Программа прикладного курса "Биогеография"
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Терешко Галина Александровна

Программа биогеографии естественно-математического цикла. Настоящая программа ориентирована на учащихся 10 класса.

Предлагаемый прикладной курс написан в соответствии с программами дисциплин для географических и экологических специальностей.

Поскольку биогеография неразрывно связана с экологией на всем протяжении своего развития, в учебные планы географических и экологических специальностей включен в настоящее время ряд курсов экологического содержания. В данном курсе вопросы экологии рассматриваются в объеме, необходимом для изложения основных разделов биогеографии.

Биогеография - наука о закономерностях географического распространения и размещения живых организмов и их сообществ на Земле. Сообщества и организмы - объекты не только биогеографии, но и биологии и экологии. Как географическая наука биогеография исследует в первую очередь размещение этих объектов в пространстве, их взаимодействие друг с другом и с условиями среды, важнейшие закономерности структуры и динамики растительного покрова и животного населения планеты в целом и ее отдельных регионов.

При решении теоретических проблем и практических задач в биогеографии используется широкий арсенал географических методов, среди которых важнейшую роль играют сравнительно-географический и картографический методы; при этом требуется также глубокое знание биологических свойств и экологии растительных и животных организмов, умение широко использовать данные о специфике взаимодействий организмов и сообществ друг с другом и со средой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biogegrafiya_soglasovano_gotovyy_docx_1.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Бағдарлама

Программа

Прикладной курс

«Биогеография»

для 10 класса

общеобразовательных школ

естественно-математического направления

биофизического профиля.

   Пояснительная записка

Программа биогеографии естественно-математического цикла. Настоящая программа ориентирована на учащихся 10 класса.

Предлагаемый прикладной курс написан в соответствии с программами дисциплин для географических и экологических специальностей.

Поскольку биогеография неразрывно связана с экологией на всем протяжении своего развития, в учебные планы географических и экологических специальностей включен в настоящее время ряд курсов экологического содержания. В данном курсе вопросы экологии рассматриваются в объеме, необходимом для изложения основных разделов биогеографии.

Биогеография - наука о закономерностях географического распространения и размещения живых организмов и их сообществ на Земле. Сообщества и организмы - объекты не только биогеографии, но и биологии и экологии. Как географическая наука биогеография исследует в первую очередь размещение этих объектов в пространстве, их взаимодействие друг с другом и с условиями среды, важнейшие закономерности структуры и динамики растительного покрова и животного населения планеты в целом и ее отдельных регионов.

При решении теоретических проблем и практических задач в биогеографии используется широкий арсенал географических методов, среди которых важнейшую роль играют сравнительно-географический и картографический методы; при этом требуется также глубокое знание биологических свойств и экологии растительных и животных организмов, умение широко использовать данные о специфике взаимодействий организмов и сообществ друг с другом и со средой.

Знать  

-  объекты  и  методы  исследований,  иметь  представление  о  методах  моделирования динамики биологических процессов;

-  географические  закономерности  распределения  и  дифференциации живого  населения земной поверхности;

-  эколого-географические  принципы  рационального  природопользования  в  свете концепции «устойчивого развития»;

- воспитательное и развивающее значение биогеографии как науки.

Уметь  

- приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;

- работать с различными источниками знаний;

- применять полученные знания при изучении других дисциплин.

Владеть  

- новыми научными достижениями в области биогеографии;

- представлениями об основах эволюции живой природы.

Автор и составитель программы прикладных курсов  

«Биогеографии» для 10 класса общеобразовательных школ

естественно-математического направления

биофизического профиля Терешко Г.А.

учитель историии географии  второй  категории.

В курсе биогеография  излагаются такие фундаментальные понятия, проблемы и аспекты изучения  как:  среда жизни  и  ее  подразделения;  биоценоз  и  его  свойства;  представления  об ареале;  структура  живого  покрова  суши,  флористическое  и  фаунистическое  районирование

материков, основные биомы суши; биогеография океана, пресных вод, островов; география и проблемы  сохранения  биологического  разнообразия.  

Кроме  того,  рассматриваются  вопросы охраны  окружающей  среды  и  природопользования,  взаимосвязь  с  экологией  животных  и растений, географией и другими науками.


Литература для учителя

Абдурахманов Г. М., Лопатин И. К., Исмаилов Ш. И. Основы зоологии и зоогеографии. - М.: Академия, 2001. - 496 с.

Воронов А. Г., Дроздов Н. Н., Криволуцкий Д.А., Мяло Е. Г. Биогеография с основами экологии. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 392 с.

Воронов А. Г., Дроздов Н. Н, Мяло Е. Г. Биогеография мира. - М.: Высшая школа, 1985. - 271 с.

Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-304 с.

География и мониторинг биоразнообразия // Сохранение биоразнообразия. - М.: Изд-во НУМЦ, 2002. - 438 с.

Дроздов Н.Н,Мяло Е. Г. Экосистемы мира. - М.: ABF, 1997. - 340 с.

Леме Ж. Основы биогеографии. - М.: Прогресс, 1976. - 308 с.

Основы лесной биогеоценологии / Под ред. В. Н. Сукачева, Н.В.Ды-лиса. - М.: Наука, 1964. - 251 с.

Мессерли Б., Айвз Дж. Д. Горы мира. - М.: Издательский дом "Ноосфера", 1999. - 454с.

Петров К.М. Биогеография с основами охраны биосферы: - Спб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. - 376 с.

Туликова Н. В., Комарова Л. В. Принципы и методы зоогеографического картографирования. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 189 с.

Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. - М.: Прогресс, 1980. - 327 с.

Шмитхюзен И. Общая география растений. - М.: Прогресс, 1966. - 307с.

Литература для ученика

Вавилов Н.И. Центры происхождения культурных растений / Пять континентов. - М.: Мысль, 1987. - 348 с.

Вальтер Г. Общая геоботаника. - М.: Мир, 1982. - 255 с.

Вернадский В. И. Биосфера. - Л., 1926. - 146 с.

Гептнер В. Г. Общая зоогеография. - М., 1936. - 382 с.

Дарлингтон Ф. Зоогеография. - М.: Прогресс, 1966. - 519 с.

Зоны и типы поясности растительности России и сопредельных территорий / Карта и пояснительный текст под ред. Г. Н. Огуреевой. - М.: Экор, 1999.

Лопатин И. К. Зоогеография. - Минск, 1989. - 318 с.

                             

Солтүстік Қазақстан

Тайынша ауданы

Ильич орта мектебі

                                  Бағдарлама

Программа

  прикладной курс

                                «Биогеография»

                             для 10 класса

общеобразовательных школ

естественно-математического направления

биофизического профиля.

                             Ильичевская средняя школа

                                             с.Ильич

      Нормативно-правовые документы:

  • Закон РК «Об образовании»
  • Концепция 12-летнего обучения.
  • Концепция предпрофильной подготовки
  • учащихся и профильного обучения старшеклассников.
  • Методические рекомендации по организации и
  • учебно-воспитательного процесса  на старшей
  •  ступени общеобразовательной школы
  • Государственный общеобразовательный
  • стандарт образования  РК.

Требования к результатам освоения дисциплины:  

  • В  результате  освоения  курса  у  ученика  должна  быть  сформирована  универсальная компетенция:  способность  демонстрировать грамотность  и  использовать базовые знания в области биологии и в жизненных ситуациях.
  •  Формируются компетенции: ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-7, ПК-12.
  • ОК-1 - следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;
  • ОК-8  -  проявляет  экологическую  грамотность  и  использует  базовые  знания  в  области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия  своей  деятельности,  готов  нести  ответственность  за  свои решения;
  • ПК-1  -  демонстрирует  базовые  представления  об  основах  биологии  человека, профилактике  и  охране  здоровья  и  использует  их  на  практике,  владеет  средствами
  • самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности;
  • ПК-7- понимает  роли  эволюционной  идеи  в  биологическом  мировоззрении;  имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции;
  • ПК-12- знает  принципы  мониторинга,  оценки  состояния  природной  среды  и  охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий.  Компоненты формируемой компетенции

Цель: формирование знаний о географическом распространении живых организмов и их сообществ, закономерностях структуры растительного покрова и животного населения планеты в целом и отдельных ее регионов.

Задачи курса:  

Анализ  пространственных  закономерностей  сохранения  экологических  условий  на планете Земля как причины дифференциации биот.

Анализ  и прогноз распространения жизни на различных биоценотических уровнях.

Изучение  данных  биогеографии  для  познания  истории  Земли,  эволюции  живой природы и правил природопользования.

Тематическое планирование учебного материала для 10 класса. 34 часа

№  Урок

Сабақ тақырыбы

Тема урока

Сағат

Часы

Форма проведения

1

Предыстория биогеографии

1

Лекция

2

Эпоха великих географических открытий

1

Лекция

3

Становление биогеографии как науки

1

Семинар

4

Биологическая продуктивность

1

Практическое занятие

5

Биогенный круговорот

1

Семинар

6

Уровни биоразнообразия

1

Дискуссия

7

География биоразнообразия

1

Конференция

8

Экотоп, биотоп, местообитание

1

Лекция

9

Видовой состав биоценозов

1

Лекция

10

Ценотическая значимость и стратегии жизни

1

Лекция

11

Жизненные формы

1

Семинар

12

Сукцессии

1

Лекция

13

Классификации биоценозов

1

Семинар

14

Структура живого покрова

1

Лекция

15

Флористическое деление суши

1

Дискуссия

16

Зоогеографическое деление суши

1

Семинар

17

Тропические влажные вечнозеленые леса

1

Лекция

  18

Тропические листопадные леса, редколесья и кустарники

1

Лекция

19

Саванны

1

Практическое занятие

20

Мангры

1

Лекция

21

Пустыни

1

Лекция

22

Субтропические жестколистные леса и кустарники

1

Практическое занятие

23

Степи и прерии

1

Лекция

24

Широколиственные леса умеренного пояса

1

Лекция

25

Бореальные хвойные леса

1

Лекция

26

Тундры

1

Семинар

27

Экологические условия в горах

1

Семинар

28

Адаптации растений и животных к жизни в горах

1

Семинар

29

Высотная поясность гор

1

Лекция

30

Функциональная роль живого покрова в горах

1

Семинар

31

Океан как среда жизни

1

Семинар

32

Химический, биогенный и газовый состав вод океана

1

Практическое занятие

33

Биологические ресурсы Мирового океана

1

Лекция

34

Тесты

1

Тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа прикладных курсов по химии в профильном 11классе"Основы химического анализа"1

Программа "Основы химического анализа" была создана для углубленного изучения курса аналитической химии. Предлагаемый мной курс расчитан на учащихся 11 классов, которые, с одной стороны уже достаточно...

Программа прикладного обучения "Очумелые ручки"

Данная программа предназначена для воспитанников детского дома с 7 до 16 лет и содержит систему диагностики...

Рабочая программа "Прикладное творчество"

Учебный курс «Прикладное творчество» - вариант программы трудового обучения учащихся 5-7 классов. Это интегрированный курс «Изобразительного искусства» и «Технологии» и рассчитан на 2 часа в нед...

Программа прикладного курса "Микробиология с основами вирусологии"

Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, свойственных микроорганизмам, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков....

Программа прикладного курса по алгебре «Уравнения и системы уравнений»

Программа прикладного курса по алгебре «Уравнения и системы уравнений» для 11 класса...

«Лицейский центр профилактики» Программа прикладного характера в социально-культурной сфере, направленная на воспитание подростков и молодежи

Основная идея проекта – формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни через включение в активную исследовательскую деятельность посредствам ИКТ, а также объединение усилий уча...

Программа прикладного курса "Экология"

Приклодной курс по экологии предназначенный для 11 класса...