Ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС.
методическая разработка по географии по теме
Методическое объединение учителей естественно-математического цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennostno-smyslovoy_potentsial.ppt | 1.07 МБ |
tsennostno-smyslovoy.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем нужен новый образовательный стандарт? 2
Зачем нужен новый образовательный стандарт? Современная парадигма образования переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» № 3
Понимание изменений в содержании образовательной программы по географии № 4
География будет относиться к общественно-научным предметам. (раньше география относилась к естественным наукам). 1.В содержательной части произошло усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих. В методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям освоению деятельностного и компетентностного подходов. 2.В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета. И З М Е Н Е Н И Я В С О Д Е Р Ж А Т Е Л Ь Н О Й Ч А С Т И. № 5
Три уровня главной цели школьной географии. формирование научной картины мира; приобретение школьниками знаний и умений; воспитание и всестороннее развитие личности. № 6
Новая концепция предмета «география» Изменились цели предмета. Место в учебном плане. Основная задача – интеграция школьной географии в единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем № 7
учитель ученик Транслирует информацию Получает готовую информацию Традиционная Система обучения Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Обучение в соответствии С требованиями ФГОС Осуществляет поиск, выбор, анализ и систематизацию информации Изменение роли участников педагогического процесса (учитель-ученик). № 8
Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC. 9
Предметные результаты освоения ООП основного общего образования Предметная область Общественно-научные предметы включает изучение курсов: История России. Всеобщая история Обществознание География 10 10
Характерные черты системы школьного географического образования На первый план в содержании географического образования выходит системно - деятельностный подход 11
Универсальные учебные действия Метапредметные образовательные результаты представляют собой различные универсальные учебные действия учащегося (т. е. такие, которые могут использоваться в любой деятельности и в любых видах социальной практики и гарантируют успешную социализацию молодого человека в обществе), обеспечивающие его способность к самостоятельному освоению новых компетенций, включая и умения организовать сам процесс своего обучения вместе с постоянной самооценкой его результатов. 12
Какие же новации характерны для современной школы? Чем они отличаются от традиционного подхода к обучению географии? Традиции Новации Высокий научный уровень содержания предмета, преобладание знаниевой парадигмы, соответствующей ведущей дидактической функции нашего предмета. Переход от знаниевой парадигмы (ЗУН) к системно-деятельностной, перенос центра тяжести на формирование УУД (универсальных ученых действий). География была отнесена к циклу естественнонаучных дисциплин. География отнесена к циклу гуманитарных дисциплин. Место географии в учебном плане средней школы с 6 по 10 класс (при 2-х часах в неделю, кроме 7 кл., на географию отводилось 3 ч) – 374 ч. Место географии в основной школе – с 5 по 9 класс, общий объем часов – 272, но в 5 и 6 классах география изучается 1 час в неделю. В старшей школе география относится к числу предметов по выбору. Наличие одной-двух линий параллельных учебников. Большое число (от 10 и более) параллельных учебников. Большая роль краеведческого принципа, реализация его в природной среде, в работе на местности. Преобладание работы в электронной среде, замена реальной территории виртуальным пространством. Большое внимание педагогике сотрудничества «учитель ученик», коммуникативному, личностному общению. Перенос центра тяжести в общении в виртуальную среду: электронный журнал, дистанционное изучение отдельных вопросов и т.д. Проверка ЗУН устно и письменно, большой объем работы с картами, в том числе и контурными; внимание к развитию мышления, речи, умениям объяснять причинно-следственные связи между компонентами и явлениями. Преобладание тестового контроля на разных этапах, в том числе и на итоговом – ГИА и ЕГЭ. № 13
№ 14
№ 15
№ 16
17 Переосмысление роли учителя в образовательном процессе.
В чем состоит ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС? № 18 выше перечисленные направления в методике преподавания являются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы. Они и представляют собой ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС.
Предварительный просмотр:
Слайд№1.Тема моего выступления «Ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС.
Слайд№2. Основной вопрос, который возникает – «Зачем нужен новый образовательный стандарт?
Слайд №3 Советское образование было одним из лучших в мире. Однако со времен СССР многое изменилось, и старые подходы уже не выдерживают требований нового времени.
1. ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.
2) ФГОС -это поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит переход от принципа «образование на всю жизнь» - к принципу «образование через всю жизнь»
Слайд№4. Очень важно понимание изменений в содержании образовательной программы по географии и в чём состоят эти изменения.
Слайд №5 ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса в преподавании географии. Согласно ФГОС основной образовательной школы, в содержательной части произошло усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих.
В методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям, освоению деятельностного и компетентностного подходов. В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета.
География будет теперь относиться к общественно-научным предметам. (раньше география относилась к естественным наукам).
Слайд №6. На современном этапе цель школьной географии имеет три уровня: 1) формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности.
Слайд №7. Изменились цели школьной географии, меняется и концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая.
Слайд №8. Несколько иная методическая задача стоит теперь перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения.
1.Согласно прежним ГОСам:
Учитель------Транслирует, т.е. сообщает информацию ученикам;
ученик--------Получает готовую информацию.
2. Согласно ФГОСам:
Учитель------Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде.
Ученик--------Осуществляет поиск, выбор, анализ и систематизацию
информации, а затем применяет ее в проектах, в практических работах.
Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни.
Слайд №9. Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC.
Слайд № 10. География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе не предусмотрен новым стандартом, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс "География. Землеведение" изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю).
Слайд №11. ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях.
Слайд№12. Так же разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования. Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний.
Слайд №13
ИТАК: Какие же новации характерны для современной школьной географии?
Ранее Традиционно (было) | Теперь Новации (стало) |
1. Высокий научный уровень содержания предмета, преобладание знаниевой парадигмы (установки), соответствующей ведущей дидактической функции нашего предмета. 2.Наличие одной-двух линий параллельных учебников. 3.Большая роль краеведческого принципа, реализация его в природной среде, в работе на местности. 4.Большое внимание уделялось педагогике сотрудничества «учитель ученик», коммуникативному, личностному общению. 5.Проверка ЗУН устно и письменно, большой объем работы с картами, в том числе и контурными; внимание к развитию мышления, речи, умениям объяснять причинно-следственные связи между компонентами и явлениями. | 1. Переход от знаниевой парадигмы (ЗУН) к системно-деятельностной, перенос центра тяжести на формирование УУД (универсальных ученых действий). 2.Большое число (от 10 и более) параллельных учебников. 3.Преобладание работы в электронной среде, замена реальной территории виртуальным пространством. 4.Перенос центра тяжести в общении в виртуальную среду: электронный журнал, дистанционное изучение отдельных вопросов и т.д. 5.Преобладание тестового контроля на разных этапах, в том числе и на итоговом – ГИА и ЕГЭ. |
Слайд №14. Что изменилось в содержании учебников?
1. Уменьшилось количество терминов;
2. Уменьшилось количество дат;
3. Увеличилось количество исторических текстов;
4. Увеличилось количество иллюстраций.
Слайд №15. Что изменилось в методическом аппарате учебников?
1. Увеличилось число вопросов в тексте
2. Увеличилось число вопросов, направленных на установление логических связей, на сравнение, выявление общего.
Слайд №16. Что должен учитель изменить в себе для работы по ФГОС?
1. Перейти от преподавателя, организующего учебный процесс в соответствии с поставленными им целями и задачами к наставнику, помогающему построить учебный процесс наиболее оптимально.
Слайд №17. Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе, а именно:
Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока.
Слайд №18. Все, выше названные направления в методике преподавания являются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы. Они-то и представляют собой ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Требования к результатам обучения и освоения содержания по курсу географии в условиях введения ФГОС ООО»
Данная презентация предназначена для учителей географии: при подготовке к работе, выступлении с данной темой на методическом объединении, педсовете и т.д. В ней раскрываются требования к результ...
Конструкт урока по географии в соответствии с ФГОС на тему:" Особенности рельефа России"
В конструкте отражены цели,задачи урока и планируемые результаты:предметные,метапредметные,личностные.На каждом этапе урока деятельность учителя и ученика....
«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе»
Презентация о средствах (тексты, пословицы и поговорки, крылатые выражения и слова назидания, стихи, опорные схемы, творческие работы учащихся) формирования и воспитания духовно-нравственных качеств у...
«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе» (Из опыта работы)
Доклад раскрывает тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе...
«ЗНАЧЕНИЕ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКА УРОВНЯ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Выступление учителя географии и биологии на ШМО...
Организация и содержание сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО
Организация и содержание сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО...
Организация и содержание сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО
Организация и содержание сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО...