Образование почв и их разнообразие | Сформировать понятие «почва». Почвы России. Создание почвоведения. | Виды почв | Изучение нового материала | 5 § | ||||
31 | Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России | Выяснить главные закономерности распределения почв на территории России Установить закономерности использования почв. Пути повышения плодородия. | Знать об основных почвообразованиях Выявлять закономерн ости | Изучение нового материала | §16, 17, п/р№ 11 - Выявлениеусловий почвообразованияосновных земельных типов |
использования почв, пути повышения плодородия | |||||||
Тема 6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа) | |||||||
32 | Растительный и животный мир России | Расширить знания о: Типы растительности и взаимосвязь растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами. Распространение типичных представителей животного мира и приспособление их к среде обитания. | Понимать: о типах растительн ости и взаимосвяз и растительн ого мира с климатом, рельефом, почвами, водами. | Изучение нового материала | 8 § | ||
33 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | Углубить представление о роли растений и животных в жизни человека. Дать определение основным понятиям темы. Сформировать понятия: «природные ресурсы», «природные условия» | Понимать: роль растений и животных в жизни человека Оценивать природноресурсный потенциал России | Изучение нового материала | §19-20 | ||
Тема 7. Природные комплексы России. (4 часов) | |||||||
34 | Природное районирование. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. | Сформировать понятия: Природный комплекс. Ландшафт. ПТК. Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей. Взаимосвязь между компонентами моря. Дать знания | Знать о разнообразие ПК России Знать о | Изучение нового материала | §21, 22, П/Р№ 12 Анализфизической карты и карткомпонентов природы дляустановления взаимосвязеймежду ними в разных |
о природные зонах России. Природные комплексы севера России. Хозяйственное использование ресурсов природных зон | природных зонах России | природных зонах. | ||||||
35 | Лесные зоны России | Изучить леса России. Взаимосвязь компонентов природы в лесной зоне России. | Различать свойства лесных массивов | Изучение нового материала | §23, 24 | |||
36 | Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность. | Изучить особенности компонентов безлесных зон на юге России. Степи и полупустыни. Сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах. Высотная поясность. Обзор гор. | Различать свойства безлесных зон на юге России Определять факторы влияющие на высотную зональност ь | Изучение нового материала | § 25, 26, П/Р№13Составление прогнозаизменений растительного иживотного мира призаданных условияхизменения другихкомпонентов природногокомплекса. | |||
37 | Контроль знаний по теме« Почвы. Растения иживотные России.Природные комплексыРоссии» | Закрепление знаний и умений | Учет иоценказнаний,умений инавыков | |||||
Тема 8. Крупные природные районы России (22 часа' | ||||||||
38 | Русская (ВосточноЕвропейская) равнина. | Формировать представление об особенностях природного района - Русской равнины. Природа и ресурсы Русской равнины. ПТК равнины. | Знать: особенност и Русской равнины | Изучение нового материала | 7 2 § | |||
39 | Природные комплексы Русской равнины. | Углубить знания о природных зонах Русской равнины. Особенности природных компонентов равнины. | Определять природные комплексы Русской равнины | Комбиниро ванный урок | §28 |
40 | Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования | Углубить и расширить знания о природных зонах Русской равнины. Особенности природных компонентов равнины. Проблемы. | Знать о проблемах рациональн огоиспользования природных ресурсов | Изучение нового материала | о\ 2 § | ||
41 | Кавказ | Создать образ Кавказских гор: рельеф, климат, высотная поясность | Знать главные особенност и гор Кавказа | Изучение нового материала | §30 | ||
42 | Природные комплексы Северного Кавказа. | Закрепить и углубить знания о природных условиях Кавказа. | Комбиниро ванный урок | §31 | |||
43 | Урал | Познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала. | Знать главные особенност и гор | Изучение нового материала | §32 | ||
44 | Своеобразие природы Урала. | Продолжить знакомство с особенностями природы Урала. | Определять природные зоны Урала | Изучение нового материала | §33 | ||
45 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. | Познакомить с наиболее интересными объектами Урала. | Знать о экологичес ких проблемах Урала | Изучение нового материала | 4 3 § | ||
46 | Урок контроля знаний«Природные комплексыЕвропейской России» | Закрепление знаний и умений | Учет иоценказнаний,умений инавыков |
47 | Западная Сибирь | Сформировать представление об особенностях рельефа, геологическом строении, о водах, климате. | Знать об особенностяхЗападноСибирскойнизменност и | Изучение нового материала | §35 | ||
48 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. | Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири и их освоении. | Знать о проблемах рациональн огоиспользования природных ресурсов | Комбиниро ванный урок | §36 | ||
49 | Условия работы и быта человека в Западной Сибири | Закрепить знания о природных условиях и ресурсах Западной Сибири | Знать о проблемах использования природных богатств | Комбиниро ванный урок | §36 | ||
50 | Восточная Сибирь | Изучить особенности: ГП, геологического строения рельефа. Суровость природы. | Знать главные особенност и региона | Изучение нового материала | §37 | ||
51 | Природные комплексы Восточной Сибири. | Закрепить знания о природе ВС, вечной мерзлоте. | Определять природные зоны ВС | Изучение нового материала | §38 | ||
52 | Жемчужина Сибири - Байкал. | Раскрыть уникальность природы озера. Причины уникальности. История открытия. | Знать главное о великом озере | Изучение нового материала | §39 | ||
53 | Байкал | Закрепить знания об озере Байкал | Проверить знания по теме | Оценка знаний, умений и навыков | повторить |
54 | Пояс гор Южной Сибири | Сформировать представление о составе, происхождении гор ЮС. | Знать главные особенност и региона | Изучение нового материала | Повторить записи в тетрадях | |||
55 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | Познакомить с природными ресурсами ВС, проблемы их освоения. Наиболее интересные объекты. | Знать о проблемах рациональн огоиспользования природных ресурсов | Комбиниро ванный урок | о 4 § | |||
56 | Дальний Восток: край контрастов. | Сформировать представление об особенностях природы ДВ. История открытия, исследования и заселения. | Знать главные особенност и региона | Изучение нового материала | 41 § | |||
57 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. | Расширить и углубить знания об уникальной природе ДВ. ПТК ДВ. | Определять природные комплексы ДВ | Комбиниро ванный урок | §42 | |||
58 | Природные ресурсы Дальнего Востока. | Рассмотреть природные ресурсы ДВ - виды, размещение, возможность использования. | Знать о природных ресурсах да | Изучение нового материала | 3
| |||
59 | Контроль знаний по теме«Крупные природныерайоны России» | Закрепление знаний и умений | Учет иоценказнаний,умений инавыков | |||||
Тема 9. Человек и природа (6 часов) | ||||||||
60 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | Обобщить и систематизировать знания о взаимодействии природы и человека. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | Знать о природных условиях, влияющих на жизнь | Комбиниро ванный урок | 4 4 § |
человека | ||||||||
61 | Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. | Формировать представление о видах природных ресурсов. Влияние человеческой деятельности на природные комплексы. | Знать о влиянии человека на природу | Обобщение и систематиз ация | §45,46 | |||
62 | Объекты всемирного природного и культурного наследия в России | Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. | Знать: заповедник и, заказники, национальн а парки, памятники природы. | Изучение нового материала | ||||
63 | Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека | Сформировать представление о рациональном природопользовании. | Знать: рациональное и нерациональноеприродопользование | Комбиниро ванный урок | ||||
64 | Экологические проблемы и экологическая ситуация в России. | Систематизировать знания об антропогенных воздействиях на природную среду. | Знать о экологичес ких проблемах России | Изучение нового материала | 7 4 § | |||
65 | Контроль знаний по теме«Человек и природа» | Закрепление знаний и умений | Учет иоценказнаний,умений инавыков | |||||
ПОВТОРЕНИЕ 3 часа | ||||||||
66 | Обобщение знаний по пройденному курсу | Обобщение знаний по пройденному материалу | Совершенс твование знаний, |
умений и навыков | |||||||
67 | Итоговый урок по курсу «Физическая география России» | Закрепление знаний и умений | Учет и оценка знаний, умений и навыков | ||||
68 | Повторение |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Литература:
- И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2009.
- Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М. : «ВАКО», 2004
- О.В. Антушева. География России. Природа. Поурочные разработки. 8 класс. - Волгоград: «Учитель», 2007.
- Асонова Г. С. Система самостоятельных работ по курсу физической географии СССР (Из опыта работы). - М.: Просвещение 1974.
- Баринова И И, РОМ В. Я. География России. 8 - 9 кл.: метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997.
- Батий Ю. Ю., Донец Л. М. Элементы программирования на уроках географии. - Минск, 1972.
- Бенькович Т. М., БеньковичД. Л. Опорные конспекты в обучении географии России. 8 кл.: кн. для учителя: (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1997.
- Богданова А. А. Уроки географии. 7 кл.: пособие для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, J985.
- Ермошкина А. С. Уроки географии. 8 кл.: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
- Карпов Г. В., Соловьев А. И Хрестоматия по физической географии СССР. - М.: Просвещение, 1974.
- Козлов И В. По родной стране: книга для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1974.
- Лисенкова Г. Я. и др. Тематическое планирование по географии. - М.: Просвещение, 1989.
- Номенклатурный материал по курсам географии общеобразовательной средней школы // География в школе. - 2000. - N2 7. - С. 48 - 50.
- Пармузин Ю. П, Карпов Г. В. Словарь по физической географии. - М.: Просвещение, 1994.
- Планируемые результаты обучения по географии для общеобразовательной школы // География в школе. - 1997. - N2 4. - С.12-14.
- По родной стране: кн. для чтения по физ. географии СССР для учащихся 7 кл. сред.шк. / сост. А. А. Шибанова. - М.: Просвещение, 1986.
- Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6 - 11 классы. - М.: Дрофа,
Оборудование:
- Физическая карта России
- Плотность населения России
- Физические карты: Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
- Природа России.
- Почвенная карта России
- Пищевая промышленность
- Зоогеографическая карта России.
- Карты мира и России (политическая и физическая).
- Политико-административная карта России
- Тектоническая, геологическая карты России
- Климатическая карта России.
- Карта растительности
- Таблица «Природные зоны России».
- Интерактивные уроки. КиМ. География 8 класс.
Раздаточный материал, карточки, гербарий, презентации, глобусы, коллекция полезных ископаемых,
- Планируемые результаты изучения курса «Природа России»
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Перечень географических объектов, изучаемых в 8 классе.
Тема «Географическое положение России»: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский Залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнева, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский; моря:Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, восточно-Сибирское, чукотское, Беригново, Охотское, Японское, Балтийское, черное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги:Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка, Ямал; Пенжинская губа.
Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность; Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы:Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), западный и Восточный Саян, Становой Хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконскоеплосконорье, Чукотское нагорье, СихотэО-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско- Ачинский, Ленский, Тугнусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория. Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь. Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.
Тема «Климат» :Оймякон.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»: реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур. Озера:Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское. Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.
Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»: заповедники:
Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....