Программа прикладного курса "Экология"
календарно-тематическое планирование по экологии (11 класс) на тему
Приклодной курс по экологии предназначенный для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklodnoy_kurs.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Солтүстік Қазақстан облысы
Тайынша ауданы
КМУ Ильич орта мектебі
Бағдарлама
Программа
прикладной курс
«Экология»
для 11 класса
общеобразовательных школ
естественно-математического направления
биофизического профиля.
с. Ильич
Автор и составитель программы прикладных курсов
«экологии» для 11 класса общеобразовательных школ
естественно-математического направления
биофизического профиля Терешко Г.А.
учитель истории и географии второй категории.
Экологическое образование - это необходимый
элемент общего образования молодежи,
связанный с овладением научными основами
взаимодействия природы и общества,
формированием нравственного отношения
к природе и привитием умений и навыков
сознательного отношения к ней.
Литература
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В.. Экология. Человек-экономика- биота-среда., М., «ЮНИТИ», 2007.
2. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2001.
3. Ильин В.И.. Экология, М., «Перспектива», 2007.
4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.
5. Никаноров А.М., Хорунжая Т.А.. «Глобальная экология», М., ЗАО, «Книга сервис», 2003.
4. Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник) // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.
5. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии Алматы, «Қазақ университеті», 2007.
6. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.
Литература для ученика
- Хандогина Е.К, Герасимова Н.А., Хандогина А.В.. Экологические основы природопользования, М., «Форум», 2007.
- Вернадский В.И. «Философские мысли натуралиста», М., «Наука», 1988.
- Вернадский В.И. «Живое вещество», М., «Наука», 1969 г.
- Доклады Министерства охраны окружающей среды РК
«О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.
- Гутенев В.В., Денисов В.В., Камышев А.П., Москаленко А.П., Нагибеда Б.А., Осадчий С.Ю., Хорунжий Б.
31 | Экология и здоровье | 1 | Семинар |
32 | Тесты | 1 | Лекция |
33 | Охрана почв | 1 | Лекция |
34 | Итоговое повторение | 1 | Тесты |
Бағдарлама
Программа
Прикладной курс
«Экология»
для 11 класса
общеобразовательных школ
естественно-математического направления
биофизического профиля.
Нормативно-правовые документы:
- Закон РК «Об образовании»
- Концепция 12-летнего обучения.
- Концепция предпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения старшеклассников.
- Методические рекомендации по организации и учебно-воспитательного процесса на старшей ступени общеобразовательной школы.
- Государственный общеобразовательный стандарт образования РК.
Требования к усвоению программы:
Продумать и осознать что такое экологическая ниша, популяция, биоценоз и его устойчивость.
Цель: сформировать понятие о экологии и её значения для жизни человека и всего живого. Применение экологии в различных областях человеческой деятельности.
Задачи: акцентировать внимание учащихся на значении биологической среды для живых организмов. Развивать способности к экологическому мышлению. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.
18 | Правовые основы охраны природы | 1 | Лекция |
19 | Тесты | 1 | Лекция |
20 | Современное состояние и охрана атмосферы | 1 | Семинар |
21 | Меры по охране атмосферы | 1 | Тесты |
22 | Современное состояние и охрана атмосферы | 1 | Лекция |
23 | Рациональное использование и охрана водных ресурсов | 1 | Лекция |
24 | Использование и охрана недр | 1 | Лекция |
25 | Охрана природной среды при разработке полезных ископаемых | 1 | Семинар |
26 | Тесты | 1 | Беседа |
27 | Почвенные ресурсы, их использование и охрана | 1 | Лекция |
28 | Охрана почв | 1 | Тесты |
29 | Современное состояние и охрана растительности | 1 | Лекция |
30 | Рациональное использование и охрана животных | 1 | Лекция |
7 | Человек разумный | 1 | Лекция |
8 | Социально-географические особенности демографии человечества | 1 | Практическое занятие |
9 | Человек разумный | 1 | Лекция |
10 | Будущее экологических связей | 1 | Лекция |
11 | Социально-географические особенности демографии человечества | 1 | Семинар |
12 | Рост численности человечества | 1 | Практическое занятие |
13 | Демографические перспективы | 1 | Лекция |
14 | Возможные последствия демографических процессов | 1 | Семинар |
15 | Управление демографическими процессами | 1 | Лекция |
16 | Современные проблемы охраны природы | 1 | Лекция |
17 | Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы | 1 | Семинар |
Пояснительная записка.
Прикладной курс экологии необходимо изучать в школьной программе в связи с экологическими изменениями окружающей среды Казахстана и всего мира. После введения базисного учебного плана 2005 года из программы основной школы был исключён такой предмет как экология. Данные изменения обосновали тем, что в связи с введением в курс основной школы предмета общей биологии в нём значительная часть отведена на экологию. Однако при этом, такие значимые разделы как социальная и прикладная экология (охрана природы) не отражены в школьном курсе общей биологии. В разделе «Социальная экология» данного курса рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии.
В разделе «Экологические основы охраны природы» рассматриваются фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального природопользования, сознательной реализации мер, предотвращающих саморазрушение «общество – природа», а также для обеспечения возможности восстановления уже нарушенных связей и процессов на местном уровне, региональном и глобальном уровнях. Данный курс должен пополнить знания учащихся, а также ориентировать учащихся на дальнейшее обучение в профильных: естественно - научных, химико-биологических, эколого-географических классах старшей ступени обучения.
Учащиеся должны знать и уметь:
Знать типы взаимодействия организмов и популяции.
Уметь определять взаимосвязь отдельных популяций;
составлять диаграмму, структуру и численность популяции.
Знать что такое биоценоз и его устойчивость.
Уметь распознавать доминанты и доминирующие виды.
Знать историю развития экологических связей человечества и социально-экологические особенности демографии человечества.
Знать демографические перспективы.
Уметь составлять демографическую диаграмму и возрастную пирамиду.
Знать современные проблемы охраны природы.
Уметь составлять схему классификации природных ресурсов.
Знать современное состояние атмосферы; причину дефицита пресной воды.
Уметь составлять задачи годового расхода воды.
Знать основные виды эрозии почв.
Тематическое планирование
учебного материала
для 11 класса. 34 часа
№ урока | Сабақ тақырыбы Тема урока | Сағат Часы | Форма проведения |
1 | Человек как биосоциальный вид | 1 | Лекция |
2 | Человек как биосоциальный вид | 1 | Лекция |
3 | Особенности пищевых и информационных связей | 1 | Семинар |
4 | Использование орудий и энергии | 1 | Лекция |
5 | История развития экологических связей человечества | 1 | Лекция |
6 | Древние гоминиды | 1 | Семинар |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа прикладных курсов по химии в профильном 11классе"Основы химического анализа"1
Программа "Основы химического анализа" была создана для углубленного изучения курса аналитической химии. Предлагаемый мной курс расчитан на учащихся 11 классов, которые, с одной стороны уже достаточно...
Программа прикладного обучения "Очумелые ручки"
Данная программа предназначена для воспитанников детского дома с 7 до 16 лет и содержит систему диагностики...
Рабочая программа "Прикладное творчество"
Учебный курс «Прикладное творчество» - вариант программы трудового обучения учащихся 5-7 классов. Это интегрированный курс «Изобразительного искусства» и «Технологии» и рассчитан на 2 часа в нед...
Программа прикладного курса "Микробиология с основами вирусологии"
Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, свойственных микроорганизмам, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков....
Программа прикладного курса по алгебре «Уравнения и системы уравнений»
Программа прикладного курса по алгебре «Уравнения и системы уравнений» для 11 класса...
«Лицейский центр профилактики» Программа прикладного характера в социально-культурной сфере, направленная на воспитание подростков и молодежи
Основная идея проекта – формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни через включение в активную исследовательскую деятельность посредствам ИКТ, а также объединение усилий уча...
Программа прикладного курса "Биогеография"
Программа биогеографии естественно-математического цикла. Настоящая программа ориентирована на учащихся 10 класса.Предлагаемый прикладной курс написан в соответствии с программами дисциплин для геогра...